Восточная средневековая наука



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восточная средневековая наука



Говоря о восточной средневековой науке, можно отметить важнейшую роль арабского мира в том, что бесценное наследие античного мира было усвоено и передано далее Западной Европе. Именно арабы явились учителями и воспитателями латинского Запада. Основная книга Птолемея Математическое построение была переведена на арабский язык под названием Альмагисте (великое), и затем вернулась в Европу как Альмагест, став господствующим трактатом средневековой астрономии на протяжении четырнадцати веков. Первые переводы греческих философских и научных трудов на латинский язык были осуществлены не непосредственно с греческого, а с их арабских версий, а произошло это потому, что в западной Европе не было никого, способного понять такие трудные книги, как «Физика» или «Метафизика» Аристотеля или «Альмагест» Птолемея. Поэтому без помощи Фараби, Авиценны или Аверроэса европейцы никогда к такому пониманию и не пришли бы. Греческое влияние отразилось на стиле сочинений арабских авторов, которые характеризует систематичность изложения материала, полнота, строгость формулировок и доказательств, теоретичность. Вместе с тем в этих трудах присутствует характерное для восточной традиции обилие примеров и задач чисто практического содержания. В таких областях, как арифметика, алгебра, приближенные вычисления, был достигнут уровень, который значительно превзошел уровень, достигнутый александрийскими учеными. Ученые Ближнего и Среднего Востока продолжали развивать наследие Эллады, стараясь объединить его с новым алгебраическим учением.

Интерес для нас представляет личность Мухаммеда ибн Муса ал-Хорезми (780—850), автора нескольких сочинений по математике, которые в ХП в. были переведены на латынь и четыре столетия служили в Европе учебными пособиями. Через его «Арифметику» европейцы познакомились с десятичной системой счисления и правилами (алгоритмами –от имени ал-Хорезми) выполнения четырех действий над числами, записанными по этой системе. Ал-Хорезми была написана «Книга об ал-джебр и ал-мукабала», целью которой было обучить искусству решения уравнений, необходимых в случаях наследования, раздела имущества, торговли, при измерении земель, проведении каналов и т.д. «Ал-джебр» (отсюда идет название такого раздела математики, как алгебра) и «ал-мукабала» –приемы вычислений, которые были известны Хорезми еще из «Арифметики» позднегреческого математика (Ш в.) Диофанта. Но в Европе об алгебраических приемах узнали только от ал-Хорезми. Никакой специальной алгебраической символики у него даже в зачаточном состоянии еще нет. Запись уравнений и приемы их решений осуществляются на естественном языке.

Алъ-Фараби (870—950) первым среди арабоязычных философов осмыслил и в известной мере доработал логическое наследие Аристотеля. Мыслитель собрал и упорядочил весь комплекс аристотелевского «Органона» (присоединив к нему «Риторику», до тех пор неизвестную среди арабоязычных философов), написал комментарии ко всем его книгам и несколько собственных работ по ~ вопросам логики. За заслуги в развитии логического знания он получил почетный титул «Второго учителя» («Первым» считался сам Аристотель).

Как и в античности, в арабоязычном средневековье было немало ученых-энциклопедистов, сделавших значительный вклад в различные науки. Наиболее замечательное в области физики имя –алъ-Хайсам аль-Газен (965—1039) из Басры. Его труд по оптике, изданный на латинском языке в конце XVI в. и оказавший влияние на Кеплера, не только трактовал законы отражения и преломления света, но и давал поразительно точное для того времени описание строения глаза.

Среднеазиатский ученый аль-Бируни (973—1048), в произведениях которого трактовались вопросы математики, астрономии, физики, географии, общей геологии, минералогии, ботаники, этнографии, истории и хронологии. Так, Бируни установил метод определения географических долгот, близкий к современному, а также определил длину окружности Земли. Впервые на средневековом Востоке великий ученый сделал предположение о возможности обращения Земли вокруг Солнца. В своих трудах Бируни привел достаточно точные математические константы (например, определения удельных весов минералов), определил их распространенность (а также распространенность руд, металлов, сплавов), подробно описал календарные системы различных ближневосточных народов. Географические познания Бируни весьма показательны для успехов этой науки в арабоязычном мире, в котором широкая торговля в странах Южной Азии, Африки и Европы развивала географическую и этнографическую любознательность. Бируни, живший в Индии и изучавший санскритскую литературу, написал большой труд об этой стране. Следует также отметить, что он первым познакомил индийских ученых с достижениями древнегреческой математики и астрономии, переведя некоторые из трудов античных ученых на санскрит.

К наиболее ярким представителям ближневосточного средневековья можно отнести Омара Хайяма (1048—1131), великого иранского ученого и значительного философа, великолепного поэта, автора всемирно известных четверостиший (рубай). В качестве ученого Хайям больше всего сделал в математике. В алгебре он систематически изложил решение уравнений до третьей степени включительно, написал «Комментарии» к «Началам» Евклида. Значительны достижения Хайяма в области астрономии: взамен лунного календаря, принесенного арабами, он возвратился к солнечному календарю, который был принят в Иране и Средней Азии до арабского завоевания, и усовершенствовал его.

АбуАли ибн Сына (Авиценна) (980—1037) –философ, математик, астроном, врач, чей «Канон врачебной науки» снискал мировую славу и представляет определенный познавательный интерес сегодня. На основе идей Аристотеля он создал своеобразную классификацию наук.

Ибн-Рушд (1126—1198) –философ, естествоиспытатель, добившийся больших успехов в области алхимии, автор медицинских трудов, комментатор Аристотеля, был сторонником единого интеллекта и космического детерминизма. Он считал, что активный интеллект, существуя вне и независимо от индивидуумов, есть вечный коллективный разум рода человеческого, который не возникает, не уничтожается и заключает в себе общие истины в обязательной для всех форме. Он есть субстанция истинно духовной жизни, и познавательная деятельность индивидуума образует лишь частное проявление ее. Разумное познание человека есть, следовательно, безличная и сверхличная функция: это временная причастность индивидуума к вечному разуму. Последняя есть та общая сущность, которая реализуется в высших проявлениях индивидуальной деятельности.

В течение всего Средневековья медленно развивавшаяся наука Исламского мира служила как бы холодильником открытий. Здесь высшие достижения Эллады дожидались дерзких и умелых пользователей и продолжателей. Напротив, застывшая ученость имперского Китая стала в ту пору холодильником интеллигенции. Только в XVIII веке, когда новые дерзкие европейцы прорвались в Китай, они вызвали там пробуждение великих природных сил. К XX веку китайские ученые вновь вошли в число передовых умов человечества: это выразилось и в нобелевских премиях, и в математических открытиях.

 

6. Организация науки в средневековых университетах.

Схоластика* (комментарий) позднее направление средневековой философии 9-14 в.в. имеет целью рационализацию и систематизацию христианского учения на основе формальной логики Аристотеля. Именно в период схоластики происходит зарождение университетов, которые возникли на базе Церковных школ, которые делились на три вида:

1. монастырские,

2. епископальные,

3. придворные - именно на их базе появлялись университеты.

1-ый Университет появился в 1100 г. - Болония; 1162 - Оксворд, 1200 - Париж; 1210 – Кембридж. А к 1500 насчитывали около 80 .

Причиной появления университетов явилась необходимость организации учебной деятельности по аналогии с профессиональными цехами.

В цехе были следующие статусы:

Цех Университет
Ученик Схольник (ученик)
подмастерья Бакалавр
мастер Магистр

В структуре средневековых университетов было 4 факультета:

1 – низший и 3- высших.

1-й факультет - артистический (философский) - 6 лет. Преподаватели 7 свободных искусств, разделенных на 2 блока: первый - трилиум: грамматика, риторика и диалектика; второй блок – кватриум: арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

2. фак-т - теологический (богословный) 15-16 лет.

3. фак-т - медицинский 20-25 лет.

4. фак-т - юридический 20-25 лет.

Языком преподавания была латынь. Возраст обучающихся от 14-20 лет.

Университеты обладали относительной свободой. В учебном процессе выделяли 2 вида занятий:

1. Лекции, которые делились на ординарные (читались в утреннее время и на них нельзя было задавать вопросы) и экстраординарные.

2. Форма обучения: диспуты – на них аудитория делилась на 2 части, обе они получали творческие задания и одна часть готовила аргументы «про» («за») и «контро» (против). Все студенты обязаны были переписывать лекции несколько раз и сдавать их в университетскую библиотеку.

Так же именно в период схоластики в теории познания на первый план выходит логика.

Платон принижал материальное (патристика).

Аристотель приравнивал (схоластика).

Целью схоластов было нахождение соотношения между божьим словом (Библия) и божьим делом (миром), для чего они использовали схолы (комментарии), которые делились на два вида: 1) нисходящие схолы – от слова божьего к миру; 2) восходящие схолы – от мира к слову божьему, например, доказательство бытия бога Фомы Аквинского.

Главной философской проблемой схоластики был «спор об универсалиях». Универсалии – общие понятия, которые обозначают ни одно, а род (человек, одежда). Вопрос стоял так: как соотносятся вещи и универсалии, что первично и где находятся универсалии. Различают три решения этой проблемы:

1) реализм – универсалии существуют до вещей, в мышлении Бога и они также реальны как и Бог.

2) номеналисты (номена - имя) - универсалии существуют после вещей путем обобщения родовых свойств.

3)концептуализм (концепт мысли) – общие понятия не существуют вне вещей, они находятся в вещах как их родовые свойства и затем обретаются в цели относительно которых они реальны.

Достижения схоластов в логике: 1) осуществили дидактическую (для научных целей) систематизацию в формальной логике античных и средневековых веках; 2) разработали модальную логику, т.е. логику суждения и соотношения; 3) выявили систематические категории; 4) исследовали логические парадоксы.

Раймонд Луллий создал первую логическую машину.

Значение схоластики для развития философии и науки: оно рассматривается в позитивном и негативном ключе: позитивный – 1)схоластика существенно способствовала развитию формальной логики; 2)деятельность схоластов способствует разделению идеализма на субъективный и объективный; 3)схоласты способствовали появлению в Новое Время эмпиризма и рационализма как направления в гносеологии.

«*»: схоластикой называют оторванное от жизни знание, знание ради знания.

 



Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 1014; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.153.166.111 (0.006 с.)