Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возникновение и основные стадии эволюции наукиСодержание книги Поиск на нашем сайте
Наука в классическом понимании не могла возникнуть в культурах древних обществ — Египта, Вавилона, Индии и прочих. Здесь не принято было задавать вопросов природе. Многое, если не все, воспринималось как должное. Безусловно, на Древнем Востоке люди имели представления о математических операциях. Математики древнего Вавилона, например, уже знали позиционную систему счисления, в которой цифра имеет разное значение в зависимости от занимаемого ею места в составе числа. Но ни у древних египтян, ни у вавилонян еще не было понимания того, что числа — своего рода абстрактная реальность (как позже у древних греков), находящаяся в особой связи с материальным миром. Таким образом, особый канонизированный стиль мышления, чтение традиций, уходящих корнями в глубины веков, и многое другое накладывали серьезные ограничения на прогностические возможности познания, мешая ему вырваться из вековых объятий кастового мира. Поэтому на Древнем Востоке была преднаука, наука же возникла несколько позже — в Древней Греции. 3.1. Этапы развития: Первый этап — Древняя Греция. Возникновение науки в социу- ме с провозглашением геометрии как науки об измерении земли. На этом этапе ученые работали с математическими моделями — абстрак- циями. Из всех понятий ими выводились аксиомы и, опираясь на них с помощью логики, создавались новые понятия. Второй этап — Средневековье. Общепризнанным считается, что в эту эпоху европейская наука превратилась в служанку богословия. Отсюда и особенности второго этапа: 1. противоборство между номиналистами (единичные вещи) и реалистами (универсальные вещи); 2. ориентация научного знания на теологию и специфическое обслуживание интересов ограниченного числа идей; 3. средневековая наука — наука текста; текст выступает в качестве носителя истины; 4. шаг назад от эпохи Античности: если античный человек занимался поиском истины (искал смысл жизни, задавал вопросы ответственности человека перед самим собой и обществом, пытался найти на них ответы), то человек эпохи европейского Средневековья такими изысканиями не занимался, поскольку истина была предзадана и зафиксирована в одной Великой книге (Библии). Аналогичная ситуация возникла на арабском Востоке — истины скрыты в священной книге мусульман — Коране; 5. Возникают научные школы, провозглашается приоритет эмпирического познания в исследовании окружающей действительности. Но главный недостаток всего средневекового мировоззрения — отсутствие идеи самодостаточности природы, управляемой естественными, объективными законами, не зависящими от воли человека.
Третий этап — Новоевропейская классическая наука (XV–XVIвв.). Процессами, сопутствовавшими формированию научногомировоззрения человека в эпоху Нового времени, были следующие: 1) крушение архаичной антично-средневековой космософии. Набира- ет силу и авторитет натуралистическая идеология (пантеизм, деизм, натурализм); 2) соединение абстрактно-теоретической (умозрительно- натурфилософской) традиции с ремесленно-технической; 3) аксиологическая переориентация интеллектуальной деятельности, вызванная утверждением гипотетико-дедуктивной методологии познания. В этот период наука постепенно освобождается из-под влияния церкви. Ученые приходят к выводу об опытной апробации, необходимости эмпирического контроля знания. Появляются первые попытки убрать схоластику (Средневековая философия, создавшая систему искусственных, чисто формальных логических аргументов для теоретического оправдания догматов церкви) и догматизм (Некритическое мышление, опирающееся на догмы), интенсивно развивается экономика, отмечается лавинообразный интерес к научному знанию. Особенности периода: 1. научная мысль начинает фокусироваться на получение объективно истинного знания с уклоном в практическую плоскость; 2. осуществляется попытка анализа и синтеза рациональных зерен культуры греко-римской Античности; 3. начинают преобладать экспериментальные знания; 4. наука превращается в социальный институт (вузы, научно-исследовательские организации, научные книги) 5. научные знания разделяются по отраслям: технические и соци- ально-гуманитарные. Четвертый этап — XX в. Набирает силу неклассическая наука. «Картины мира различных наук в это время еще отделялись друг от друга, но при этом совместно формировали общенаучную картину мира, отсутствовавшую как единое целое в классической науке. Эта картина перестала считаться вечной и неизменной истиной и осознается как последовательно развиваемое и уточняемое относительно верное знание о мире».
Пятый этап — постнеклассическая наука. Современный этап развития научного познания. Важнейшей его чертой стала междисциплинарность обслуживания утилитарных потребностей промышленности, дальнейшее внедрение принципа эволюционизма.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 599; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.161.178 (0.008 с.) |