ТЕМА I. Предмет и значение логики.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА I. Предмет и значение логики.



1. Почему законы мышления в классической (формальной) логике получили название формальных законов?

 

1) поскольку они обращают внимание на формы, в которых протекают мыслительные операции;

1) так как они нацелены на раскрытие закономерностей мышления;

1) в силу того, что они обращены на содержание мышления.

2. Под логической формой понимают:

 

1) определенный порядок, в котором высказываются те или иные мысли;

2) способ организации или способ связи входящих в состав конкретной мысли ее элементов;

3) способ изложения мыслей.

3. Логика – это наука …

 

1) об умении вести дискуссию, спор.

2) о формальности человеческого мышления;

3) о формах и законах правильного мышления;

4.Что понимается под логическими законами?

 

1) это – требования, нормы, которым наше мышление должно подчинятся;

2) они ставят целью изобразить как совершается мышление;

3) они дают нам истинное знание при любых обстоятельствах.

5. В процессе рассуждения возможна логическая ошибка, поскольку:

 

1) из–за того, что само мышление человека является малоизученной областью.

2) человек в принципе не может познать мир;

3) субъект намеренно или ненамеренно нарушает правила мышления;

6. Логические парадоксы …

 

1) являются досадным недоразумением

2) свидетельствуют о принципиальной невозможности постижения мира;

3) способствуют дальнейшей выработке эффективных способов постижения и объяснения действительности;.

 

7. Почему необходимо изучать логику?

1) чтобы побеждать в любых спорах;

2) чтобы доказательно рассуждать, не совершать логических ошибок;

3) чтобы уклоняться от неприятных дискуссий и не вступать в спор с вышестоящими органами.

8. Что понимается под логической культурой?

 

1) умение оперировать понятиями и суждениями, умозаключать и доказывать;

2) умение красиво излагать свои мысли;

3) доказать что угодно и где угодно.

9. Логическая культура личности определяется:

 

1) окружающей человека средой.

2) только биологическими факторами, т.е. врожденным потенциалом человека;

3) врожденным потенциалом человека, окружающей социальной средой;

10. В чем заключается существенное отличие формально-логических законов от законов природы?

 

1) в том, что законы природы объективны, а законы логики – субъективны;

2) законы природы в принципе не нарушемы, а законы мышления нарушаются;

3) в том, что законы природы действуют сами по себе, а логические законы зависят от людей.

 

ТЕМА III. Понятие

1.Выберите правильный вариант логической операции обобщения понятия “электрон”:

1) проводник.2) атом; 3) молекула; 4) элементарная частица;

 

2. Выберите правильный вариант логической операции ограничения понятия «общество»:

1) первобытное общество; 2) совокупность людей; 3) объединение людей; 4) результат деятельности людей; 5) кампания.

 

3. Установите правильность следующего определения; если оно неверное, то какое правило определения нарушено:

«Жизнь есть сумма жизненных функций»

1) определение должно быть точным, ясным.2) правило соразмерности: слишком широкое определение; 3) правило соразмерности: слишком узкое определение; 4) правильное; 5) определение делает круг;

4. Проверьте правильность деления понятия; в неправильном делении определите, какие правила нарушены:

«Периодические издания подразделяются на газеты и журналы»

1) нарушено правило непрерывности деления;2) нарушено правило соразмерности; 3) нарушено правило: основание должно быть существенным; 4) нарушено правило: деление должно иметь одно основание; 5) правильное; 6) нарушено правило: члены деления должны взаимно исключать друг друга.

 

5. Установите правильность следующего определения; если оно неверное, то какое правило определения нарушено:

«Концерн – форма монополистического объединения»

1) правильное;2) определение делает круг; 3) правило соразмерности: слишком узкое определение; 4) определение должно быть точным, ясным; 5) правило соразмерности: определение слишком широкое; 6) определение не должно быть отрицательным.

 

6. Проверьте правильность деления понятия: в неправильном делении определите, какие правила нарушены:

« Учебные предметы делятся на обязательные и необязательные»

1) нарушено правило: основание должно быть существенным; 2) нарушено правило соразмерности; 3) нарушено правило: деление должно иметь одно основание; 4) дихотомия; 5) нарушено правило непрерывности деления; 6) нарушено правило: члены деления должны взаимно исключать друг друга.

 

7. Определите вид следующего понятия – «инспектор»:

1) общее; 2) пустое; 3) единичное.

 

8. Определите вид следующего понятия – «философское произведение Сократа»:

1) общее; 2) пустое; 3) единичное;

 

9. Какому ряду соответствует схема (на схеме понятие каждого ряда обозначены по порядку А, В, С, Д)

 

           
   
Д
   
 
А
 
 

 


А

 

 

а) офицер – майор – рабочий – токарь

б) коллективное решение – неправильное решение – неизменное решение – принятое единогласно решение

10. Какому ряду понятий соответствует схема (понятия каждого ряда обозначены по порядку А, В, С, Д).

           
   
     
 

 


С

В
А

 

 

1) Бермудский треугольник, равносторонний треугольник, остроугольный треугольник, равнобедренный треугольник

2) лес, хвойный лес, дерево, сосна

3) болезнь, больной человек, больное сердце, человек с больным сердцем.

 

ТЕМА IV. Суждение

1. Определите, выражает ли данное предложение суждение?

«Прощай, свободная стихия!»

1) нет; 2) да.

 

2. Определите, выражает ли данное предложение суждение?

«Что яростной толпе сраженный гладиатор?»

1) да.2) нет;

 

3. Определите вид суждения:

«Некоторые страны имеют однопартийную систему».

1) экзистенциальное.2) реляционное; 3) атрибутивное;

 

4. Определите вид суждения:

«Севернее островов Новой Земли находятся острова, носящие название Земля Франца Иосифа».

1) экзистенциальное; 2) реляционное; 3) атрибутивное.

 

5. Определите вид суждения:

«Ничего не существует беспричинно»

1) экзистенциальное; 2) реляционное; 3) атрибутивное.

 

6. Определите вид суждения по объединенной классификации и его символическое обозначение по логическому квадрату:

« В здоровом теле здоровый дух».

1) суждение Е. Ни одно S не суть Р.

2) суждение А. Все S суть Р.

3) суждение I. Некоторые S суть Р.

4) суждение О. Некоторые S не суть Р.

7. Определите вид суждения по объединенной классификации и его символическое обозначение по логическому квадрату:

«Не все выдающиеся музыканты имели абсолютный слух»

1) суждение I. Некоторые S суть Р.

2) суждение А. Все S суть Р.

3)суждение Е. Ни одно S не суть Р.

4) суждение О. Некоторые S не суть Р.

 

8. Определите вид суждения по объединенной классификации и его символическое обозначение по логическому квадрату:

« 70% всего мирового грузооборота перевозится морским путем».

1) суждение I. Некоторые S суть Р.

2) суждение А. Все S суть Р.

3) суждение О. Некоторые S не суть Р.

4) суждение Е. Ни одно S не суть Р.

 

9. Какое отношение в логическом квадрате отражает данное положение:

« Два суждения могут быть одновременно истинными, но не могут быть одновременно ложными»

1) подчинения; 2) противоречия; 3) частичной совместимости; 4) противоположности.

 

10. Какое отношение в логическом квадрате отражает данное положение:

« Из истинности общих суждений следует истинность частных, но из истинности частных суждений истинность общих не обязательна».

1) противоположности; 2) подчинения; 3) противоречия; 4) частичной совместимости.

 

11. Какое отношение в логическом квадрате отражает данное положение:

«Оба суждения не могут быть одновременно истинными, но могут быть ложными».

1) подчинения; 2) противоречия; 3) противоположности; 4) частичной совместимости.

12. Какое отношение в логическом квадрате отражает данное положение:

« Из двух суждений одно должно быть истинным, а другое – ложным».

1) противоречия; 2) противоположности; 3) подчинения; 4) частичной совместимости.

 

ТЕМА V. Дедуктивное умозаключение.

 

1. Выберите правильный вариант логической операции превращения следующего суждения:

« Ни один приговор суда не должен быть необоснованным»

1) Все приговоры суда должны быть обоснованными.

2) Все приговоры суда должны быть необоснованными.

3) Ни один приговор суда не должен быть обоснованным.

4) Все приговоры суда не должны быть обоснованными

 

2. Выберите правильный вариант логической операции обращения следующего суждения:

«Все экономические законы объективны».

1) Все объективные законы – экономические.

2) Некоторые объективные законы – экономические.

3) Не обращается.

4) Некоторые экономические законы – объективны.

 

3. Выберите правильный вариант логической операции противопоставления предикату следующего суждения:

«Некоторые врачи – невропатологи».

1) Все невропатологи – врачи.

2) Некоторые не невропатологи – врачи.

3) Не преобразовывается.

4) Ни один невропатолог не является не врачом.

 

4. В приведенном силлогизме проверьте правильность заключения; если заключение неверно, определите, какое правило силлогизма нарушено:

a) Все секретари заняты полезным делом.

Некоторые птицы – секретари.

Следовательно, некоторые птицы заняты полезным делом.

1) если одна из посылок суждения частное, то и заключение должно быть частным.2) заключение верное; 3) средний термин в одной из посылок не распределен; 4) из двух частных суждений нельзя сделать заключение; 5) не верное: в силлогизме более 3-х терминов;

б) Супруги должны материально поддерживать друг друга.

М. и Н. Поддерживают друг друга.

Следовательно, М. и Н. Есть супруги.

1) заключение верное; 2) заключение неверно: средний термин в посылках не распределен; 3) в силлогизме должно быть три термина; 4) термины, не взятые в посылках во всем объеме, не могут быть и в заключении взяты во всем объеме; 5) из двух частных суждений нельзя сделать заключения.

в) Все сочинения А.П. Чехова нельзя прочитать за один день.

«Душечка» – произведение Чехова.

Следовательно, «Душечку» нельзя прочитать за один день.

1) не верное: в силлогизме 4 термина; 2) заключение верное; 3) средний термин в посылках не распределен; 4) для получения отрицательного заключения, необходимо, чтобы посылка была также отрицательной; 5) из двух отрицательных суждений нельзя вывести заключения; 6) термины не взятые в посылках во всем объеме, не могут в заключении взяты во всем объеме.

г) Некоторые религии не допускают многоженства

Все религии освящают брак.

Следовательно, некоторые религии освящают многоженство.

1) в силлогизме должно быть не более 3-х терминов; 5) из двух отрицательных суждений нельзя вывести никакого заключения.2) заключение верное; 3) средний термин в посылках не распределен; 4) неверно: если посылка отрицательна, то и заключение должно быть отрицательным;

 

5. Определите фигуру силлогизма:

Ни одно цветковое растение не размножается спорами.

Папоротники размножаются спорами.

Папоротники не суть цветковые растения.

1) 1 фигура; 2) 2 фигура; 3) 3 фигура; 4) 4 фигура.

 

6.Определите фигуру силлогизма:

Все тела, имеющие меньшую плотность, чем вода, плавают на воде.

Все тела из дерева имеют меньшую плотность, чем вода.

Следовательно, все тела из дерева плавают на воде.

1) 3 фигура; 2) 1 фигура; 3) 2 фигура; 4) 4 фигура.

 

7.Определите фигуру силлогизма:

Все врачи имеют высшее образование.

Некоторые врачи работают а поликлинике.

Следовательно, некоторые работающие в поликлинике имеют высшее образование.

1) 2 фигура; 2) 1 фигура; 3) 3 фигура; 4) 4 фигура.

 

8. Определите фигуру силлогизма:

Страусы не могут летать.

Страусы суть птицы.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.254.246 (0.01 с.)