Национальная финансовая система: ее состав и структура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Национальная финансовая система: ее состав и структура



Национальная финансовая система: ее состав и структура

 

Понятие финансовой системы

 

Понятие финансовой системы является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия «финансы». Финансы выражают общественные и экономические отношения. Все финансовые отношения проявляются по-разному, следовательно, каждое звено финансовой системы имеет совою. У каждого звена финансовой системы есть свои функции присуще только ему, каждое звено по - своему влияет на процесс воспроизводства. Делая вывод из вышесказанного, мы можем сказать, что каждое звено финансовой системы представляет определенную сферу финансовых отношений, следовательно, финансовая система представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Финансовая система - это совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с образованием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства и предприятий.

Я считаю, что финансы являются неотъемлемой частью общественного производства на всех уровнях хозяйствования. Если задаться вопросом, можно ли без финансов регулировать отраслевую структуру экономики, обеспечить удовлетворение общественных потребностей, то мы смело можем ответить, что без финансов это не возможно. Все эти потребности вызывают возникновение разнообразных финансовых отношений. Сторонами финансовых отношений являются: физические и юридические лица, а также государство.

Финансовые отношения мы можем объединить в группы по определенному признаку. И эти сгруппированные финансовые отношения образуют финансовую систему.

Финансовая система включает в себя две сферы: централизованные финансы и децентрализованные финансы. В свою очередь, каждая из подсистем подразделяется на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости от механизма формирования и использования денежных средств у конкретных экономических субъектов.

Централизованные финансы включают в себя государственные и муниципальные финансы. Словосочетание «государственные и муниципальные финансы» отражает федеративное устройство РФ. В соответствии с Конституцией РФ федеративное устройство России включает три уровня управления: федеральный уровень; уровень субъектов Федерации; местный уровень (органов местного самоуправления).

На федеральном уровне и уровне субъектов Федерации управление осуществляют федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Федерации (в совокупности они составляют единую систему органов государственной власти).

На местном уровне управление осуществляет население непосредственно (путем референдумов, выборов) и через выборные органы местного самоуправления (решают вопросы местного значения и не входят в систему органов государственной власти).

Децентрализованные финансы являются финансами хозяйствующих субъектов, в сферу которых включаются такие звенья, как финансы коммерческих предприятий и организаций, финансы некоммерческих предприятий и организаций, финансы индивидуальных предпринимателей, финансы домашних хозяйств и т.д. Часто в качестве отдельного звена выделяют подразделения государственный кредит, страхования. Эти сферы и звенья тесно связаны между собой. Каждой группе финансовых отношений соответствуют денежные фонды, а соответствующие финансовые органы осуществляют управление этими отношениями и фондами.

Таким образом, можно сделать вывод, что финансовая система - это система или совокупность взаимосвязанных и взаимосвязующих сфер и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение, формирование и использование фондов денежных средств.

 

Страхование

 

Суть страхования сводится к формированию за счет взносов страхователей страхового фонда и его использованию для выплаты страховых возмещений. Создаваемый страховой фонд называют страховым фондом страховщика - предприятия (юридического лица), деятельность которого направлена на осуществление страховых операций. Отношения в страховании связанны с наступлением страхового случая. Страховой случай - это непредвиденное и непреодолимое событие, которое причиняет ущерб обществу или хозяйству. При страховании осуществляется раскладка нанесенного ущерба между всеми страхователями, за счет взносов которых был сформирован страховой фонд. Чем шире круг страхователей, тем меньшая доля ущерба будет приходиться на каждого из них и тем большей будет концентрация финансовых ресурсов в страховом фонде страховщика. Таким образом, можно сказать, что величина сформированных страховых фондов позволяет с определенной степенью полноты компенсировать возникающие потери и убытки страхователей.

Страхование можно подразделить на:

)Социально страхование;

2)Личное страхование;

)Имущественное страхование;

)Страхование рисков;

)Перестрахование;

Социальное страхование - это система отношений, с помощью которых формируются и расходуются фонды денежных средств для материального обеспечения указанных лиц. В социально-политическом аспекте социальное страхование представляет собой способ конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности или отсутствия таковой от рождения, потери кормильца, безработицы. Размеры получаемых средств зависят от величины трудового стажа, заработной платы, степени утраты трудоспособности или инвалидности и регулируются действующим законодательством.

Личное страхование - это отрасль страхования, с помощью которой осуществляется страховая защита семейных доходов граждан или укрепление достигнутого ими семейного благосостояния.

По договору личного страхования страховщик обязуется за обусловленную страховую премию, уплачиваемую страхователем, выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную страховую сумму. Это происходит в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре застрахованного лица, достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного страхового случая.

В качестве объектов личного страхования выступают трудоспособность, здоровье и жизнь человека. Событиями личного страхования является до окончания срока действия договора страхования, определенного возраста или события. Кроме того, смерть страхователя или застрахованного, потеря здоровья в период страхования от оговоренных несчастных случаев.

Личное страхование включает в себя страхование жизни, страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование.

Имущественное страхование представляет собой систему отношений между страхователями и страховщиками по оказанию страховых услуг, когда защита имущественных интересов связана с владением, пользованием или распоряжением имуществом.

По договору имущественного страхования страховщик обязуется за обусловленную страховую премию при наступлении предусмотренного в договоре страхового случая возместить страхователю причиненные вследствие события убытки в застрахованном имуществе, в пользу которого заключен договор. Для целей страхования принято классифицировать имущество по видам хозяйствующих субъектов, которым оно принадлежит. Различают имущество промышленных предприятий, сельскохозяйственных предприятий, имущество граждан.

Страхование рисков - это надежная защита от неверных решений и действенный способ повышения ответственности лиц, их принимающих. Даже сам факт наличия страхового полиса стимулирует к более серьезному отношению к процессу принятия решений и проведению профилактических мероприятий, как и предписывает договор страхования рисков. Существует множество классификаций рисков: они могут дифференцироваться по причинам возникновения, времени возникновения, характеру учета и степени тяжести последствий, сфере возникновения и т.д.

Перестрахование - это страхование страховщиком, именуемым перестрахователем, принятого на себя по договору страхования (основному договору) обязательства по страховой выплате полностью или частично у другого страховщика, именуемого перестраховщиком.

«Перестрахование - деятельность по защите одним страховщиком (перестраховщиком) имущественных интересов другого страховщика (перестрахователя), связанных с принятием последним по договору страхования (основному договору) обязательств по страховой выплате». Гражданский кодекс по данному поводу устанавливает следующее: «Риск выплаты страхового возмещения или страховой суммы, принятый на себя страховщиком по договору страхования, может быть им застрахован полностью или частично у другого страховщика (страховщиков) по заключенному с последним договору перестрахования».

Перестрахование позволяет страховать компании, принимать риски клиентов, которые были бы слишком велики для одного страховщика, этот вид страхования называется вторичным страхованием или страхованием страховщиков. В настоящее время существует специальные перестраховочные организации.

Рассмотрим статистику поступлений платежей за счет единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также средств в счет погашения недоимки, пений и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды (миллиардов рублей по данным ФНС России)

По данным таблицы 3 поступлений платежей в государственные внебюджетные фонды, мы видим, что поступление платежей заметно сократили к 2011 году. Большую часть платежей составляют страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

государственный финансовый кредитный банковский

Таблица 3

Статистика поступлений платежей за счет единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также средств в счет погашения недоимки, пений и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды.

20052006200820102011Налоги и взносы на социальные нужды - всего1063,91316,82060,1134,24,9единый социальный налог429,6521,4811,745,7-0,3зачисляемый в федеральный бюджет267,5315,8506,832,90,4Фонд социального страхования Российской Федерации(без учета сумм расходов, произведенных на цели государственного социального страхования)48,151,263,7-0,5-0,8Федеральный фонд обязательного медицинского страхования31,255,188,24,9-0,0территориальные фонды обязательного медицинского страхования82,899,3153,08,40,1страховые взносы на обязательное пенсионное страхование623,3787,11246,086,63,2поступления в счет погашения недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам11,08,22,41,92,0в Пенсионный фонд Российской Федерации9,36,92,01,51,7в Фонд социального страхования Российской Федерации0,70,50,10,10.1в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования0,10,00,00,00,0в территориальные фонды обязательного медицинского страхования0,90,70,30,30,2

Перераспределение риска между страховыми обществами разных стран, в сущности, является не чем иным, как разновидностью внешней торговли, с той разницей, что объектом обмена служат не потребительные стоимости в натурально-вещественной форме, а страховые гарантии. В этой связи международные перестраховочные сделки относятся к «невидимому» экспорту.

Кредитно-банковская система

 

Кредитно-банковскую систему можно охарактеризовать в соответствии с тремя аспектами: сущностным, институциональными функциональным.

В сущностном аспекте кредитная система представляет собой систему кредитно-финансовых отношений, возникающих в связи с предоставлением, использованием и погашением ссуд на условиях возвратности, платности и срочности.

С институциональной точки зрения - это система кредитно-финансовых учреждений, обслуживающих кредитные отношения (банки, финансовые компании, фондовые и валютные биржи, страховые компании и т.п.).

С функциональных позиций кредитная система - это совокупность видов и форм кредита.

 

Рис. 3. Структура кредитно-банковской системы

 

Кредитная система государства складывается из банковской системы и совокупности, так называемых небанковских банков, т. е. небанковских кредитно-финансовых институтов, способных аккумулировать временно свободные средства и размещать их с помощью кредита. В мировой практике небанковские кредитно-финансовые институты представлены инвестиционными, финансовыми и страховыми компаниями, пенсионными фондами, сберегательными кассами, ломбардами и кредитной кооперацией. Эти учреждения, формально не являясь банками, выполняют многие банковские операции и конкурируют с банками. Однако, несмотря на постепенное стирание различий между банками и небанковскими кредитно-финансовыми институтами, ядром кредитной инфраструктуры остается банковская система.

Вся совокупность банков в национальной экономике образует банковскую систему страны. В настоящее время практически во всех странах с развитой рыночной экономикой банковская система имеет три уровня. (см Рис 4)

 

Рис. 4. Три уровня банковской системы

 

Первый уровень банковской системы образует центральный банк (или совокупность банковских учреждений, выполняющих функции центрального банка, например, Федеральная резервная система США). За ним законодательно закрепляются монополия на эмиссию национальных денежных знаков и ряд особых функций в области кредитно-денежной политики.

Второй уровень двухуровневой банковской системы занимают коммерческие банки. Они концентрируют основную часть кредитных ресурсов, осуществляют в широком диапазоне банковские операции и финансовые услуги для юридических и физических лиц. Эти банки организуются на паевых (акционерных) началах и по форме собственности делятся на государственные, акционерные и кооперативные.

Третий уровень это специальные кредитно-финансовые институты. Они занимаются кредитованием определенных сфер и отраслей хозяйственной деятельности. Обычно они доминируют в узких секторах рынка ссудных капиталов.

Так же мы можем просмотреть статистику по числу и структуре кредитных организаций (на начало года, по данным Банка России.)

 

Таблица 4

Статистика по числу и структуре кредитных организаций (на начало года, по данным Банка России.)

2001200620082009201020112012Число кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации2124140912961228117811461112в том числе имеющих право на осуществление банковских операций (действующих)131112531136110810581012978Число кредитных организаций с иностранным участием в уставном капитале, имеющих право на осуществление банковских операций130136202221226220230со 100%-ным иностранным участием22416376828077с иностранным участием от 50 до 100%11112326263136Число филиалов действующих кредитных организаций на территории Российской Федерации3793329534553470318329262807Сбербанка России15291009809775645574524банков со 100%-ным иностранным участием в уставном капитале729169242241203155Число филиалов действующих кредитных организаций за рубежом3335566Зарегистрированный уставный капитал действующих кредитных организаций, млрд. руб.207,4444,4731,7881,41244,41186,21214,3на привлечение вкладов населения12391045906886849819797на осуществление операций в иностранной валюте764827754736701677661на генеральные лицензии244301300298291283273на проведение операций с драгоценными металлами163184199203203208207

Из данных таблицы мы видим, что число кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации, заметно сократилось к 2012 году по сравнению с 2001г. Также можно отметить, что число кредитных организаций с иностранным участием в уставном капитале, имеющих право на осуществление банковских операций заметно возросло. Делая вывод по данным таблицы, мы можем сказать, что РФ активно принимает участие в сотрудничестве с иностранными партнерами, тем самым выводя нашу страну на уровень мирового значения.

В современных условиях специализированные кредитно-финансовые институты заняли важнейшее место на рынке ссудных капиталов, превратившись в основной резервуар долгосрочного капитала на денежном рынке, существенно потеснив в этой сфере коммерческие банки. Однако падение удельного веса коммерческих банков в совокупных активах кредитно-финансовых учреждений не означает, что их роль в экономике уменьшилась. Они продолжают осуществлять важнейшие функции банковской системы: депозитно-чековую эмиссию, коммерческий кредит, краткосрочное финансирование и т.д.

Заключение

 

Финансовая система в жизни общества выполняет одну из важных ролей. И если изменить её работу - это повлечет необратимые последствия для всей экономики. Следовательно, всех странах она находится под полным наблюдением государства. Государство добивается такого состояния экономики, которое походит интересам развития всей её системы, используя различные методы, а также эффективному решению все время возникающих экономических задач.

Отсюда, финансовая система - это понятие, которое превосходит данное финансовое законодательство. Это - элемент экономической и правовой культуры общества. Если круг соответствующих понятий станет общественно признанной ценностью быстрее, то большее доверие будут вызывать финансовые государственные мероприятия, и успешнее и эффективнее будет действовать законодательство о финансах.

В моей курсовой работе было рассмотрено понятие финансовой системы, сущность и структура финансовой системы, а так же я проанализировала перспективы развития финансовой системы Российской Федерации, представила данные статистики, по которым мы можем увидеть развитие финансовой системы. Так же при анализе все данных, можно сказать, что страхование правомерно выделять в отдельное самостоятельное звено, так как оно действительно играет большую роль в перераспределительных отношениях по поводу формирования и использования целевых фондов денежных средств. Как звено государственных финансов позиционируется государственный кредит.

В настоящее время большое внимание уделяется реформированию финансового устройства Российской Федерации, совершенствованию межбюджетных отношений, разделению бюджетных полномочий между федеральными и субфедеральными органами власти, а также между субъектами федерации и органами местного самоуправления. Рассматривается не только обеспеченность субъекта федерации бюджетными ресурсами, но и развитие его финансовой системы в целом - всей совокупности звеньев и элементов, посредством которых реализуются финансовые отношения на территории субъекта.

Миссия финансовой системы России в обеспечении высоких темпов инновационного экономического роста, поддержании социальной стабильности и высокого уровня жизни населения и сохранении экономического суверенитета страны.

Общая классификация

В зависимости от типов социально-экономических систем и в соответствии с видом соединения объекта и субъекта выделяют две категории: общественную и индивидуальную собственность. Они, в свою очередь, также классифицируются. В экономических изданиях понятия «общая» и «индивидуальная собственность» используются довольно часто. Тем не менее эти термины считаются весьма абстрактными и собирательными. Эти определения предполагают основные характеристики базовых типов в обобщенном виде. Собственность существует в различных социально-экономических системах, начиная от первобытнообщинного строя до современного уклада. Каждая категория отражает свои достоинства и недостатки, методы наиболее эффективного использования.

Личное владение

Эта форма собственности существует на протяжении тысячелетий. Характер присвоения тех или иных объектов с течением времени практически не изменяется. В качестве объекта в данном случае выступают, например, предметы домашнего быта, личного имущества, денежные средства, потребительские товары. Надо полагать, что с течением времени качественные свойства объектов существенно изменяются. Так, например, улучшается одежда, питание, предметы домашнего быта приобретают новые характеристики. Тем не менее суть их присвоения остается неизменной. В современном мире особое значение имеет интеллектуальная собственность. В качестве ее объектов выступают знания, открытия, изобретения, информация и так далее.

Частная собственность

Она отличается от личной тем, что объектом здесь считаются разные ресурсы. В качестве них могут выступать деньги, интеллектуальные способности, недвижимость и прочее, обладающее потенциальными возможностями для формирования благ и имеющее влияние на экономические процессы. Эта форма собственности действует в двух видах. Характер ее зависит в первую очередь от того качества, в котором выступает субъект в рамках общественного производства. Так, он может быть работником или не работником.

 

В первом случае в виду имеется трудовая форма собственности. При этом субъект непосредственно соединяется с объектом. Другими словами, владелец работает над своей собственностью. Получение дохода либо экономическая реализация объекта осуществляются посредством труда. К данной категории, например, можно отнести собственность ремесленников, фермеров, крестьян, мелких торговцев и так далее. Они все выполняют правовую и экономическую функцию пользования, владения, распоряжения. Эта собственность граждан сопровождает людей на протяжении тысячелетий. Она имеет место во всех современных хозяйственных системах, но никогда не выступала в качестве господствующей. Понятие нетрудовой собственности не имеет четкого отделения.

Минусы

Частная собственность обладает рядом недостатков. К наиболее явному из них относят разъединение объекта и труда. В рамках этой формы собственности материальные и финансовые ресурсы, а также главные производственные факторы принадлежат множеству лиц. Остальные же члены общества отчуждены от объектов. Это, в свою очередь, сопровождается имущественным неравенством. В обществе формируются противоположные классы. Один из них является монополистом и распоряжается производственными факторами и результатами. Другой класс, напротив, этого лишен. Такая ситуация провоцирует определенную напряженность в обществе. Еще одним недостатком является то, что при отсутствии конкуренции на рынке частные собственники могут поднять цены.

Общественное владение

Понятие является абсолютной абстракцией, которая выражает совместное присвоение разных объектов. Эта категория также существовала во все времена. Развитие социума предполагает коллективное присвоение тех или других объектов. В такой форме собственности образуется иная категория интересов, которая соединяет общественное и личное материальное стремление в лучшем применении имущества. Субъекты при этом не персонифицированы, в качестве них выступают группы лиц, коллективы, госорганы и так далее. В ГК термин «общественные объекты» не используется. В юридической литературе принято применять другое определение – «государственная собственность». Рассмотрим эту категорию подробнее.

Групповое обладание

Совместная собственность представляет собой имущество, денежные и производственные средства, ценные бумаги, которые принадлежат первоначально двум и более лицам. Права и ответственность в этом случае устанавливаются посредством соглашения между сторонами. Совместная собственность отличается рядом особенностей. Например, в полных товариществах партнеры несут ответственность всем принадлежащим им имуществом, а в объединениях с ограниченной ответственностью – соразмерно долям в капитале. Кооперативная форма собственности предприятия отличается наличием группы лиц, которые одновременно выступают как владельцы и работники. Но при этом большая часть функций хозяев исполняется ими на равных основаниях.

 

Акционерная форма собственности предприятия имеет ряд преимуществ в сравнении с прочими категориями. Такая система управления имуществом не только способствует мобилизации ресурсов. Акционерная форма демократизирует экономику, привлекая широкие слои общества к совладению. Эта система, таким образом, обеспечивает участие в распределении дохода и влияние населения на управление. Вместе с этим формируются удобные условия для развития номенклатурно-корпоративных отношений среди лиц, имеющих слабую заинтересованность в эффективной деятельности объекта.

Смешанная категория

В одной системе в качестве владельца материальных и финансовых ресурсов может выступать госорган, а пользователя и распределителя – трудовой коллектив. В другом случае, в связи, например, с выходом РФ на мировой рынок, некоторыми объектами могут владеть зарубежные страны, а пользоваться – граждане России. В рамках таких правоотношений и возникает смешанная собственность. В качестве объектов в данном случае может также выступать имущество общественных организаций.

Функции

Финансами коммерческих организаций и предприятий присущи те же функции, что и общегосударственным финансам — распределительная и контрольная.

Посредством распределительной функции происходят формирование первоначального капитала, образующегося за счет вкладов учредителей, создание пропорций в распределении доходов и финансовых ресурсов.

Объективная основа контрольной функции стоимостной учет затрат на производство и реализацию продукции (выполнение работ и оказание услуг) и формирование доходов и денежных фондов.

Финансы как распределительные отношения обеспечивают источниками финансирования воспроизводственный процесс и тем самым связывают воедино все фазы воспроизводственного процесса: производство, обмен, потребление.

Распределительные отношения затрачивают интересы как общества в целом, так и отдельных хозяйствующих субъектов, их работников, акционеров, кредитных и страховых институтов.

Контроль

Финансовый контроль за деятельностью хозяйствующего субъекта осуществляют:

  • Путем всестороннего анализа финансовых показателей, оперативного контроля за ходом выполнения финансовых планов, обязательств перед поставщиками товарно-материальных ценностей, потребителями продукции, государством, банками и др.
  • Налоговые органы, путем контролирования своевременности и полноты уплаты налогов и других обязательных платежей.
  • Коммерческие банки при выдаче и возврате ссуд оказании других банковских услуг.

Положительный финансовый результат хозяйственной деятельности коммерческих организаций и предприятий свидетельствует об эффективности применяемых форм и методов управления финансовыми ресурсами.

И наоборот, отрицательный результат или отсутствие его говорит о недостатках в управлении финансовыми ресурсами, организации производства и может привести к банкротству хозяйствующего субъекта.

Введение.

Построение социально-ориентировочной рыночной экономики предполагает возрастание некоммерческих организация, оказывающих различные виды социальных услуг. Некоммерческий сектор, призванный реализовывать социальные, культурные, благотворительные цели, играет крайне важную роль в рыночной экономике. Резкое повышение значения некоммерческой сферы для развития национальной экономики требует переоценки всего традиционно сложившегося подхода к ее месту и роли в системе хозяйствования. В условиях расширения и совершенствования рыночных отношений экономические проблемы функционирования некоммерческих организаций приобретают все большее теоретическое и практическое значение как в России, так и за рубежом [7].

Специфика формирования и использования финансовых ресурсов некоммерческих организаций диктуется особенностью их положения в системе общественно-экономических отношений в ходе создания, распределения и использования общественного продукта [4].

 

Содержание и функции финансов некоммерческих организаций.

В Гражданском кодексе РФ некоммерческая организация определяется как организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Предпринимательскую деятельность они могут осуществлять лишь постольку, поскольку эта деятельность служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствуют эти целям. Такой деятельностью признается, например, приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающее целям создания некоммерческой организации [1].

Организационно-правовые формы некоммерческих организаций в России крайне разнообразны (табл.1) [2].

Правовое положение некоммерческих организаций определяют следующие основные законы:

1) Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ);

2) Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ);

3) Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон N 82-ФЗ).

Деятельность каждого из видов некоммерческих организаций дополнительно регулируется специальным законодательством [3].

Таблица 1.

Организационно-правовые формы некоммерческих организаций.

Формы некоммерческих организаций Особенности функционирования некоммерческих организаций
Общественная и религиозная организации Участники (члены) не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы
Фонд Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда, попечительский совет осуществляет надзор за его деятельностью
Некоммерческое партнерство Переданное имущество является собственностью партнерства, члены вправе участвовать в управлении делами, получать при выходе (ликвидации партнерства) часть имущества в пределах переданного в собственность, за исключением членских взносов
Учреждение Имущество закрепляется на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Учреждение отвечает по своим обязательствам, при недостаточности средств субсидиарную ответственность несет его собственник
Автономная некоммерческая организация Имущество, переданное НКО ее учредителями, является собственностью, учредители могут пользоваться ее услугами только на равных правах с другими лицами, не сохраняют прав на ее собственность
Объединение юридических лиц (ассоциация и союз) Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам в размере и порядке, предусмотренном ее учредительными документами, безвозмездно пользуются ее услугами
Общественное объединение (общественная организация, движение, фонд, учреждение, политическая партия) Имущество формируется на основе вступительных и членских взносов, добровольных взносов и пожертвований, поступлений от проводимых мероприятий, доходов от предпринимательской деятельности, пожертвований на подготовку и проведение выборов
Государственная корпорация Не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ [1].

Финансы некоммерческих организаций представлены разнообразными финансовыми отношениями, складывающимися по поводу формирования и использования денежных фондов различного назначения:

- с органами государственной власти и органами местного самоуправления по поводу получения бюджетных средств и их использования;

- государственное лицензирование и регулирование деятельности;

- с другими организациями и физическими лицами по поводу формирования внебюджетных источников доходов (взносов учредителей, паевых и членских взносов, целевых поступлений, включая гранты, пожертвования, а также доходов от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и их использования;

- с органами государственной власти и органами местного самоуправления по поводу выполнения обязательств перед бюджетами разных уровней и бюджетами внебюджетных фондов путем уплаты налоговых платежей, а также страховых взносов на обязательное и социальное страхование;

- со своими работниками по поводу формирования и использования фондов оплаты труда и фондов целевого назначения (материального поощрения, производственного и социального развития и др.).

Исходя из этого финансы некоммерческих организаций – отношения, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов организаций для достижения целей деятельности, предусмотренных в уставе организации. Финансовые ресурсы некоммерческих организаций представляют собой совокупность денежных доходов, поступлений и накоплений, используемых на текущее содержание и расширение деятельности этих организаций. Источники финансовых ресурсов, принципы их формирования и использования зависят от вида услуг, оказываемых некоммерческими организациями, и характера их предоставления.

Содержание отношений некоммерческих организаций с бюджетами разных уровней зависит главным образом от правового статуса организации. Для бюджетных учреждений ввиду необходимости их финансирования собственником характерны двусторонние отношения в части получения финансирования из бюджета соответствующего уровня в зависимости от подчиненности учреждения и уплаты налогов в бюджетную систему.

Односторонние отношения с соответствующим бюджетом возникают только у учреждений, не финансируемых собственником за счет бюджетных средств (например, у органов вневедомственной охраны), в части уплаты налогов, связанных с оказанием платных услуг организациям и гражданам.

Отношения некоммерческих организаций иных организационно-правовых форм (кроме бюджетных учреждений) с бюджетами также могут быть двусторонними или односторонними. Для некоторых организаций (общественных, религиозных организаций, фондов) предусмотрена как возможность получения бюджетных средств на определенные цели, предусмотренные законодательством о некоммерческих организациях, так и необходимость уплаты налогов. Отношения остальных некоммерческих организаций с бюджетными ограничиваются только уплатой налогов в соответствии с действующим законодательством.

Разная организационно-правовая форма некоммерческих организаций, получающих бюджетное финансирование, определяет различные формы предоставления бюджетных средств. Для некоммерческих организаций, созданных в форме бюджетного учреждения, законодательство предусматривает единую форму финансирования – ассигнования на содержание бюджетных учреждений (БК РФ). Некоммерческим организациям иных организационно-правовых форм (общественные, религиозные организации, фонды), бюджетные средства предоставляются не на их содержание, а в рамках выполнения ими федеральных целевых программ в форме субсидии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 4232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.139.122 (0.085 с.)