ТОП 10:

Система гигиенических мероприятий по созданию охранительного режима и благоприятных условий пребывания больных ЛПУ.



Лечебно-охранительный режим в лечебно-профилактических учреждениях предусматривает создание оптимальных условий для выздоровления пациента. В лечебно-охранительный режим входит определенная организация дня пациента – расписание выполнения лечебно-диагностических мероприятий, режим питания, сна, общения с посетителями и др. Кроме того, лечебно-охранительный режим включает создание у пациента определенного психологического настроя на выздоровление, улучшение состояния, преодоление проблем со здоровьем. Поэтому персоналу рекомендуется проявлять доброжелательность к пациентам, разговаривать спокойным негромким голосом, соблюдать по возможности установленный для них режим дня. Пациентов, страдающих тяжелыми заболеваниями или находящихся на строгом постельном или постельном режиме, рекомендуется помещать в отдельные палаты или отгораживать ширмой на время проведения гигиенических мероприятий и физиологических отправлений. Это необходимо для комфортного самочувствия самого пациента и окружающих его людей.

Для соблюдения тишины персоналу медицинского учреждения рекомендуется носить бесшумную обувь. Не следует включать громкую музыку, кричать, выяснять отношения в присутствии пациента.

Комфортные и уютные палаты помогают адаптироваться пациентам к больничным условия, создают благоприятный психологический фон. При отделке помещений в лечебно-профилактических учреждениях следует использовать экологичные материалы теплых цветов. Это также положительно влияет на психологическое состояние пациента.

В зависимости от состояния больного ему могут быть назначены различные виды режима – общий, полупостельный, постельный, строгий постельный.

1)Строгий постельный режим рекомендован для обеспечения пациенту максимального покоя. При нем больной постоянно находится либо в горизонтальном положении на спине, либо в полусидячем положении с приподнятым изголовьем кровати. Пациенту, которому назначен строгий постельный режим, не позволяется самостоятельно менять положение тела и осуществлять движения в крупных суставах. Такой пациент нуждается в полном уходе (все гигиенические процедуры, кормление, помощь при физиологических отправлениях осуществляет медсестра).

2)Постельный режим показан, когда состояние здоровья пациента позволяет немного активизировать его движения. Основную часть времени такой больной проводит в горизонтальном или сидячем положении с приподнятым изголовьем. При этом ему позволяется выполнять движения конечностями, поворачиваться в постели, а также самостоятельно умываться и есть. Тем не менее пациенту необходимо помогать во время приема пищи, подавать судно, менять постельное и нательное белье и многое другое.

3)Палатный (полупостельный) режим рекомендован при необходимости постепенного увеличения двигательной активности. Пациенту, находящемуся на палатном режиме, разрешается половину дневного времени находиться в сидячем положении, несколько раз в день можно прохаживаться по палате.

4)Свободный (общий) режим показан при необходимости увеличить физическую нагрузку. При данном режиме большую часть времени пациент проводит вне постели, выходит за пределы палаты, допускаются прогулки на свежем воздухе. Однако тихий час пациент проводит, непременно лежа в постели.

В ЛПУсанаторного типа существуют три разновидности общего режима: 1)Щадящий режим по уровню физических нагрузок соответствует общему режиму в стационаре. Пациентам разрешаются прогулки на территории санатория, но определенная часть дневного времени должна проводиться в сидячем положении и относительном покое; 2)Щадяще-тренирующий режим предполагает участие пациента в экскурсиях и массовых культурных мероприятиях, ему разрешаются более длительные прогулки в окрестностях санатория; 3)Тренирующий режим допускает значительно более длительные прогулки и активное участие в любых мероприятиях.

 

81. Палатная секция, гигиенические требования к ее размещению и планировке.

Основным структурным элементом больницы является палатная секция на 30 коек, состоящая из нескольких палат с относящимися к ним лечебно-вспомогательными помещениями. Секция предназначена для лечения больных с однородными заболеваниями.

В состав палатной секции входят следующие помещения: а) для пребывания больных: палаты, комната дневного пребывания, застекленная веранда; б) лечебно-вспомогательные: кабинет врача, процедурная, пост медицинской сестры, перевязочная в отделениях хирургического профиля; в)хозяйственные: буфетная, столовая, бельевая, комнаты сестры-хозяйки и старшей медицинской сестры; г)санитарный узел: ванная, умывальни, туалеты для больных й персонала, санитарная комната; д)палатный коридор, связывающий перечисленные помещения.

Палатное отделение может состоять из 1 или 2 палатных секций. Некоторые вспомогательные помещения могут быть общими для всего отделения. Высота помещений палатной секции должна быть не менее 3,3 м. Площади помещений палатной секции: палаты для взрослых 9 м2, пост дежурной медсестры 6, кабинет врача 10, процедурная 12(с гинеколог креслом 18), клизменная 8.

Все больничные помещения должны иметь естественное освещение. Искусственное освещение допускается в санитарных узлах при палатах, клизменных, гигиенических ваннах, комнатах личной гигиены, душевых для персонала, наркозных, предоперационных, аппаратных, складских помещениях, фотолабораториях.

Основным помещением палатной секции является палата. Общие палаты для взрослых больных проектируются не более чем на 4 койки; при этом в каждой секции должны быть две палаты на 2 койки и не менее 2 палат по 4 койки. Кровати должны быть расположены параллельно стене с окнами, но не более чем в три ряда. Расстояние от кроватей до наружных стен должно быть не менее 0,9 м, между длинными сторонами рядом стоящих коек - не менее 0,8 м. Глубина палат при естественном освещении с одной стороны должна быть не более 6 м.

На каждого больного должно приходиться 25 м3 воздуха. Такой воздушный куб обеспечивается при высоте пола 3,2 –3,5 м и площади на 1-го больного – 7-7,5 м2 на койку – это норма.

Размеры палат зависят от профиля и возраста больных: в палатах общего типа на взрослого или ребенка – 9 м2, в 2-х-коечных – соответственно 7 и 6 м2; в ожоговых – 10 м2, интенсивной терапии – 13 м2.

Пост дежурной сестры проектируется как остекленная кабина площадью 4 м2, располагаемая с северной стороны коридора и несколько выступающая в коридор, чтобы обеспечить хорошее наблюдение за входом в палаты, располагается в центре секции.

Коридоры: двусторонняя застройка с устройством светового разрыва протяженностью не менее 40% его длины. Наличие светового разрыва и окон в торцах коридора позволяет создать удовлетворительные условия естественной освещенности и эффективное проветривание коридора. Ширина палатного кори-дора должна быть не менее 2,4 м.

Процедурная служит в палатной секции для проведения некоторых физиотерапевтических процедур массажа, инъекций. Площадь: 12 м2( с гинеколок креслом 18м2).

Столовую можно устраивать одну на отделение, располагая её рядом с буфетной комнатой. Количество посадочных мест в столовых принимают равным 80 % количества коек в отделениях послеродовых физиологических, кожно-венерологических, туберкулезных, психиатрических и восстановительного лечения и не менее 60 % - в остальных отделениях. В буфетной комнате подогревают и распределяют на порции пищу, поступающую из кухни, а также моют посуду. Площадь: столовая(в больницах восстановит лечения 2,5; в др больница 1,2(на 1 посадочное место);буфетная: для 1 секции 18; для 2- 22.

Санитарный узел состоит из умывальни, ванной, туалетов и санитарной комнаты. Санитарная комната служит помещением, где производятся мытьё, стерилизация подкладных суден, хранение материала для анализа, разборка и временное хранение грязного белья, мытье клеенок, хранение предметов уборки. Санитарные узлы для больных (умывальня: S 5м2, туалеты: S 1,76 на 1 кабину) должны иметь естественное освещение.

 

82. Хирургическое больничное отделение, виды, назначение, оборудование, режим работы. Гигиенические требования к его размещению и планировке.

Виды:1)общего типа; 2)специализированного.

Общие требования: 1)наличие удобной связи с операционным блоком и диагностическими отделениями (клинико-диагностическая лаборатория, отделение функциональной диагностики, рентгенологическое отделение); 2)наличие соответствующего числа перевязочных и процедурных; 3)организация условий для послеоперационного пребывания больных в специально оборудованных палатах, в том числе и для проведения длительного наркоза с реанимационной или лечебной целью; 4)исключение возможности контакта послеоперационных («чистых») больных и, так называемых, “гнойных” больных, у которых появились послеоперационные осложнения.

Палатная секция хирургического отделения = секции терапевтического отделения (вопрос 81). Дополнительно во всех хирургических отделениях проектируется перевязочная.

Для больных с нагноительными процессами выделяются гнойные отделения или секции и специальная операционная. Все другие больные размещаются в чистых отделениях.

Особенностью отделения общей хирургии является наличие операционного блока, а в крупных больницах - операционных отделений.

Операционный блок: располагается в тупиковом выступе, торце здания или на отдельном этаже. При этом должны быть обеспечены удобные и кратчайшие связи с хирургическими отделениями, приемным отделением и рентгеновским кабинетом, если его нет в составе операционного блока. О.Б. никогда не устраивается проходным. О.Б. должен иметь два непроходных отделения: септическое и асептическое.

В состав О.Б. входят: операционная, предоперационная, стерилизационная, наркозная и другие помещения.

Операционную следует проектировать из расчета 1 операционный стол на 30 коек хирургического профиля. Высота операционной должна быть не менее 3,5 м. Ширина операционной - не менее 5 м, коридоров в операционном блоке - не менее 2,8 м.

Предоперационная предназначена для проведения последней подготовки хирурга и другого медицинского персонала перед операцией. Из предоперационной хирург должен иметь возможность наблюдать наркозную и операционную, где готовят к операции больного.

Наркозная - помещение для последней подготовки больного к операции. Она является также рабочим местом анестезиолога, который ведет наркоз во время операции.

Площади помещений О.Б.: операционная(о/х профиль) 36м2; предоперационная:10(для 1 операц-й); 15(для 2 операц-х); наркозная: 20 и 30м2.

Стерилизационная располагается между двумя операционными и служит для стерилизации хирургического инструмента.

В непосредственной близости к операционному блоку размещаются палаты для послеоперационного пребывания больных. Количество коек в послеоперационных палатах устанавливав из расчета 2 койки на 1 операционную. При наличии отделения анестезиологии и реанимации или реанимации и интенсивной терапии эти койки не предусматриваются. Площадь в послеоперационных палатах увеличивается до 13 м2 на 1 койку, что позволяет разместить специальное оборудование для ухода за больными. При послеоперационных палатах размещаются пост дежурной медицинской сестры (6 м2), помещение для мытья и стерилизации суден (8 м2), для хранения предметов уборки (4 м2)и грязного белья (4 м2).

В хирургическом отделении должен соблюдаться строгий санитарно-гигиенический режим. Доступ посетителей или других посторонних лиц должен быть ограничен.

Площадь палат общехирургического отделения определяется из расчета 6, 5-7, 5 кв. м. на одну койку. Наиболее удобны небольшие палаты на 2- 4 койки (изолятор – на 1-2 койки), оснащенные отдельным санузлом. Соотношение окон и пола должно быть 1:6, 1:7. Для облегчения проведения уборки полы должны быть покрыты линолеумом, плиткой или быть заливными. Стены окрашиваются масляной краской или покрываются кафелем. В перевязочных масляной краской покрываются и потолки. Температура: 18-20С, влажность воздуха 40-60%. Мебель для всех помещений отделения должна отвечать требованиям: 1) быть удобной для больного, 2) облегчать персоналу уход за больными, 3) легко передвигаться, 4) быть удобной для содержания ее в чистоте, 5) не портиться от мытья и влажной дезинфекции. Количество мебели должно быть достаточным, но не излишним.

 

83. Гигиенические требования к размещению и планировке операционного блока

Операционный блок: располагается в тупиковом выступе, торце здания или на отдельном этаже. При этом должны быть обеспечены удобные и кратчайшие связи с хирургическими отделениями, приемным отделением и рентгеновским кабинетом, если его нет в составе операционного блока. О.Б. никогда не устраивается проходным. О.Б. должен иметь два непроходных отделения: септическое и асептическое.

В состав О.Б. входят: операционная, предоперационная, стерилизационная, наркозная и другие помещения.

Операционную следует проектировать из расчета 1 операционный стол на 30 коек хирургического профиля. Высота операционной должна быть не менее 3,5 м. Ширина операционной - не менее 5 м, коридоров в операционном блоке - не менее 2,8 м.

Предоперационная предназначена для проведения последней подготовки хирурга и другого медицинского персонала перед операцией. Из предоперационной хирург должен иметь возможность наблюдать наркозную и операционную, где готовят к операции больного.

Наркозная - помещение для последней подготовки больного к операции. Она является также рабочим местом анестезиолога, который ведет наркоз во время операции.

Площади помещений О.Б.: операционная(о/х профиль) 36м2; предоперационная:10(для 1 операц-й); 15(для 2 операц-х); наркозная: 20 и 30м2.

Стерилизационная располагается между двумя операционными и служит для стерилизации хирургического инструмента.

В непосредственной близости к операционному блоку размещаются палаты для послеоперационного пребывания больных. Количество коек в послеоперационных палатах устанавливав из расчета 2 койки на 1 операционную. При наличии отделения анестезиологии и реанимации или реанимации и интенсивной терапии эти койки не предусматриваются. Площадь в послеоперационных палатах увеличивается до 13 м2 на 1 койку, что позволяет разместить специальное оборудование для ухода за больными. При послеоперационных палатах размещаются пост дежурной медицинской сестры (6 м2), помещение для мытья и стерилизации суден (8 м2), для хранения предметов уборки (4 м2)и грязного белья (4 м2).

 

84. Инфекционное отделение. Гигиенические требования к его размещению, планировке и режиму работы.

Больные поступают в инфекционное отделение не только для лечения, но и для изоляции. Поэтому должна быть исключена возможность распространения внутрибольничных инфекций.

Инфекционное отделение рациональнее размещать в отдельно стоящем здании. Внутренняя планировка и санитарный режим имеют ряд особенностей, направленных на предупреждение внутрибольничных инфекций. Для приема больных предусматриваются приемно-смотровые боксы площадью 16 м2. В отделении вместимостью от 30 до 60 коек должно быть 2 бокса, от 60 до 100 коек - 3 бокса, более 100 коек - 3% количества коек.

Для персонала в приемном отделении инфекционного корпуса (отделения) предусматривается санитарный пропускник.

Помещения для выписки в инфекционных отделениях следует предусматривать для больных, выписываемых из полубоксов и палат, для каждой секции отдельно. Площадь выписной следует принимать 8 м2. Помещения для выписки должны быть смежными с вестибюлем-гардеробной для посетителей больницы.

Изоляция инфекционных больных может осуществляться либо в профилированных отделениях (групповая изоляция больных одинаковой формой заболевания), либо в боксах, построенных по принципу индивидуальной изоляции.

Бокс представляет собой помещение общей площадью 22м2, в котором выделены палата, входной тамбур, санитарный узел, состоящий из туалета и ванной, и шлюз. Бокс имеет отдельный наружный вход (выход) на улицу. Больной поступает в бокс неродственно с улицы через входной тамбур. Шлюз связывает бокс с больничным коридором. Через шлюз в бокс входят врачи, медицинская сестра, санитарка. В шлюзе размещается умывальник, имеются дезинфицирующий раствор, вешалка для халатов. Для передачи из коридоров в бокс пищи устраивается специальный шкаф. Коридор боксированного отделения можно рассматривать как нейтральную зону, в боксах создается возможность изолировать больных с разными инфекциями. Боксы могут проектироваться также на 2 койки площадью 27 м2. В боксированных отделениях 25 % коек рекомендуется располагать в боксах на 1 койку, остальным - в боксах на 2 койки.

Полубокс состоит из тех же помещений, что и бокс, но не имеет наружного входа (выхода) с тамбуром. Больные и медицинский персонал входят в полубокс через шлюз из больничного коридора. Полубоксы также предусматриваются на 1 и 2 койки. В секции, состоящей из полубоксов, могут находиться больные только с одинаковыми инфекционными заболеваниями.

В боксы помещают в первую очередь больных с невыясненным диагнозом и смешанной инфекцией, с воздушно-капельной инфекцией высокой контагиозности (корь, ветряная оспа). Санитарная обработка больных, поступающих в боксы, проводится непосредственно в боксах или боксах приемно-смотрового отделения. В полубоксах помещают больных с воздушно-капельной инфекцией относительно невысокой контагиозности (эпидемический паротит, скарлатина, дифтерия), с кишечными заболеваниями. Санитарная обработка больных, поступающих в полубоксы, проводится в санпропускнике при секции, состоящей из полубоксов.

В инфекционном отделении общие помещения для больных (столовые, комнаты для игр, дневного пребывания, ванные) не устраиваются.

В инфекционном отделении, состоящем из палат, основное количество коек рекомендуется располагать в боксированных палатах на 1-2 койки. Боксированная палата отличается от полубоксов отсутствием ванной и входом в уборную из шлюза. В каждой палатной секции следует также предусматривать два полубокса на 1-2 койки. В каждой секции необходимо иметь полный набор обслуживающих помещений (процедурная, буфетная, столовая, санитарный узел). Санитарная обработка больных проводится в санпропускнике при секции. В целях изоляции каждое отделение должно иметь два входа, а для отделения, расположенного на втором этаже, - две лестницы. Один вход предназначен для больных и инфицированных вещей, другой - для персонала, доставки пищи и неинфицированных детей. Помещения для выписки в инфекционных отделениях следует предусматривать для больных, выписываемых из полубоксов и палат, отдельно для каждого отделения. Площадь помещения для выписки больных следует принимать равной 8 м2 с устройством душевой кабины.

Обработка посуды инфекционных больных проводится в специально выделенном помещении для мытья и стерилизации посуды рядом с буфетной.

Санитарно-гигиенический режим в отделении обеспечивается регулярной уборкой палат и всех других помещений, дезинфекцией и дезинсекцией, регулярным мытьем больных со сменой им нательного и постельного белья, строгим соблюдением требований личной гигиены как обслуживающим персоналом, так и больными.

 

85. Гигиенические требования к размещению, планировке и эксплуатации инфекционных больниц.

И.Б. предназначена для госпитализации больных с различными бактериальными и вирусными инфекционными заболеваниями. Отдельные здания и помещения, входы и выходы из зданий и групп посещений должны быть расположены с учетом строгого разобщения "чистых" и "грязных" маршрутов передвижения больных, персонала, инфицированных вещей, материалов.

Комплекс зданий инфекционной больницы (корпуса) должен размещаться на изолированной территории; территория инфекционной больницы (корпуса) должна иметь ограждение по периметру участка с полосой зеленых насаждений. "Чистая зона" территории инфекционной больницы (корпуса) должна быть отделена от "грязной" зоны полосой зеленых насаждений.

Основными структурными элементами инфекционных отделений являются боксы, полубоксы, палаты. Их S 22м2. Бокс состоит из четырех элементов (шлюз, палата, санитарный узел, наружный тамбур). Планировка бокса должна обеспечивать просматриваемость палаты из коридора отделения и шлюза; передачу пищи и медикаментов из шлюза в палату через специальный шкаф. Умывальники должны быть размещены в санитарном узле и в шлюзе. В санитарном узле устанавливаются ванна с душем, унитаз.

Полубокс состоит из трех элементов (шлюз, палата, санитарный узел). Планировка полубокса должна обеспечивать просматриваемость палаты из коридора отделения и шлюза. Устройство шлюза должно обеспечивать возможность провоза каталки из коридора в полубокс и наоборот. Санитарно-гигиенические требования к устройству полубоксов аналогичны требованиям, предъявляемым к боксам.

Палата со шлюзом состоит из трех элементов (палата, шлюз и уборная). Палата и уборная оборудуются умывальниками.

В инфекционных отделениях в нейтральных зонах(коридор боксированного отделения) следует размещать кабины заведующего отделением, старшей сестры, сестры-хозяйки, помещения для хранения переносной аппаратуры, уборочного инвентаря для уборки помещений, размещенных в нейтральной зоне; санузел со шлюзом и умывальником в нем.

Санпропускники для персонала устраивать в составе каждой секции при входе в боксированное, полубоксированное и палатное отделение с установкой шкафчиков для рабочей и домашней одежды каждого сотрудника.

Помещения для выписки следует предусматривать для больных, выписываемых из полубоксов и палат, отдельно для каждого отделения. Площадь помещения для выписки больных следует принимать равной 8 м2 с устройством душевой кабины.

Сан-гигиенический режим: Белье из инфекционных больниц в общегородские коммунальные прачечные направлять запрещается. Стирка белья из инфекционных больниц должна проводиться централизованно в специализированной прачечной или при больнице.

Перед стиркой белье должно обязательно пройти дезинфекцию в специально выделенном, с отдельным входом с улицы, помещении для дезинфекции белья.

Сточные воды от инфекционных больниц перед сбросом в наружную канализацию должны обеззараживаться.

Мусор, отходы лабораторных животных должны уничтожаться в мусоросжигательных печах.

Обработка посуды инфекционных больных проводится в специально выделенном помещении для мытья и стерилизации посуды рядом с буфетной.

Подачу приточного воздуха в секцию (на каждый этаж) следует осуществлять посредством отдельных систем приточной вентиляции с механическим побуждением. Приточный воздух подавать подогретым до внутренней температуры помещения.

От каждого бокса, полубокса и палаты следует предусматривать вытяжную вентиляцию посредством самостоятельных каналов до устья шахты (с установкой на шахте дефлектора).

 

86. Планировка акушерско-гинекологического отделения, режим работы. Гигиенические требования к АГО.

Когда акушерское и гинекологическое отделения расположены в одном здании, они должны быть изолированы друг от друга, иметь самостоятельные входы.

В состав акушерских отделений (родильных домов) входят отделения патологии беременности (25-30 % общего количества акушерских коек), родовое и послеродовое физиологические и обсервационные отделения.

Планировка АО должна обеспечивать тщательную изоляцию здоровых и больных рожениц. В связи с этим предусматриваются отдельные физиологические и обсервационное отделения. В последнее поступают роженицы с гнойничковыми заболеваниями кожи, гриппом, ангиной, температурящие, с подозрением на инфекционные заболевания. Изоляцию этих рожениц осуществляют уже в приемном отделении, где имеется фильтр, через который проходит роженица до поступления в смотровую. Смотровых должно быть две: одна для поступающих в родовое физиологическое, другая - в обсервационное отделение. При каждой смотровой устраивается комната санитарной обработки с душевой и туалетом.

Помещения для выписки родильниц из физиологического послеродового и обсервационного отделений должны быть раздельными. Комнату встреч выписывающихся родильниц и новорожденных следует размещать рядом с помещением для посетителей.

Родовое физиологическое отделение состоит из предродовых палат, родового и операционного блоков и послеоперационных палат.

Послеродовое физиологическое отделение (количество коек в послеродовых палатах) планируют на 50-55 % общего количества акушерских коек. Дополнительно предусматривают резервные койки, составляющие 10 % этого количества.

Послеродовое отделение состоит из палат для родильниц, новорожденных и вспомогательных помещений. Послеродовые палаты устраивают небольшими, на 2-4 койки, чтобы поступление и выписка всех родильниц происходили в один день. Обязательно предусматривают палаты на 1 койку (не менее 7 % количества коек в отделении; в том числе в палатах со шлюзом размещают 4% коек). Состав и площади помещений послеродовых физиологических отделений принимаются по нормативам для палатных секций.

Палаты для новорожденных (количество коек в них должно составлять 110 % расчетного количества коек послеродового отделения) размещают в изолированном отсеке не более чем на 20 кроваток. В отсеке перед входом в палаты предусматривается специальное помещение шириной в 2 м с постом дежурной сестры.

В послеродовом физиологическом отделении специализированного роддома могут быть предусмотрены палаты совместного пребывания родильниц (1-2 кровати) и новорожденных (1-2 кроватки).

Обсервационное отделение должно быть изолировано от физиологического акушерского отделения. Сообщение между ними осуществляется только через шлюз. В ОО предусматриваются не менее 3-х однокоечных родовых палат (24 м2) и операционные с подсобными помещениями. Также родовой бокс (43 м2) для полной изоляции беременных, рожениц, родильниц с новорожденными.

Количество коек в послеродовых палатах составляет 20-25% общего количества акушерских коек. Дополнительно планируют резервные койки, составляющие 5-7 % расчетного количества коек в послеродовых палатах. Палаты обсервационного отделения устраивают на одну и две койки. В палатах на одну койку необходимо размещать не менее 15 % от общего количества коек отделения, в том числе в палатах со шлюзом - 10 % коек.

Палаты для новорожденных планируют на 105-107 % от расчетного количества коек в послеродовых палатах. В обсервационном отделении они должны быть боксированными.

При родовых отделениях следует предусматривать помещения гипербарической оксигенации для родильниц и новорожденных. Площади помещений ОО принимаются, как и в физиологических отделениях, по нормам палатных секций.

В гинекологическом отделении осуществляется оперативное и консервативное лечение больных. Для оперативного вмешательства в отделении предусматривается малая операционная с предоперационной.

При консервативном лечении широко используются методы физического лечения (электролечение, диатермия, массаж, гимнастика и др.), поэтому отделения должны иметь связь с физиотерапевтическим отделением. В гинекологическом отделении (в каждой палатной секции) предусматривается одна процедурная площадью 18 м2. Все другие помещения должны проектироваться в соответствии с требованиями к внутренней планировке палатной секции.

Площади помещений: предродовые палаты 9м2(на 1 койку); родовые 24(на 1 кровать); оперблок 36м2.

 

87. Гигиенические требования к размещению и планировке радиологического отделения.

Типы радиологических отделений: I — рентгенодиагностическое; II — дистанционной лучевой терапии; III — лучевой терапии закрытыми радиоактивными веществами; IV — лучевой терапии открытыми радиоактивными веществами; V — диагностического использования открытых радиоактивных веществ; VI — смешанные отделения. Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгенодиагностических отделений связаны с необходимостью обеспечить радиационную безопасность обслуживающего персонала и людей, находящихся в смежных помещениях, куда может проникнуть рентгеновское излучение.

Рентгенодиагностическое отделение размещают на первом этаже главного корпуса в торце здания или в специальной пристройке к нему. Диагностический кабинет отделения состоит из процедурной (не менее 35 м2) и расположенных рядом с ним комнаты управления и фотолаборатории. В состав его помещений входят кабинет врача, кабина для раздевания больных, кабина с кушеткой, ожидальня. Для защиты смежных с процедурной помещений от рентгеновского излучения используют стационарные защитные устройства: стены, перекрытия, перегородки, смотровые окна из просвинцованного стекла. От воздействия ионизирующей радиации в воздухе процедурной образуется озон и оксиды азота. Поэтому процедурная должна быть оборудована приточно-вытяжной вентиляцией.

Для обеспечения радиационной безопасности обслуживающего персонала используют защитные средства типа экранов. К ним относятся большая и малая передвижные защитные ширмы, полог из просвинцованной резины, защищающий ноги рентгенолога, нагрудный фартук и защитные перчатки из того же материала. Защитные средства необходимо периодически проверять.

В радиологических отделениях используют не только закрытые, но и открытые источники ионизирующих излучений. Поэтому гигиенические требования к устройству и эксплуатации их должны быть направлены на предотвращение как внешнего, так и внутреннего облучения. Эти отделения размещают в изолированной пристройке к главному корпусу или в отдельном здании. Внутренняя планировка их предусматривает четыре изолированные группы помещений: для диагностики открытыми, лучевой терапии открытыми и закрытыми источниками ионизирующих излучений, дистанционной лучевой терапии. В каждой группе помещений осуществляется свой комплекс профилактических мероприятий.

При работе с источниками ионизирующего излучения возможно два основных вида воздействия на человека: внешнее облучение всего тела или его части и внутреннее облучение при поступлении в организм радиоактивных веществ. В зависимости от дозы и условий облучения ионизирующие излучения могут вызвать острую или хроническую форму лучевой болезни, а также отдаленные последствия.

При работе с источниками ионизирующего излучения закрытого типа основными принципами профилактики являются защита количеством, временем, расстоянием, экранированием. Защита количеством заключается в проведении работы с как можно менее интенсивным источником излучения. Защита временем сводится к уменьшению продолжительности облучения персонала за счет ограничения длительности рабочего дня и количества выполняемых за смену процедур, правильной организации работы и продуманной техники выполнения тех или иных операций, повышения квалификации персонала и его тренировки. Защита расстоянием основана на том, что мощность излучения обратно пропорциональна квадрату расстояния между источником (точечным) излучения и рабочим местом. Поэтому применяют инструментарий с удлиненными ручками, тележки с длинными ручками для перевозки контейнеров с радиоактивными препаратами, дистанционные манипуляторы и т. п. Защита экранированием основана на способности различных материалов поглощать ионизирующие излучения.

При работе с открытыми источниками ионизирующих излучений, кроме описанных, осуществляют дополнительный комплекс защитных мероприятий - радиационную асептику. Сущность их заключается в том, чтобы предупредить загрязнение среды радиоактивными веществами и предотвратить поступление их и организм человека.

Персонал применяет средства индивидуальной защиты: халаты, комбинезоны, нарукавники, резиновые перчатки, рабочую обувь, защитные очки.

Санитарные правила требуют дезактивации сточных вод и удаляемого вытяжной вентиляцией воздуха в том случае, если их активность более чем в 10 раз превышает предельно допустимую для производственных условий.

При работе с источниками ионизирующих излучений осуществляют также комплекс медико-санитарных мероприятий. Они включают санитарно-дозиметрический контроль, при котором определяют мощность экспозиционной дозы, суточную или недельную дозу облучения (с помощью индивидуальных дозиметров), степень загрязнения радиоактивными веществами воздуха, рабочих и других поверхностей и др.

К непосредственной работе с источниками ионизирующих излучений не допускаются лица моложе 18 лет. Женщины освобождаются от трудовых операций, связанных с внешним облучением, на весь период беременности, а при работе с открытыми источниками — и на время кормления ребенка. Перед поступлением на работу проводится предварительное медицинское обследование с клиническим исследованием крови.

 

88. Гигиенические требования к планировке, оборудованию, режиму эксплуатации пищеблоков. Личная гигиена персонала.

Пищеблок медицинского учреждения – это комплекс специальных помещений, в которых осуществляют прием пищевых продуктов, их хранение, первичную (холодную) и тепловую кулинарную обработку и раздачу готовой пищи.

Пищеблок стационаров состоит из службы приготовления пищи и буфетов-раздаточных со столовыми в палатных отделениях. Служба приготовления пищи – это комплекс складских, производственных, служебных и бытовых (для персонала) помещений.

Пищеблоки больниц бывают централизованными и децентрализованными.

Централизованный пищеблок располагается: а) внутри общего здания – в однокорпусных больницах, имеющих до 300 коек; б) в отдельном здании – в крупных многокорпусных больницах.

В централизованных пищеблоках готовая пища доставляется в буфеты в групповой транспортной посуде, откуда поступает в столовые отделений (для ходячих больных) или в палаты к постели больного.

При децентрализованном пищеблоке имеется центральная заготовочная, где готовят полуфабрикаты, и кухни-доготовочные лечебных корпусов, откуда готовую пищу отпускают непосредственно больным.

Центральная заготовочная децентрализованного пищеблока состоит из следующих помещений:

а) производственные; б) складские; в) служебные и бытовые.

Планировка помещений пищевого блока должна предусматривать функциональную связь отдельных помещений межу собой для обеспечения нормального хода технологических процессов. Все заготовочные располагаются рядом с кухней, кухня должна быть ориентирована окнами на север, а обеденный зал и комната для персонала - на юг, юго-восток вдали от кухни и заготовочных.

Кухня - главный элемент пищевого блока - должна быть просторной, иметь хорошее освещение, эффективную вентиляцию, полы, покрытые плиткой. Стены в кухне должны быть выкрашены масляной краской, а лучше облицованы белой плиткой на высоту до 1.8 м. На кухне необходимо наличие раковины для мытья рук.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.51.33 (0.025 с.)