Основные закономерности физического развития детей и подростков. Динамика физического развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные закономерности физического развития детей и подростков. Динамика физического развития.



В развитии ребенка выделяют возрастные периоды: 1)период новорожденности 1-10дней; 2)грудной возраст 10дней-1год; 3)раннее детство 1-3года; 4)первое детство 4-7лет; 5)второе детство:♂ 8-12лет, ♀ 8-11лет; 6)подростковый возраст: ♂ 13-16лет,♀ 12-15лет; 7)юношеский возраст: ♂ 17-21год, ♀ 16-20 лет.

Рост и развитие ребенка отличаются не только непрерывностью, но и неравномерностью. На первом году жизни рост ребенка увеличивается на 25 см, на втором — рост замедляется, после чего ежегодная прибавка составляет 10 см. У детей младшего школьного возраста рост еще более замедлен: годовая прибавка составляет всего 3—5 см. Дальнейшее усиление роста наблюдается в начале периода полового созревания (у девочек к 11—12, у мальчиков к 14—15 годам). До 10 лет мальчики и девочки растут с одинаковой скоростью, но начиная с 11—12 лет девочки обгоняют в росте мальчиков. Мальчики начинают обгонять девочек в росте с 14—15 лет.

Неравномерность развития сказывается и на массе тела детей. Масса тела ребенка за первый год жизни утраивается, в дальнейшем годовая прибавка массы снижается и составляет 2—3 кг. Усиленная прибавка массы тела наблюдается в период полового созревания и составляет 4—5 кг у девочек и 7—8 кг у мальчиков. Увеличение массы головного и спинного мозга заканчивается в младшем школьном возрасте, но совершенствование функций нервной системы продолжается во все последующие годы.

Физическое развитие детей и подростков - состояние морфологических и функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития. Оно отражает общий уровень социальных и гигиенических условий жизни. Неравномерность темпа роста и развития организма на этапе созревания является общей закономерностью.

Хронологический возраст — это период, прожитый ребенком от рождения до момента обследования, имеющий четкую возрастную границу — день, месяц, год.

Биологический возраст — совокупность морфофункциональных особенностей организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития.

Показателями биологического возраста являются степень оссификации скелета, время прорезывания и смены зубов, появления вторичных половых признаков у подростков, начала менструаций у девочек, а также морфологические показатели физического развития (длина тела и ее погодовые прибавки).

При изучении физического развития используют соматометрические показатели — длину и массу тела, окружность грудной клетки. Такие показатели, как форма грудной клетки, спины, стоп, осанка, состояние мускулатуры, жироотложения, эластичность кожи, половое созревание, относятся к соматоскопическимпоказателям. Жизненная емкость легких, сила сжатия кисти рук — это функциональные или физиометрические показатели.

Полученные результаты измерения показателей сравниваются со специально разработанными средними показателями этих признаков для групп детей различного пола и возраста — возрастными стандартами физического развития.

К методам индивидуальной оценки физического развития детей и подростков, учитывающим только соматометрические показатели, относятся метод сигмальных отклонений (профиля физического развития), регрессионный метод (оценочных таблиц), центильный метод.

Оценка физического развития только по соматометрическим показателям не дает достаточной надежности, поэтому для более точной индивидуальной оценки используют другие показатели: погодовые прибавки роста, сроки прорезывания постоянных зубов, степень полового созревания. Погодовые прибавки роста отражают закономерности ростового процесса ребенка, тесно связанные с биологическим возрастом. Сроки прорезывания постоянных зубов варьируют в каждой возрастной группе в широких пределах. Степень полового созревания: у девочек она оценивается по оволосению подмышечных впадин и лобка, развитию молочных желез, а также возрасту наступления менструаций, у мальчиков - по оволосению подмышечных впадин и лобка, мутации голоса, оволосению лица и развитию кадыка.

Акселерация физического развития – ускорение темпа роста и развития организма детей и подростков по сравнению с темпом прошлых поколений.

 

91. Гигиенические требования к размещению, планировке и оборудованию школ.

Избираемый земельный участок должен быть расположен недалеко от места жительства большинства обслуживаемых детей (800-1000м для городских школ и 2000м - для сельских). Величина земельного участка должна выбираться из расчета 40-50м2 на одного ученика. Общие размеры пришкольного земельного участка должны составлять 1,7-3га, зеленые насаждения должны занимать не менее 40-50% всей площади. Планировка школы должна быть согласована с общей планировкой земельного участка и составлять с ней единое целое. Планировочная структура школьных зданий определяется характером учебного заведения. По этажности школьные здания не должны превышать 3 этажа. При проектировке школьных зданий учитывается принцип разделения коллектива учащихся на отдельные возрастные группы. Предусматривается изоляция классов и лабораторий от помещений, являющихся постоянным источником шума и загрязнений воздуха. Эти требования легко удовлетворяются при блочной (секционной) планировке школьных зданий. Из всех помещений школьного здания особое место занимают классные комнаты, в которых учащиеся первых 3 лет обучения проводят около 80% времени. Глубина (ширина) класса не должна превышать 6,3м т.к. при большей ее величине снижается естественная освещенность. Длина классных комнат должна составлять 8-8,4м. Высота - не ниже 3м.

Школьная мебель, размеры школьной парты (высота стула, его глубина, угол наклона крышки, дифференциация, дистанция спинки и сиденья и т.д.) должны строго соответствовать росту и пропорциям тела ребенка. В настоящее время предусматривается изготовления пяти номеров мебели с буквенной системой нумерации, а именно: А- рост до 130см, Б-131-145; В-146-160, Г-161-175, Д-более 176см. К учебным пособиям также предъявляют гигиенические требования. Соблюдение требований к

школьным учебникам и детским книгам обеспечивает оптимальные условия для органов зрения. Не меньшее значение имеет четкость и размеры шрифта, минимальная высота которого установлена в 1,75мм для учебников старших классов и 2,1-2,4 –для младших классов. Для зрительного восприятия текста важным является соблюдение расстояния между отдельными буквами, словами, строками.

Лечебно-оздоровительные мероприятия в школе.

Школьный врач и медицинская сестра осуществляют всю плановую ревакцинацию и все противоэпидемические мероприятия. С участием школьного врача проводится вся система мероприятий по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях и школах, а также работа по трудовому воспитанию, гигиене обучения в школах, профориентации. Младший медицинский персонал (медицинская сестра или фельдшер) в детском саду и школе помогает при проведении углубленных и профилактических осмотров, проверяет соблюдение детьми правил личной гигиены, контролирует выполнение режима дня в учреждении, организацию питания детей, хранение продуктов и т. д. Физическое развитие детей и подростков является одним из важнейших показателей здоровья. Физическое развитие отражает общий уровень социальных и гигиенических условий жизни - совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его роста и созревания. Для характеристики физического развития используются основные антропометрические признаки (рост, масса тела, окружность грудной клетки), физиометрические

(жизненная емкость легких, мышечная сила) и соматоскопические (состояние костной и мышечной систем, жироотложение, половое развитие). Рациональный режим дня предусматривает: 1) правильную организацию урока; 2) нормирование общего количества ежедневных и еженедельных уроков; 3) регламентацию продолжительности уроков и перемен; 4) рациональное построение занятий в течение учебного дня, недели; 5) число и продолжительность каникул.

 

92. Гигиенические требования к воздушно-тепловому режиму, инсоляции, естественному и искусственному освещению школ.

Требования к воздушно-тепловому режиму:

Температура воздуха в учебных помещениях должна соответствовать значениям:

Климатический район сезон года зона теплового комфорта, С

Холодный зима 21-22

Умеренный 18-20

Жаркий 17-19

Умеренный весна 18-22

Жаркий 23-24

Умеренный осень 16-22

Жаркий 24-26

Температура воздуха в учебных помещениях с ленточным остеклением зависит от их ориентации:

1)северная ориентация окон – оптимальный температурный диапазон составляет 21-22°С, допустимый - 18-24°С; 2)южная ориентация окон - 19-20°С; 3)восточная ориентация окон – 20-21°С.

Относительная влажность воздуха в учебных помещениях должна составлять 40-60%.

Здания учреждений оборудуют системами центрального отопления и вентиляции.

В одноэтажных малокомплектных сельских школах допускается печное отопление, устанавливать железные печи не допустимо. Во избежание загрязнения воздуха помещений окисью углерода печные трубы закрывают не ранее полного сгорания топлива и не позднее, чем за 2 часа до прихода учащихся.

В качестве нагревательных приборов могут использоваться радиаторы, трубчатые нагревательные элементы.

При проектировании приточной вентиляции с механическим побуждением для учебных помещений необходимо предусмотреть в них оборудование естественной вытяжной вентиляции.

При воздушном отоплении, совмещенном с вентиляцией, должно быть предусмотрено автоматическое управление системами, в том числе поддержание в рабочее время в помещениях расчетной температуры в зависимости от строительно-климатической зоны и относительной влажности воздуха в пределах 40-60%, а также обеспечение в ночное время температуры воздуха не ниже 15°С. Рециркуляция воздуха в системах воздушного отопления учебных помещений не допускается.

Естественная вентиляция осуществляется через фрамуги и форточки. Площадь фрамуг и форточек в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать круглогодично. Учебные помещения проветривают во время перемен, рекреации – во время уроков по графику. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями.

Требования к инсоляции:

Учебные помещения должны быть обеспечены непрерывной инсоляцией продолжительностью не менее: 1) 2,5 часа в северной зоне; 2) 2 часа в центральной зоне; 3) 1,5 часа в южной зоне.

Допускается отсутствие инсоляции в кабинетах рисования, а также в кабинетах, предназначенных для изучения дисциплин с компьютерной поддержкой (более 50% продолжительности академического часа). Продолжительность инсоляции на 50% площади участка общеобразовательного учреждения независимо от географической широты должна составлять не менее 3часов.

Требования к естественному и искусственному освещению:

Уровни естественного освещения в школах определяются коэффициентом естественного освещения (КЕО), который является процентным отношением внутреннего освещения в классе к наружному освещению. Нормируемый уровень КЕО составляет 1,5%, предельно допустимое значение – 1,35%.

В учебных помещениях должно быть левостороннее светораспределение естественного освещения.

Уровни искусственной освещенности на рабочих плоскостях от системы общего освещения должны быть не менее 500 лк. При этом система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с газоразрядными лампами. Использование ламп накаливания для искусственного освещения классов нецелесообразно.

Допускается использовать систему совмещенного освещения с нормируемым КЕО — 1,3%, предельно-допустимым значением — 1,17% в условиях городской застройки повышенной плотности. В этом случае уровень освещенности от искусственных источников света должен составлять не менее 600 лк.

Светильники, используемые для искусственного освещения классов и кабинетов школы, должны иметь светораспределение, преимущественно направленное в нижнюю полусферу, но при этом обеспечивать и подсветку потолка для благоприятного распределения яркости в поле зрения, что лимитируется показателем дискомфорта (Мт). Показатель дискомфорта осветительной установки общего освещения для любого рабочего места в классе не должен превышать 40 единиц.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-16; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.014 с.)