Запоминание текстов с помощью тезаурусов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Запоминание текстов с помощью тезаурусов



Если бы головной мозг человека мог мгновенно узнавать то, о чем говорится в тексте, быстрее представлять образы всех понятий, то запоминать тексты стало бы очень легко. Чтобы научиться этому, необходимо следовать данному плану:

1) заложить в память объяснения понятий, которые могут встретиться в тексте, и их образы;

2) приучить мозг во время работы «доставать» соответствующие толкования и образы.

Для начала попробуйте запомнить список знакомых понятий в данной последовательности. На запоминание дается 2 мин.

1. Стул.

2. Нитки.

3. Приемник.

4. Цветы.

5. Кошка.

6. Ручей.

7. Книга.

8. Собака.

9. Очки.

10. Фонарь.

11. Месяц.

12. Гостиница.

13. Комар.

14. Фонтан.

15. Чай.

16. Ножницы.

17. Кольцо.

18. Камень.

19. Палатка.

20. Обрыв.

Образы понятий, перечисленных выше, быстро всплывут в памяти, и слова запомнятся легко. Запишите слова по памяти.

1._____________________.

2._____________________.

3._____________________.

4._____________________.

5._____________________.

6._____________________.

7._____________________.

8._____________________.

9._____________________.

10.____________________.

11.____________________.

12.____________________.

13.____________________.

14.____________________.

15.___________________

16.___________________

17.___________________

18.___________________

19.___________________

20.___________________

Каждое слово, поставленное на место, оцените в 5%, а слово, поставленное неправильно, – в 3%.

Итого:______ %.

Теперь за те же 2 мин запомните слова, значение которых, возможно, знакомо, но плохо.

 

1. Планшет.

2. Мездра.

3. Пастор.

4. Вязанка.

5. Рефери.

6. Форвард.

7. Лагуна.

8. Колонок.

9. Теодолит.

10. Петарда.

11. Сателлит.

12. Острог.

13. Декодер.

14. Обелиск.

15. Кориандр.

16. Секатор.

17. Оберег.

18. Швеллер.

19. Бивуак. 20. Каньон.

 

Закройте слова и запишите их по памяти.

1._____________________.

2._____________________.

3.____________________.

4._____________________.

5._____________________.

6._____________________.

7._____________________.

8._____________________.

9._____________________.

10.____________________.

11.____________________.

12.____________________.

13.____________________.

14.____________________.

15.____________________.

16.____________________.

17.____________________.

18.____________________.

19.____________________.

20.____________________.

ИТОГО:__________ %.

Если сравнить результаты, то окажется, что запоминание слов первого списка прошло лучше, а второго – хуже. Этому есть объяснение: при запоминании слов второго списка нужно было извлекать из памяти толкования малознакомых слов, образы плохо представляемых понятий. Они извлекались очень медленно, потому что редко употреблялись. А для неизвестных слов приходилось придумывать толкование и создавать образы. Это происходит еще медленнее и не дает хороших результатов.

Теперь поработаем с текстами, которые содержат факты и мысли.

 

Текст 1

Кометы

Слово «комета» произошло от греческого слова «хвостатая». В отличие от мерцающих звезд и четко ограниченных планет комета выглядит как светящееся туманное пятнышко. Это пятнышко называется головой кометы. Если кометы очень яркие, то их легко можно наблюдать невооруженным глазом, они всегда имеют светящиеся длинные хвосты. Слабые кометы едва видны, но также имеют хвосты.

Хвост кометы всегда направлен в сторону от Солнца, поэтому, когда комета приближается к нашему светилу, она движется головой вперед, а когда удаляется, то вперед хвостом. Голова – самая яркая часть кометы. Внутри нее – твердое ядро.

Зафиксируйте время, затраченное на чтение:_____

Дайте ответы на вопросы:

1. Откуда произошло слово «комета»?

2. Как выглядит комета?

3. Какие кометы можно наблюдать невооруженным глазом?

4. Что имеет комета, кроме головы?

5. Куда направлен хвост кометы?

6. Как движется комета, когда приближается к Солнцу?

7. Как движется комета, когда удаляется от светила?

 

1.____________________________________________.

2.____________________________________________.

3.____________________________________________.

4.____________________________________________.

5.____________________________________________.

6.____________________________________________.

7.____________________________________________.

 

Проверьте ответы и по каждому проставьте проценты:

полный и точный ответ – 20%;

неточный ответ или его отсутствие – 0%;

остальное – 1-19 %.

1 – _________ %, 2 — __________ %, 3 – __________ %,

4 – _________96, 5 – __________96, 6 – __________96,

7 – _________%.

По итогам текст усвоен на________ %.

 

Текст 2

Постарайтесь прочесть его за то же время, которое вы затратили при прочтении первого.

 

Кометы

Наиболее эфемерными космическими телами, входящими в состав Солнечной системы, являются кометы, движущиеся вокруг Солнца по сильно вытянутым эллиптическим орбитам. Имея незначительную массу, они ничем не обнаруживают себя, когда находятся вдали от Солнца. Но по мере приближения к нему твердое ядро кометы, состоящее из каменных и металлических тел, заключенных в ледяную оболочку из замерзших газов, начинает испаряться, образуя огромный газовый шлейф – хвост, достигающий длины сотен миллионов километров. Давление световых лучей и потоки электрических частиц, исходящих от Солнца, отклоняют кометные хвосты в противоположную от светила сторону. Некоторые кометы достигают большой яркости – тогда они привлекают к себе всеобщее внимание. Большие кометы остаются видимыми в небе в течение нескольких недель, затем, облетев Солнце, они постепенно удаляются и исчезают.

Зафиксируйте время, затраченное на чтение:_____.

Дайте ответы на вопросы.

1. Назовите наиболее эфемерные космические тела.

2. Какова форма орбит, по которым движутся кометы?

3. Из чего состоит ядро кометы?

4. Из чего состоит ледяная оболочка?

5. Почему ядро кометы начинает испаряться?

6. Что образуется в результате испарения?

7. Почему хвосты кометы отклоняются от Солнца в противоположную сторону?

1.____________________________________________.

2.____________________________________________.

3.____________________________________________.

4.____________________________________________.

5.____________________________________________.

6.____________________________________________.

7.____________________________________________.

 

Проверьте ответы и по каждому проставьте проценты:

полный и точный ответ – 20%;

неточный ответ или его отсутствие – 0%;

остальное – 1-19 %.

1 – __________%, 2 – __________%, 3 – _________%,

4 – __________%, 5 – __________%, 6 – _________%,

7 – __________%.

По итогам текст усвоен на_______%.

 

Оба текста были одинаковы по объему но в первом тексте использовались знакомые понятия. Вы легко смогли представить все образы в своем воображении, а чтение сопровождали знакомые эмоции. Все это помогло легко запомнить текст.

Второй текст содержал в себе малознакомые понятия и малоизвестные мысли. Он скорее всего запомнился хуже. Вывод напрашивается сам собой: на запоминание влияет знакомство с понятиями.

Значит, чтобы лучше запоминать тексты, нужно заранее подготовиться к их восприятию: провести предметную подготовку. Другими словами, создать в своей памяти набор слов и словосочетаний по какой-либо предметной области – его можно назвать ТЕЗАУРУСОМ. Он поможет полностью понять тексты.

В хранящийся в памяти тезаурус нужно добавить толкования и образные представления всех слов и словосочетаний. Специалисты советуют формировать тезаурус в памяти постепенно.

При чтении текстов из любой предметной области фиксируйте в специальную тетрадь слова и словосочетания, часто употребляемые в этой области.

Если понятие вам знакомо, его толкование можно не записывать. Если понятие плохо известно, загляните в толковый словарь.

Тезаурусы должны включать в себя не менее 200-300 слов и словосочетаний и все часто встречающиеся в ваших текстах значимые слова и словосочетания.

 

Как работать с тезаурусом

1. Читая слова и словосочетания готового тезауруса, мысленно подберите каждому его толкование.

2. Для каждого слова и словосочетания создайте образ, связанный с их значением.

3. Запоминайте по 20 (30, 40, 50) слов или словосочетаний за одно занятие в том порядке, в котором они стоят.

Припоминание начинайте через 15-20 мин, далее – через 6-10 ч, последнее – через сутки. При этом обязательно сверяйтесь со списком.

4. Работая с текстом, по возможности заменяйте словосочетания одним словом или подбирайте к ним синонимы.

 

Если вы знакомы со значениями понятий, передающих информацию, это, конечно, поможет запомнить текст. Но для запоминания текстов по предметам нужно заранее создавать в памяти тезаурус, в котором содержатся смысловые блоки:

1) названия разделов в определенной предметной области (например, в физике такие названия, как «электрические явления», «электромагнитные явления»);

2) названия конкретных теорий и методов (например, «методы развивающего обучения», «теория вероятностей»);

3) словесные «штампы», т.е. объединения слов (например, в текстах по математике «корень квадратного уравнения», «значение выражения»);

4) специальные термины.

Каждый смысловой блок можно представить в виде сложной картины с множеством элементов.

Работа по запоминанию смысловых блоков определенной предметной области аналогична работе по формированию тезауруса.

Существует два способа создания запаса смысловых блоков: искусственный и естественный. Искусственный способ — это соединение пар слов и словосочетаний по смыслу друг с другом. При естественном способе создания нужно при чтении или слушании текста мысленно выделять смысловые блоки, которые использует автор. Полученные таким путем смысловые объединения необходимо запомнить. Попытайтесь найти их в других текстах или прослушиваемых речах, продумывайте их составные части, характеристики, качества и др.

Повышение продуктивности процесса запоминания обеспечивает также наличие знаний в предметной области. Чем чаще вы их повторяете и применяете, тем прочнее они становятся, способствуя тем самым запоминанию новых знаний.

Если старая информация была усвоена слабо, то, работая с новой информацией, приходится загружать мозг осмыслением старой. Мозг уже не может полноценно запоминать новую информацию, и запоминаемый материал усваивается хуже.

Если же старые знания прочны, мозгу не нужно придумывать смысловые связи, и качество запоминания будет высоким.

 

Смысловые связи

Теперь, когда вы научились находить в запоминаемых текстах существенные мысли, можно успешно запоминать и откладывать в памяти все мысли изучаемого материала. Но этого недостаточно. Нужно научиться связывать мысли между собой и в таком виде отправлять их в память, потому что мысли из памяти припоминаются последовательно. Вспомнив одну мысль, наш мозг передает от нее сигналы во все остальные мысли «связки», и они тут же вспоминаются.

Человек воспринимает и запоминает текст так, как предлагает автор – в виде цепочки, состоящей из мыслей, в которой присутствуют и главные, и второстепенные мысли, и несущественная информация.

Первая мысль

/

Вторая мысль

/

Третья мысль

/

___________

___________

/

Последняя мысль

 

При таком восприятии трудно понять, как рассуждает автор, потому что внимание переходит от одной мысли к другой, ссылаясь на предыдущую или объединяя мысли в одну и т. д. В итоге вместо простой цепочки получается сложная структура текста.

 

 

Желательно прочитываемые или прослушиваемые тексты перестраивать в удобные для запоминания формы.

Чтобы улучшить качество запоминания содержания материала, нужно научиться выявлять форму текста. Для этого необходимо:

1) связать между собой мысли одного абзаца и выделить среди них основную;

2) связать друг с другом основные мысли различных абзацев.

Второстепенные мысли абзаца могут быть связаны с основной непосредственно.

 

 

Основная мысль абзаца может находиться в начале, в середине и внутри абзаца. (см. схему ниже).

 

Если основная мысль находится в начале абзаца, то это значит, что автор сначала что-то утверждает, а потом доказывает, используя различные факты (1).

Когда основная мысль находится в середине абзаца, это значит, что автор сначала представляет свои рассуждения и перечисляет некоторые факты и только потом – утверждение. Если основная мысль неубедительна, приводятся дополнительные аргументы (2).

Иногда автор хочет научить читателя или слушателя выводить утверждения, опираясь на начальные данные или путем рассуждений, где ОМ – основная мысль, ВМ – вспомогательная (3).

 

 

С помощью разных форм изложения текстов авторы убеждают в своей позиции, учат рассуждать или доказывать. Умение быстро извлекать форму изложения облегчит понимание целей автора, что в свою очередь улучшит процесс запоминания.

Если основная мысль абзаца выражена неявно, то читателю или слушателю нужно сформулировать ее своими словами, иначе материал будет не связан и в итоге не запомнится. Если вы запомните не только содержание абзаца, но и логику рассуждений автора, то вероятность припоминания мелких деталей текста увеличится.

 

Задание

Возьмите любой абзац текста, просмотрите его и назовите приблизительное количество мыслей в нем. Медленно перечитывая, сформулируйте все существенные мысли в нем. Найдите среди них основную.

Запишите основную мысль и обведите ее овалом, а второстепенные мысли заключите в прямоугольники.

Просмотрите второстепенные мысли, среди них найдите те, которые связаны с основной. Для этого сформулируйте вопрос от основной мысли к второстепенной, причем информацию используйте из основной мысли, а для ответа – из второстепенной. При составлении вопроса к основной мысли поступайте наоборот.

Теперь соедините основную мысль и связанные с ней по смыслу второстепенные мысли. Аналогичную работу проведите между второстепенными мыслями этого абзаца.

Для запоминания содержания абзаца нужна не только формулировка его мыслей и фактов, но и структурная схема, где показаны связи между этими мыслями и фактами. Когда вы формулируете мысли, мозг создает нервные образования, каждое из которых содержит формулировку определенной мысли в закодированном виде. А когда человек устанавливает между мыслями смысловые связи, между нервными образованиями «вырастают» нервные волокна. Другими словами, это смысловые связи, по которым с помощью рассуждений можно прийти от одной мысли к другой. В процессе припоминания текстовой информации «бегущий» по нервным волокнам сигнал открывает по порядку все мысли абзаца.

По такому же принципу запоминаются и припоминаются тексты. Если текст состоит из нескольких абзацев, необходимо соединить все мысли внутри абзацев, получив таким образом структурные схемы всех абзацев, где ВМ – вспомогательная мысль, а ОМ – основная.

 

 

Если соединить основные мысли абзацев, то получим структурную схему текста, состоящую из основных мыслей:

 

 

Специалисты построили схему припоминания текста. Она заключается в следующем:

1) вспоминается первая основная мысль первого абзаца;

2) нервное образование первой основной мысли посылает сигналы второстепенным мыслям этого абзаца, и они припоминаются;

3) возбужденное нервное образование первой основной мысли посылает сигналы другим нервным образованиям основных мыслей других абзацев, связанных с ним, которые начинают припоминаться;

4) аналогично идет работа до конца текста.

 

Задание 1

Подберите состоящий из нескольких абзацев текст. Найдите основную и второстепенные мысли каждого абзаца. Постройте структурные схемы абзацев, соединив второстепенные мысли друг с другом и основной мыслью.

Создайте схему основных мыслей, соединив основные мысли абзацев в единую систему.

 

Задание 2

Найдите в абзацах основные мысли. Постройте структуру текста из основных мыслей.

 

Некоторые считают, что, когда погода становится холодной, животные впадают в спячку. Белый медведь живет там, где очень холодно. Получается, что он тоже должен впадать в спячку.

Но животные впадают в спячку по другой причине: зимой оскудевают запасы пищи. Вместо того чтобы делать запасы на зиму, звери укладываются спать. Всю зиму они питаются запасом жира, который сохраняется на их теле.

Все жизненные процессы во время спячки почти приостанавливаются. Температура тела опускается, замедляется дыхание, биение сердца слабеет. Происходит ли это с белыми медведями?

Зимой белые медведи спят больше, чем летом. Но это нельзя назвать зимней спячкой. Температура тела и дыхание белых медведей остаются в норме. Они спят в норах и пещерах из снега и льда. В период потепления медведи могут бродить целый день.

Больше, чем самцы, зимой спят самки белых медведей. Во время этого зимнего сна рождаются детеныши.

Весной от изменения температуры, влажности и от голода впадавшие в спячку животные просыпаются. Они вылезают из берлог и отправляются на поиски пищи.

(по И. Акимушкину)

 

Варианты основных мыслей:

ОМ 1: некоторые думают, что животные впадают в спячку из-за похолодания;

ОМ 2: причиной спячки является уменьшение запасов пищи;

ОМ 3: во время спячки жизненные процессы замедляются;

ОМ 4: сон белых медведей зимой не относится к спячке;

ОМ 5: самки белых медведей зимой спят больше, чем самцы;

ОМ 6: весной животные, впавшие в спячку, просыпаются.

Такой может быть структура текста:

 

 

Универсальные структуры

Для каждой конкретной предметной области существует общая логика рассуждений, которой подчиняются смысловые связи текстов, т.е. существуют предметно-логические структуры текстов, которые могут быть универсальными для предмета.

С их помощью можно запоминать многие тексты по предмету.

Хорошее знание универсальных структур по предметам сделает легким процессы запоминания и припоминания информации.

В школьном курсе математики при изучении теории производятся следующие действия:

1) дают новое понятие и его определение;

2) называют понятие;

3) описывают свойства нового понятия;

4) дают вид понятия (запись, график);

5) определяют область существования;

6) дают область применения понятия;

7) рассматривают области применения;

8) приводят примеры.

 

Структурная схема будет иметь следующий вид (см. схему 1).

 

Данная структура поможет при запоминании теоретического материала по математике: вам всего лишь нужно разложить материал текста по ячейкам схемы. Будьте уверены: во время припоминания вы «раскроете» ячейку универсальной схемы и найдете там всю необходимую информацию.

Любой текст из области истории может уложиться в такую универсальную схему (см. схему 2).

И последняя схема (см. схему 3) – это схема текстов, которые описывают практические задания по математике (алгоритмы решения задач или примеров).

 

Схема 1

 

 

Схема 2

 

 


Схема 3

 

 

Планы текстов

Содержание текстов можно запомнить с помощью составления и заучивания плана текста. Рассмотрим два вида планов: тезисный и вопросный.

Тезисный план – это пронумерованный список коротких фраз (тезисов) или ответов на вопрос «Что говорится в тексте?» Если этот план упростить, то получится список ключевых слов или ответов на вопрос «О чем?»

Вопросный план – список вопросов. Отвечая на них, вы легко перескажете содержание текста.

Чтобы во время изложения содержания текста все пункты плана легко припоминались, план необходимо выучить.

 

Как запоминать стихи

Заучивание стихотворений является одним из способов развития памяти, так как этот процесс способствует развитию образного мышления. Образы понятий стихотворного произведения должны быть конкретными, зафиксированными в памяти.

...

Это достигается путем вызова из памяти конкретных образов при каждом повторении.

При запоминании стихов большую помощь оказывает эмоционально-ролевой метод – профессиональный метод актеров сцены, в котором обыгрываются роли персонажей или роль слушателя.

Если в стихотворном произведении есть монологи или диалоги, вы, произнося слова одного из персонажей, представляете себя в его роли. При этом нужно учесть одежду персонажа, обстановку, которая его окружает, а также эмоциональный настрой и цели, которые герой преследует в данный момент.

Если в стихотворении присутствует лирическое описание природы, то при воспроизведении определенного элемента природы необходимо четко представить себе его образ. Если автор описывает внутренние переживания человека, постарайтесь ощутить чувство, описанное автором.

У каждого стихотворения есть определенная звуковая форма, т. е. стихи обладают напевностью. Одни читаются легко, а другие – трудно. Если человек плохо запоминает стихи, это значит, что у него отсутствует природная способность слышать звуковую форму произведения (напевность, мелодичность) и запоминать ее.

Для развития способности слышать звуковую форму стиха просто начните учить стихи; запоминая, читать их вслух напевно. Нужно распевать строчку за строчкой, как песню, и обязательно слушать себя.

Выучив произведение до конца, постарайтесь воспроизвести его несколько раз вслух. При этом сначала выделяйте голосом первые слова каждой строчки, а после твердого запоминания всего стихотворения прочтите его выразительно, с добавлением эмоциональной окраски: ведь профессиональные чтецы работают на эмоциях. Будет еще лучше, если вы отыщете запись, где произведение, над которым вы работаете, исполняет профессиональный чтец.

Тем, кто хочет научиться запоминать стихи, следует придерживаться данных ниже рекомендаций:

1) старайтесь чаще вспоминать любые стихи, мысленно их пересказывать;

2) заучивайте стихи по следующему принципу:

а) 2 строки;

б) следующие 2 строки;

в) 4 строки (2 + 2);

г) аналогично учится второе четверостишие;

д) 1 + 2 четверостишие;

е) заучивание третьего четверостишия;

ж) 1 + 2 + 3 четверостишия;

з) и так далее, но не больше 7-8 частей за раз;

3) если запоминаете стихи очень плохо, закрепляйте их в памяти повторением в обратном порядке:

а) последний куплет;

б) последний + предпоследний куплеты.

И так до начала, потому что при заучивании в обычном порядке последние куплеты повторяются меньше, чем первые.

 

Это интересно: в 1872 г. Э. Гартенбах предложил следующий вариант успешного заучивания стихотворений: записать начальные буквы каждой строчки или, что еще лучше, начальные буквы каждого слова.

Таким образом, чтобы выучить стихотворение Ф.И. Тютчева:

 

Еще земли печален вид,

А воздух уж весною дышит,

И мертвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит.

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась...

 

Необходимо:

1) написать только начальные буквы: Е, А, И, И, Е, Н, В, И;

2) написать начальные буквы каждого слова:

 

Е. з. п. в.

A. в. у. в. д.

И. м. в. п. с. к.

И. е. в. ш.

Е. п. н. п.

Н. с. р. с.

B. п. о.

И. е. н. у.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.227 (0.141 с.)