Возникновение и основные стадии эволюции науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение и основные стадии эволюции науки



Наука в классическом понимании не могла возникнуть в культурах древних обществ — Египта, Вавилона, Индии и прочих. Здесь не принято было задавать вопросов природе. Многое, если не все, воспринималось как должное. Безусловно, на Древнем Востоке люди имели представления о математических операциях. Математики древнего Вавилона, например, уже знали позиционную систему счисления, в которой цифра имеет разное значение в зависимости от занимаемого ею места в составе числа. Но ни у древних египтян, ни у вавилонян еще не было понимания того, что числа — своего рода абстрактная реальность (как позже у древних греков), находящаяся в особой связи с материальным миром. Таким образом, особый канонизированный стиль мышления, чтение традиций, уходящих корнями в глубины веков, и многое другое накладывали серьезные ограничения на прогностические возможности познания, мешая ему вырваться из вековых объятий кастового мира. Поэтому на Древнем Востоке была преднаука, наука же возникла несколько позже — в Древней Греции.

3.1. Этапы развития:

Первый этап — Древняя Греция. Возникновение науки в социу-

ме с провозглашением геометрии как науки об измерении земли. На

этом этапе ученые работали с математическими моделями — абстрак-

циями. Из всех понятий ими выводились аксиомы и, опираясь на них

с помощью логики, создавались новые понятия.

Второй этап — Средневековье. Общепризнанным считается, что

в эту эпоху европейская наука превратилась в служанку богословия.

Отсюда и особенности второго этапа:

1. противоборство между номиналистами (единичные вещи) и реалистами (универсальные вещи);

2. ориентация научного знания на теологию и специфическое обслуживание интересов ограниченного числа идей;

3. средневековая наука — наука текста; текст выступает в качестве носителя истины;

4. шаг назад от эпохи Античности: если античный человек занимался поиском истины (искал смысл жизни, задавал вопросы ответственности человека перед самим собой и обществом, пытался найти на них ответы), то человек эпохи европейского Средневековья такими изысканиями не занимался, поскольку истина была предзадана и зафиксирована в одной Великой книге (Библии). Аналогичная ситуация возникла на арабском Востоке — истины скрыты в священной книге мусульман — Коране;

5. Возникают научные школы, провозглашается приоритет эмпирического познания в исследовании окружающей действительности. Но главный недостаток всего средневекового мировоззрения — отсутствие идеи самодостаточности природы, управляемой естественными, объективными законами, не зависящими от воли человека.

 

Третий этап — Новоевропейская классическая наука (XV–XVIвв.). Процессами, сопутствовавшими формированию научногомировоззрения человека в эпоху Нового времени, были следующие:

1) крушение архаичной антично-средневековой космософии. Набира-

ет силу и авторитет натуралистическая идеология (пантеизм, деизм,

натурализм);

2) соединение абстрактно-теоретической (умозрительно-

натурфилософской) традиции с ремесленно-технической;

3) аксиологическая переориентация интеллектуальной деятельности, вызванная утверждением гипотетико-дедуктивной методологии познания.

В этот период наука постепенно освобождается из-под влияния церкви. Ученые приходят к выводу об опытной апробации, необходимости эмпирического контроля знания. Появляются первые попытки убрать схоластику (Средневековая философия, создавшая систему искусственных, чисто формальных логических аргументов для теоретического оправдания догматов церкви) и догматизм (Некритическое мышление, опирающееся на догмы), интенсивно развивается экономика, отмечается лавинообразный интерес к научному знанию.

Особенности периода:

1. научная мысль начинает фокусироваться на получение объективно истинного знания с уклоном в практическую плоскость;

2. осуществляется попытка анализа и синтеза рациональных зерен

культуры греко-римской Античности;

3. начинают преобладать экспериментальные знания;

4. наука превращается в социальный институт (вузы, научно-исследовательские организации, научные книги)

5. научные знания разделяются по отраслям: технические и соци-

ально-гуманитарные.

Четвертый этап — XX в. Набирает силу неклассическая наука.

«Картины мира различных наук в это время еще отделялись друг от

друга, но при этом совместно формировали общенаучную картину мира, отсутствовавшую как единое целое в классической науке. Эта картина перестала считаться вечной и неизменной истиной и осознается как последовательно развиваемое и уточняемое относительно верное знание о мире».

 

Пятый этап — постнеклассическая наука. Современный этап развития научного познания. Важнейшей его чертой стала междисциплинарность обслуживания утилитарных потребностей промышленности, дальнейшее внедрение принципа эволюционизма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.019 с.)