Советы для логиков (Т-людей) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Советы для логиков (Т-людей)



1. Время занятий. Ваша усидчивость и способность к концентрации позволят вам много заниматься, а напряженная умственная работа не скажется отрицательно на осмыслении и овладении новой информацией.

2. Объем материала. Прислушайтесь к данному совету: не учите абзац за абзацем, а проглядите весь материал полностью. Это позволит обозначить основную канву повествования, узловые моменты. Для начала этого вполне достаточно. После того как материал отлежится, можно работать с деталями.

3. Качество. Не рассчитывайте, что получите снимок всего прочитанного материала – вы же не относите себя к «зубрилкам»! Лучше иметь информацию меньшего объема, но прочно сидящую в памяти. Но учтите, что для постижения смысловых связей потребуется больше времени.

4. Скорость. Ни к чему завидовать тем, кто запоминает быстро и наизусть: быстро запомнил – еще быстрее забыл. Позанимайтесь немного дольше, и в результате не придется запоминать одно и то же два раза. Вы должны беспокоиться за точность и систематичность восприятия, а скорость не должна вас тревожить.

5. Обязательно уделите внимание развитию других типов памяти.

6. Когда вы в полной мере владеете материалом, не пропустите появление новых образов и мыслей. Не получается их запомнить – не стыдитесь записать, зарисовать. В будущем вам это очень пригодится.

Советы для иррационалистов (F-людей)

1. Время занятий. Дисциплина – это не ваш конек. Начните с элементарных вещей: определитесь со временем занятий. Для вас не секрет тот факт, что вы можете быстро утомиться. При рассеянном внимании занятия не пойдут впрок. 20 мин – это то, что необходимо. А вот для чтения художественной литературы ограничений нет.

2. Объем материала. Нет сомнений, что чтение учебника истории для вас равнозначно чтению художественного романа. В вашей памяти отложились только яркие образы. Приступайте к повторному чтению. Быть может, придется поработать со схемами и таблицами.

3. Качество. Ваши ассоциативные образы похожи на разномастную гурьбу, которая пытается попасть в ваше жилище. Старайтесь впускать мысли, образы и ассоциации строго по порядку. Для этого необходимо мыслить не только образно, но и логично.

4. Скорость. Ваш эмоциональный настрой здорово влияет на скорость, быстроту, верность запоминания.

Во время работы не размышляйте о посторонних вещах, все ваши мысли должны быть заполнены лишь изучаемым материалом.

5. Какие виды памяти необходимо развивать. У вас прекрасно сформирована образная память. Показывайте свои образы в виде рисунков, стихотворений. Забота о своих образах сделает лучше ваши мышление и память.

 

Психотехнические упражнения

Психотехнические игры и упражнения предназначены для формирования всевозможных форм саморегуляции определенного состояния человека.

...

Исследования ученых говорят о том, что эффективность учебного процесса обеспечивает способность человека к саморегуляции состояния, психологической настройке.

Психотехнические упражнения способствуют активному использованию навыков запоминания. Под психотехникой ученые-психологи понимают целый комплекс психотехнических упражнений.

Разнообразные психические процессы являются основой процесса запоминания. От того, насколько хорошо они выполняют свою работу, зависят всевозможные характеристики жизнедеятельности человека. К этому числу можно отнести и способность человека к запоминанию.

Уже в начале прошлого века академик В. М. Бехтерев занимался исследованием процессов внимания. Им были приведены доказательства того, что у испытуемых, которым предложили выполнить тесты на выявление качества внимания, возрос процент запоминания информации. Качество внимания исследовали с помощью различных тестов.

1. В течение определенного времени вычеркнуть установленные значки, буквы, слова.

2. Дополнить текст: вместо пропусков вставить необходимые слова.

Наблюдатель регистрировал, за какое время выполнено упражнение. В его обязанности входило и фиксирование наличия ошибок. Каждый раз для выполнения заданий испытуемым требовалось меньше времени. Количество ошибок тоже уменьшалось. А вот качество выполнения упражнений, напротив, становилось выше.

Примерно в это же время была заложена основа для развития психотехники как науки.

...

Она играла роль особой практической дисциплины, которая соединила различные схемы воздействия на психические процессы человека.

С тех пор ученые собрали и обработали немало всевозможных заданий и упражнений. Ниже вы найдете упражнения, которые необходимы для отработки навыков запоминания.

Стоит заметить, что, занимаясь мнемотехникой, нет необходимости в выполнении психотехнических упражнений, потому что упражнения для отработки навыков запоминания и припоминания информации вполне пригодны для тренинга всех психических процессов. Доказано, что все упражнения снабжают мозг человека необходимой тренировочной нагрузкой. Но все же если вам тяжело мысленно представлять различные образы, специалисты советуют выполнять психотехнические упражнения самостоятельно со всей тщательностью.

Психотехническое упражнение (проводится в группе ведущим).

Сядьте парами. Каждый возьмите лист бумаги, сложите его вдвое и внутри напишите страницу любого текста. После внимательного изучения материала поставьте в нижней части листа личную подпись.

Листок сложите и никому не показывайте. Закройте глаза. Расслабьтесь на несколько секунд. Ощутите тепло, которое разливается по всему телу. Сконцентрируйте свою внутреннюю энергию и направьте ее на собеседника. Дотроньтесь своей рукой до руки своего напарника.

Поднесите руку вторично и ощутите упругую волну. Поднесите руку ко лбу напарника, при этом каждый почувствует ощущение руки напарника возле вашего лба, излучение этой руки, упругую волну, может быть, легкий ветерок. Теперь способности вашей памяти оказываются невероятными. Обменяйтесь листочками, не разворачивая их. Сейчас, сидя рядом с напарником и ощущая излучение, настройтесь на свои неограниченные возможности и проверьте их. Вы открываете лист своего напарника, при первом же прочтении запоминаете все слова, которые там написаны, эти слова вытесняют из памяти всю предыдущую информацию, с которой вы работали в течение этого занятия.

Закрыв лист, вы обнаруживаете, что без труда можете вспомнить все увиденные слова. И в то же время удивляетесь, куда же растворились, куда исчезли из вашей памяти те понятия, которые вы только что написали сами. Проделайте вместе со своим напарником этот эксперимент. Сообщите ведущему результат. Взглянули на лист. Спасибо. Закрыли лист. Взяли карандаш, написали эти слова на сложенном листе. Теперь попытайтесь вспомнить слова, написанные вами на своем листе, там, где вы поставили свою подпись. Обсудите со своим партнером результаты упражнения. Игра закончена.

 

Релаксационные упражнения [2]

Упражнение «Пальцы». Нужно соединить кисти рук так, чтобы большие пальцы были свободными. Необходимо сесть поудобнее, расслабиться, закрыть глаза и совершать медленное вращение большими пальцами относительно друг друга. Попытайтесь ни о чем не размышлять. На первое время сосредоточиться вам поможет движение. Оно же отвлечет вас от второстепенных мыслей и житейских хлопот. Внимание напоминает часы, у которых только одна стрелка. Это и другие упражнения помогут научиться сознательно сохранять необходимое вам положение стрелки, что очень непросто, потому что внимание не отличается послушанием. Оно постоянно прыгает с одного на другое. Но вы должны беззлобно, но настойчиво показать своему вниманию, что теперь не оно управляет вами, а вы им.

 

Упражнение «Дыхание». Присядьте поудобнее, расслабьтесь и закройте глаза, сосредоточив свое внимание на дыхании. Дышите в обычном режиме. Попробуйте наблюдать за данным процессом как будто бы со стороны. Нарушение ритма дыхания недопустимо. Стремитесь ни о чем не раздумывать. Ваша задача в данный момент – просто вести наблюдение за своим дыханием.

 

Упражнение «Те пло ». Сдвиньте ладони рук так, чтобы расстояние между ними было около 1 см. Вы должны ощутить тепло. Сконцентрируйте внимание на ощущении тепла. При этом как бы замрите, затаитесь. Постарайтесь оставить в памяти это расслабление. Именно расслабленное состояние помогает добиться максимальной сосредоточенности.

 

Упражнение «Фокусировка». Необходима концентрация внимания на всем теле сразу. Мысленно побегите по телу внутренним взглядом. Попытайтесь ощутить приятную волну, которая проходит по телу с головы до кончиков пальцев ног. Сконцентрируйте внимание на:

1) правой руке;

2) предплечье правой руки;

3) кисти правой руки;

4) указательном пальце;

5) кончике указательного пальца;

6) всем теле.

Повторите упражнение для другой руки.

Вслед за выполнением серии релаксационных задач переходите к упражнениям, направленным на тренировку внимания и визуального мышления.

 

Упражнение «Буквы». В любой газете или журнале найдите для тренировки несколько абзацев (три или четыре). Прочитывая статью, сосчитайте в ней число букв «а». Снова прочтите и посчитайте число «в». Прочтите статью еще раз и отметьте количество слов в отрывке, который вы выбрали. Результат зафиксируйте. Продолжайте заниматься с одним текстом до тех пор, пока численность сосчитанных букв не прекратит меняться. Это упражнение может быть выполнено произвольно: просто считайте любые буквы в любом тексте. Желательно дополнительно определять время, затраченное на выполнение упражнения, с помощью секундомера. Это поможет сравнить полученные результаты.

 

Упражнение «Активизация памяти». Вспомните свой вчерашний день, время отдыха, недавно увиденный кинофильм во всех подробностях. Ваша главная задача – удержать внимание на процессе вспоминания, не позволяя мыслям переключаться на иные темы. Если все удалось сделать довольно легко, рискните вспомнить все наоборот, разверните время обратно. Это усложнит задачу.

 

Упражнение «Мысленная прорисовка». Мысленно рисуйте себе буквы и числа, разнообразные геометрические фигуры. Не нужно путать мысленную прорисовку с обыкновенным изображением в уме определенного образа. При выполнении этого упражнения нужно именно «рисовать». Рисовать так же, как будто рисуете в альбоме карандашом, пальцем по запотевшему стеклу. Рисунки должны быть крупными. Постарайтесь почувствовать движение своей руки, хотя она должна оставаться неподвижной.

Выполнение следующих упражнений позволяет достичь мышечного расслабления.

 

Упражнение 1

1. Опираясь пятками об пол, отогните пальцы ног кверху. Затем напрягите мышцы ступней и голеней. Продолжайте в течение 10 с, после этого необходимо на 10 с расслабиться. В ходе выполнения данного упражнения вы должны ощутить, как ваши мышцы сначала напрягутся, а потом согреются. Приятно чувствовать расслабление вслед за тем, как уйдет напряжение.

2. Нужно поднять ноги параллельно полу и отогнуть пальцы ног на себя. Теперь в работу включается другая группа мышц – мышцы бедер. Необходимо остаться в этом положении около 10 с, а потом расслабиться, позволив ногам неожиданно упасть. Вы испытаете приятные ощущения, потому что ваши ступни, голени и бедра согреются.

3. Поднимите ноги параллельно полу и отогните пальцы ног к себе. Нужно в течение 10 с держать ноги в напряжении, а потом расслабить. Эта стадия упражнений вынуждает трудиться мышцы, которые находятся в нижней части тела. Далее наступает очередь верхней части корпуса.

4. Необходимо поднять руки горизонтально параллельно полу. Сжимая пальцы в кулак, приложите усилия, чтобы напрячь всю руку. Продолжайте действия в течение 10 с, после этого руки можно расслабить. Это упражнение следует повторить с раскрытыми ладонями, причем пальцы должны быть разведены. По истечении 10 с руки можно расслабить.

5. Нужно вытянуть губы вперед, как будто вы хотите произнести звук «О». Распахните глаза шире, как бы выражая удивление. А вот брови хмурить не нужно. Вытерпите 10 с, а потом можно расслабиться. Мышцам шеи и лицевым мышцам это пойдет только на пользу. Это несложное упражнение можно выполнять и за рулем автомобиля, но только в том случае, если вы ждете зеленый свет светофора.

6. Попробуйте улыбнуться как можно шире и остаться в таком положении в течение 10 с. После этого можно расслабиться. Таким образом, к концу этого комплекса упражнений вы подошли, улыбаясь.

Следующий комплекс упражнений заимствован из системы упражнений для йогов. Расслабив мускулатуру, они использовали его, чтобы получить одновременно абсолютно полное расслабление души и тела.

 

Упражнение 2 [3]

1. Нужно лечь на спину (на ковер или кровать) так, чтобы было удобно. А можно просто сесть в кресло или на диван.

2. Прикройте глаза и представьте себе картину природы, которая принесет вам спокойствие и умиротворенность: морское побережье или речной берег, неторопливые волны накатываются одна на другую. Вы даже слышите их мирный плеск. Возможен и следующий вариант: вообразите себе, что вы плывете на надувном матрасе в бассейне, а может, просто-напросто задремали в лодке, которая неслышно покачивается на волнах безмятежного озера, или нежитесь на теплом песочке. Остановите свой выбор на одной из этих картинок и нарисуйте ее в своем воображении отчетливо и явственно.

3. А теперь немедленно прикажите мышцам своего организма расслабиться: от кончиков пальцев ног и до головы. Это упражнение поможет вам убрать остаточное напряжение в мышцах. Расслабление всех частей тела должно проходить в указанном порядке. Ваша задача – однообразно и размеренно произносить в уме следующие слова:

расслабляю ступни;

расслабляю пальцы ног;

расслабляю голени;

расслабляю колени;

расслабляю бедра;

расслабляю живот;

расслабляю грудь;

расслабляю руки;

расслабляю кисти рук;

расслабляю пальцы;

расслабляю шею;

расслабляю лицо;

расслабляю челюсти;

расслабляю рот;

расслабляю язык;

расслабляю глаза;

расслабляю веки;

расслабляю брови;

расслабляю щеки;

расслабляюсь полностью.

Позвольте напряжению исчезнуть. Вслушайтесь в свое дыхание: ему следует быть неглубоким и регулярным. В настоящее время вы находитесь в полной гармонии с самим собой.

ТЕСТ НА ЗАПОМИНАНИЕ ЦИФР

Попросите прочесть вам группы цифр по одной. Повторите каждую.

 

Группы из пяти цифр.

 

Группы из шести цифр.

 

Группы из семи цифр.

 

Группы из восьми цифр.

 

Группы из девяти цифр.

 

Группы из десяти цифр.

 

Группы из одиннадцати цифр.

 

Группы из двенадцати цифр.

 

Когда вам прочитают группу цифр, повторите их в обратном порядке: вам прочитали 4567, а вы называете 7654.

Многие люди при выполнении этих заданий запоминают и повторяют от семи до девяти цифр, идущих друг за другом. Если ваш результат лучше, ваш ум подвижен.

 

«Память на числа»

Данная методика позволяет оценить объем непосредственной наглядно-образной памяти и степень удержания материала в памяти.

 

Методика 1

Дана таблица с 12 двухзначными числами.

 

 

Задание: за 30 с запомнить как можно больше чисел и после того, как будет убрана таблица, на бланке записать все те числа, которые запомнили. На работу дается 1 мин.

Для оценки степени удержания числового материала в памяти через 40 мин необходимо повторить воспроизведение тех чисел, которые показывались ранее. Для анализа результатов исследования необходимо сравнить записи с таблицей и определить количество чисел, которые вы правильно запомнили и воспроизвели.

 

Методика 2

Дан ряд чисел: 165372840983746542.

Задание: за 50-60 с запомнить как можно больше чисел. После того как числа будут закрыты, воспроизвести их по порядку.

 

 

Анализ результатов. Если цифры в клетке нет или цифра не на своем месте – это ошибка. Сложите ошибки и определите балл.

Нет ошибок – 10 баллов, 1-2 ошибки – 9 баллов, 3-4 ошибки – 8 баллов, 5-6 ошибок – 7 баллов, 7-8 ошибок – 6 баллов, 9-10 ошибок – 5 баллов, 11-12 ошибок – 4 балла, 13-14 ошибок – 3 балла, 15-16 ошибок – 2 балла, 17-18 ошибок – 1 балл.

 

Упражнение «Оперативная память»

Содержание задания заключается в предъявлении на слух 5 цифр, из которых нужно складывать каждое предшествующее с последующим, записывая полученные суммы (получится четыре суммы). Сумма двух чисел не должна превышать 9.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.059 с.)