Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прикидываться простаком и «проматывать катушку назад»

Поиск

Если Вы прикинетесь простофилей, то хоть и отреаги­руете на попытку манипуляции, но официально про-


интерпретируете ее в качестве недоразумения или не­большого замешательства с Вашей стороны. Прежде чем беседа сможет продолжаться, это недоразуме­ние или эту заминку придется устранить. Тем самым Вы избежите того, чтобы откровенно разоблачить своего собеседника как манипулятора: он или она по­лучит изящный предупреждающий сигнал, но сможет «сохранить при этом лицо». Проиллюстрируем эту технику примером.

Пример

Ситуация: у Вас конфликт с Вашим партнером по перегово­рам. Вы условились применить ту модель решения кон­фликтов, которая предполагает, что каждая из сторон прежде всего излагает и разъясняет свою позицию. Но Ваш собеседник не придерживается договоренности. Без объ­яснения своей точки зрения он сразу предложил свой вари­ант решения. Вы прикидываетесь простаком. Вы: «Минуточку, я в некотором замешательстве. Мы ведь с Вами договорились, что проиграем всю модель решения конфликта шаг за шагом. Я как раз изложил Вам свою точ­ку зрения, и вообще-то теперь Ваша очередь объяснять мне свое видение проблемы. Но только что в качестве своего последнего слова Вы предложили четко проработанный ва­риант решения. Это был пример или все-таки опережение событий?».

Типичные ситуации

Манипулятор:

• пытается застигнуть Вас врасплох;

• он отвлекает Вас от действительного предмета
обсуждения;


 

• хочет продолжить обсуждение, несмотря на
некую достигнутую договоренность;

• манипулятор пытается вызвать у Вас чувство
вины.

«Заезженная пластинка»

Если Вы заметили, что Ваш собеседник хочет уйти от темы или ведет себя агрессивно, пытается запугать, спровоцировать Вас или застать врасплох, то попро­буйте поставить «заезженную пластинку». Восполь­зоваться ею очень просто, Вам надо только вновь и вновь повторять, чего Вы хотите, или что для Вас важ­но, или что Вам хочется узнать и т.д. Давайте познакомимся с этой техникой на примере.

Пример

Ханс не доволен своим сотрудником Клаусом, который поч­ти ежедневно является на работу с получасовым опоздани­ем. Он решает провести с Клаусом воспитательную беседу. Однако Клаус снова и снова пытается изящно увести разго­вор в сторону.

Ханс: «Клаус, я бы хотел поговорить с Вами о Ваших опоз­даниях. Честно говоря, они меня огорчают». Клаус: «Вас огорчает то, что я иногда опаздываю? Вы луч­ше посмотрите, сколько работы остается несделанной! Я уже давно хотел поговорить с Вами о том, как бы нам с Ва­ми получше с этим разобраться...».

Ханс: «Это наверняка очень интересный вопрос, но в дан­ный момент меня занимает только Ваше опоздание. И имен­но об этом я и хочу сейчас с Вами говорить».


Клаус: «Не понимаю, почему это я всегда крайний. И при планировании отпусков мои пожелания тоже практически игнорируются».

Ханс: «Планирование отпусков на повестке дня сегодня не стоит. Сейчас я хочу поговорить с Вами о том, что Вы прак­тически каждый день опаздываете на работу».

В определенный момент Хансу все-таки удается за­ставить Клауса говорить на нужную тему. Но будьте осторожны: как и все прочие техники веде­ния беседы, «заезженная пластинка» требует упраж­нения, упражнения и еще раз упражнения, ведь с ма­лых лет нас отучают от упрямства и прямолинейности. Но с моральной точки зрения метод «заезженной пластинки» безукоризнен: воспользовавшись им, Вы никого не введете в заблуждение, не подвергнете ма­нипуляциям, не проигнорируете и не оскорбите пре­небрежением. Вы просто воспользуетесь своим пра­вом говорить то, что хотите.

Типичные ситуации

Манипулятор:

• пытается вынудить Вас к чему-либо или навязать
Вам что-либо, от чего Вы отказываетесь («заез­
женная пластинка» помогает Вам отказаться с
твердостью);

• он отвлекает Вас от действительного предмета
обсуждения;

• пытается разжечь дополнительные очаги войны;

• не дает Вам выговориться и постоянно Вас преры­
вает.


Изменение перспективы

И эта техника, в сущности, очень проста. Вы не отве­чаете непосредственно на попытку манипуляции, но предлагаете своему собеседнику посмотреть на ситу­ацию с Вашей точки зрения или точки зрения другого человека. Совершенно сознательно Вы прибегаете к смене перспективы. Приведенные ниже примеры ил­люстрируют этот метод.

Примеры

Макс: «Вот что, Мориц, я просто не хочу ни о чем больше рассуждать! Или ты принимаешь мое предложение, или я решаю этот вопрос самостоятельно, и ты останешься ни с чем».

Мориц: «Макс, такие высказывания меня раздражают. Как, по-твоему, на меня должно подействовать то, что ты сейчас сказал?».

Тем самым Мориц приглашает Макса взглянуть на ситуацию с его, Морица, точки зрения. Мориц может предложить ему и точку зрения другого, третьего лица. Макс: «Я просто в толк не возьму, почему тебе так не нра­вится мое предложение. Ты совершенно не настроен на со­трудничество!».

Мориц: «Представь себе, мы реализуем твое предложение. И что в этом случае будут делать тот-то и тот-то?».

Типичные ситуации

Манипулятор:

• отказывается понимать Вас;

• прикидывается глупым;

• настаивает на своем и глух ко всему остальному.


Выход из ситуации

Но иногда лучший способ противостоять манипуля­ции — это «взять быка за рога», решительно пре­рвать беседу и открыто затронуть вопрос о попытке манипулирования. Это можно сделать элегантно, при­держиваясь следующей техники.

Прервать беседу ясным и недвусмысленным об­разом.

2 Коротко и четко обосновать это прерывание.

3 Что дальше?

И вновь мы проиллюстрируем эту технику двумя при­мерами.

Примеры

В качестве приглашенного ведущего Курт помогает коллек­тиву проработать застарелый внутренний конфликт. Одна­ко члены команды уклоняются от дискуссии. В конце кон­цов Курт «выходит из ситуации». Курт:

1. «Я прерываю дискуссию.»

2. «У меня создалось впечатление, что речь идет уже не о
собственно проблеме, а о расхождении во мнениях, кото­
рое никакого отношения к теме обсуждения не имеет.»

3. «Я еще раз повторю исходный вопрос, потом подытожу
самые важные итоги дискуссии, после чего мы продолжим
обсуждение. Вы согласны?»

Курт однозначно прерывает дискуссию, отмечает бес­плодность ситуации и предлагает возможный вариант ее развития.


В следующем примере Карин прибегает к технике выхода из ситуации для того, чтобы защитить себя от бесконечных прерываний. Карин:

1. «Минутку, продолжать я пока не хочу. Тайм-аут!»

2. «Вы обрываете меня на полуслове уже во второй раз. Мы
ведь договорились, что каждый будет иметь возможность
высказаться.»

3. «Я хочу довести до конца свою аргументацию. После че­
го охотно выслушаю Ваше мнение. Вы согласны с этим?»

И в этом случае беседа ясно и недвусмысленно пре­рывается, открыто констатируется попытка манипуля­ции (не давать возможности договорить) и делается предложение относительно дальнейшего развития событий.

Ключевым моментом этого метода является то, что открыто затрагивается вопрос о попытке манипуля­ции. Но прежде чем сделать это, следует явно и одно­значно прервать разговор. Это важно для того, чтобы деловой уровень разговора нельзя было смешать с уровнем взаимоотношений участвующих в нем лиц. Если это разделение не произойдет достаточно четко, то предмет обсуждения и вопросы о том, кто, как и с кем обошелся в ходе этого обсуждения, переплетутся настолько, что будет уже невозможно понять, о чем, собственно, идет речь.

Типичные ситуации

Манипулятор:

• уже сделал несколько попыток манипуляции;


• предпринял особо грубую попытку манипуляции
(например, оскорбление);

• отказался от своего манипуляторского поведе­
ния, несмотря на другие примененные техники.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 433; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.47.115 (0.01 с.)