Перспективы развития российской финансовой системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перспективы развития российской финансовой системы



 

На ближайшее время главной целью развития финансовой системы России стало увеличение валового финансирования. Удовлетворение финансовых потребностей крупнейших предприятий происходит за счет российских финансовых подразделений. Без подходящего финансирования малого и среднего бизнеса экономический рост сделать его устойчивым нельзя.

апреля 2008 г. состоялись Слушания Общественной палаты Российской Федерации «Национальная финансовая система: мощь, открытость, суверенитет». Слушания провела Комиссия Общественной палаты по экономическому развитию и поддержке предпринимательства (председатель Комиссии - Фадеев Валерий Александрович) при поддержке медиа-холдинга «Эксперт» и Института общественного проектирования. На обсуждение участников слушаний был вынесен доклад «Потенциал развития финансовой системы России», рейтинговым агентством «Эксперт РА» в рамках Совместного проекта Ассоциации региональных банков «Россия» и рейтингового агентства «Эксперт РА».

По мнению авторов доклада, российская финансовая система, по-прежнему, крайне слаба, неадекватна потребностям экономики и не может претендовать на заметную роль в глобальном масштабе. Кроме того, нынешний рост сопровождается двумя процессами: огосударствлением финансовой системы и активным проникновением иностранного капитала (в частности, только в течение 2007 года доля нерезидентов в капитале банковской системы выросла с 15,9% до 25,1%; российские финансисты буквально стоят в очереди на продажу). Необходимо создание финансовой системы, соразмерной масштабам экономики и способной обеспечить России экономический суверенитет и конкурентоспособность на международной арене. Соответственно, она должна обеспечить социальную стабильность и поддержать ускорение экономического развития.

К основным недостаткам финансовой системы были отнесены её зависимость от внешних рынков, несоразмерность масштабам экономики, ложные финансовые цели, нерациональная аллокация финансовых ресурсов, дефицит долгосрочных финансовых ресурсов. Действительно, совокупные активы финансового сектора составляют немногим более 60% ВВП, что недостаточно для эффективного обслуживания экономики даже по меркам развивающихся стран. В большинстве развитых стран этот показатель превышает 300% ВВП. При этом более 90% активов финансовых институтов составляют активы банковского сектора, но и этот сектор по уровню развития отстаёт от развитых стран. По-прежнему недостаточно развиты долгосрочное кредитование, ипотека, страхование и другие финансово-кредитные услуги.

Даже при высоких темпах роста производства отдельных отраслей, банковской сферы, рынка ценных бумаг, инвестиций финансовая система страны растет медленно, поскольку на нее действуют другие факторы. К числу главных из них следует отнести высокий уровень инфляции и размеры «теневой экономики». При этом если инфляция «съедает» ежегодно как минимум 10% увеличения ВВП, то «теневая экономика», которая «растет» вместе с официальной экономикой или даже опережая ее, уменьшает его еще на 10-30%.

К числу других факторов, негативно влияющих на формирование финансовой системы страны, можно отнести:

«утечка» денежного капитала за рубеж; «уход» от уплаты налогов, таможенных пошлин, акцизов и т.п.;

·«отмывание» средств, полученных незаконным путем, через банки;

·хищение и нецелевое использование бюджетных средств;

·недооценка стоимости национального богатства;

·экспансия «дешевых» кредитных средств из-за рубежа;

·поглощение российских компаний и целых отраслей иностранными корпорациями;

·нерациональное использование золотовалютных резервов, средств общегосударственных финансовых фондов.

Современная бюджетная система России еще довольно двойственна и требует серьезной доработки.

Особо бюджетная система нуждается в решение следующих основных проблем в сфере бюджетных отношений:

·отсутствие комплекса мер по решению данной проблемы;

·отсутствие принципа управления государственным долгом;

·противоречия и непонятности в статьях бюджетного кодекса;

·уменьшение денежного пособия от государства организациям и учреждениям для покрытия расходов.

Чтобы исключить данные проблемы надо выполнить следующие задачи:

·предоставить Счетной палатой предложения по данным вопросам;

·исключить неясности в Бюджетном кодексе;

·увеличить пособия на выравнивание бюджетной обеспеченности;

·создать общество для соответствующей доработки Бюджетного кодекса;

·предложить Правительству в Концепции управления государственным долгом утверждение законом о бюджете источников, включив в них Стабилизационный фонд.

К другим проблемам бюджетной системы России можно отнести:

·принятие федеральными органами власти решений, которые предназначены для нижестоящих управленческих структур (они не сопровождаются достаточными финансовыми ресурсами);

·большое сосредоточение финансовых ресурсов в федеральном бюджете страны (в связи с этим происходит снижение значения региональных и местных бюджетов);

·в структуре поступлений средств, в региональные и местные бюджеты, преобладающую роль играет регулирование доходов;

·существующая практика образования территориальных бюджетов, при которой сохранен, механизм централизованно устанавливаемых нормативов перечислений в местные бюджеты;

·неполное поступление налоговых платежей, основными причинами которого стали:

1.ухудшение макроэкономических и финансовых показателей, по сравнению с принятыми в бюджете;

2.рост неплатежей в народном хозяйстве;

.прямое уклонение от уплаты налогов;

.утаивание многими налогоплательщиками информации о своих доходах;

.политика передвижения расходов ниже без соответствующего подкрепления доходами, которая приводит к пожертвованиям ранее сбалансированных местных бюджетов.

Эти проблемы могут выражаться:

.в нормативных актах, их принятии и разработке по разделению полномочий и функций между органами власти разного уровня;

2.в распределении расходов между элементами бюджетной системы и видами бюджетов, в сопоставлении с органами власти разных звеньев, их полномочиями и функциями;

.в создании новой межбюджетной системы перераспределения финансовых ресурсов, на базе использования разных форм оказания финансовой помощи субъектам Федерации и органам местного самоуправления;

.в теоретической разработке и аргументации принципов построения бюджетной системы Российской Федерации в теории;

.в создании новых принципов составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета на каждом уровне управления, и работа над их усовершенствованием;

.в создании бюджетного механизма, который позволит использовать разработанные принципы на практике;

Особенностью российской системы является способность России решить главные задачи и уйти от проблемы в бюджетной системе.

Направленность денежно-кредитной политики должно идти на стимулирование экономического роста и инвестиций с учетом опыта других стран.

Развитие финансовых рынков в среднесрочной перспективе будет происходить также под воздействием внешних и внутренних факторов.

Внешние факторы в настоящий момент в значительной степени определяют развитие национальной экономики и финансовой системы - их воздействие является экзогенным и в настоящий момент правительство РФ не в состоянии ему противодействовать (именно из-за слабости национальной банковской системы и финансовых рынков). Реализация же внутренней экономической и финансовой политики может улучшить состояние национальной экономики - но при проведении интенсивных реформ банковской системы и финансовых рынков. Перспективы сохранения экономического роста в значительной степени зависят от возможностей финансовой системы России содействовать дальнейшему поступательному развитию экономики, а также противостоять воздействиям внешних факторов.

Развитие национальных финансовых рынков в среднесрочной перспективе будет достаточно противоречивым. Так, если ситуация на фондовом рынке будет напрямую зависеть от состояния российской экономики и благоприятных внешних факторов (высоких цен на нефть, кредитных рейтингов и прочих), то связь рынка российских долговых обязательств (федеральных, муниципальных и корпоративных облигаций) с состоянием национальной экономики будет противоположной. Это означает, что наибольшее развитие рынок долговых обязательств получит при реализации пессимистичного сценария.

Действительно, при ухудшении внешних условий (падении цен на нефть, сохранении низких темпов роста производства в развитых экономиках и стагнации на развитых финансовых рынках) состояние государственного бюджета и предприятий реального сектора России ухудшится - следовательно, возрастет и спрос на заемные ресурсы. При этом наибольшее развитие получит рынок федеральных облигаций, тогда как объем рынка муниципальных облигаций сократится - в силу меньшей конкурентоспособности последних по сравнению с федеральными облигациями и больших рисков. Потенциально более высокие риски снизят также темпы роста объемов рынка корпоративных облигаций, но рост последнего сегмента будет все же значительным. Рынок внешних долговых облигаций (государственных и частных) также расширится, но и доходность данных облигаций (или стоимость заимствований для федерального правительства и частных предприятий) на мировом рынке капитала существенно возрастет.

В конечном итоге именно при инерционном сценарии состояние российских финансов представляется наиболее устойчивым, но и наименее благоприятным. В рамках данного сценария экономика России будет по-прежнему существенно зависеть от внешних условий, темпы экономического роста будут позитивными, но низкими, а финансовая сфера развиваться лишь за счет внутренних ресурсов при минимальном участии государства и внешнего капитала. Пограничные сценарии (оптимистичный и пессимистичный) окажут неоднозначное воздействие на экономику и финансы России, но будут представлять собой некий вызов для внутреннего развития, в результате чего национальная банковская система, состояние и структура национальных финансовых рынков, уровень инвестиционной активности могут кардинально измениться - в сторону содействия экономическому росту. При этом оптимистичный сценарий предоставляет финансовые ресурсы для проведения структурных преобразований, тогда как пессимистичный - вынуждает их проводить. В обоих случаях преобразования в национальной финансовой сфере будут принципиальным образом зависеть от политики властей, участие которых в расширении российских финансовых рынков, росте капитализации банковской системы, а также снижении различного рода рисков видится в качестве первоочередной задачи.

По мнению руководителя ФСФР Владимира Миловидова, в докладе поставлена серьезная задача, и необходимо объединить предложения по всем рынкам. «Нашей службой подготовлена концепция развития фондового рынка, - отметил он. - Мы готовы своими идеями участвовать в разработке предложений по развитию финансовой системы».

В дальнейшем рейтинговое агентство «Эксперт РА» и Ассоциация региональных банков «Россия» при поддержке Общественной палаты РФ планируют продолжить доработку «Концепции развития финансового рынка России до 2020 г» с учетом всех поступивших предложений, а также провести ряд рабочих встреч и обсуждений с профессиональным сообществом.

Заключение

 

Финансовая система в жизни общества выполняет одну из важных ролей. И если изменить её работу - это повлечет необратимые последствия для всей экономики. Следовательно, всех странах она находится под полным наблюдением государства. Государство добивается такого состояния экономики, которое походит интересам развития всей её системы, используя различные методы, а также эффективному решению все время возникающих экономических задач.

Отсюда, финансовая система - это понятие, которое превосходит данное финансовое законодательство. Это - элемент экономической и правовой культуры общества. Если круг соответствующих понятий станет общественно признанной ценностью быстрее, то большее доверие будут вызывать финансовые государственные мероприятия, и успешнее и эффективнее будет действовать законодательство о финансах.

В моей курсовой работе было рассмотрено понятие финансовой системы, сущность и структура финансовой системы, а так же я проанализировала перспективы развития финансовой системы Российской Федерации, представила данные статистики, по которым мы можем увидеть развитие финансовой системы. Так же при анализе все данных, можно сказать, что страхование правомерно выделять в отдельное самостоятельное звено, так как оно действительно играет большую роль в перераспределительных отношениях по поводу формирования и использования целевых фондов денежных средств. Как звено государственных финансов позиционируется государственный кредит.

В настоящее время большое внимание уделяется реформированию финансового устройства Российской Федерации, совершенствованию межбюджетных отношений, разделению бюджетных полномочий между федеральными и субфедеральными органами власти, а также между субъектами федерации и органами местного самоуправления. Рассматривается не только обеспеченность субъекта федерации бюджетными ресурсами, но и развитие его финансовой системы в целом - всей совокупности звеньев и элементов, посредством которых реализуются финансовые отношения на территории субъекта.

Миссия финансовой системы России в обеспечении высоких темпов инновационного экономического роста, поддержании социальной стабильности и высокого уровня жизни населения и сохранении экономического суверенитета страны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.214 (0.018 с.)