Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема VI. Логические основы теории аргументации

Поиск

Аргументация как совокупность способов убеждающего воздействия в коммуникативном процессе. Социальные, психологические, лингвистические и логические факторы убеждающего воздействия. Доказательное рассуждение – логическая основа формирования научных убеждений.

 

Понятие доказательства. Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация. Виды доказательства: прямое доказательство; непрямое (косвенное).

 

Понятие опровержения. Способы опровержения: опровержения тезиса (прямое и косвенное); критика аргументов; выявление несостоятельности демонстрации. Логические требования к научной критике.

 

Правила доказательного рассуждения. Правила по отношению к тезису и антитезису. Логические ошибки в отношении тезиса и антитезиса; полная и частичная подмена тезиса (антитезиса).

Правила в отношении аргументов. Стратегия и тактика оперирования аргументами, правила оперирования фактами. Ошибки в отношении аргументов; ложное основание; предвосхищение основания; аргумент к личности; аргумент к человеку и другие.

Правила в отношении демонстрации. Использование дедукции, индукции и аналогии в процессе аргуменизации. Ошибки в демонстрации – нарушение правил соответствующих умозаключений.

Дискуссия как метод обсуждения и разрешения спорных вопросов в науке и практике. Виды дискуссий, правила ведения дискуссий, искусство полемики.

Приступая к освоению темы VI, следует выделить в качестве базовых следующие понятия: аргументация, доказательство, субъекты и поля аргументации, правила и ошибки по отношению к элементам аргументации. Желательно обращаться за необходимой информацией к источникам, обозначенным в списке литературы и законспектировать основные положения в своей рабочей тетради.

Доказательство – это логический прием, обосновывающий истинность какого-либо суждения с помощью других суждений, истинность которых уже установлена.

В структуре доказательства три элемента:

1) тезис – суждение, истинность которого требуется доказать;

2) основания или аргументы – истинные суждения, с помощью которых доказывается тезис;

3) демонстрация – способ логической связи между тезисом и аргументами (дедукция, индукция или традукция)

 

Правила и логические ошибки в доказательствах могут быть сведены в следующую таблицу:

 

По отношению к тезису

Правила Ошибки
1. Тезис должен быть четким и ясным 1. Выдвижение неясного, неточного тезиса.
2. Тезис должен оставаться неизменным на протяжении всего доказательства 2.Потеря тезиса.
  3. Полная подмена тезиса.
  4. Частичная подмена тезиса.

По отношению к аргументам:

Правила Ошибки
1. Аргументы должны быть истинными 1. «Основное заблуждение» – принятие за истину ложного тезиса.
2. Аргументы должны обосновываться независимо от тезиса. 2. «Предвосхищение основания»
3. Аргументы не должны противоречить друг другу. 3. Круг в доказательстве.
4. Аргументы должны быть достаточными для данного тезиса. 4. Выдвижение аргументов, противоречащих друг другу.  
  5. «Слишком поспешное доказательство».
  6. «Чрезмерное доказательство»

 

Следует помнить, что участие в дискуссиях, в управлении предполагает высокую логическую культуру и психологическую готовность к консенсусу, поэтому рекомендуется обратить особое внимание на

правила и ошибки по отношению к демонстрации

 

Правила Ошибки
1. При дедуктивном способе предполагаются точное определение в большей посылке исходного теоретического или эмпирического положения 1. «Мнимое следование»
2. Доказательное значение индуктивного обоснования зависит от устойчивой повторяемости свойств у однородных явлений. 2. «Поспешное обобщение»
3. Аналогия состоятельна лишь тогда, когда два явления сходны между собой лишь в существенных признаках. 3. «Дамский аргумент»
  4. «Карманные доводы»
  5. «Полочные аргументы»

 

Вопросы для повторения:

1. Что такое доказательство? Каковы его виды и структурные основные элементы?

2. Какие существуют виды доказательств?

3. Какие требования предъявляются к тезису?

4. Каковы логические правила и ошибки по отношению к аргументам и демонстрации?

5. Назвать основных субъектов аргументативного процесса и их поля аргументации.

 

После освоения данной темы рекомендуется практический тренинг с помощью упражнений в рекомендованной учебной и методической литературе.

Образец: «Земля неподвижна, ибо, если бы она двигалась, то камень, брошенный с высокой башни, упал бы не к подножию ее, а на столько метров сзади башни, сколько прошла движущаяся Земля за время падения камня. Мы же наблюдаем, что камень упал к подножию башни»

Тезис – Земля неподвижна.

Антитезис – Земля движется

Следствие из антитезиса – камень, брошенный с высокой башни, должен упасть сзади башни.

Аргумент – камень, брошенный с высокой башни, падает не сзади, а к ее подножию.

Доказательство косвенное, от противного, аргумент прямо противоречит следствию антитезиса.

 

Тема VII. Законы логики

 

Основные принципы (законы) правильного мышления: тождества, не противоречия, исключенного третьего, достаточного основания. Соблюдение законов логики – необходимое условие достижения истины в процессе познания.

Материалистический диалектико-методологический фундамент логики. Понятие о диалектической логике. Логика формальная и диалектическая. Анализ взглядов на законы логики как априорные или конвенциональные конструкции.

Возникновение логики как науки и основные этапы ее развития. Изменение методов логики в процессе ее исторического развития. Современный этап развития формальной логики. Логика и другие науки о мышлении. Логика и психология. Логика и конкретные науки.

Теоретическое и практическое значение логики. Значение логики для науки и техники. Роль логики в формировании научных убеждений. Логика в педагогическом процессе. Овладение логикой – условие повышения культуры мышления.

Познавая окружающий мир, Человек отражает в своем мышлении явление действительности. Важным условием достижения истинных знаний является правильная связь мыслей, обусловленная законами формальной логики.

Закон мышления, или логический закон, - это внутренняя, существенная,

необходимая связь между мыслями.

Формально-логические законы отражают наиболее простые и вместе с тем необходимые условия правильного мышления. Несоблюдение этих законов делает мышление путанным, бессвязным, противоречивым, приводит к ошибкам в рассуждениях.

Наиболее простые связи между мыслями выражаются в четырех основных логических законах: тождества, не противоречия, исключенного третьего и

достаточного основания.

I. Закон тождества

Закон тождества доказывает то, что всякая мысль тождественна самой себе, «А есть А» (А А), где А – любая мысль. Поваренная соль NaCl состоит из Na и Cl.

При нарушении этого закона возможны следующие ошибки:

Амфиболия (от греческого amphibolos – двусмысленность, двойственность) – логическая ошибка, в основе которой лежит двусмысленность языковых выражений.

Пример:

«Правильно говорят, что язык до Киева доведет. А я купил вчера копченый язык. Теперь смело могу идти в Киев».

Другое название этой ошибки – «подмена тезиса».

Эквивокация – логическая ошибка, в основе которой лежит использование одного и того же слова в разных значениях.

Пример:

«Старый морской волк – это действительно волк. Все волки живут в лесу».

Здесь ошибка обусловлена тем, что в первом суждении слово «волк» используется в качестве метафоры, а во второй посылке – в прямом значении.

Эквивокация часто используется как художественный риторический прием. В логике этот прием еще называют «подмена понятия».

Логомахия – спор о словах, когда в процессе дискуссии участники не могут прийти к единой точке зрения в силу того, что не уточнили исходные понятия.

Таким образом, закон тождества выражает одно из важнейших требований логического мышления – определенность.

 

II. Закон не противоречия.

Данный закон выражает требование непротиворечивости мышления.

Закон не противоречия гласит: два суждения, из которых в одном утверждается нечто о предмете мысли («А есть В»), а в другом тоже самое отрицается об этом же предмете мысли («А не есть В»), не могут быть одновременно истинными, если при этом признак В утверждается или отрицается о предмете мысли А, рассматриваемом в одно и то же время и в одном и том же отношении.

Например, суждения «Кама – приток Волги» и «Кама не является притоком Волги» не могут быть одновременно истинными, если эти суждения относятся к одной и той же реке.

Противоречия не будет, если мы что-либо утверждаем и то же самое отрицаем относительно одного и того же лица, которое, однако, рассматривается в разное время.

Так, суждения «Данный человек – студент ТИСБИ» и «Данный человек – не является студентом ТИСБИ» могут быть одновременно истинными, если в первом из них имеется в виду одно время (когда данный человек учится в ТИСБИ), а во втором – другое (когда он закончил институт).

Закон не противоречия указывает на то, что из двух противоположных суждений одно необходимо ложно. Но поскольку он распространяется и на противные, и на противоречащие суждения, вопрос о втором суждении остается открытым: оно не может быть как истинным, так и ложным: бумага не может быть белой и небелой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 474; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.176.215 (0.011 с.)