Что же такое долг. Как его определить. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что же такое долг. Как его определить.



Долг, утверждает наука, связывает человека с другими людьми, с обществом. Вступая в отношения с окружающими, с обществом, мы приобретаем тем самым определенные объективные обязанности – это во-первых. А во-вторых, ответственность, т.е. столь же объективную необходимость эти обязанности постоянно выполнять. Ну, например, вы пошли в кино, стали кинозрителем. Есть обязанности? Конечно, надо было купить билет, занять в кинозале свое, а не чужое место, не разговаривать во время сеанса, не мешать другим смотреть фильм и т.д. Вся наша жизнь заполнена отношениями с другими людьми, с обществом: у нас есть родители, семья, друзья, сослуживцы, ученики, есть просто окружающие люди, есть наш город, дом, Родина, Земля.

...

Обманул, подвел товарища – можешь остаться вообще без друзей.

Долг связывает нас с ними. Это значит, что перед каждым из окружающих, перед всем обществом у нас есть определенные объективные обязанности и ответственность, иначе мы просто не сможем жить в обществе, станем источником постоянных неприятностей для окружающих, да и для самих себя, если разобраться строго, до конца.

Заучивание – утром.

Первое повторение через короткий промежуток времени.

Второе повторение – вечер того же дня.

Третье повторение – через три дня.

Четвертое повторение – через семь дней.

Пятое повторение – через 11 дней.

 

Текст 2

Совесть

Исполнение долга контролирует и оценивает самоконтроль человека – совесть.

Есть в Польше небольшое селение Треблинка. Во время войны близ него находился один из самых страшных фашистских лагерей смерти. Здесь фашисты уничтожили сотни тысяч людей, в основном еврейской национальности, из разных стран мира. На одном из каменных надгробий, установленных на территории бывшего лагеря, высечено: «Януш Корчак и дети».

Януш Корчак – великий польский педагог. Любовь к детям, забота о них были смыслом его жизни, и дети отвечали ему взаимностью. Он писал книги для детей и для взрослых. Перед войной стал директором Дома сирот, почти единственным родным человеком для одиноких детей. Когда немцы ворвались в Польшу, фашистский топор был занесен и над детским приютом: приказано было уничтожить его маленьких обитателей, потому что все они были евреи. На директора приказ не распространялся, он имел необходимые документы, мог в любое время скрыться и продолжать борьбу. Но он поступил иначе. Когда эсэсовцы, вытолкав детей из помещения, повели их на вокзал, в первом ряду пошел их учитель. Поезд увез всех в концлагерь, в газовую камеру.

Почему Януш Корчак не стал спасать себя, хотя такая возможность у него была? Почему пошел на смерть в одном строю с детьми, конечно же, понимая, что ничего уже не сможет изменить в их судьбе?

Давайте порассуждаем. Януш Корчак был не только писателем, но и директором Дома сирот. Со своими многочисленными обязанностями, судя по всему, он справлялся прекрасно. Иначе говоря, свой общественный долг он выполнял честно. Но вот для детей наступил особый день: их последний урок в этой жизни – урок ненависти, урок невиданной жестокости. Преподали его фашисты, не щадившие даже детей.

Как должен поступить в такой ситуации директор школы, да просто нормальный, порядочный человек? Вы скажете: бороться со злом. Бесспорно, это единственно приемлемый для морального человека способ действия.

Но возможны разные пути сопротивления злу. Корчак мог уйти в партизаны, бороться в подполье, бить фашистов в рядах народной армии. Он не спас бы уже обреченных детей, но приблизил бы день победы и тем самым сберег бы жизни других детей. Однако Корчак избирает свой путь: он идет на самопожертвование, чтобы в трагический час быть моральной опорой для несчастных сирот, примером нравственной стойкости. Таков был личный путь борьбы Януша Корчака со злом во имя добра.

Почему же он выбрал именно этот путь? Есть бесспорный ответ: он любил этих детей и не мог оставить их одних в трагический момент. Сердце, наверное, говорило ему, что не потом, а именно сейчас, сию минуту, перед тем как шагнуть в пропасть, детям нужна его поддержка – единственно близкого человека. И не смог он оставить своих воспитанников одних, даже во имя будущей победы, даже осознавая их и свою обреченность.

На этом можно было бы поставить точку, ибо любовь объясняет все, ради любви человек идет на любую жертву. Но было бы несправедливо утверждать, что любовь исключает другие высокие чувства. Напротив, хорошо известно, что она связана, например, с долгом и совестью. Давайте проследим эту связь.

Зададим себе вопрос: можно ли считать, что поступок Януша Корчака был продиктован его педагогическим долгом? Имеем ли мы право утверждать, что долг обязывал его идти на смерть? Иначе говоря, считать самопожертвование общественным долгом? Нет, конечно, никто не вправе требовать от человека отдать жизнь. Поэтому мы можем утверждать, что поступок Януша Корчака нельзя считать его общественным долгом. Как же быть?

Если посмотреть на ситуацию с позиции морального долга, тогда все обстоит гораздо сложнее. Когда речь идет о моральном долге, то в этом случае все решает только сам человек – лично, один с самим собой, глубоко в душе своей, как это сделал Корчак, по глубокому личному убеждению, руководствуясь только своим внутренним голосом, внутренним моральным контролем. Он нашел единственный приемлемый для себя вариант поведения – идти на казнь вместе с детьми.

Вы уже, конечно, поняли, что речь идет о совести. Давайте теперь коротко обобщим наши рассуждения.

...

Любовь, долг, ответственность побуждают человека к действию, поступку.

Но внутри человека каждый его шаг проверяется его совестью: человек сам сознательно анализирует свои обязанности, сам сознательно требует от себя их выполнения и сам же сознательно критикует себя, дает оценку своим поступкам.

...

Cовесть – это глубокое личное осознание своего долга и ответственности, т.е. внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека.

Во многих европейских языках слово «совесть» означает «совместное знание». В русском языке оно имеет такой же смысл. Значит, совесть – это сознание, совместное знание. Совместно с кем? Наверное, с другими людьми.

Совесть, знание долга проявляются на уровне глубокого личностного чувства. Человек может даже не вполне сознавать, почему совесть велит ему поступать именно так, а не иначе. Значит, совесть – это не только сознание, но и, может быть, прежде всего сочувствие, со своим глубоким внутренним чувством, со скрытыми душевными ощущениями. Руководствуясь совестью, человек в самых глубоких тайниках своей души судит о добром и злом. Когда внутренний самоконтроль говорит человеку, что он поступил честно, правильно, т.е. не совершил ничего плохого, злого, выступил на стороне добра, совесть человека чиста и спокойна. Ну а если человек не посчитался с голосом совести – что тогда ждет его?

И все же тайну совести, наверное, никогда не смогут раскрыть. Никто не знает точно, откуда у человека совесть, почему она обладает такой силой, все видит и знает, почему умеет подсказать нам, какой сделать выбор, почему умеет дать внутреннюю оценку нашему выбору, нашему поступку.

 

Заучивание утром.

Первое повторение через короткий промежуток времени.

Второе повторение – вечер следующего дня.

Третье повторение – через 5 дней.

Четвертое повторение – через 15 дней.

 

Постарайтесь сделать так, чтобы последнее повторение для обоих текстов происходило в один и тот же день.

Подождите один месяц и проверьте знание текстов. Если оба текста запомнились одинаково, то первый ритм отнял у вас лишнюю энергию. Если первый текст вы знаете лучше, чем второй, то для вас подходит первый ритм.

Специалисты выяснили, что запоминаемая или повторяемая назавтра, незадолго до сна, информация лучше отложится в памяти, потому что не будет смешиваться с другими впечатлениями от пройденного дня, которые отвлекают и мешают запоминанию.

Чтобы процесс повторения дал желаемый результат, необходимо помнить о следующем.

1. При повторении старайтесь обогащать запоминаемый материал новыми элементами, деталями, особенностями.

2. Новая повторяемая часть должна отличаться от предыдущей. Разбивая запоминаемую информацию на составные части, помните, что они должны отличаться друг от друга. Для этого части запоминаемой информации можно чередовать или выделить в этих частях существенные мысли.

3. Используйте структурные схемы. При повторении основных мыслей каждой части вы тем самым повторяете весь материал, потому что основные мысли связаны с второстепенными.

4. Начните процесс повторения с припоминания. Попытайтесь вспомнить, о чем говорится в изучаемом материале, даже если вам кажется, что вы ничего не помните.

5. Повторение рекомендуется чередовать с занятиями другого рода. После нескольких часов повторения просмотрите юмористический журнал, потому что смех действует расслабляюще; послушайте легкую музыку, сделайте дыхательную гимнастику, займитесь работой по дому. Полезно проведение сеанса аутотренинга.

При проведении повторения важно быть уверенным в себе, так как страх, растерянность, паника мешают собраться, не способствуют концентрации внимания, а повторение – процесс достаточно монотонный.

Повторение можно проводить разными способами:

1) вспоминать усвоенную информацию мысленно;

2) провести повторное усвоение с последующим пересказом;

3) провести повторное усвоение с пересказом про себя;

4) провести повторное усвоение с последующим письменным изложением материала;

5) провести выборочное усвоение определенных частей текста;

6) сделать поверхностный просмотр текста;

7) углубленно изучить материал;

8) применить знания на практике.

 

В любом случае воспринятый материал воспроизводится не сразу а по прошествии какого-то времени, потому что выученному материалу положено «отстояться».

Вспомните, как, ложась спать накануне экзамена, вы считали, что ничего не запомнили. А на следующий день оказывалось, что вам есть о чем рассказать.

Все дело в том, что при запоминании материала вы старались понять, о чем идет речь. За ночь информация «отстоялась», и, отвечая, вы вспомнили все. Это явление носит название «реминисценция».

Первое воспроизведение материала и отсроченное воспроизведение различаются не только временным интервалом. Если мы повторяем сразу после прочтения, то чаще используем слова текста, поэтому теряемся, если что-то забываем. При отсроченном воспроизведении забытые места можно легко обойти.

При повторении мозг устает быстрее, чем при чтении или слушании. Чтобы время от времени повышать тонус мозга, М. А. Зиганов в своих работах предлагает ряд упражнений.

1. Вообразите школьную доску в разных плоскостях относительно себя и руками «напишите» слова или буквы.

2. Правой рукой на воображаемой доске и одновременно левой ногой на полу «напишите» буквы. Поменяйте руку и ногу.

3. Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Пусть голова медленно качается из стороны в сторону, а напряжение уйдет при дыхании.

4. Удобно расставьте ноги. Правую ступню разверните вправо. Левая ступня должна стоять прямо. При выдохе согните правое колено. Вдохните, напрягая при этом правую ногу. Повторите то же самое для левой ноги.

5. Ухватитесь правой рукой за левое плечо и сожмите его. Посмотрите назад через плечо. Дышите глубоко и отведите плечи назад. Посмотрите через другое плечо. Уроните подбородок на грудь и глубоко дышите, давая мышцам расслабиться. Повторите, держа плечо другой рукой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.219.233.54 (0.054 с.)