Если вам предстоит произнести речь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Если вам предстоит произнести речь



Можно выделить четыре категории речей:

1) речи, которые выучены наизусть;

2) речи, которые зачитывают по предварительно написанному тексту;

3) речи, произносимые по предварительно подготовленным наброскам;

4) речи, произносимые экспромтом.

Чтобы не читать по бумажке, а легко запомнить текст выступления, следует:

1) продумать то, о чем будете говорить;

2) записать основные идеи вашего выступления;

3) продумать общий план выступления;

4) продумав структуру выступления, записать его и внести туда необходимые детали и подробности;

5) для страховки полезно написать на карточку или запомнить основные пункты выступления.

 

Если вам предстоит выучить длинную речь, убедитесь, что вы ее понимаете. Легче запоминается то, что вы лучше поняли.

Желательно прочесть речь несколько раз, а затем отложить ее ненадолго и заняться чем-нибудь другим. Вернуться к ней можно попозже и изучить еще один или два раза. Попробуйте закрыть источник и посмотрите, что вы запомнили. Сверьте то, что запомнили, с оригиналом.

Не нужно стараться заучивать длинные речи кусками.

...

Ученые доказали, что на самом деле речь запоминается быстрее и точнее, если учить все целиком.

Составьте из основных мыслей цепочку и запомните ее. Это будет «скелет» вашей речи. Потом вернитесь к оригиналу и запомните пропуски.

Другими словами, схема запоминания речи такова.

1. Прочтите текст.

2. Прочтите его еще два раза.

3. Вдумайтесь в то, что прочитали.

4. Выясните значение того, что не поняли.

5. Если текст получился длинный, составьте «скелет» и выучите его.

6. Вернитесь назад и восстановите подробности.

 

Если при запоминании текстовой информации возникают проблемы с ровным, без перерывов, пересказом, специалисты советуют выполнять следующие упражнения.

Упражнение «Бессмысленный монолог». Произнесите вслух любое предложение. Последнее слово этого предложения будет являться началом нового, не связанного по смыслу с первым. С последнего слова второго предложения начинайте третье и т.д. Слова произносить нужно ровно, не останавливаясь, в течение нескольких минут.

 

Упражнение «Тематический монолог». Сначала подберите тему для своего монолога и в течение нескольких минут ровно, без остановок, без «слов-паразитов» («типа» «вот», «э-э-э», «значит», «скажем, „так“ и др.) вслух говорите на выбранную тему.

Предположим, выбрана тема «Мой компьютер». Расскажите все, что вы о нем знаете: устройство компьютера, назначение, история создания, виды работ, которые можно выполнить с его помощью.

 

Что нам мешает запоминать

1. Незнание того факта, что оперативная память способна воспринять и удержать не более 7 объектов за раз.

Это хорошо заметно на примере игры «Слабое звено». Участнику нужно удержать в фокусе внимания огромное число объектов, что превышает возможности оперативной памяти.

2. При попытке запомнить большое количество информации один или несколько блоков вытесняются и забываются.

Сократ об этом сказал так: «Вообрази, что в наших думах есть восковая дощечка. То, что застывает в этом воске, мы помним и знаем, пока сохраняется изображение этого, когда же оно стирается или уже нет места для новых оттенков, тогда мы забываем и больше уже не знаем».

Пройдитесь по только что выпавшему снегу. Оглянувшись назад, вы не сможете различить первую и последнюю цепочки следов. То же происходит в памяти при избытке информации: одна стирает другую.

3. Яркая деталь отвлекает внимание от всего остального.

4. Среди однотипных объектов лучше запоминаются те, что расположены по краям.

5. Избыток информации о чем-либо мешает вспомнить конкретный факт об этом предмете.

6. Ошибочное воспроизведение материала. Причиной этого является фонетическая близость слов: «пемза» – «Пенза», «алименты» – «элементы», «экскаватор» – «эскалатор» и т. д. В данном случае человек не различает стоящие за этими словами понятия. Память здесь ни при чем – имеет место недостаток знаний.

А вот имена собственные понять нельзя – их нужно запомнить. Пример тому рассказ А. П. Чехова «Лошадиная фамилия». В заключение несколько слов о запоминании.

1. Следует запоминать только нужное.

2. Чем больше нужна информация, тем лучше она запомнится.

3. Слабая способность к запоминанию не является причиной плохой памяти.

4. Ненужная информация не затрагивает эмоций и поэтому легко забывается.

5. Необходимая информация запомнится прочнее, если опираться на эмоции.

 

Повторение

...

Повторение – это процесс, когда информация переводится мысленно, устно или записывается из памяти человека.

Если многократно считывать информацию из учебника, это не будет являться повторением. Это просто повторное восприятие, которое не дает гарантии того, что образованные ассоциации в последующем будут активизированы. Припоминание текстовой информации необходимо для ее закрепления в памяти.

Что-то нужно повторять чаще, что-то реже. Усвоенную информацию можно повторять по-разному: пересказать ее кому-либо, перечитать или прослушать повторно. Одни повторяют все подряд, другие только основное. Но если вы однажды осмыслили содержание полученной информации и проговорили его, то можете быть уверены, информация осталась в памяти.

...

Содержание мыслей хранится в нервных образованиях.

С течением времени они (нервные образования) не исчезают, не уменьшаются, но ухудшается пропускная способность нервных волокон, по которым проходит сигнал во время припоминания. Это приводит к тому, что вы с трудом будете доставать информацию из нервных образований.

Не позволять нервным волокнам выполнять свою работу хуже можно следующим образом:

1) повторять содержание текста;

2) обновлять взаимосвязи между отдельными мыслями и фактами текста.

Чтобы осознанно сохранять нервные волокна, необходимо знать следующее:

1) чем больше времени проходит после чтения (или последнего повторения), тем меньше становится объем информации в памяти. Быстрее информация уходит из памяти именно в первые минуты после усвоения;

2) медленнее информация забывается после очередных повторений;

3) чем проще и интереснее информация, тем легче она усваивается, тем меньше времени и усилий затрачивается на повторение и восстановление информации в памяти;

4) ранее усвоенная информация быстрее восстанавливается в памяти после каждого последующего повторения;

5) с каждым повторением информация откладывается в памяти все в большем объеме;

6) чем меньше времени пройдет после последнего повторения, тем быстрее и легче восстанавливается информация.

Учитывая вышесказанное, можно сделать такие выводы:

1) первое повторение необходимо проводить как можно раньше;

2) второе повторение следует провести через больший отрезок времени;

3) нельзя делать больших перерывов между повторениями.

Оптимальными перерывами между повторениями можно назвать следующие:

1) первое повторение – через 15-20 мин после окончания работы с текстом. Причем трудный материал лучше повторить через 10-12 мин, а легкий или интересный – через 25-30 мин;

2) второе повторение – через 6-10 ч после первого повторения (сложный материал – через 4-5 ч, легкий – через 11-14 ч);

3) третье повторение – через 20-30 ч после второго (интересный материал – через 36 ч, а трудный – через 16-18 ч).

Если вы решили повторять по данному графику, то разделите весь запоминаемый материал на части так, чтобы работать с каждой частью при первом прочтении около 15 мин. Затем приступайте к повторению:

15 мин – работа с частью № 1;

15 мин – работа с частью № 2;

5 мин – первое повторение части № 1;

15 мин – работа с частью № 3;

5 мин – первое повторение части № 2;

15 мин – работа с частью № 4;

5 мин – первое повторение части № 3.

Если материал для запоминания большой, разбейте его на два неравных раздела и работайте с каждым из них отдельно, выбрав один из вариантов.

В течение двух дней: первый день – изучение и повторение частей первого раздела, второй день – изучение и повторение второго раздела.

В течение трех дней: первый день – изучение и повторение первого раздела, второй день – изучение и повторение второго раздела, третий день – повторение всего материала.

В течение пяти дней: первый день – изучение и повторение первого раздела, второй день – одно повторение первого раздела, третий день – изучение и повторение второго раздела, четвертый день – одно повторение второго раздела, пятый день – повторение всего материала.

 

Многократное припоминание запечатленных сведений называется активным повторением.

Чтобы сохранить полученную информацию, необходимо ее периодически повторять.

1. Повторить сразу же после ее восприятия, так как самая большая потеря информации приходится на первые стадии запоминания, следующие за восприятием.

После запечатления информации припомните ее и сравните с первоисточником.

...

Этот процесс называется контрольным припоминанием.

Прежде чем закреплять определенные сведения в своей памяти, убедитесь, что они находятся там без ошибок. Если при запоминании обнаружились пропуски или неточности, поработайте лишь над той информацией, которая припомнилась с ошибками или вообще исчезла из памяти. Только при полной уверенности, что вся информация находится в памяти, можно приступать к ее закреплению.

2. Промежутки времени между повторениями необходимо удлинять.

Если первое повторение делают сразу после запоминания, то второе – примерно через 40-60 мин, третье – в этот же день (примерно через 3-4 ч), четвертое – на следующий день.

Не пугайтесь большого количества повторений. Извлекать из памяти намного интереснее, чем пытаться запомнить что-то обычным методом. Мысленное повторение можно осуществлять где угодно: за обедом, на прогулке, при поездке в любом транспорте.

Если вы хотите воспользоваться полученной информацией через 4 месяца или более после первого изучения, вам подходит следующий ритм повторения.

1. Утренняя лекция, после нее беглое прочтение конспекта.

2. Первое повторение в тот же вечер.

3. Через 2-3 дня второе повторение.

4. Через неделю – третье.

5. Через 3-5 недель – четвертое.

6. Пятое повторение – через 4-6 месяцев.

 

Чтобы не забыть, возможен и другой вариант повторения: сначала чаще, потом реже.

Например:

1) сразу после прочтения;

2) через сутки;

3) через неделю;

4) через месяц;

5) через полгода.

На каждое новое повторение времени затрачивается меньше. Чтобы восстановить в памяти изученное, достаточно бывает лишь беглого взгляда.

Принятое в средней школе бесконечное повторение отупляет: слишком часто и однообразно повторяется одно и то же. Каждое повторение должно отличаться друг от друга.

Если необходимо за семь дней подготовиться к экзамену, И. А. Корсаков и К. К. Корсакова, авторы работы «Хорошая память на каждый день», предлагают распределить повторения на семь последующих дней таким образом:

1) первый день – повторение путем прочтения информации; причем достаточно лишь беглого прочтения;

2) второй день – 1 раз;

3) третий день – без повторений;

4) четвертый день – 1 раз;

5) пятый день – без повторений;

6) шестой день – без повторений;

7) седьмой день – 1 раз.

Оптимального временного ритма повторения для всех не существует. Для того чтобы найти свой ритм, необходимо делать повторения достаточно часто, с тем чтобы ничего не забыть, но и не слишком часто, чтобы энергия не тратилась впустую. Когда вы начнете забывать материал, наступает идеальный момент для повторения.

С помощью предложенных ниже упражнений можно определить ваш собственный ритм повторения. Для этого необходимо выбрать два однородных текста, то, что вас интересует: театральные пьесы, научные статьи, исторические тексты и тд. Выучите их, а потом для каждого текста используйте разный ритм повторения.

 

Текст 1

Что такое долг

Весь мир потрясла трагедия Армении – землетрясение в декабре 1988 г. Тысячи погибших. Стихия. К сожалению, люди пока не умеют ей управлять. А подготовится заранее? Оказывается, можно. Существуют специальные методы строительства для районов повышенной сейсмоопасности. Удается достигнуть главного: сократить число жертв. Яркий пример – случившееся после Армении землетрясение такой же силы в Сан-Франциско (США). Погибших – 63 человека. А ведь это город многомиллионный, с гигантскими небоскребами (ни один из которых не был разрушен, даже не покосился). В Армении же многие здания рассыпались, как карточные домики. Чаще всего потому, что панели и перекрытия, из которых велась сборка, наполнены были в основном песком и щебнем, хотя для приготовления раствора необходимо определенное количество скрепляющего цемента. Куда же он пропал? Почему нарушались строительные нормы? Ведь должны же были их соблюдать. Должны были.

А еще раньше был Чернобыль – величайшая в истории авария. Тут уж на стихию не сошлешься. Были грубо нарушены правила эксплуатации и обслуживания оборудования станции, не сработала специальная защита, потому что была отключена, хотя делать этого нельзя, нельзя категорически. Персонал станции обязан был неукоснительно, тщательно соблюдать эти правила. А руководители должны были постоянно, неустанно все проверять, заботиться о безопасности и т. д. Должны были.

Вы, возможно, подумали, что примеры приведены особые, чрезвычайные. Действительно, мы обратились к ним для того, чтобы сразу обострить ваше внимание.

Давайте теперь присмотримся к тому, что порой происходит в нашей повседневной жизни.

Вот знакомые купили цветной телевизор – радость для всей семьи. Долго собирали деньги, волновались, искали и, наконец, стали счастливыми обладателями современной техники. Однако радость была недолгой: вскоре телевизор запылал, как костер, едва квартиру не спалил.

А бывает, горят дома, гибнут люди. Но ведь тот, кто произвел этот телевизор, должен был, обязан был сделать его хорошо, надежно. Должен был.

Друг поклялся всегда быть рядом – и в радости, и в горе. Пришла беда. Друга рядом нет. А должен был.

Должен был человек сказать слово в защиту товарища, да промолчал, струсил.

Случайно разбил в лаборатории прибор, но не признался, соврал да еще пытался свалить вину на другого – сподличал. А ведь должен был просто честно все рассказать и по возможности исправить оплошность. Должен.

Пишет анонимщик гнусный донос на невинного человека, рассчитывает, что на освободившееся место назначат его. А ведь должен честно заслужить свое продвижение по службе. Должен.

Некто дает взятку должностному лицу: пытается получить квартиру вне очереди. А должен придерживаться общих правил. Должен.

Выросли дети, живут своей жизнью – все вполне нормально. Но вот старых своих родителей забывают – так меньше хлопот. А ведь должны заботиться о них. Должны.

Примеры можно продолжать. Однако вы, конечно, поняли, что речь идет о долге, и даже примерно представили себе, что это такое. Предлагаем вам сопоставить ваши личные мысли с мыслями тех, кто специально занимается вопросами морали.

Люди верующие считают долг «искрой Божьей», которая вместе с разумом и голосом совести дана людям от Бога. Есть ученые, которые, как бы продолжая линию религии, утверждают, что моральный долг является для человека врожденным законом или общественным инстинктом, сходным с инстинктом животных. Атеисты спорят с этими утверждениями, доказывая, что чувство долга сформировалось у людей постепенно, по мере развития человеческой истории.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.193.172 (0.038 с.)