Формирование научной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование научной деятельности



Научная деятельность существует уже сотни лет, с XVII века, а некоторые

считают даже — несколько тысяч лет, со времени появления

первых древних цивилизаций. Но длительное время занятие наукой

было делом избранных людей, которых называли мудрецами, философами,

людьми не от мира сего.

Только в Средние века, примерно с X–XII вв., люди, профессионально

занимавшиеся научной деятельностью, выделились в особую

социально-профессиональную группу. Центрами научной деятельности

с этого времени стали первые средневековые университеты.

Первоначально они возникали на базе монастырей, долгое время

выполнявших образовательные функции. Впервые в качестве самостоятельных учебных заведений возникли университеты в Болонье,

Париже, Оксфорде. Эти университеты действуют и поныне, являясь

самыми престижными научно-образовательными центрами мира.

Уже в период Средневековья эти университеты имели прекрасно

отстроенные здания, свою территорию, своды законов, пользовались

своим языком (латынью), имели собственные судебные органы.

Здесь впервые возникла и система аттестации ученых, присуждения

ученых степеней и знаний.

Степень доктора, т.е. учителя, наставника, впервые стали присваивать

преподавателям Болонского университета.

Постепенно университеты в Западной Европе стали своего рода

«третьей властью», существующей наряду с папской и королевской. С XIV в. стали появляться и первые чисто научные общества —

Академии наук. Это были объединения любителей философии, искусства,

науки, объединявшиеся вокруг богатых покровителей, например в Северной Италии — вокруг князей Медичи. Первые Академии возникли во Флоренции и в Риме.

Римская академия наук заявила о себе как учреждении, способном

противостоять даже всесильной в то время католической церкви,

выступив против церковных нападок на Галилео Галилея, который был ее членом.

В XVII в. Академии наук появились в столицах большинства крупнейших

стран Европы. В 1662 г. была создана Английская академия,

а в 1666 г. — Французская. Российская Императорская академия наук

возникла в 1725 г. при активной поддержке Петра I. Однако социальный престиж науки как особой сферы деятельности повышался очень медленно.

Так, из-за отсутствия национальных научных кадров первый состав

Российской академии наук был сформирован в основном из

иностранцев. Подготовка кадров из российской молодежи налаживалось

ею очень медленно. Одному из первых русских членов Академии М.В. Ломоносову пришлось потратить немало усилий, чтобы включить в ее состав российских ученых.

Московский университет был создан только в 1755 г. Но и здесь подготовка научных кадров тормозилась правительством. Так, в середине ХIХ в. министром просвещения России графом С.С. Уваровым был издан приказ о прекращении в Московском университете преподавания философии на том основании, что «вред от нее очевиден, а польза сомнительна».

Многие члены Российской Академии демонстрировали творческую

бесплодность и не пользовались сколько-нибудь серьезным общественным влиянием.

Свидетельством этому может служить единственная пушкинская эпиграмма в адрес Академии наук

(1825 г.):

В Академии наук

Заседает князь Дундук.

Говорят не подобает

Дундуку такая честь;

Почему ж он заседает?

Потому, что ж… есть.

Высоким социальным статусом не могли похвастать и ученые западных стран. Широко известна двусмысленная фраза Наполеона, произнесенная им во время подготовки к одному из сражений в Северной Африке: «Ослов и ученых — в середину!» Только с конца XIX века научная деятельность стала превращаться в особую, значимую сферу жизни общества. С этого времени вошло в обиход и само слово «ученый», которым стали обозначать профессионала этой сферы.

Крупным сдвигом в становлении науки явилось возникновение

новой формы ее организации в виде научно-исследовательских инсти-

тутов (НИИ). Некоторые из них стали создавать собственную мощную

техническую базу по типу хозяйственных предприятий. На базе

НИИ со временем возникли т.н. отраслевые Академии наук: медицинских

наук, образования, сельскохозяйственных наук и др.

Наука пронизывает уже не только производство, но и политику,

военную сферу. Расходы на нее стали одной из весомых статей государственного бюджета. Наука становится одним из главных объектов

благотворительной деятельности. Одним из крупнейших стал существующий

и поныне фонд поддержки науки, созданный в 1895 г. шведским предпринимателем Альфредом Нобелем.

С ХХ века, справедливо получившего название века научно-технической

революции, наука оказывает все более мощное воздействие на развитие всех сфер общественной жизни. В публикуемых общих списках наук насчитывается уже более 200 научных дисциплин. Общая численность ученых в мире превысила 5 млн человек. Наука в своем стремительном развитии стала опережать развитие производства. В триаде «наука–техника–производство» науке стала принадлежать ведущая роль.

Усилились многообразные связи, коммуникации ученых. Появилось

множества научных периодических журналов, стали регулярными научные конференции, семинары, в том числе международные.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 502; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.227.104.229 (0.005 с.)