Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование научной деятельностиСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Научная деятельность существует уже сотни лет, с XVII века, а некоторые считают даже — несколько тысяч лет, со времени появления первых древних цивилизаций. Но длительное время занятие наукой было делом избранных людей, которых называли мудрецами, философами, людьми не от мира сего. Только в Средние века, примерно с X–XII вв., люди, профессионально занимавшиеся научной деятельностью, выделились в особую социально-профессиональную группу. Центрами научной деятельности с этого времени стали первые средневековые университеты. Первоначально они возникали на базе монастырей, долгое время выполнявших образовательные функции. Впервые в качестве самостоятельных учебных заведений возникли университеты в Болонье, Париже, Оксфорде. Эти университеты действуют и поныне, являясь самыми престижными научно-образовательными центрами мира. Уже в период Средневековья эти университеты имели прекрасно отстроенные здания, свою территорию, своды законов, пользовались своим языком (латынью), имели собственные судебные органы. Здесь впервые возникла и система аттестации ученых, присуждения ученых степеней и знаний. Степень доктора, т.е. учителя, наставника, впервые стали присваивать преподавателям Болонского университета. Постепенно университеты в Западной Европе стали своего рода «третьей властью», существующей наряду с папской и королевской. С XIV в. стали появляться и первые чисто научные общества — Академии наук. Это были объединения любителей философии, искусства, науки, объединявшиеся вокруг богатых покровителей, например в Северной Италии — вокруг князей Медичи. Первые Академии возникли во Флоренции и в Риме. Римская академия наук заявила о себе как учреждении, способном противостоять даже всесильной в то время католической церкви, выступив против церковных нападок на Галилео Галилея, который был ее членом. В XVII в. Академии наук появились в столицах большинства крупнейших стран Европы. В 1662 г. была создана Английская академия, а в 1666 г. — Французская. Российская Императорская академия наук возникла в 1725 г. при активной поддержке Петра I. Однако социальный престиж науки как особой сферы деятельности повышался очень медленно. Так, из-за отсутствия национальных научных кадров первый состав Российской академии наук был сформирован в основном из иностранцев. Подготовка кадров из российской молодежи налаживалось ею очень медленно. Одному из первых русских членов Академии М.В. Ломоносову пришлось потратить немало усилий, чтобы включить в ее состав российских ученых. Московский университет был создан только в 1755 г. Но и здесь подготовка научных кадров тормозилась правительством. Так, в середине ХIХ в. министром просвещения России графом С.С. Уваровым был издан приказ о прекращении в Московском университете преподавания философии на том основании, что «вред от нее очевиден, а польза сомнительна». Многие члены Российской Академии демонстрировали творческую бесплодность и не пользовались сколько-нибудь серьезным общественным влиянием. Свидетельством этому может служить единственная пушкинская эпиграмма в адрес Академии наук (1825 г.): В Академии наук Заседает князь Дундук. Говорят не подобает Дундуку такая честь; Почему ж он заседает? Потому, что ж… есть. Высоким социальным статусом не могли похвастать и ученые западных стран. Широко известна двусмысленная фраза Наполеона, произнесенная им во время подготовки к одному из сражений в Северной Африке: «Ослов и ученых — в середину!» Только с конца XIX века научная деятельность стала превращаться в особую, значимую сферу жизни общества. С этого времени вошло в обиход и само слово «ученый», которым стали обозначать профессионала этой сферы. Крупным сдвигом в становлении науки явилось возникновение новой формы ее организации в виде научно-исследовательских инсти- тутов (НИИ). Некоторые из них стали создавать собственную мощную техническую базу по типу хозяйственных предприятий. На базе НИИ со временем возникли т.н. отраслевые Академии наук: медицинских наук, образования, сельскохозяйственных наук и др. Наука пронизывает уже не только производство, но и политику, военную сферу. Расходы на нее стали одной из весомых статей государственного бюджета. Наука становится одним из главных объектов благотворительной деятельности. Одним из крупнейших стал существующий и поныне фонд поддержки науки, созданный в 1895 г. шведским предпринимателем Альфредом Нобелем. С ХХ века, справедливо получившего название века научно-технической революции, наука оказывает все более мощное воздействие на развитие всех сфер общественной жизни. В публикуемых общих списках наук насчитывается уже более 200 научных дисциплин. Общая численность ученых в мире превысила 5 млн человек. Наука в своем стремительном развитии стала опережать развитие производства. В триаде «наука–техника–производство» науке стала принадлежать ведущая роль. Усилились многообразные связи, коммуникации ученых. Появилось множества научных периодических журналов, стали регулярными научные конференции, семинары, в том числе международные.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 556; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.250.115 (0.009 с.) |