Западная и восточная средневековая наука 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Западная и восточная средневековая наука



Введение

Научная деятельность осуществляется не в вакууме, а в тесной связи с окружающей социальной средой, с которой она соединена множеством нитей. Наука всегда существовала и развивалась в системе общественных отношений, в тесном взаимодействии с другими сферами общественной жизни, с экономикой, политикой, культурой. Вместе с изменением, развитием общества, изменялась и роль науки, характер ее отношений с другими формами социальной деятельности, социальными общностями, социально-профессиональными группами людей. Для глубокого понимания сущности и социальной роли науки целесообразно сопоставить ее с другими сторонами общественной жизни.

 

Этос науки

Одним из важных результатов научной деятельности является создаваемая научным сообществом некоторая совокупность внутренних

социальных норм, правил — т.н. этос, или этика науки.

Под термином «этика» понимается одна из форм общественного

сознания, представляющая особый вид общественных отношений,

именуемый моралью, нравственностью.

Представляя собой составную часть философии, этика отличается

от других ее частей более тесной связью с жизнью, общественной

практикой. Этику изучают не только для того, чтобы знать, что такое

мораль, но и для того, чтобы вести соответствующий моральным

нормам образ жизни. Именно поэтому, в отличие от других частей

философии, этику часто называют практической философией.

Этика науки является одной из отраслей прикладной профессиональной

этики, к числу которых относятся этика бизнеса, политическая

этика, биоэтика и т.п. Эти дисциплины представляют собой

применение философской этики к конкретным формам жизни, человеческой

деятельности.

Этос науки это те нормы, которых придерживаются ученые

в своей деятельности и которые способствуют формированию со циального института науки. Этические ценности науки воспроизводятся

от поколения к поколению и являются обязательными для

ученого. Этос очерчивает круг допустимого поведения в рамках науки

как социального института.

Научный этос направлен прежде всего на организацию отношений

внутри научного сообщества и обеспечение его автономии по

отношению к другим социальным институтам: религии, государству,

общественным организациям.

Основы этики науки стали складываться вместе с появлением

первых научных обществ в XVI–XVII вв.

Но особенно острой эта проблема стала в ХХ в., когда ученые и философы заговорили о том, что наука, лишенная нравственных императивов, может поставить человечество на грань катастрофы.

Изобретение устрашающих орудий истребления, разрушение природной среды, создание чрезмерно технизированного мира рождают

недоверие к науке. Она, по мнению многих, пытается лишь все разъять

и расчленить, «поверить алгеброй», но оказывается не в состоянии

найти подлинную целостность бытия и до сих пор не располагает

приемлемой универсальной картиной мира.

Этические проблемы науки встали особенно остро в связи с быстрым

развитием физики, биологии (особенно генетики), а также психологии. Здесь возникали вопросы, разумно ли, нравственно ли извлекать энергию из расщепления ядра, еще не располагая целостной

картиной его устройства? Можно ли с помощью генной инженерии

скрещивать гены, если развитие живой материи вообще может

выйти из-под контроля человека?

Первая попытка кодификации социальных норм науки была

предпринята американским социологом Робертом Мертоном в работе

«Нормативная структура науки» (1942 г.).

Исходя из признания в качестве главной ценности науки истины

он указал следующие четыре главных этических нормы, которые должен

неукоснительно соблюдать в процессе поиска истины каждый

ученый:

1. Универсализм норма деятельности ученого, ориентирующая

его на признание вне-личностного характера научного знания. Эта

норма подчеркивала, что утверждения науки универсальны, поскольку

они относятся к объективным явлениям. Они являются истинными

независимо от того, кто их высказал. Ценность научного

вклада не зависит от национальности, классовой принадлежности

или личных качеств ученого. Принцип универсализма обусловливает

интернациональный и демократический характер науки.

2. Коллективизм норма, которая требует, чтобы научное знание

было общим достоянием, было открытым для научного сообщества

и общества в целом; эта норма нацеливает исследователя на то, что открытие является общественным достоянием, а доля «индивидуального

производителя» здесь весьма ограничена.

3. Бескорыстность норма, предписывающая ученому строить

всю свою деятельность, ориентируясь только на поиск истины; она

направлена на осуждение ученых, которые используют исследования

как способ достижения финансового успеха или приобретения престижа

вне научного сообщества. Эта норма утверждает, что для ученого

недопустимо приспосабливать свою профессиональную деятельность

к целям личной выгоды.

4. Организационный скептицизм эта норма имеет преимущественно методологическую направленность; она нацелена на формирование

у ученого моральной установки, что всякое отступление от истины является преступлением по отношению к науке. Никакой новый вклад в науку не может быть допущен без тщательной проверки.

В свете этой нормы идеальный ученый должен быть человеком,

которого отличает придирчивый интерес к делам своего соседа.

Предложенные Р. Мертоном нормы научного этоса широко признавались

и использовались научным сообществом вплоть до 60-х годов ХХ в. Однако с этого времени, когда удовлетворенность наукой

в обществе стала снижаться, одних представлений о некоем этическом

регулятивном идеале оказалось недостаточно. Потребовалось дополнить эти представления данными о реальном самосознании ученых и их реальном поведении.

В цикле своих работ, написанных в 60-е годы, Мертон перешел от

задачи исследования того, что должен делать ученый к исследованию

того, что он делает на самом деле, в реальной жизни. Для описания

реального поведения ученых дополнительно к нормам научного этоса

он ввел еще девять пар взаимоисключающих, двойственных по смыслу, амбивалентных принципов. Тем самым он стремился показать, что в повседневной профессиональной деятельности ученый

постоянно находится в напряженной ситуации выбора между полярными

требованиями.

Так, ученый должен:

1) как можно быстрее передавать свои научные результаты коллегам,

но не должен торопиться с публикациями;

2) быть восприимчив к новым идеям, но не должен поддаваться

интеллектуальной моде;

3) стремиться добывать такое знание, которое получит высокую

оценку коллег, но работать он должен, не обращая внимания

на оценку других;

4) защищать новые идеи, но не должен поддерживать опрометчивые

заключения;

5) прилагать максимальные усилия, чтобы знать относящиеся

к его области научные работы, но при этом помнить, что эрудиция

иногда тормозит творчество;

6) быть крайне тщательным в формулировках и в деталях, но не допускать педантизма, ибо это вредит содержанию;

7) всегда помнить, что знание универсально, но не забывать, что

всякое научное открытие делает честь нации, представителем

которой оно совершено;

8) воспитывать новое поколение ученых, но не отдавать обучению

слишком много внимания и времени;

9) учиться у крупного мастера и подражать ему, но не копировать

его.

В конце ХХ в. роль этоса науки в развитии научной деятельности

стала изменяться. Эти изменения были связаны прежде всего с кардинальным сокращением финансирования науки в развитых странах,

связанным с окончанием холодной войны. Сокращение финансирования

привело к резкому сокращению государственного участия в развитии науки, к усилению процесса ее коммерциализации.

Эти процессы особенно сильно проявились в России, где на данную

общемировую тенденцию наложились глубокие социально-экономические

трансформации.

Естественно, что это способствовало снижению планки нормативных

стандартов научной деятельности, поскольку ценностные

установки современного общества оказались во многом противоположными

нормам классического этоса, охраняющего сущностные

качества науки.

Так, проведенные зарубежными и отечественными учеными социологические исследования науки показали, что нарушение научных

норм стало чуть ли не общим правилом.

По мнению известного отечественного социолога Игоря Семено-

вича Кона (1928–2011), широкое распространение приобрели следующие

виды научного мошенничества:

1. Подлог — прямая фальсификация результатов исследования;

2. Приукрашивание — искажение результатов в желаемом направлении;

3. Стряпня — отбор данных, подтверждающих гипотезу исследователя;

Преподнесение результатов работы таким образом, как будто бы

все установленные нормы были соблюдены.

Социологи отмечают, что в практике общения ученых складывается

условный язык, состоящий из набора некоторых словесных

штампов, с помощью которого преподносятся весьма сомнительные

результаты проведенных исследований.

 

Выводы

Западная наука к начала V и до конца XV в.в. носила скорее созерцательный характер, т.е. ученые этого времени были довольно ограничены в своих изысканиях. Это относится ко всем сферам научной деятельности того времени. Большинство ученого света того времени относились так или иначе к церкви, а следовательно и к её учениям.

Теологическая (богословная) ориентация средневековья очень хорошо прослеживается. Так, в высказывании Тертуллиана (ок. 160 –после 220) отмечается: «...напрасны потуги философов, причем именно тех, которые направляют неразумную любознательность на предметы природы прежде, чем на ее Творца и Повелителя...». Ведь «философы только стремятся к истине, особенно недоступной в этом веке, христиане же владеют ею. Ибо с самого начала философы уклонились от источника мудрости, т.е. страха Божьего». Или такой пример «Верую, ибо абсурдно» это слова так же принадлежат Тертуллиану. Собственно данных изречений в той или иной степени придерживалось большинство просвещенных людей, в том числе и философов того времени.

К сожалению церковь и её учения имели очень большое значение для европейцев того времени. Вся просвещенная Европа, можно сказать была во власти церкви, т.е. любое даже малозначимое открытие не проходило не замеченным для католической церкви и для её служителей. Так же нельзя забывать о крупном и авторитетном деятели науки того времени Фоме Аквинском (1225—1274 н.э.) чьи умозаключения основанные прежде всего на заветах библии одно из его умозаключений: «В нем есть указания на метод интеллектуального, т.е. постигающего, созерцания, который схватывает не образ предмета, дальше которого не могут идти ни физика, ни математика, а прообраз этого образа, действительную форму предмета, которая есть само бытие и от которой бытие происходит». И в 1323 г. Фома Аквинский был причислен к лику святых католической церковь. Напомню, что как раз в этот промежуток времени в Европе зверствовала Инквизиция. Так что не сложно догадаться где мог оказаться человек, утверждающий, например что мы земля не центр вселенной.

Можно считать, что во многом благодаря Фоме Аквинскому, а так же другим видным деятелям находящимся под крылом католической церкви привнесли в науку того времени не поправимый вред. а если разобраться и вникнуть в биографию и сопоставить их влияние на научные труды современников, а так же последователей учения Фомы, можно сделать вывод, что наука в европейских странах на долгое время остановилась в своем развитии.

Но не всё было так безрадужно. Ведь было еще и «Восточное направление» науки в то время. Я говорю об арабских университетах. Выходцы из арабских университетов, свое знание называли натуральной магией, понимая под ней надежное и глубокое познание тайн. Магия понималась как глубокое знание скрытых сил и Вселенной без их нарушения и, следовательно, без насилия над Природой. Маг — это больше практик-экспериментатор, теоретик-концептуалист. Маг желает, чтобы опыт удался, и прибегает к всевозможным приемам, формулам, молитвам, заклинаниям и пр.

В отличие от западной культуры, в восточном мире во все времена приветствовались новые открытия и исследования мироздания. Так же процветали точные науки.

Начиная примерно с 7 века н.э. в странах Ближнего и Среднего востока произошли важные изменения. Арабы в очень короткий срок захватили обширные территории на которых был создан Арабский халифат, где строились обсерватории и создавались библиотеки.

Труды ученых разных стран переводились на арабский. В VIII-XV в.в. в арабском мире процветала математика, астрономия, физика, география и многие другие естественные науки.

Стоит отметить, что не известно как бы в дальнейшем развивалась современная наука, если бы на рубеже XV века не началось активное наступление Запада на Восток, можно взять за отсчет разгром Самаркандской обсерватории и самого Самарканда, который считался одним из мировых центров науки средневековья.

Подводя итог, можно сказать, что не смотря на множество противоречий, конфликтов науки и религии, огромного количества войн, наука развивалась довольно стремительными темпами. Хотя если мы говорим о периоде с V по XV века, нельзя не удивляться самоотверженности научных деятелей того времени, особенно это касается Западных ученых и философов, ведь именно они под страхом смерти, и вопреки церкви, закладывали основные понятия и суждения, которыми мы пользуемся и по сей день.

Список литературы

Введение

Научная деятельность осуществляется не в вакууме, а в тесной связи с окружающей социальной средой, с которой она соединена множеством нитей. Наука всегда существовала и развивалась в системе общественных отношений, в тесном взаимодействии с другими сферами общественной жизни, с экономикой, политикой, культурой. Вместе с изменением, развитием общества, изменялась и роль науки, характер ее отношений с другими формами социальной деятельности, социальными общностями, социально-профессиональными группами людей. Для глубокого понимания сущности и социальной роли науки целесообразно сопоставить ее с другими сторонами общественной жизни.

 

Западная и восточная средневековая наука

Знания вписаны в систему средневекового миросозерцания, для которого характерно стремление к всеохватывающему знанию, что вытекает из представлений, заимствованных из античности: подлинное знание — это знание всеобщее, доказательное. Но обладать им может только творец, только ему доступно знать, и только это знание - универсальное. Так как все на земле сотворено, то существование любой вещи определено свыше, следовательно, она не может быть несимволической. Слово выступает орудием творения, а переданное человеку, оно выступает универсальным орудием постижения мира. Понятия отождествляются с их объективными аналогами, что выступает условием возможности знания. Если человек овладевает понятиями, значит, он получает исчерпывающее знание о действительности, которая производна от понятий. Познавательная деятельность сводится к исследованию последних, а наиболее репрезентативными являются тексты Священного писания.

Все «вещи видимые» воспроизводят, но не в равной степени «вещи невидимые», т. е. являются их символами. И в зависимости от приближенности или отдаленности от Бога, между символами существует определенная иерархия. Телеологизм выражается в том, что все явления действительности существуют по промыслу Бога и для предуготовленных им ролей.

Познание может осуществляться только под контролем церкви. Формируется цензура, все противоречащее религии подлежит запрету. Средневековье отказалось от многих юридических идей античности, не вписывающихся в религиозные представления. Познавательная деятельность носит теологически-текстовой характер, исследуются и анализируются не вещи и явления, а понятия. Поэтому универсальным методом становится дедукция (царствует дедуктивная логика Аристотеля). В мире, сотворенном Богом и по его планам, нет места объективным законам, без которых не могло бы формироваться естествознание. Но в это время существуют уже области знаний, которые подготавливали возможность рождения науки. К ним относят астрологию, натуральную магию и др. Многие исследователи расценивают существование этих дисциплин как промежуточное звено между натурфилософией и техническим ремеслом, так как они представляли сплав умозрительности и грубого наивного эмпиоизма.

Так, средневековые ученые, как правило, выходцы из арабских университетов, свое знание называли натуральной магией, понимая под ней надежное и глубокое познание тайн. Магия понималась как глубокое знание скрытых сил и Вселенной без их нарушения и, следовательно, без насилия над Природой. Маг — это больше практик-экспериментатор, теоретик-концептуалист. Маг желает, чтобы опыт удался, и прибегает к всевозможным приемам, формулам, молитвам, заклинаниям и пр.

Средневековая западная культура — специфический феномен. С одной стороны, продолжение традиций античности, свидетельство тому — существование таких мыслительных комплексов, как созерцательность, склонность к абстрактному умозрительному теоретизированию, принципиальный отказ от опытного познания, признание превосходства универсального над уникальным. С другой стороны, разрыв с античными традициями: алхимия, астрология, имеющие «экспериментальный» характер.

Средневековая восточная культура - на Востоке в средние века наметился прогресс в области математических, физических, астрономических, медицинских знаний.

Начиная с VП в. в политической жизни стран Ближнего и Среднего Востока произошли важные изменения. Арабы в очень короткий срок захватили обширные территории, куда вошли земли Ирана, Северной Африки, азиатских провинций Византии, значительной части бывшей Римской империи, Армении, Северо-Западной Индии, на которых был создан Арабский халифат.

В городах халифата строились обсерватории, создавались библиотеки при дворцах, мечетях, медресе. Внутренняя и внешняя торговля также способствовала распространению и передаче знаний. Первый научный центр халифата — Багдад (конец VШ — начало IX), где были сосредоточены ученые, переводчики и переписчики из разных стран. Там располагалась большая библиотека, постоянно пополняемая, функционировала своеобразная академия - «Дом мудрости», на базе которого была создана обсерватория.

На арабском востоке кипела интеллектуальная жизнь. Получили развитие науки, прежде всего физико-математические и медицинские. Астрономы, математики, химики, географы, ботаники, врачи создали мощный культурно-научный слой, из которого выделились крупнейшие умы. Они обогатили достижения своих древних предшественников и создали предпосылки для последующего подъема философской и научной мысли на Западе, в том числе и психологической.

Интерес представляет личность Мухаммеда ибн Муса ал-Хорезми (780—850), автора нескольких сочинений по математике, которые в ХП в. были переведены на латынь и четыре столетия служили в Европе учебными пособиями. Через его «Арифметику» европейцы познакомились с десятичной системой счисления и правилами выполнения четырех действий над числами, записанными по этой системе. Ал-Хорезми была написана «Книга об ал-джебр и ал-мукабала», целью которой было обучить искусству решения уравнений, необходимых в случаях наследования, раздела имущества, торговли, при измерении земель, проведении каналов и т.д. отсюда идет название такого раздела математики, как алгебра.

В дальнейшем другие арабоязычные ученые добились новых достижений в алгебре (например, рассматривали задачи, требующие решения уравнений третьей, четвертой и пятой степеней, а также извлечения корней тех же степеней). Были заложены основы тригонометрии, которая была связана с достижениями арабоязычной астрономии.

Наиболее ярким представителям ближневосточного средневековья можно отнести Омара Хайяма (1048—1131), великого иранского ученого и значительного философа, великолепного поэта, автора всемирно известных четверостиший. В качестве ученого Хайям больше всего сделал в математике. В алгебре он систематически изложил решение уравнении до третьей степени включительно, написал «Комментарии» к «Началам» Евклида. Значительны достижения Хайяма в области астрономии: взамен лунного календаря, принесенного арабами, он возвратился к солнечному календарю, который был принят в Иране и Средней Азии до арабского завоевания, и усовершенствовал его.

С точки зрения развития естественнонаучных знаний о душе, особый интерес представляет медицинская психология Ибн-Сины. В ней важное место отводилось роли аффектов в регуляции и развитии поведения организма. Ибн-Сина был также одним из первых исследователей в области возрастной психологии. Особый интерес арабские натуралисты и математики, Ибн-Сина в том числе, проявляли к органу зрения. Среди исследований в этой области выделяются открытия Ибн-аль-Хайсама (ХI век). Он изучил такие важные феномены, как бинокулярное зрение, смешение цветов, контраст и т.д. Он указывал, что для полного восприятия объектов необходимо движение глаз – перемещение зри тельных осей. Ибн-аль-Хайсам подверг анализу зависимость зрительного восприятия от его длительности. Схема Ибн-аль-Хайсама не только разрушала теории зрения, доставшиеся в наследство от античных авторов, но и вводила новое объяснительное начало. Исходная сенсорная структура зрительного восприятия рассматривалась как производное от законов оптики, имеющих опытное и математическое основание, и от свойств нервной системы. Изучением функций глаза занимались и другие ученые, обнаружившие, в частности, что чувствующей частью органа зрения является не хрусталик, как предполагалось прежде, а сетчатая оболочка. Автором этого открытия считают философа и врача Ибн-Рошда (ХII век). Его учение о человеке и его душе оказало наибольшее влияние на западноевропейскую философско-психологическую мысль. Ибн-Рошд отрицал бессмертие индивидуальной души.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 916; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.21.86 (0.039 с.)