Запоминание текстов путем осмысления содержания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Запоминание текстов путем осмысления содержания



Многие люди страдают от того, что плохо запоминают необходимую им информацию. Причем большая часть запоминает ее, зная о предстоящем тестировании.

Причиной того, что в обычной обстановке память иногда дает сбои, является отсутствие навыка запоминания нужной информации.

Проблем не возникало бы, если бы уже у школьников начинали формировать привычку регулярно запоминать нужную информацию, которая так же регулярно извлекалась бы из памяти.

Многие взрослые не умеют запоминать профессиональную информацию регулярно и так же нерегулярно припоминают необходимую информацию. В результате пассивное использование памяти приводит к ее ослаблению.

 

Чтобы научиться хорошо запоминать тексты, нужны навыки их осмысления.

...

Необходимо умение выявлять из текста существенную информацию: объекты, их качества, совершаемые объектами действия, состояние и т.д.

Работая с текстом, просмотрите его и подчеркните все значимые слова или словосочетания, числа, названия, которые помогут раскрыть содержание текста.

Оставьте текст на некоторое время. Когда вы снова продолжите работу с источником, прочтите только подчеркнутое и попробуйте восстановить в памяти содержание текста. Если вы смогли это сделать, то медленно перескажите его.

 

Задание 11

В простом тексте 1 подчеркните все значимые слова и словосочетания.

 

Жизнь на Земле возможна только при наличии атмосферы. Если бы в атмосфере не было кислорода, нам нечем было бы дышать. Атмосфера защищает нас от метеоритов и от космических лучей.

 

Выполните такое же задание, работая со сложным текстом 1.

 

Слой озона тоже жизненно важен, так как задерживает большую часть солнечных ультрафиолетовых лучей. Если он исчезнет, то мы погибнем.

В последнее время такая опасность возникает. Озонный слой разрушается в результате появления современных самолетов, летающих на больших высотах.

 

Задание 12

Дан текст 1

 

Смерч – одно из жестоких разрушительных явлений природы. Это огромный вихрь с вертикальной осью длиной в несколько сотен метров. Из центральной части мощного облака вытягивается темный гигантский хобот, а навстречу ему поднимается другая воронка.

Они смыкаются, и вот уже огромный, быстро перемещающийся, вращающийся столб начинает творить разрушения.

 

Поработайте с текстом по следующей схеме:

1) чтение и пересказ первого слова первого предложения;

2) чтение и пересказ первого и второго слов;

3) аналогичная работа с тремя словами и т. д.;

4) работа со следующим предложением.

Научившись выявлять из текста существенную информацию, поработайте над формированием навыка выявления понятий из текста.

Они должны отвечать на вопрос: «О чем говорится в тексте?» Для этого, работая с текстом, выделите понятия, отвечающие на данный вопрос, причем в вашем воображении должны остаться образы этих понятий.

Через некоторое время при чтении всех выписанных понятий попытайтесь воссоздать текст, по возможности рассказывая его вслух.

 

Задание 13

В тексте 1 выделите понятия (слова и словосочетания), которые отвечают на вопрос «О чем говорится в тексте?»

 

Ливни наносят огромный вред хозяйству. Вода, стекая, сносит плодородный верхний слой почвы, нарушает ее строение, образует глубокие промоины и овраги.

Ливневые потоки заносят грязью реки, разрушают дамбы, насыпи, железнодорожные пути, вызывают оползни. Одним из надежных способов борьбы с последствиями ливней является создание лесоохранных зон, сохранение лесов и лугов.

 

Теперь попробуем находить в тексте мысли – понятия, связанные по смыслу. Часто в роли смысловой связки выступают глаголы. Сложные мысли лучше разбить на простые.

При работе с текстом найдите части предложений или целые предложения, отвечающие на вопрос: «Что говорится в тексте?» Ваши ответы не должны состоять из двух или более простых предложений. Не переписывайте их из текста по частям, а запоминая полностью, запишите по памяти.

Через несколько дней прочтите все выписанные предложения и попробуйте восстановить текст, размышляя вслух.

 

Задание 14

Дан текст 1

 

За несколько часов до сильных подземных толчков собаки начинают бешено лаять, убегают из дома и отказываются вернуться обратно. В это же время куры взлетают на деревья, туда же залезают кошки.

 

Выпишем ответы на вопрос «Что говорится в тексте?»

1. За несколько часов до сильных подземных толчков собаки начинают бешено лаять.

2. Собаки убегают из дома и отказываются вернуться обратно.

3. В это же время куры взлетают на деревья.

4. Туда же (на деревья) залезают и кошки.

 

Задание15

Перед вами достаточно простой по содержанию текст 2 с небольшими предложениями.

 

Как холодно было в тот вечер. Шел снег, и сумерки сгущались. А вечер был последний в году – канун Нового года.

 

Внимательно прочтите предложения, образно представляя каждое понятие. Затем медленно прочитайте начало первого предложения и, не глядя в книгу, закончите его.

Проведите аналогичную работу с остальными предложениями.

Запишите окончания предложений.

Как холодно_________________. Шел снег______

________________________________. А вечер был

________________________________.

Попробуйте запомнить больше предложений.

 

В эту холодную и темную пору по улицам брела маленькая нищая девочка с непокрытой головой и босая. Правда, из дома она вышла обутая, но много ли было проку в огромных старых туфлях.

Туфли эти прежде носила ее мать, и девочка потеряла их сегодня, когда бросилась бежать через дорогу. Одной туфли она так и не нашла, а другую утащил какой-то мальчишка.

Вот девочка и брела теперь босиком, и ножки ее покраснели и посинели от холода. В кармане ее старенького передника лежало несколько пачек серных спичек, а одну пачку она держала в руке. Она брела голодная и продрогшая.

 

Напишите окончания предложений.

В эту холодную и темную пору___________________

_____________________________________________.

Правда, из дома она____________________________

_____________________________________________.

Туфли эти прежде носила_______________________.

Одной туфли она______________________________.

Вот девочка и брела___________________________.

В кармане ее старенького передника_____________

___________________________________________.

Она брела__________________________________.

_____________________________________________

 

Задание 16

Даны два предложения.

1. Прочтите предложения, осмысливая содержание.

2. Несколько раз повторите встречающиеся названия.

3. Прочтите начало первого предложения и произнесите его окончание.

4. Работа со вторым предложением аналогична.

 

После ливня в Китае под водой оказались 25 уездов. Местами уровень воды достигал 5 метров.

 

Напишите окончания предложений.

После ливня в Китае__________________________.

Местами уровень воды_________________________.

 

Задание 17

Попробуйте запомнить три предложения.

 

В июне 1972 г. в Тбилиси разразился сильнейший ливень.

В течение 12 ч выпало 139 мм осадков.

За первые полтора часа выпало 88 мм осадков.

 

Вспомните окончания предложений:

В июне________________________________________ –.

В течение________________________________________.

За первые______________________________________ –.

 

Задание 18

Попытайтесь запомнить пять предложений.

 

Разрушительную силу тропического циклона жители небольшого острова Тобаго испытали в 1963 г. Здесь скорость ветра достигала 60 м в секунду. Ураган разрушил жилища, прервал связь, потоками ливня уничтожил посевы. Погибло около 40 человек, сотни людей были ранены. Ветер дул с такой силой, что поднял трех лошадей на высоту до 30 м.

 

Напишите окончания предложений: Разрушительную силу тропического циклона_____.

___________________________________________ –.

Здесь скорость_______________________________.

Ураган разрушил_____________________________.

Погибло около_______________________________.

Ветер дул с такой силой__________________________.

 

Задание 19

Перед вами текст.

 

Наибольший ущерб лесам наносят пожары. Космические спутники по дымовым шлейфам определяют, где они возникли и как развиваются. По снимкам из космоса можно определить, где лес пересох и может вспыхнуть от любой искры. В то же время спутники сообщают о фронтах гроз. А так как известно, что каждая десятая гроза приводят к лесным пожарам, то, получив эти сведения, можно заранее направить в пожароопасные места людей и технику. Спутники сообщают также, где на деревья напали насекомые-вредители и лес болеет и гибнет, где он заболачивается.

 

Поработайте с ним по следующей схеме.

1. Прочтите 1 раз первое предложение и мысленно воспроизведите его как можно ближе к тексту, представляя себе каждый образ.

2. Прочтите первое и второе предложения, мысленно их воспроизведите.

3. Добавьте третье предложение и т. д.

 

В каждом абзаце есть самая важная мысль, которая объединяет по смыслу остальные мысли абзаца, которые подчиняются ей. Специалисты называют ее основной мыслью, а все остальные существенные мысли абзаца – второстепенными.

Иногда может показаться, что некоторые абзацы содержат в себе две или три основные мысли, и наоборот, все мысли абзаца могут показаться второстепенными. Поэтому важно выяснить позицию автора, понять, почему в одном абзаце он объединил несколько мыслей. В этом поможет название текста.

Если автор выделяет основную мысль абзаца среди других, обозначает графически, ее можно считать явно выраженной. Именно они чаще всего и встречаются в текстах. А вот неявно выраженную основную мысль нужно искать «между строк», потому что автор не записывает ее словами, заставляя тем самым читателя активизировать свое мышление, задуматься над прочитанным. Неявно выраженную основную мысль автор прячет в числах, формулах.

Если вы научитесь формулировать основные мысли абзацев своими словами, воспроизвести текст будет легче.

Попробуем выявить основную мысль следующего абзаца.

 

В Индии живет человек с феноменальной памятью – 32-летний Раджам Махадеван. Он стал объектом исследования американских ученых. В детстве мальчик поражал окружающих своими способностями. В настоящее время он проживает в штате Канзас. Выделено 157 тысяч долларов для изучения его мозга. Интересно то, что Раджам почти не запоминает лиц окружающих и долго ищет ключи от своей квартиры. зато хорошо запоминает объекты, состоящие из цифр. Когда Раджаму исполнилось 22 года, он отправил письмо составителям Книги рекордов Гиннесса. Они предложили ему продемонстрировать свои способности на числе «пи». Раджам перечислил на память 31 811 знаков бесконечного числа, а его имя появилось на страницах Книги рекордов.

 

Найдем все мысли абзаца:

1) индийцу 32 года;

2) имя индийца раджам Махадеван;

3) Раджам Махадеван обладает феноменальной памятью;

4) Раджам стал объектом исследования американских ученых;

5) он поражал своими способностями еще в детстве;

6) сейчас индиец проживает в штате Канзас;

7) для изучения его мозга выделено 157 тысяч долларов;

8) Раджам почти не запоминает лиц окружающих;

9) он долго ищет ключи от квартиры;

10) он хорошо запоминает то, что состоит из цифр;

11) индиец подал заявку в книгу рекордов Гиннеса в 22 года;

12) ему предложили запомнить цифры в числе «пи»;

13) Раджам запомнил 31 811 знаков числа;

14) его имя занесли в книгу рекордов Гиннесса.

 

Без некоторых мыслей можно было бы и обойтись, т.е. несколько из них являются несущественными.

Если убрать следующие предложения, то текст общий смысл не потеряет.

№ 2 – можно не упоминать имя индийца.

№ 6 – исследования необязательно проводить в Америке, ученые могли бы приехать в Индию.

№ 8 – многие люди плохо запоминают лица незнакомых людей, но тем не менее хорошо запоминают информацию, которая касается их профессиональной деятельности.

№ 11 – 22 года – не столь важная дата в жизни Раджама, потому что и в детстве, и в зрелом возрасте память была хорошей.

№ 12 – для запоминания можно было бы использовать не только число «пи».

 

В итоге осталось 9 мыслей. Если подумать, какие мысли каким подчиняются, получится следующая логическая пирамида:

 

 

У нас получилось, что основная мысль абзаца – мысль № 3.

 

Найдите во второй главе параграф 2.6, просмотрите еще раз текст 1. Он состоит из 2 абзацев. Выделим все понятия из первого абзаца, т. е. запишем ответы на вопрос «О чем говорится в тексте?»

Родина ньюфаундленда, или собаки-водолаза, – остров Ньюфаундленд у берегов Северной Америки. Местное население острова занимается рыболовством. Они приучили собак вытаскивать сети из воды. Пойманную рыбу грузили на двуколки с запряженными в них собаками, и те везли ее в город. Зимой на санях, летом на двуколках водолазы возят разные грузы, даже бревна.

1) о родине собаки-водолаза;

2) об острове у берегов Северной Америки;

3) о занятии местного населения;

4) к чему приучили собак;

5) куда грузили рыбу;

6) кого запрягали в двуколки;

7) куда везли рыбу;

8) кто вез рыбу в город;

9) какие грузы возят водолазы;

10) на чем возят зимой;

11) на чем возят летом.

 

Запишите все понятия из второго абзаца.

 

Любили держать водолазов и на кораблях, говорили, что на счастье. Поэтому страсть к воде у водолазов наследственная. Очень ньюфаундленды любят воду: купаться или подавать из воды разные предметы – их самая любимая забава. Описано много случаев, когда эти собаки спасали тонущих.

На охоте и даже на войне прославили себя водолазы.

 

1._____________________________________________

2._____________________________________________

3._____________________________________________

4._____________________________________________

5._____________________________________________

6._____________________________________________

7._____________________________________________

8._____________________________________________

9._____________________________________________

10.____________________________________________

 

Теперь из всех абзацев выпишите существенные мысли, которые отвечают на вопрос «Что говорится в тексте?»

Первый абзац

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

 

Второй абзац

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

 

И последнее задание: найдите среди существенных мыслей абзацев основные.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.084 с.)