Социальные, культурно-исторические, психологические и логические основания аргументации.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные, культурно-исторические, психологические и логические основания аргументации.



Особенности аргументации в среде с преобладанием традиционного мышления.

3.Аргументация, учитывающая особенности социально-психологических установок.

4.Общая характеристика эмпирической аргументации. Приемы и методы эмпирической аргументации.

5.Общая характеристика теоретической аргументации.Функции научных теорий.

6.Контекстуальная (алогическая) аргументация в логической культуре личности.

Основная литература:

1. Гетманова, А.Д. Учебник по логике. М.: ЧеРо, 2005.- 304 с.

2. Ивлев, Ю.Б. Логика. М.: Проспект: Велби, 2006.-288с.

3.Логика и теория аргументации: учеб. пособие для студентов вузов / Б.И. Каверин, И.В. Демидов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 287 с.

Дополнительная литература:

4. Ивин, А.А. Логика: Учебник для студ. вузов. – М.: Гардарики, 2005. – 352с.

5. Рузавин П.И. Логика: Практический курс. – М.: Юнити-Дана, 2005.

Тема 15. Доказательство и опровержение (форма проведения — практическое занятие).

Цель:формировать систему знаний и умений в построении доказательств и опровержений.

Вопросы к теме:

Определение и структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация. Требования к тезису, аргументам, демонстрации.

Виды доказательства: прямое и косвенное доказательство. Разновидности косвенного доказательства (метод «от противного» и метод исключения).

Опровержение и его разновидности: опровержение тезиса прямое и косвенное, критика аргументов, выявление несостоятельности демонстрации.

4.Логические требования к рациональной критике, аргументации.

Основные логические ошибки в доказательстве и опровержении.

6.Упражнения: № 2, 3, 4 [4, с. 118, 119, 120].

Основная литература:

1. Гетманова, А.Д. Учебник по логике. М.: ЧеРо, 2005.- 304 с.

2. Ивлев, Ю.Б. Логика. М.: Проспект: Велби, 2006.- 288с.

3.Логика и теория аргументации: учеб. пособие для студентов вузов / Б.И. Каверин, И.В. Демидов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 287 с.

4. Упражнения по логике: учеб. пособие/ под ред.В.И. Кириллова.- 6-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.-184 с.

Дополнительная литература:

5. Ивин, А.А. Логика: Учебник для студ. вузов. – М.: Гардарики, 2005. – 352с.

6. Рузавин П.И. Логика: Практический курс. – М.: Юнити-Дана, 2005.

Тема 16. Приемы и методы аргументации. Искусство дискуссии (форма проведения — практическое занятие).

Цель:формировать умения практического применения приемов и методов аргументации.

Вопросы к теме:

Риторические приемы, используемые в аргументации.

Формы обоснования тезиса.

Виды обоснования тезиса.

Виды критики.

2.Софистические приемы в аргументации.

3.Правила ведения дискуссии.

4.Виды диалога.

5.Эристика.

6.Лояльные и нелояльные приемы дискуссии.

7.Упражнения: 6, 11, 16 [4, с. 122(№6), с.137 (№11), с.155(№16)].

Основная литература:

1. Гетманова, А.Д. Учебник по логике. М.: ЧеРо, 2005. - 304 с.

2. Ивлев, Ю.Б. Логика. М.: Проспект: Велби, 2006.- 288с.

3.Логика и теория аргументации: учеб. пособие для студентов вузов / Б.И. Каверин, И.В. Демидов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 287 с.

4. Упражнения по логике: учеб. пособие/ под ред.В.И. Кириллова.- 6-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.-184 с.

Дополнительная литература:

5. Ивин, А.А. Логика: Учебник для студ. вузов. – М.: Гардарики, 2005. – 352с.

6. Рузавин П.И. Логика: Практический курс. – М.: Юнити-Дана, 2005.

Вопросы для самопроверки.

1. В чем заключается сущность теоретической аргументации?

2. В чем заключается сущность эмпирической аргументации?

3. В каком значении употребляется в логике термин “доказательство”?

4. Назовите виды доказательства.

5. Какими методами осуществляется прямое подтверждение тезиса?

6. Какими методами осуществляется косвенное подтверждение тезиса?

7. В чем сущность апогогического подтверждения тезиса?

8. В чем сущность разделительного подтверждения тезиса?

9. Чем опровержение тезиса отличается от его подтверждения?

10. Какими методами осуществляется опровержение тезиса?

11. Назовите правила и ошибки в аргументации.

2. Тестовые задания по дисциплине "Логика и теория аргументации".

Вариант 1

 

1. Задание

Найдите верное определение понятия «формальная логика»:

а) наука о законах и формах правильного мышления;

б) наука о законах и правилах, которым подчиняются рассуждения;

в) наука о формах мышления.

2. Задание

С чем в значительной степени было связано возникновение логики как науки в Древней Греции?

а) с высоким уровнем ее экономического развития;

б) с ролью ораторского искусства в политической жизни полиса;

в) с высоким уровнем развития философской мысли.

3. Задание

Какое из приведенных ниже слов должно быть на месте пропуска в предложении?

«... - это обозначаемый именем предмет или класс предметов».

а) значение;

б) смысл;

в) понятие.

4. Задание

Кто является основоположником логики как науки?

а) Гераклит

б) Аристотель

в) Платон

5. Задание

Какому союзу соответствует дизъюнкция?

а) и

б) или

в) если ..., то…

6. Задание

Укажите единичное понятие:

а) Камская государственная инженерно-экономическая академия

б) высшее учебное заведение

в) высшее учебное заведение РФ

 

7. Задание

Определите вид отношения между совместимыми понятиями «европейское государство» и «федеративное государство»

а) подчинение

б) пересечение

в) равнообъемность

8. Задание

Определите вид отношения между несовместимыми понятиями: «печать», «телевидение», «средства массовой информации»

а) противоположность

б) противоречие

в) соподчинение

9. Задание

Укажите вид следующего определения: «Термин «консенсус» заимствован из латинского языка и означает согласие, общее мнение».

а) реальное

б) номинальное

в) неявное

10. Задание

Укажите вид ошибки в следующем определении: «Газета - печатное периодическое издание».

а) ошибка широкого определения

б) ошибка узкого определения

в) тавтология

11. Задание

Укажите предложение, выражающее суждение:

а) Прощай, свободная стихия! (А.Пушкин)

б) И какой же русский не любит быстрой езды? (Н.Гоголь)

в) Кино, радио, телевидение и пресса стали мощными факторами воздействия на массы.

12. Задание

Определите вид следующего суждения: «Внедрение новых технологий — основа повышения эффективности производства».

а)атрибутивное

б)суждение с отношениями

в)суждение существования

 

13. Задание


К какому виду по объединенной классификации и принятым в логике обозначениям относится следующее суждение: «Российская Федерация — светское государство»:

а) A

б) E

в) I

г) O

14. Задание

Укажите выделяющее суждение.

а) Президент Российской Федерации является главой государства.

б) Все жанры хороши, кроме скучного.

в) «Только великие люди могут иметь великие недостатки». (Ларош-фуко)

15. Задание


Определите вид следующего сложного суждения: «Цитатами следует пользоваться только тогда, когда действительно не обойтись без чужого авторитета» (Шопенгауэр).

а) конъюнкция

б) дизъюнкция

в) импликация

г)эквиваленция

16. Задание

Определите с помощью «логического квадрата» отношение между следующими суждениями: «Все судьи ошибаются» - «Ни один судья не ошибается»

а)противоречие

б)подчинение

в)контрарность

г)субконтрарность

17. Задание

В каких терминах выражается алетическая модальность?

а) «обязательно», «запрещено», «разрешено»

б) «случайно», «необходимо», «возможно», «невозможно»

в) «вероятно»

18. Задание

Определите вид модальности следующего суждения: «Человек должен жить и творить, а не прозябать».

а)деонтическая модальность

б)алетическая модальность

в)эпистемическая модальность

19. Задание

В логике преобразование суждения в суждение, противоположное по качеству с предикатом, противоречащим предикату исходного суждения, называется:

а) обращением

б) превращением

в) противопоставлением предикату

20. Задание

Суждение, из которого в умозаключении выводится новое суждение, называется:

а) посылкой

б) логическим следствием

в) заключением

21. Задание

Умозаключения, у которых между посылками и заключением имеется отношение логического следования, называются:

а) по аналогии

б) индуктивными

в) дедуктивными

22. Задание

Непосредственными умозаключениями называются:

а) дедуктивные умозаключения, делаемые из одной посылки, являющейся категорическим суждением;

б) умозаключения, построенные из двух истинных категорических суждений, в которых S и P связаны средним термином

в) умозаключения, построенные из двух категорических суждений, в которых S и P связаны средним термином

23. Задание

Укажите вывод при обращении суждения «Все S есть P»

а) «Некоторые P есть S»

б) «Некоторые S есть P»

в) «Все P есть S»

24. Задание

Укажите вывод при противопоставлении предикату суждения «Всякое государство является политической организацией»

 

а) «Ни одна политическая организация не является государством»

б) «Ни одно государство не является неполитической организацией»

в) «Ни одна неполитическая организация не является государством»

25. Задание

Посылка, содержащая предикат заключения, называется:

а) средним термином

б) большей посылкой

в)меньшей посылкой

26. Задание

Сделайте вывод из посылок: «Каждый гражданин РФ имеет право на образование», «Иванов — гражданин РФ»

а) «Иванов имеет гражданские права РФ»

б) «Иванов имеет право на образование»

27. Задание

Укажите правильные модусы II фигуры категорического силлогизма.

а) ААА, ЕАЕ, АII, ЕIО

б) АЕЕ, АОО, ЕАЕ, ЕIO

в) ААI, АЕЕ, IАI, ОАО

28. Задание

Какую логическую ошибку иллюстрирует следующий пример: «Движение вечно. Хождение в институт — движение. Значит, хождение в институт вечно».

а) предикат вывода в заключении распределен, а в посылке — не распределен

б) средний термин не распределен ни в одной из посылок
в) «учетверение» терминов

29. Задание

По какой фигуре построен данный категорический силлогизм: «Неопубликованные законы применению не подлежат. Данный закон относится к неопубликованным. Значит, данный закон применению не подлежит».

а) I

б) II

в) III

г) IV

 

 

30. Задание

Укажите свойство отношений, на основании которого сделан вывод в следующем умозаключении: «А>В, В>С, следовательно, А>С».

а) симметричность

б) рефлексивность

в) транзитивность

31. Задание

Силлогизм, в котором пропущена одна из посылок или заключение называется:

а) соритом

б) энтимемой

в) эпихейремой

32. Задание

Укажите вид силлогизма, которому соответствует данная схема:

Все А суть В.

Все С суть А.

Значит, все С суть В.

Все D суть С.

_________________

Все D суть В.

 

а)прогрессивный полисиллогизм

б)прогрессивный сорит

в)эпихейрема

33. Задание

Какой вид сорита начинается с посылки, содержащей предикат заключения, и заканчивается посылкой, содержащей субъект заключения?

а) прогрессивный сорит

б) регрессивный сорит

в) логический сорит

34. Задание

Как в традиционной логике называется сложносокращенный силлогизм, обе посылки которого представляют собой сокращенные простые категорические силлогизмы (энтимемы)?

а) сорит

б) эпихейрема

в) модус

 

35. Задание

Укажите правильный вывод в следующем условном умозаключении:

«Вузовская наука, стоящая у колыбели подготовки кадров, способна играть созидательную роль, если она твердо встанет на рельсы творчества и развития. Если наука будет играть созидательную роль, то она во многом будет определять сам ход общественного обновления, развитие политической культуры общества, перспективы самой науки».

а) Если вузовская наука, стоящая у колыбели подготовки кадров, твердо встанет на рельсы творчества и развития, то она во многом будет определять сам ход общественного обновления, развитие политической культуры общества, перспективы самой науки.

б) Если наука будет играть созидательную роль, то она твердо встанет на рельсы творчества и развития.

в) Если вузовская наука, стоящая у колыбели подготовки кадров,

будет играть созидательную роль, то она во многом будет определять сам ход общественного обновления, развитие политической культуры общества, перспективы самой науки.

36. Задание

Какие модусы условно — категорического умозаключения дают достоверные выводы?

а) утверждающий

б) отрицающий
в) утверждающий, отрицающий

37. Задание

Определите модус (в символической записи) следующего условно-категорического умозаключения:

Если изменяются экономические отношения, изменяется и правосознание.

Экономические отношения изменились (p)

Изменилось правосознание (q)

 

а) p→q, ┐p

q

б) p→q, p

q

в) p→q, q

p

 

 

38. Задание

Определите модус и укажите вид дизъюнкции в следующем разделительно-категорическом умозаключении:

Трудовой договор заключается на определенный (p) или на неопределенный срок (q). Данный трудовой договор заключен на определенный срок (p).

Данный трудовой договор не заключен

на неопределенный срок (p).

а) утверждающе-отрицающий модус, строгая закрытая дизъюнкция

б) отрицающе-утверждающий модус, строгая закрытая дизъюнкция

в) утверждающе-отрицающий модус, нестрогая закрытая дизъюнкция

39. Задание

Определите вид дилеммы: «Теоретические модели будущего Вселенной делятся на «закрытые» и «открытые». Если модель «закрытая», то в будущем расширение Вселенной сменится ее сжатием. По гипотезе «открытой модели» космическая эволюция приведет к «тепловой смерти» Вселенной. Но теоретические модели будущего Вселенной - «закрытые» или «открытые».

а)простая конструктивная дилемма

б)сложная конструктивная дилемма

в)простая деструктивная дилемма

40. Задание

Укажите пропущенную часть данного умозаключения (энтимемы): «Это суждение не общее, следовательно, оно частное».

а) Суждения могут быть частными.

б) Суждения могут быть общими.

в) Суждения могут быть общими или частными.

41. Задание

Какой метод в классической двузначной логике выражается в виде данной формулы:

ā = a → F , где F — противоречие или ложь.

Df

а) Рассуждение «от противного»

б) Метод «сведения к абсурду»

в) Рассуждение по правилу введения импликации

42. Задание

Умозаключение , в котором на основании принадлежности признака отдельным предметам или частям некоторого класса делают вывод о его принадлежности всему классу в целом, называют:

а) индуктивным

б) дедуктивным

в) категорическим силлогизмом

43. Задание

Укажите виды индуктивных умозаключений:

а) сложная и простая индукция

б) достоверная и вероятностная индукция

в) полная и неполная индукция

44. Задание

Укажите вид данного умозаключения и определите тип логической ошибки в его заключении: «Известно, что железо, золото, серебро, цинк, медь, алюминий — твердые тела.Значит, твердыми телами являются все металлы».

а) полная индукция, «после этого, значит, по причине этого»

б) неполная индукция, «поспешное обобщение»

в) полная индукция, «поспешное обобщение»

45. Задание

Какой метод научной индукции иллюстрирует данная схема:

АВС — вызывает d.

MFB - вызывает d.

MBC - вызывает d.

По-видимому, В является причиной d.

а) метод сходства

б) метод различия

в) метод сопутствующих изменений.

46. Задание

Определите, какой метод научной индукции применяется в данном рассуждении: «При взвешивании вещества определенного химического состава было установлено, что его вес больше веса суммы составляющих его веществ. Это означало, что в состав вещества входит какое-то неизвестное вещество. Им оказался литий».

а) метод сходства

б) метод остатков

в) соединенный метод сходства и различия

47. Задание

Какой способ обоснования (в аргументации) обеспечивает получение достоверного знания?

а) аналогия

б) неполная индукция

в) доказательство

48. Задание

Косвенное обоснование истинности тезиса путем установления ложности противоречащего ему допущения называется:

а) апагогическим

б) разделительным

в) индуктивным

49. Задание

Обоснование оппонентом собственного тезиса (антитезиса) с целью опровержения альтернативного утверждения пропонента называется:

а) деструктивной критикой

б) конструктивной критикой

в) неявной критикой

50. Задание

Укажите, требование какого логического закона нарушено в приведенном примере:

«Новые аэровокзалы сокращают время пребывания человека на земле».

а) требование закона тождества

б) требование закона непротиворечия

в) требование закона доcтаточного основания

51. Задание

Укажите вид данного вопроса с учетом его познавательной функции:

«Верно ли, что существует несколько гипотез возникновения Вселенной?»

а) восполняющий вопрос

б) уточняющий вопрос

в) вопрос по существу темы

52. Задание

Укажите вид ответа (в зависимости от области поиска ответов) в данном примере:

Вопрос: Знаете ли вы иностранные языки?

Ответ: Я закончил курсы иностранных языков.

а)прямой ответ

б)косвенный ответ

в)неполный ответ

 

Вариант 2

 

1.Задание

Логика — это...:

а) наука об умозаключениях и доказательствах

б)наука о правилах мышления

в)наука о формах и законах мышления

г)наука о формах и законах познания

2. Задание

Формальная логика появилась:

а) в средние века

б) в античности

в) в Новое время

г)в эпоху Возрождения

3. Задание

Традиционная логика является:

а)символической

б)аристотелевской

в)математической

г) современной

4. Задание

Какое из приведенных ниже слов должно быть на месте пропуска в предложении?

«... - обозначаемый именем предмет или класс предметов».

а) значение;

б) смысл;

в) понятие.

5. Задание

Любое понятие имеет:

а) величину

б)объём

в)размер

г)фигуру

6.Задание

«Солнце» — это понятие...:

а) единичное

б)физическое

в)нулевое

г)общее

7. Задание

«Глупость» - это понятие...:

а)конкретное

б)отвлечённое

в)абстрактное

г)отрицательное

8. Задание

«Неряха» — это понятие...:

а)положительное

б)отрицательное

в)нейтральное

г) пустое

9. Задание

Понятие, большее по объёму называется:

а)видовым

б)родовым

в)широким

г)общим

10. Задание

Укажите единичное понятие

а) Камская государственная инженерно-экономическая академия

б) высшее учебное заведение

в) высшее учебное заведение РФ

11. Задание

Отношения между понятиями изображаются:

а) круговыми схемами Эйлера

б)круговыми схемами Бойлера

в)круговыми схемами Пейджера

г)круговыми схемами Аристотеля

12. Отношения между понятиями A(дочка), B(внучка),C(лицо женского пола) изображаются схемой:

 

а) б) в) г)

 

13. Задание

Укажите вид следующего определения: «Термин «консенсус» заимствован из латинского языка и означает согласие, общее мнение».

а) реальное

б) номинальное

в) неявное

14. Задание

Что раскрывает деление понятия?

а)содержание

б)форму

в)смысл

г)объём

15. Задание

Определите вид отношения между несовместимыми понятиями: «печать», «телевидение», «средства массовой информации»

а) противоположность

б) противоречие

в) соподчинение

16. Задание

Определите вид отношения между совместимыми понятиями «европейское государство» и «федеративное государство»

а) подчинение

б) пересечение

в) равнообъемность

17. Задание

Возможным результатом ограничения понятия «деятельность» будет понятие:

а) «работа»

б) «международная финансовая деятельность в сфере непроизводственных услуг»

в) «профессия»

г) «изделие человека»

18. Задание

Дополните определение: «Суждение — это..., в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов и явлений, о связях между предметами и их свойствами или об отношениях между предметами».

а)предложение

б)незаконченная мысль

в)обобщённое понятие

г)форма мышления

19. Задание

Укажите грамматическую форму, в которой выражается суждение.

а)повествовательное предложение

б)вопросительное предложение

в)побудительное предложение

г) словосочетание

20. Задание

Что может быть истинным или ложным?

а)понятие

б)суждение

в) термин

г) квантор

21. Задание

Как называется предмет суждения?

а) сущностью

б) смыслом

в) субъектом

г) силлогизмом

22. Задание

Определите с помощью «логического квадрата» отношение между следующими суждениями: «Все судьи ошибаются» - «Ни один судья не ошибается»

а)противоречие

б)подчинение

в)контрарность

г)субконтрарность

23. Задание

В каких отношениях находятся субъект и предикат в суждении «Все сосны суть не березы»?

а)пересечение

б)равнозначность

в)совместимость

г)несовместимость

24. Задание

Противопоставлением предикату для суждения «Все воробьи — птицы» будет сужде­ние:

а) «Некоторые птицы — воробьи»

б) «Все не птицы не являются воробьями»

в) «Все воробьи не являются не птицами»

г) «Некоторые птицы не являются воробьями»

25. Задание

Определите вид модальности следующего суждения: «Человек должен жить и творить, а не прозябать».

а)деонтическая модальность

б)алетическая модальность

в)эпистемическая модальность

26. Задание

Укажите вывод при противопоставлении предикату суждения «Всякое государство является политической организацией».

а) «Ни одна политическая организация не является государством»

б) «Ни одно государство не является неполитической организацией»

в) «Ни одна неполитическая организация не является государством»

27. Задание

Суждение, из которого в умозаключении выводится новое суждение, называется:

а) посылкой

б) логическим следствием

в) заключением

28. Задание

Сложное суждение «Уж полночь близит­ся, а Германа всё нет» является:

а) дизъюнкцией

б)эквиваленцией

в)конъюнкцией

г)импликацией

 

 

29. Задание

Суждение «Если Солнце является треугольником, то все крокодилы — это летающие существа» является:

а)истинным

б)ложным

в)бессмысленным

г)неопределённым

30. Задание

Укажите родовое понятие в определении: «Умозаключение — это...».

а) сложное суждение

б)форма мышления

в)истинный вывод

г)ложное понятие

31. Задание

Умозаключения, у которых между посылками и заключением имеется отношение логического следования, называются:

а) по аналогии

б) индуктивными

в) дедуктивными

32. Задание

Сделайте вывод из посылок: «Каждый гражданин РФ имеет право на образование», «Иванов — гражданин РФ»

а) «Иванов имеет гражданские права РФ»

б) «Иванов имеет право на образование»

33. Задание

Укажите вывод при обращении суждения «Все S есть P»:

а) «Некоторые P есть S»

б) «Некоторые S есть P»

в) «Все P есть S»

34. Задание

Связь между субъектом и предикатом вывода в простом категорическом силлогизме выполняет:

а)старший термин

б)больший термин

в)меньший термин

г)средний термин

35. Задание

Укажите ошибку, допущенную в силлогизме:

Законы — это вечные принципы природы.

Всеобщая воинская обязанность — это закон.

_________________________________________________________________________

Всеобщая воинская обязанность — это вечный принцип природы

 

а)подмена основания

б) «учетверение» терминов

в)поспешное обобщение

г) нестрогая дизъюнкция

36. Задание

Укажите родовое понятие в определении: «Эпихейрема — это...».

а)вид сложного суждения

б)разновидность умозаключения

в)раздел индукции

г)закон дедукции

37. Задание

Задание

Укажите вид силлогизма, которому соответствует данная схема:

Все А суть В.

Все С суть А.

Значит, все С суть В.

Все D суть С.

_________________

Все D суть В.

 

а)прогрессивный полисиллогизм

б)прогрессивный сорит

в)эпихейрема

38. Задание

Какие модусы условно — категорического умозаключения дают достоверные выводы?

а) утверждающий

б) отрицающий
в) утверждающий, отрицающий

39. Задание

Определите модус (в символической записи) следующего условно-категорического умозаключения:

Если изменяются экономические отношения, изменяется и правосознание.

Экономические отношения изменились (p)

Изменилось правосознание (q)

 

а) p→q, ┐p

q

б) p→q, p

q

в) p→q, q

40. Задание

Определите вид дилеммы: «Теоретические модели будущего Вселенной делятся на «закрытые» и «открытые». Если модель «закрытая», то в будущем расширение Вселенной сменится ее сжатием. По гипотезе «открытой модели» космическая эволюция приведет к «тепловой смерти» Вселенной. Но теоретические модели будущего Вселенной - «закрытые» или «открытые».

а)простая конструктивная дилемма

б)сложная конструктивная дилемма

в)простая деструктивная дилемма

41. Задание

«При работе на металлорежущем станке обрабатываемая деталь и резец нагреваются от трения, причём, чем быстрее вращается патрон станка, тем сильнее их нагрев, следовательно, скорость вращения патрона есть причина степе­ни нагрева детали и резца».

В этом рассуждении вывод получен:

а) методом единственного сходства

б)методом единственного различия

в)методом сопутствующих изменений

г)методом проведённого наблюдения

д)методом поставленного эксперимента

42. Задание

Укажите родовое понятие в определении: «Аналогия — это...».

а)ошибка в силлогизме

б) закон логики

в)сложное суждение

г) вид умозаключения

43. Задание

По какой фигуре построен данный категорический силлогизм: «Неопубликованные законы применению не подлежат. Данный закон относится к неопубликованным. Значит, данный закон применению не подлежит».

а) I

б) II

в) III

г) IV

44. Задание

Укажите правильный вывод в следующем условном умозаключении:

«Вузовская наука, стоящая у колыбели подготовки кадров, способна играть созидательную роль, если она твердо встанет на рельсы творчества и развития. Если наука будет играть созидательную роль, то она во многом будет определять сам ход общественного обновления, развитие политической культуры общества, перспективы самой науки».

а) Если вузовская наука, стоящая у колыбели подготовки кадров, твердо встанет на рельсы творчества и развития, то она во многом будет определять сам ход общественного обновления, развитие политической культуры общества, перспективы самой науки.

б) Если наука будет играть созидательную роль, то она твердо встанет на рельсы творчества и развития.

в) Если вузовская наука, стоящая у колыбели подготовки кадров,

будет играть созидательную роль, то она во многом будет определять сам ход общественного обновления, развитие политической культуры общества, перспективы самой науки.

45. Задание

Укажите вид данного умозаключения и определите тип логической ошибки в его заключении: «Известно, что железо, золото, серебро, цинк, медь, алюминий — твердые тела. Значит, твердыми телами являются все металлы».

а) полная индукция, «после этого, значит, по причине этого»

б) неполная индукция, «поспешное обобщение»

в) полная индукция, «поспешное обобщение»

46. Задание

Косвенное обоснование истинности тезиса путем установления ложности противоречащего ему допущения называется:

а) апагогическим

б) разделительным

в) индуктивным

47. Задание

Укажите, требование какого логического закона нарушено в приведенном примере:

«Новые аэровокзалы сокращают время пребывания человека на земле».

а) требование закона тождества

б) требование закона непротиворечия

в) требование закона достаточного основания

48. Задание

Обоснование оппонентом собственного тезиса (антитезиса) с целью опровержения альтернативного утверждения пропонента называется:

а) деструктивной критикой

б) конструктивной критикой

в) неявной критикой

49. Задание

Символическая логика является:

а)разделом традиционной логики

б)разделом философии

в)разделом математики

г)разделом грамматики

50. Задание

Способ связи аргументов с тезисом в доказательстве называется:

а)аргументацией

б)демонстрацией

в)манифестацией

г)декларацией

51. Задание

Укажите вид данного вопроса с учетом его познавательной функции:

«Верно ли, что существует несколько гипотез возникновения Вселенной?»

а) восполняющий вопрос

б) уточняющий вопрос

в) вопрос по существу темы

52. Задание

Ответы делятся в зависимости от области поиска ответов:

а) на прямые и косвенные

б) на истинные и ложные

в) на краткие и развернутые

3. Содержание самостоятельной работы студентов

Разделы и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы
Тема 1. Предмет и значение логики как науки Подготовка доклада к семинару: “Этапы развития логики как науки” Подготовка презентации на тему: “Роль и значение логики в формировании культуры мышления».
Тема 2. Логика и язык Конспектирование первоисточников: Гетманова, А.Д. Учебник по логике. М.: ЧеРо, 2000. С. 17-24. Работа с тестами для самопроверки.
Тема 3. Понятие как форма отражения действительно­сти и форма мышления. Написание эссе на тему: «Роль понятий в получении знания и его изложении». Выполнение упражнений: №16, 24[4, с. 12, 18].
Тема 4. Логические отно­шения между понятиями. Логические операции с понятиями. Выполнение упражнений: Логика и теория аргументации: учеб. пособие для студентов вузов / Б.И. Каверин, И.В. Демидов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С.80-82. Работа с тестами для самопроверки.
Тема 5. Простые и сложные суждения. Выполнение упражнений: № 14, 15 [4, с.41,42]. Конспектирование первоисточников по теме: «Определение правильности рассуждений средствами табличного построения логики высказываний». Работа с тестами для самопроверки.
Тема 6. Отношения между суждениями. Выполнение упражнений: Логика и теория аргументации: учеб. пособие для студентов вузов / Б.И. Каверин, И.В. Демидов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С.100-103. Работа с тестами для самопроверки.
Тема 7. Логическая струк­тура и виды дедуктивных умозаключений. Выполнение упражнений: Логика и теория аргументации: учеб. пособие для студентов вузов / Б.И. Каверин, И.В. Демидов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С.145-147.
Тема 8. Логическая струк­тура и виды индуктивных умозаключений. Взаимосвязь индукции и дедукции в процессе мышления. Подготовка презентации на тему: “Взаимосвязь индукции и дедукции в процессе мышления». Работа с тестами для самопроверки.
Тема 9. Умозаключение по аналогии и его виды. Выполнение упражнений: Логика и теория аргументации: учеб. пособие для студентов вузов / Б.И. Каверин, И.В. Демидов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С.149-150. Работа с тестами для самопроверки.
Тема 10. Гипотеза и ее виды. Подготовка презентации по теме: “Построение гипотез”. Работа с тестами для самопроверки.
Тема 11. Общая характери­стика законов логики. Выполнение упражнений: Логика и теория аргументации: учеб. пособие для студентов вузов / Б.И. Каверин, И.В. Демидов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С.171-174. Работа с тестами для самопроверки.
Тема 12. Логическая структура и виды вопросов. Выполнение упражнений: № 8, 10 [4, с.171,173]. Работа с тестами для самопроверки.
Тема 13. Логическая структура и виды ответов. Выполнение упражнения № 15 [4, с.179]. Выполнение упражнений: Логика и теория аргументации: учеб. пособие для студентов вузов / Б.И. Каверин, И.В. Демидов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С.120-121.
Тема 14. Теоретическая, эмпирическая и контексту­альная аргументация. Выполнение упражнений: Логика и теория аргументации: учеб. пособие для студентов вузов / Б.И. Каверин, И.В. Демидов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С.247-250. Работа с тестами для самопроверки.
Тема 15. Доказательство и опровержение. Выполнение упражнений: Логика и теория аргументации: учеб. пособие для студентов вузов / Б.И. Каверин, И.В. Демидов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С.214-222. Работа с тестами для самопроверки.
Тема 16. Приемы и мето­ды эмпирической аргументации. Искус­ство дискуссии. Выполнение упражнений: Логика и теория аргументации: учеб. пособие для студентов вузов / Б.И. Каверин, И.В. Демидов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С.263-266. Работа с тестами для самопроверки.

Глоссарий

АБСТРАКТНОЕ ПОНЯТИЕ - понятие, в котором отображен не конкретный предмет как таковой, а какое-либо свойство предме­та или отношение, в котором он находится к другим предметам.

АБСТРАКТНОЕ ТОЖДЕСТВО - временное отвлечение, абс­трагирование от различий в предметах. Оно является относитель­ным, имеющим значение лишь в пределах определенного контекс­та.

АБСУРД - бессмыслица, нелепость. Свести к абсурду - зна­чит доказать, что в чем-либо заключается скрытое противоречие и тем самым опровергнуть его.

АДЕКВАТНЫЙ - одинаковый, вполне соответствующий, рав­ный, тождественный.

АКСИОМА - истинное положение, утверждение, которое не требует доказательства, в нем содержание логического сказуемого заключено в содержании логического подлежащего.

АНАЛОГИЯ - подобие, сходство предметов в каких-либо свойствах и отношениях. Умозаключение по аналогии - такое умо­заключение, по которому в результате делается вывод, что исследу­емый предмет, возможно, имеет признак X, поскольку все предметы из области, которой принадлежит этот предмет, имеют признак X.

АНТЕЦЕДЕНТ - первый член импликации, характеризующий причинные условия.

АНТИНОМИЯ - противоположность между двумя суждени­ями, взаимоисключающими друг друга, но в то же время произ­водящими впечатление, что оба могут быть логически доказаны в качестве правильных.

АНТИТЕЗА - положение, противоположное тезису, т.е. како­му-либо исходному утверждению.

АНТИФРАЗИС - такая речь,



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.58.199 (0.03 с.)