Интеллект успеха и мышление прорыва – применение на практике методов запоминания информации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интеллект успеха и мышление прорыва – применение на практике методов запоминания информации



Глава 1

ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИК И СИСТЕМ ЗАПОМИНАНИЯ ИНФОРМАЦИИ

ЗАПОМИНАНИЕ И УДЕРЖАНИЕ ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Важным условием запоминания текстовой информации является умение пользоваться приемами мышления, связанными с анализом, синтезом, сравнением, обобщением и систематизацией материала.

 

Мыслительные операции

Анализ и синтез. Анализ – это мысленное разделение целого на части, выделение отдельных свойств, без которых явление существовать не сможет.

Синтез — это мысленное соединение множества признаков какого-либо явления.

Чтобы произвести анализ и синтез, необходимо:

1) изучить описываемое явление;

2) найти характерные признаки явления;

3) выделить главные свойства изучаемого явления;

4) определить взаимосвязь свойств, составляющих основу явления.

 

Пример 1

Вы работаете со сложным текстом. Сначала нужно выяснить, из каких смысловых частей он состоит. Далее необходимо определить, как каждая смысловая часть связана с другими. Только после этого вы поймете содержание текста и сможете его запомнить.

 

Пример 2

Рассмотрим яблоко с точки зрения его составных частей, т.е. займемся анализом: оно красного цвета, почти круглой формы, червивое, у него вмятина на боку, длинный черенок и т. д.

Если все признаки объединить, то происходит синтез.

 

Сравнение. При сравнении выясняются сходства и различия явлений. Это сопоставление чего-либо, поиск похожих и отличающихся черт.

 

Пример 1

Как сравнивать различные явления? Для этого нужно:

1) найти существенные сопоставимые признаки явлений;

2) составить план сравнения;

3) сопоставить явления по этому плану и найти черты сходства и различия.

 

Пример 2

Если сравнить данное яблоко с другими, выяснится, что яблоки бывают красными, желтыми, разнообразными по форме. Можно сравнить яблоко с вишней, персиком, сливой и т. д.

 

Обобщение. Данный прием мышления направлен на выделение и объединение путем сравнения самого главного в изучаемом материале. Это объединение предметов и явлений на основе существенных признаков.

 

Пример 1

После сравнения яблока с персиком, вишней, сливой, опираясь на существенные признаки, можно утверждать, что это фрукты.

 

Систематизация. Чтобы систематизировать изученный материал, необходимо предварительно проделать следующие операции:

1) с помощью анализа и синтеза выделить важные признаки изучаемых явлений и раскрыть связи между ними;

2) путем сравнения установить признаки, которые являются общими для сходных явлений;

3) путем обобщения объединить однородные явления в одну группу.

Для овладения вышеперечисленными логическими операциями во время чтения текста или прослушивания устной речи выявляйте в нем логические операции, выписывая на отдельный листок или подчеркивая в тексте.

По окончании чтения или прослушивания текста просмотрите все случаи синтеза и анализа, подумайте, как часто применялись эти операции для объяснения данной темы. Быть может, данная тема могла бы быть раскрыта и без применения анализа и синтеза.

То же самое относится к остальным мыслительным операциям (сравнению, обобщению, систематизации).

После работы с текстами или информацией, полученной в результате прослушивания устной речи, вспомните логические операции, которые вам встретились. Пересказав вслух текст, вы убедитесь в том, что пристальное внимание к логическим операциям помогает лучше запомнить информацию.

Существуют следующие этапы логического запоминания:

1) цели запоминания;

2) понимание материала;

3) анализ;

4) согласование с конкретными задачами и целями;

5) выделение смыслового ядра;

6) абстрагирование;

7) выявление связей между фрагментами текста;

8) обобщение;

9) выводы.

К образно-логическим способам восприятия материала относят схемы, таблицы, анкеты, алгоритмы, опорные конспекты.

Чтобы обеспечить надежность мыслительных процессов, специалисты советуют во время запоминания найти ответы на следующие вопросы.

1. Вопрос к действующему лицу или предмету, который обсуждается.

Иначе говоря, найдите, КТО или ЧТО принимает участие в описании содержания текста. Для этого выделите из текста образно представляемые объекты, которые совершают какие-либо действия или участвуют в определенных явлениях.

2. Вопрос к действию или явлению.

При работе с текстом или прослушивании устной речи найдите слова и словосочетания, в которых описываются какие-либо действия или явления.

3. Вопросы о качестве предметов, явлений, действий.

Мысленно выделите в тексте слова или словосочетания, которые обозначают качественные стороны объектов, т.е. то, что можно ощутить или почувствовать.

4. Вопрос ко времени проведения действия.

Работая с текстом, выделите все то, что обозначает время, в которое происходят события: историческое или хронологическое.

5. Вопрос к месту расположения предмета.

Мысленно выделите слова и словосочетания, обозначающие места, о которых говорится в тексте.

Бывает так, что во время восприятия информации (визуально или на слух) не хватает времени, чтобы осмыслить ее. Чем быстрее вы научитесь размышлять, тем быстрее пройдет осмысление и запоминание материала. Чтобы развивать активность мышления, нужно научиться:

1) быстрее думать;

2) непрерывно размышлять;

3) предугадывать содержание следующих частей.

В этом вам поможет выполнение следующих заданий.

 

Задание 1

Найдите текст по интересующей вас проблеме, быстро просмотрите его и заполните пробелы.

Сейчас мне предстоит прочесть текст о том, что ___

____________________________________________

До начала сделаю свои предположения о________

____________________________________________

Я думаю, что________________________________

____________________________________________

Еще речь пойдет о___________________________

____________________________________________

Мне кажется,____________________________или

____________________________________________

 

Задание 2

Перед чтением бегло просмотрите текст и составьте вопросы по содержанию, обязательно найдите на них ответы. Если в первое время вы сформулируете 2-3 вопроса, то в дальнейшем постарайтесь удерживать в памяти 8-10 вопросов.

 

Задание 3

При чтении текста обращайте внимание на слова, после которых обычно следуют выводы. К ним относят следующие: «итак», «в итоге», «итого», «следовательно», «следует», «в результате», «очевидно», «поэтому», «потому» и т. д. Встретив такое слово, остановитесь и постарайтесь самостоятельно сделать выводы и обобщения. Сравните их с авторскими. Чем ближе ваши выводы к выводам автора, тем лучше вы усвоили текст.

 

Задание 4

Прочтите любой текст и запомните из него 5-7 взаимосвязанных мыслей.

Вспоминайте по порядку все мысли: дойдя до последней, опять возвращайтесь к первой. Доведя припоминание до автоматизма, добавьте каждой мысли яркий образ.

Итак, ваши мысли следуют друг за другом и легко вспоминаются, им соответствуют образные представления. Теперь каждой мысли нужно подобрать соответствующие эмоции.

Постепенно увеличивайте темп запоминания мыслей (от 5-10 с на одну мысль до 1-2 с). Работая в ускоренном темпе, мозг начнет утомляться. Постарайтесь запомнить состояние напряженной работы мозга.

Высоких результатов осмысления и припоминания усвоенного материала нельзя достичь без активного воображения.

...

Чем больше будет работать воображение во время запоминания, тем лучше оно будет развиваться, а вероятность запоминания повысится.

Воображение создает (или воссоздает) в памяти предметы и понятия, описываемые в тексте, со всеми сопутствующими им признаками, с их составными частями.

Воображение создает или восстанавливает в памяти статические (не меняющиеся во времени) и динамические образы (образы, которые меняются сами, меняют свое положение).

Статические образы включают в себя образ целого понятия или его элементов. Динамические образы содержат образы различного положения предмета, который может перемещаться, изменять форму, размер и цвет.

Воображение можно разделить на абстрактное и предметное. В работе памяти постоянно принимает участие предметное воображение, так как абстрактное нельзя «привязать» ни к одной предметной области.

Предметное воображение работает с образами конкретного предмета.

 

Предложенные ниже задания помогут развивать воображение, необходимое для запоминания материала.

Задание 1

Мысленно выделяйте в текстах слова или словосочетания, которые являются объектами высказываний. Они могут совершать какие-либо действия или просто могут быть описаны со всех сторон.

Тщательно «рассмотрите» выбранные объекты, а, закончив работу с информацией, вспомните как можно больше образов различных предметов, а также мысли, где участвовали эти предметы.

 

Задание 2

Работая с текстом, выясните, какое действие совершается или какое событие происходит. По окончании работы постарайтесь припомнить как можно большее число предметов, участвовавших в действиях.

 

Для тех, кто хочет улучшить запоминание художественных текстов, полезно будет выполнить следующее упражнение: быстро читая строчки, выделите в каждой слова, обозначающие какую-либо черту характера (можно выбрать самим):

ум, гнев, лев, сила, стыд, злоба, скука, страх, тоска, удаль, апатия, грусть, истома, отвага, печаль, садизм, скорбь, цинизм, эгоизм, ярость, величие, веселье, героизм, доброта, жалость, зависть, красота, надежда, счастье, тревога, бессилие, верность, досада, безумие, радость, волнение, глупость, гордость, кротость, наглость, зрелость, лживость, мудрость, нежность, оптимизм, ревность, скупость, отчаяние, смирение, терпение, уродство, фантазия, щедрость, игривость, мрачность, пессимизм, ранимость, самолюбие, тщеславие, упрямство, храбрость, цельность, честность, азартность, бесстрашие, вежливость, властность, жизнелюбие, манерность, надежность, невежество, отважность, равнодушие, холодность, безразличие, благочестие, величавость, ветреность, ворчливость, ироничность, критичность, любопытство, нервозность, правдолюбие, раздражимость, сердечность, уверенность, аккуратность, благородство, беспокойство, враждебность, деликатность, догадливость, заботливость, загадочность, задумчивость, изменчивость, истеричность.

 

Задание 3

Мысленно выделите какой-либо предмет в своем доме и представьте каждую его деталь поочередно. Теперь соедините в своем воображении детали предмета друг с другом. Присоединение должно происходить в пространстве.

Например, вы вспомнили пылесос. Представим каждый элемент в отдельности:

1) металлический корпус черного цвета со шнуром;

2) мотор;

3) резервуар для мусора;

4) мешок для мусора;

5) гофрированный шланг;

6) металлическая трубка;

7) щетка;

8) колесики.

 

Теперь соединим детали.

1. Мотор медленно подплывает к корпусу, разворачивается так, как необходимо, и вставляется в корпус.

2. Мешок для мусора плавно входит в резервуар.

3. Заполненный резервуар приближается к нижней части корпуса и легко вставляется в него.

4. К нижней части корпуса подлетают и колесики, плавно присоединяясь.

5. Гофрированный шланг плавно вкручивается в отверстие, которое находится в средней части корпуса.

6. Металлическая трубка с легким щелчком вставляется в шланг.

7. К трубке плавно приближается щетка и надевается на нее.

Присоединение желательно производить со звуком и выполнять с открытыми глазами.

 

Задание 4

Это упражнение поможет развитию динамического воображения.

Изучая статью об освоении Сибири, представьте себе образ именно этого уголка России (чтение нужно прекратить). Вспомните климат этих мест, полезные ископаемые, растительный мир. Попробуйте в воображении поменять время года и «рассмотрите», что изменилось, вообразите себе Сибирь много лет назад.

Когда вы продолжите чтение статьи, создавайте в воображении образы по материалу текста и сравнивайте с образами, которые вы создавали самостоятельно.

 

Сибирская земля

Сибирская земля – край таежный. Тайга – это густые, труднопроходимые леса, где растут ель, сосна, лиственница, под ногами мягкий мох, как ковер зеленый. Много грибов, ягод: черники, брусники, голубики.

В таежной глуши жители – только птицы да звери: глухари, куропатки, бурый медведь, лось.

Местные жители предупреждают: «С тайгой шутить нельзя!» – знают они коварный нрав ее. Заманит тайга, закружит, потом кричи не кричи, а голоса в густой хвое вязнут – не слыхать.

Но все равно идут в нее сильные, смелые люди.

Богатство сибирской земли звало-манило людей все дальше и дальше, в глубь этого края. Для нас, людей, живущих почти 500 лет спустя, богатство Сибири в ее недрах: нефть и природный газ, месторождения каменного угля, железа, меди, золота, алмазов. Но в давние времена самым главным богатством была «мягкая рухлядь» – меха. Дороже белки, бобра, куницы, дороже всех ценился блестящий, мягкий, нежный – глаз не уколет! – мех быстрого, ловкого маленького хищника соболя. Десятки тысяч зверьков убивали ежегодно, а их шкурки доставлялись в Москву в царскую казну. Шились царю и его приближенным собольи шубы, шапки, одежды. Из-за границы в обмен на собольи шкурки доставлялись драгоценные диковинки. И уходили в поисках новой добычи в глубь Сибири первопроходцы. Вслед за ними шли служилые люди и покоряли сибирские народности, силой заставляли платить дань – все теми же шкурками. Много несправедливости, горя видела Сибирь.

В погоне за соболем шли речками малыми и реками великими. Так были открыты огромные, могучие, широкие, быстрые сибирские реки Обь, Енисей, Лена. Текут эти реки с юга на север. Обь называют матерью-кормилицей. Лишь только река освободится ото льда, заполняют ее бесчисленные косяки лососей и осетровых рыб. Дикие берега реки болотисты. Селятся там журавли, гуси, дикие утки.

Величественна река Лена. Разнообразны и заманчивы ее берега. Непроходимые леса сменяются сочными лугами, высокие крутые берега-горы то стесняют ее течение, то отпускают. Растекается Лена в красе и величии.

Прослышали русские люди об огромном озере. Пришли к нему и удивились красоте и чистоте Байкала.

Байкал – озеро, но люди называют его морем. Лежит Байкал среди высоких гор. Буря разыграется – поднимутся волны с дом высотой, как в море.

Вода в нем прозрачная – отплывешь от берега далеко, глубина уже метров пять, а то и больше, а все до камешка видно на дне. Красивые камешки! Вдруг один задвигался! Сверкнул серебром и поплыл! Это не камень, это рыба омуль, которая живет только в Байкале.

И вода в Байкале вкусная: пей – никогда не напьешься. 330 речек стекает с гор в озеро – чистой горной водой его наполняют. А вытекает из Байкала всего одна река – Ангара.

Вот такая она – земля сибирская.

 

Вероятность сохранения информации в памяти будет тем больше, чем лучше развита эмоциональность мышления.

Бледными покажутся знания, полученные путем словесного обучения. А сведения, доставленные органами чувств, представляются вполне определенными. Материал кажется мертвым без примеров и рисунков.

...

Чтобы компенсировать недостаток эмоциональности текста, нужно научиться самим оживлять сухой текст.

Трудно запомнить сухие сведения: Нерон (37-68 гг. н.э.), римский император. Автор книги «Тренировка памяти» Ю. Чудина-Эттер предлагает вспомнить, что он прославился своим садизмом, жестокостью, развратностью и самовлюбленностью. И тогда получится следующее.

Тиран, убийца, самодур и деспот не только поджег Рим. «Избранник народа» был мошенником в государственном масштабе, обкрадывал соотечественников. Хитроумный император уменьшил размеры монет, снизил содержание золота, штамповал монеты в произвольных количествах – девальвировал национальную валюту. Все золото Рима оседало в его карманах.

 

В тексте есть и эмоционально окрашенные слова, и современные выражения. Главное – не переборщить с эмоциями. Это может привести к искаженному восприятию материала.

 

Задание 5

Прочтите текст, подберите эмоционально окрашенные слова, современные выражения и перескажите его подробно.

 

Служба в царской армии

1 января 1874 г. был утвержден устав о воинской повинности. Призыву на службу подлежало все мужское население, достигшее 21-летнего возраста. Для армии в основном устанавливался 6-летний срок действительной службы и 9-летнее пребывание в запасе. Были установлены многочисленные льготы. От действительной службы освобождались единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, некоторые национальные меньшинства и др. В мирное время потребность в солдатах была значительно меньше числа призывников, поэтому все годные к службе, за исключением лиц, получивших льготы, тянули жребий.

Такой порядок был одинаков от всех сословий. Но в ряде случаев допускались отсрочки для призыва. Продолжительность службы сокращалась для окончивших начальную школу до 3 лет, гимназию – до 1,5 лет, высшие учебные заведения – до нескольких месяцев. Новая система позволяла иметь небольшую армию мирного времени и большие резервы на случай войны.

(по А. О. Ишимовой)

 

Работая с текстом, обращайте внимание на слова, которые помогают ощутить или почувствовать какие-то явления, события или действия. После работы вспомните как можно больше ощущений и чувств, вызванных изученным материалом, а также мысли, которые им соответствуют. Для лучшего запоминания читайте больше, привлекая свои эмоции.

 

Задание 6

Быстро прочитывая строки, найдите слова, обозначающие одно из эмоциональных состояний человека (любое чувство или ощущение):

ум, гнев, лень, сила, стыд, злоба, скука, страх, тоска, удаль, апатия, грусть, отвага, паника, печаль, садизм, скорбь, цинизм, эгоизм, величие, веселье, героизм, доброта, жалость, зависть, красота, надежда, счастье, тревога, бессилие, верность, досада, безумие, радость, волнение, грубость, гордость, глупость, наглость, зрелость, мудрость, нежность, отчаяние, ревность, скупость, терпение, хитрость, лживость, игривость, мрачность, ненависть, ранимость, раскаяние, цельность, честность, энтузиазм, авантюризм, азартность, активность, бесстрашие, душевность, жизнелюбие, манерность, надежность, отвращение, равнодушие, холодность, безразличие, беспечность, величавость, ворчливость, демократизм, искренность, критичность, любопытство, одиночество, правдолюбие, раздражение, сердечность, уверенность, благородство, беспокойство, враждебность, деликатность, догадливость, заботливость, загадочность, задумчивость, изменчивость, истеричность, молчаливость, терпеливость, энергичность, агрессивность, беззаботность, беспощадность, благородство, болезненность, насмешливость, разочарование, талантливость, авторитарность, внушительность, восторженность, взволнованность, ответственность, разговорчивость, жизнерадостность, работоспособность, темпераментность, чувствительность, впечатлительность, благожелательность.

 

Задание 7

Это задание покажет уровень развития вашей эмоциональной памяти.

Разделите лист бумаги на две части и запишите под диктовку данные ниже слова таким образом: слева – слова, имеющие эмоциональную окраску, справа – не имеющие ее.

 

Мрак, мелодия, модный, грусть, страх, творчество, ритм, тревога, гнев, восторг, вопль, игра, боль, зависть, тусклый, фасон, замок, шерсть, пуговица, прическа, плоскость, стекло, пальто, береза, берег, песок, шарф, пятно.

 

Чем больше разница между количеством эмоционально окрашенных и нейтральных слов, тем лучше развита эмоциональная память.

 

Подготовка к запоминанию

Лежащие в основе памяти психические и биохимические процессы могут протекать быстрее или медленнее. Скорость этих процессов влияет на то, как точно, быстро и много может запомнить человек.

Человек уравновешенный и натренированный может управлять течением этих процессов. И наоборот, человек с неустойчивой психикой подчиняется создавшимся вокруг него условиям, что неблагоприятно сказывается на запоминании.

Чтобы вышеуказанные психические процессы протекали быстро, нужно научиться создавать благоприятное психологическое состояние в сознании и благоприятную биохимическую среду для головного мозга.

...

Каждый человек перед запоминанием чего-либо психологически настраивается на восприятие, но делает это бессистемно.

Многие и не предполагают, что качественное запоминание требует определенного психологического настроя, который можно вызвать путем тренировок.

Когда запоминающий впервые задумывается над определенной проблемой, просыпается интерес, а это уже является подготовкой. Человек начинает искать ответы на интересующие вопросы, собирать информацию.

При этом он начинает понимать, что нужно усваивать не все подряд, а то, что необходимо для решения данной проблемы. Запоминание получается целенаправленным.

Когда нужная информация отобрана, следует заняться планированием процессов усвоения, запоминания и закрепления в памяти.

Информация может устареть, стать ненужной или, наоборот, может пригодиться. Поэтому важно установить срок, на который нужно запомнить что-либо.

Перед запоминанием новой информации вспомните все, что вам известно из этой области, тем самым вы свяжете новые знания с уже имеющимися.

Если вы понимаете необходимость запоминания данной информации, появится интерес к ее восприятию и прочному усвоению.

Ученые выяснили, что если человек начинает восприятие с определенной целью, намечает пути ее достижения, вспоминает все, что уже знает по этой теме, определяет срок использования полученной информации, то на запоминание затрачивается меньше усилий.

Продуктивность памяти повышается, если активизировать:

1) интерес к содержанию и интерес к удачному запоминанию;

2) настроение (как положительные, так и отрицательные эмоции, связанные с получаемой информацией);

3) уверенность в достоверности информации, в ее полезности и в успешном запоминании.

Рассмотрим каждый пункт в отдельности.

 

Чтобы вызвать интерес к содержанию, перед чтением вспомните все, что вы знаете по данной проблеме, запишите все факты и мысли. Быть может, какой-то информации недостает.

Во время чтения выполните следующие рекомендации:

1) выделите знакомую информацию;

2) найдите недостающую информацию;

3) свяжите новые знания с уже известными.

 

Экспериментально доказано, что эффект запоминания будет выше при осознании интереса к процессу запоминания. Содержание информации усвоится лучше, если во время восприятия не забывать о том, что сам процесс запоминания тоже может быть интересен.

Перед началом восприятия любой информации приучите себя вызывать какое-либо настроение и в течение всего процесса поддерживать его или менять на другое. Для этого путем беглого чтения ознакомьтесь с его содержанием, определите свое отношение к информации и сформулируйте соответствующее настроение.

Читая текст, не оставайтесь безразличными к его содержанию. После чтения мысленно воспроизведите прочитанное, вспомните, какое настроение во время чтения помогло вам не оставаться равнодушным к информации.

Искусственно создать настроение можно следующим способом. Для начала просмотрите текст и выявите позицию автора. Изобразите мимически (выражением лица) свое отношение к этой позиции у зеркала. В зеркале вы и увидите свое эмоциональное состояние, вызванное содержанием.

Уверенность при восприятии информации – это:

1) уверенность в достоверности информации;

2) уверенность в том, что информация будет в дальнейшем необходима;

3) уверенность в том, что информация запомнится за конкретное время.

Еще со школьной скамьи мы привыкли воспринимать все как абсолютную правду. Ученые же рекомендуют во время чтения или слушания мысленно ставить «плюс», если вы согласны с автором, и «минус», если вы этот факт не поддерживаете. Когда нет возможности определить свое отношение к какой-либо мысли, поставьте знак «?».

Закончив воспринимать очередную часть информации, определите для себя, когда вы ее используете и каков будет результат.

Обязательно нужно сформировать в себе уверенность в том, что за конкретное время вы способны запомнить информацию точно и в полном объеме. Для этого необходимо:

1) уверенно владеть навыками осмысления информации;

2) быть уверенным в устойчивости своего внимания;

3) четко планировать время для восприятия и усвоения информации.

Чтобы получить хорошие результаты при запоминании текста, бегло изучите его и для себя решите следующее.

1. Читать этот текст или просто просмотреть?

Отвечая на этот вопрос, вы избежите перегрузки памяти и сэкономите время для изучения необходимого, потому что пропустите несущественное и хорошо запомните главное.

2. Что необходимо запомнить из данной информации?

Вы настроите себя на целенаправленное восприятие. Не имея определенной цели чтения, многие читают то, что попадется. Восприятие информации получается бессистемным. Беглый просмотр текста покажет, что нужно запомнить (главное и интересное). Таким образом, работа с текстом будет активной: вы анализируете его, а не просто фиксируете мысли автора.

3. С какой целью проводится запоминание?

Вы должны точно себе представлять, где и когда пригодятся полученные знания, осознавать, что усвоение конкретного материала принесет пользу. Учтите, что цель должна быть не абстрактной, а конкретной и реальной. Невыполнимые задачи принесут только разочарование, вы потеряете веру в себя.

4. На какой срок запоминается информация?

Не стоит всю прочитанную информацию долго хранить в памяти. Ограничив срок ее годности, вы поможете мозгу создать дополнительные нервные образования, которые в определенный момент помогут вспомнить необходимое.

5. Какие факты из данной области вам уже известны?

Если перед изучением новой информации вы вспомните или просмотрите то, что вам уже известно, то новая информация свяжется со старой и запомнится лучше.

 

Запоминание

Что же мы запоминаем:

1) то, что часто повторялось;

2) то, что потрясло;

3) стрессовые ситуации;

4) свои маленькие открытия;

5) свои победы и поражения;

6) лица, предметы, вещи и слова;

7) радости, обиды и огорчения;

8) ощущения, эмоции, запахи и сны.

Запомнить всю услышанную или прочитанную информацию невозможно, но можно добиваться запоминания того, что нам интересно, чтобы поделиться этим с другими людьми, пока информация еще актуальна. Через два дня после прочтения какого-либо документа мы помним лишь 20% прочитанного. Увеличить шансы на запоминание поможет изложенная ниже методика.

Перед тем как взяться за чтение, определите цель: читаете ли вы ради развлечения? Чтобы поделиться с кем-нибудь впечатлениями? Чтобы получить новую информацию или углубить свои знания?

Во время чтения вы должны фиксировать в уме то, что считаете важным запомнить. Читая, отмечайте ключевые слова. Овладев методом ключевых слов, вы сможете запоминать большой и разнообразный материал. Ключевое слово – узел, связывающий хранящуюся в памяти информацию с нашим сознанием и позволяющий нам ее воспроизвести. Для запоминания какой-либо фразы достаточно выделить в ней одно-два главных, ключевых слова и запомнить их. Заметим, что ключевые слова должны отражать смысл фразы и быть логически связаны между собой. Стоит только вспомнить их, и вся фраза восстановится в памяти.

Записывать ключевые слова следует в определенном порядке, так, чтобы они составили смысловую цепочку. Эти слова-помощники дают возможность вспомнить почти точно основное содержание, а не пересказывать текстовую информацию слово в слово.

Перед нами текст:

 

Возвышение Москвы

Русские земли объединились вокруг Москвы. Почему эта небольшая, пограничная крепость Владимирского княжества стала центром Российского государства?

Прежде всего возвышению Москвы способствовало ее географическое положение. Отгороженная от Золотой Орды Рязанским и Нижегородским княжествами, окруженная густыми лесами, Московская земля была сравнительно тихим местом. Сюда редко приходили отряды татарских всадников. От набегов немцев, шведов и литовцев Москву защищали Новгород, Псков и Смоленское княжество.

Поэтому русские люди, уходя от восточных и западных преследователей, охотно селились в Москве и подмосковных селах.

Москва находилась на перекрестке торговых путей. По Москве-реке на судах плыли новгородские купцы – к Волге и далее на Восток. Мимо Москвы проезжали купцы с севера на юг, в Крым. С юга в Москву приезжали греческие и итальянские купцы. Торговые люди останавливались в Москве, обменивались товарами. Москва богатела и росла, становясь важным торговым центром.

(по А. О. Ишимовой)

 

Попробуем найти наиболее значительные слова в этом отрывке, действительно ключевые. Их должно быть немного.

Обратимся к тексту. Сначала Москва – небольшая пограничная крепость Владимирского княжества. Каждое выделенное слово имеет свое значение. Владимирское княжество – определенный адрес, граница – местоположение. Москва – крепость, значит, она сможет защитить своих жителей и гостей. Крепость небольшая – крупные города не видели в ней конкурента.

Из следующего абзаца возьмем словосочетание «тихое место», подразумевающее удачное положение и защищенность от врагов.

В последнем абзаце следует обратить внимание на выражение «перекресток торговых путей». Если бы Москва не находилась на перекрестке путей, туда бы заезжали одни и те же купцы, не было бы обмена товаров, и, как следствие этого, Москва не богатела бы.

Итак, мы придали информации краткую и экономную форму, сжали текст до нескольких слов: «Москва», «граница», «Владимирское княжество», «тихое место», «перекресток торговых путей», «центр торговли», «объединение земель», «центр Российского государства».

 

Окончив чтение, вновь просмотрите и оцените места, которые вас больше всего заинтересовали. Делайте это сразу после чтения.

Ученые выделяют следующие этапы запоминания:

1) определение целей запоминания;

2) понимание материала;

3) анализ;

4) соотнесение с целями и конкретными задачами;

5) выделение смыслового ядра;

6) абстрагирование;

7) установление связей между фрагментами, на которые разбит текст;

8) обобщение;

9) выводы.

 

Задание 8

Прочтите текст и найдите в нем ключевые слова.

 

Солнце

Среди всех светил небосвода еще с незапамятных времен люди выделяли Солнце. Вся жизнь человека тесно связана с Солнцем. Его роль для человечества настолько велика, что у многих народов существовал ритуал поклонения Солнцу как божеству. Так, в Древней Греции бога Солнца называли Гелиос, в Египте он звался Ра, а у славян – Ярило.

Солнце представляет собой раскаленное шарообразное тело – это звезда. Она самая близкая к Земле и находится в центре всей Солнечной системы. Масса Солнца превышает массу Земли в 333 000 раз и в 750 раз превышает массу всех планет Солнечной системы, вместе взятых.

Состоит Солнце из раскаленных газов. Диаметр Солнца составляет величину порядка 1 391 000 км, в то время как диаметр Земли приблизительно 12 740 км. Иными словами, диаметр Солнца больше диаметра Земли почти в 109 раз.

...

Солнечное излучение – источник тепла и света на Земле, столь необходимых всему живому на нашей планете.

Поверхность Солнца имеет температуру 6000 °С, а в глубине она доходит до 15-20 миллионов градусов. Однако среди звезд Солнечной системы по размерам, температуре, массе и светимости наше светило занимает достаточно скромное место. Имеется много горячих белых звезд с температурой поверхности в 2-3 раза больше, чем у Солнца. В настоящее время во Вселенной обнаружено большое количество так называемых красных холодных звезд с температурой «всего» 3000-4000 °С. Однако Солнце находится от Земли на расстоянии 149,6 млн км, а ближайшая звезда – альфа из созвездия Центавра – отстоит от Земли в 30 000 раз дальше, чем Солнце. Двигаясь со скоростью 300 000 км в секунду, свет проходит путь от Солнца до Земли за 8 минут 19 секунд, а от альфы Центавра – за 4,3 года.

Солнце окружено атмосферой, состоящей из нескольких слоев. Нижние слои – фотосфера, толщина которой составляет 200-300 км. Считается, что именно из этого слоя происходит излучение Солнца. Над фотосферой располагается хромосфера, которая простирается в среднем на 14 000 км над видимым краем Солнца.

Выше располагается солнечная корона. Она представляет собой наиболее разреженную часть солнечной атмосферы и равна нескольким радиусам Солнца. Хромосферу и корону хорошо наблюдать во время полного солнечного затмения, когда яркая фотосфера целиком закрывается диском Луны.

В фотосфере наблюдаются темные пятна и факелы. Темные пятна достигают больших диаметров, а факелы представляют сложную волокнистую структуру.

На краю солнечного диска часто появляются светящиеся образования из раскаленных газов. Это – протуберанцы.

Внутри Солнца его вещество сжато давлением верхних слоев, а наружные слои Солнца имеют разрежение вещества.

Энергия, излучаемая Солнцем, огромна, но Земле достается лишь малая ее часть. Более трети энергии отражается обратно в космическое пространство, пятая часть поглощается атмосферой и только две пятых достигает земной поверхности.

Наблюдения за поверхностью Солнца позволили установить, что Солнце вращается вокруг своей оси, делая полный оборот за 27 земных суток.

 

Как правило, плохо запоминаются тексты-описания. Неслучайно многие читатели, встречаясь с описанием пейзажей, интерьеров, стремятся пробежать их глазами как можно быстрее или перелистать страницы, потому что текст-описание – это длинная последовательность мелких элементов информации. Выход есть: можно придумать для текста-описания свой сюжет, и тогда мелькание образов прекратится, станет видна общая картина, а запоминание усилится. В основе своего сюжета должна лежать фантазия.

Некоторые люди, когда стараются выучить что-нибудь, лучше справляются с тем, что видят, а другие – с тем, что слышат. Если вы выясните, какой тип запоминания лучше всего вам подходит, это поможет быстро выучить и запомнить необходимый материал.

Чтобы определить, как вы лучше запоминаете: на слух или визуально, выполните следующее задание. Вот несколько строф из произведения Александра Сергеевича Пушкина:

 

Храни меня, мой талисман,

Храни меня во дни гоненья,

Во дни раскаянья, волненья:

Ты в день печали был мне дан.

 

Когда подымет океан

Вокруг меня валы ревучи,

Когда грозою грянут тучи —

Храни меня, мой талисман.

 

В уединенья чудных стран,

На лоне скучного покоя,

В тревоге пламенного боя

Храни меня, мой талисман.

 

Священный сладостный обман,

Души волшебное светило,

Оно сокрылось, изменило.

Храни меня, мой талисман.

 

Пускай же в век сердечных ран

Не растравит воспоминанье.

Прощай, надежда; спи, желанье;

Храни меня, мой талисман.

 

Прочтите пару раз первые две строфы, закройте книгу и проверьте, хорошо ли вы запомнили текст. Снова прочтите их два раза и выясните, насколько лучше запомнили. Повторяйте это, пока не запомните строфы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.115 (0.184 с.)