Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Значение логики и теории аргументацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
С детства в процессе повседневного общения мы усваиваем законы и принципы логического мышления. Но этот процесс идет во многом стихийно. Часто люди мыслят логично, даже не задумываясь над тем, какие законы и правила они при этом используют. Однако значит ли это, что изучение логики как науки не имеет никакого значения? Вряд ли это так. Изучение логики ведет к сознательному применению законов и принципов логического мышления, тем самым повышая логическую культуру мышления. Логика имеет большое значение для формирования культуры мышления, умения эффективно использовать приобретенный человечеством арсенал логических познавательных средств. При этом существенно не только выполнение указанных выше требований логической правильности в собственных рассуждениях, но и наличие способностей тонко чувствовать возможные отступления от логических норм в рассуждениях своих коллег и тем более оппонентов. В этом случае необходимы определенные знания устоявшихся правил тех или иных мыслительных процедур, а также описанных в истории логики типичных ошибок и софизмов. Изучение логики способствует повышению интеллектуального потенциала человека, более эффективному использованию способностей, данных человеку от природы, и навыков, приобретаемых в жизненном опыте. Логика не учит мыслить, но она помогает развивать, совершенствовать, оптимизировать мышление, способствует расширению его возможностей. Знание логики помогает контролировать правильность мышления с помощью общих точных критериев, развивать логический самоконтроль. Знание логики обеспечивает доказательность рассуждений и тем самым способность убеждать в своей правоте, что особенно важно в научном исследовании, в процессе обучения, в спорах и дискуссиях. В пользу изучения логики можно привести следующие прагматичные соображения. · Занятия логикой приучают нас точно мыслить и ясно излагать свои мысли. · Логика воспитывает умение убеждать и обосновывать свои идеи. · Изучение логики постепенно формирует привычку анализировать свои и чужие рассуждения. · Логика научит вас спорить: корректно отстаивать свое мнение, опровергать ошибочный тезис, разоблачать недобросовестные приемы и уловки. · И все-таки, самое важное – логика вырабатывает привычку думать. Формируясь, прежде всего, под влиянием практических потребностей массовых дискуссий, диспутов и просто интеллектуальных упражнений в Древней Греции, логика сложилась как некоторая грамматика мышления. Незнание ее правил чревато, по существу, не меньшими неприятностями, чем неосведомленность в грамматике естественного языка. «Логика есть великий преследователь темного и запутанного мышления, - писал известный английский логик Дж. Ст. Милль, - она рассеивает туман, скрывающий от нас наше невежество и заставляющий нас думать, что мы понимаем предмет, в то время, когда мы его не понимаем» [Цит. по: Челпанов Г.И. Учебник логики / Г.И. Челпанов. – М., 1946. – С. 5-6]. Изучению логики всегда придавалось большое значение. При этом каждый специалист выделяет в логике свой аспект, находит полезной для себя некоторую часть накопленного в ней разнообразия знаний. Однако в этой науке есть проблемы, представляющие интерес для специалиста любого профиля. Это прежде всего проблемы, касающиеся общения между людьми. Общение – неотъемлемое свойство и условие человеческой жизнедеятельности. Поэтому усвоение логических правил, которым подчиняется организация процесса общения в цивилизованном мире, имеет непреходящее значение. Особого внимания заслуживает логико-коммуникативная подготовка руководителей производства, юристов, учителей, журналистов, политических деятелей – всех, для кого вербальное (т. е. словесное) общение с людьми является едва ли не единственным каналам выполнения социальных функций. Разработка логических основ общения, и прежде всего теории аргументации, – важнейшая черта современной логики. Теория логической аргументации исследует многообразные способы убеждения людей с помощью речевого устного или письменного воздействия в рамках самых различных коммуникативных систем – от научных доказательств до политической пропаганды, судебных прений и художественного языка, торговой рекламы и бытового спора. Именно посредством речи, так как на людей и их убеждения можно воздействовать и неречевыми методами: жестом, мимикой, молчанием, внушением, насилием, гипнозом и пр. Актуальность исследования аргументации обусловлена тем, что научное познание и общественная практика всегда были связаны с процедурами доказательства истинности или ложности каких-либо суждений. Систематически это находит свое выражение в различных способах объяснения, демонстрации, обоснования, верификации и т.п. Объективной основой аргументации служит противопоставление истинного и ложного, корректного и некорректного, последовательного и непоследовательного, конкретного и абстрактного знания. Аргументация – неотъемлемый компонент общественно-политической жизни. Она используется в противоборстве социально-политических доктрин, идеологий, мировоззрений. Отражая конфликт нового и старого, прогрессивного и реакционного, общечеловеческого индивидуального, аргументация характеризует степень обоснованности программ, манифестов, идей конфликтующих субъектов. Кроме того, аргументация вплетена во все структуры общественного процесса, так как в нем действуют конкретные люди со своим сознанием, мировоззрением, социальными качествами. Одним из профессиональных требований в общественной жизни к каждому человеку является умение убедительно говорить на заседаниях, конференциях, официальных завтраках и обедах. В наши дни это обычная практика в правительствах, организациях и фирмах. Аргументация ориентирована на изменение взглядов, мнений и установок других людей с помощью логических средств и, как следствие, – действий и поступков других людей. Очевидно, что логическая культура специалиста занимает особое место в его общей культуре. Ведь как бы ни были специфичны элементы культуры личности, они основываются на мышлении, на его общих для всех людей формах и законах. Вот почему логическая культура есть необходимый инструмент, позволяющий аргументатору увидеть истинную сущность сложных социальных явлений и процессов, правильно их оценить. Эти качества необходимы каждому человеку, но для специалистов в области связей с общественностью они имеют особое значение, так как их деятельность во многом требует не только узкопрофессиональной, но и преимущественно интеллектуальной подготовки, способности делать аргументированные выводы на основе логического мышления.
Вопросы для самопроверки
1. Что означают этимологический и исторический способы определения логики? 2. В каком отношении мышление является предметом логики как науки? Какие грани мышления изучает логика? 3. Как можно выделить логическую форму мысли? Чем отличается логическая форма мысли от грамматической? 4. Как можно проверить логическую правильность утверждения и его истинность? 5. В каком отношении интерес логики к языку отличает ее от других наук, тоже изучающих язык? Существует ли какая-либо особая «логика» языка? 6. Зачем нужно изучать логику? Что значит рассуждать логично? Препятствует ли логика творчеству?
Задачи и упражнения
1. Подумайте, почему употребление слов «ступень» («уровень») при анализе чувственного и рационального познания весьма условно? Как связаны знания и чувственный опыт? Постарайтесь при этом выделить существенные различия чувственного познания и абстрактного мышления (по формам, глубине, непосредственности, активности отражения, по средствам и формам выражения). 2. При рассмотрении взаимодействия логики с другими науками можно выделить три основных направления, по которым происходило воздействие разных подходов на трактовку содержания характера методов логики: психологизация логики, социологизация логики, технологизация логики. Каждый из этих подходов выделяет те или иные ее особенности и поэтому обладает определенными достоинствами, но в то же время имеет и свои недостатки. Постарайтесь дать анализ тем и другим. 3. Будучи одной из самых старых и важных наук в истории человечества, логика входит неотъемлемой составной частью в систему наук, образующих интеллектуальное ядро духовной культуры, и вместе с ними выполняет многообразные и ответственные функции в обществе. Дайте характеристику таким функциям логики, как познавательная, методологическая, эвристическая и т. д., помятуя о предмете логики и ее специфике как науки. 4. Почему Мефистофель советует студенту начинать образование с изучения логики? «А потому, мой друг, на первый раз, По мне, полезен был бы тут для вас Курс логики: хоть опыт и рискован, Начнут сейчас дрессировать ваш ум, Как бы в сапог испанский зашнурован, Чтоб тихо он, без лишних дум И без пустого нетерпенья, Вползал по лестнице мышленья, Чтоб вкривь и вкось, по всем путям, Он не метался там и сям». (Гёте И. Фауст. М., 1979. С. 69) 5. Известный английский физик Кельвин заявил сторонникам специализации студентов: «Из-за незнания логики погибло больше кораблей, чем из-за незнания навигации». Что он имел в виду? Попробуйте привести примеры, поясняющие это заявление.
Глава ІI. Понятие Понятие как форма мышления
Понятие – это форма мышления, посредством которой отражаются общие и существенные признаки предметов, взятые в их единстве. Под предметом здесь и далее будут подразумеваться не только конкретные вещи, явления, процессы, но и их свойства, а также связи и отношения; предметы материальные и духовные, действительные и мнимые, уже существующие и возможные в будущем – словом, все то, на что может быть направлена человеческая мысль. Этим подчеркивается универсальность понятия как формы мышления, его способность отразить все качественное многообразие и единство мира. Понятие как форма мысли решает несколько задач: 1) отличает предметы интересующего нас множества от всех остальных предметов; 2) обобщает предметы интересующего нас множества; 3) выражает сущность предмета данного множества. Знание генезиса понятия дает возможность раскрыть его действительную природу. Будучи коррелятом предметной действительности, понятия характеризуются относительной самостоятельностью своего существования. Предмет может исчезнуть, а понятие его сохраняется, передаваясь от поколения к поколению. С изменением и развитием действительности возникают новые понятия. Так, с возникновение частной собственности появляется и возможность ее нарушения – кража, а также средство защиты ее от кражи – право. Все это находит свое отражение в соответствующих понятиях, в частности в понятии «право». Возникновение новых понятий связано и с процессом углубления и развития самого познания, открытием в предметах новых сторон, свойств, связей, отношений. Таковы многие понятия наук: «масса», «энергия», «ген» и др. В истории логики при решении вопроса о понятии допускались прежде всего две крайности. Одна – это отрыв понятия от действительности, противопоставление ей, неумение уяснить органическую связь с ней. А другая – отождествление понятия с действительностью, неспособность осмыслить его специфику. Чтобы избежать этих крайностей, нужно вначале установить генезис (происхождение) понятия и раскрыть его природу (сущность). Возникновение понятий – объективная закономерность становления и развития человеческого мышления. Иными словами, этот процесс имеет свои предпосылки, условия, а также причины. Образование понятия – не простой зеркальный акт отражения предметов действительности, а сложнейший процесс. Он предполагает активность субъекта, включает в себя множество логических приемов. Важнейшими из них выступают анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение. Анализ. Каждый объектявляется целостностью, единством своих частей, свойств, состояний и т.д. В некоторых случаях целостности могут быть материально, «физически» расчленены на свои элементы. Например, машина может быть разобрана на свои детали и узлы. Однако многие целостности физически неразложимы. Любой предмет, например, нельзя реально разложить на форму, размеры, цвет и т.п. Расчленение на такие элементы может быть осуществлено только мысленно. Анализ – это мысленное разложение предмета на части. Этот прием создает предпосылки для изолированного рассмотрения различных сторон целостных объектов, он позволяет выделять разнообразные признаки предметов, из которых формируется содержание понятий этих предметов мысли. Абстрагирование (от лат. аbstractio – отвлечение) – логический прием, заключающийся в мысленном выделении одного признака предмета и отвлечении от других признаков. Например, мы отвлекаемся от национальности, роста, цвета глаз, образования и других признаков индивида и выделяем лишь один признак – «преступник». Абстрагирование – это естественное продолжение анализа. С его помощью выделенные в результате анализа стороны предмета мысли превращаются в самостоятельные объекты мысли, изучаемые отдельно как от носителя соответствующих сторон, так и от других сторон того же носителя. Абстрагирование своим результатом имеет формирование упрощенной модели предмета познания, который берется только со стороны абстрагируемого свойства, признака. Абстрагирование несет с собой возможность заблуждения, поскольку связанный с его упрощающей функцией отход познания от реальности целостного объекта может иметь своим результатом односторонний образ предмета. Сравнение – мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков сходства и различия в том или ином отношении. Сравнение в его систематическом виде осуществляется по строго определенным основаниям. Оно может состоять как в сопоставлении на основе непосредственного чувственного восприятия сравниваемых объектов, их свойств, так и в сопоставлении на основе применения разнообразных теоретических методов и критериев установления сходства и различия. В последнем случае сравнение из атомарной логической операции превращается в достаточно сложную процедуру. Обобщение – мысленное объединение однородных предметов, их группировка на основе тех или иных признаков. Поскольку обобщение опирается на результаты абстрагирования, оно включает в себя отвлечение от индивидуальных различий обобщаемых предметов мысли и распространение абстрагированных общих признаков с одних предметов на другие. Об обобщенных предметах можно говорить как об «одном и том же предмете» (абстракция отождествления). Обобщение взаимодействует с логической операцией синтеза. Синтез – мысленное соединение признаков предмета в одно целое. Синтез предполагает мысленное проникновение во внутренние связи, во внутреннее единство интегрируемых частей. В этом смысле синтез является ступенью углубления познания в свой предмет. Все эти логические приемы тесно связаны между собой, образуя единый процесс. Его конечным итогом оказывается мысль, имеющая безгранично разнообразное содержание, но принимающая неизменно одну и ту же форму – понятия. Понятия выполняют две основных функции. Первая – это познавательная функция. Она осуществляется на основе такой логической операции, как применение понятия (или подведение предмета под понятие). Например, выработав понятие «вещество» путем обобщения представлений о твердых телах, жидкостях и газах, мы распространяем его затем на новые виды вещества, например, плазму. Другая, тесно связанная с предыдущей, функция понятия – коммуникативная, т. е. функция средства общения. Закрепляя свои знания в форме понятий, люди затем обмениваются ими в процессе совместной деятельности, а также передают их последующим поколениям. Тем самым осуществляется социальное наследование знаний, обеспечивается духовная преемственность поколений. Языковой формой выражения понятия является слово (словосочетание), например, «государство», «правовое государство», «федеративное правовое государство». Отношения между понятием и словом подвижны и многоплановы. Одно понятие может быть выражено разными словами: «конституция» – «основной закон государства», «юрист» – «правовед», такие слова называют синонимами. В свою очередь, одно и то же слово может обозначать несколько понятий: «закон» – это и объективный закон природы или общества, и юридический закон; подобные слова называются омонимами. Многозначность слов таит в себе опасность логических ошибок: двусмысленность, смешение и подмена понятий и пр., на них зачастую базируется софистика. В понятии различаются прежде всего содержание и объем. Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии. Так, содержание понятия «багульник» включает: принадлежность к семейству вересковых, расположенность на торфяных болотах, ядовитость, вечнозеленость и отнесенность к кустарникам. В системе признаков, образующих содержание понятия, различают два типа: родовые признаки, общие и существенные для всей предметной области, к которой относится данный предмет мысли, и видовые признаки, общие и существенные лишь для данного предмета мысли и отличающие его от других предметов данной предметной области. Объем понятия – множество предметов, которое мыслится в понятии и которым присущи все входящие в содержание понятия признаки. Например, объем понятия «преступление» охватывает все преступления. Объекты, принадлежащие объему, называются элементами объема. Элемент находится в отношении принадлежности объему, которое следует отличать от отношения включения части (подмножества) элементов в объем. Это значит, что термин «часть» в смысле составной «детали» какого-либо предмета, системы, явления к логике не относится. Так, маятник, конечно, является составной частью часов, но объем понятия «маятник» не является частью объема понятия «часы». Множеству маятников принадлежат маятники как таковые, а множеству часов – только часы. Объемы этих двух понятий состоят из различных элементов. Для символического представления понятий в логике обычно используются латинские буквы А, В, С, … Графически объем понятия изображается кругом: где А – любое понятие.
Круги для изображения объемов называют эйлеровыми по имени знаменитого математика Л.Эйлера, впервые, как считается, предложившего их использование. Внутренняя часть круга символизирует совокупность объектов, составляющих объем понятия, тогда как часть плоскости вне круга символизирует множество тех объектов, которые не принадлежат объему понятия. Содержание и объем понятия органически связаны между собой. Эта связь состоит в том, что определенному содержанию понятия соответствует свой определенный объем, и наоборот, причем с уменьшением объема понятия его содержание становится богаче, так как число признаков в нем увеличивается, и наоборот, с увеличением объема число признаков уменьшается. Эта закономерность получила название закона обратного отношения между содержанием и объемом понятия. Например, «преступление» и «особо опасное преступление». Первое понятие имеет меньшее содержание, но больший объем, в сравнении со вторым.
Рассмотрим, например, понятия «человек», «славянин», «русский». Содержание понятия «человек» составляют общие и существенные признаки всех людей вообще, независимо от того, славяне это или не славяне, а тем более русские или не русские. Содержание понятия «славянин» – богаче: оно включает наряду с общими признаками всех людей также особые признаки славян (в отличие от немцев, французов, англичан и т. п.). Но с этим увеличением содержания неразрывно связано уменьшение объема понятия: в нем мыслятся уже не все люди вообще, а лишь их часть, именно славяне. Содержание понятия «русский» еще богаче: к признакам всех людей вообще и славян в частности присоединяются еще и специфические признаки русских людей (в отличие от украинцев, белорусов, болгар и др.). Соответственно объем этого понятия оказывается уже: в него входит теперь лишь часть славян – именно русские. Для наглядности представим соотношение этих понятий графически:
где А – русский; В – славянин; С – человек.
Знание природы понятий, их отношения к действительности – важная предпосылка их правильного применения в практике мышления.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 1215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.208.243 (0.012 с.) |