Данные: Эндрю Лэйн. Дэвид Крэйг Алекс Уайт 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Данные: Эндрю Лэйн. Дэвид Крэйг Алекс Уайт



Что происходит, когда интеллектуальную работу ΧΧΙ выполняют в офисах, спроектированных в XX веке? Падает производительность труда, возрастают капитальные расходы, руководители оказываются изолированными от коллектива. Фармацевтической корпорации Lilly удалось решить эти проблемы путем радикальной перепланировки головного офиса: пространство площадью более 43,5м2. на котором работают 3300 сотрудников, теперь выглядит по-новому.

 

Эндрю Лэйн, Дэвид Крэйг (Andrew Laing, David Craig) — директора транснациональной консалтинговой компании DEGW (Нью-Йорк). Алекс Уайт (Alex White) — архитектор Lilly.

 

ДО:

ЯЧЕИСТЫЙ ОФИС

Компания Lilly была типичным царством миникабинетов — ячеек. Как утверждают представители консалтинговой фирмы DEGW, которых Lilly пригласила для оптимизации рабочего пространства, у такой планировки есть существенные недостатки. Исследование DEGW (в 44 опросах приняли участие 7312 работников умственного труда из 18 организаций) показало: в «ячеистых» офисах люди, занимающиеся интеллектуальным трудом, ждут отклика от коллег в среднем 4,7 часа и от начальства — 8.8 часа. Кроме того, оказалось, что каждый сотрудник теряет 66 минут в день на бесполезные действия и пререкания и лишь 35% времени проводит за рабочим столом. В большинстве офисов зонирование осуществляется по отделам. Поскольку в наши дни работа предполагает активное взаимодействие разных подразделений, людям приходится переписываться по электронной почте или устраивать совещания. У ячеек открытая конфигурация, легко проникают шум и проходящие мимо коллеги; в то же время они недостаточно открыты, то есть не обеспечивают необходимого отклика и не позволяют полноценно общаться, наконец, результат – снижение производительности труда и длительные циклы принятия решения.

ПОСЛЕ

ТЮНИНГОВАННЫЙ ОФИС

Компания Lilly сократила пространство, выделенное под персональные рабочие места, и увеличила площадь «общественного» пространства — того, где сотрудники могут находиться две трети рабочего дня (те самые 65% времени, которые они не проводят за компьютером). Эту освободившуюся площадь можно использовать в разных целях: там есть тихие кабинеты для работы, требующей концентрации, кофейни и переговорные для совместной работы и уютные изолированные комнаты для конфиденциальных бесед. Такая планировка способствует общению и даже, по словам сотрудников, пробуждает у них тягу к творчеству. Уже на пилотной стадии проекта выяснилось, что удовлетворенность людей планировкой офиса выросла вдвое, капитальные затраты снизились почти в два раза, а временн ы е потери (на поиск переговорных комнат, ожидание и прочую непродуктивную деятельность) сократились на 16%.


До:

 

После:

 

 

Задание 3. Сформулируйте убеждения тех, кто планировал каждый из этих офисов, их суждения относительно человека, работы, взаимоотношений работника и компании.

Ниже приведены результаты перепланировки. Прокомментируйте их в терминах корпоративной культуры.


 

 

 

 


Задание 4. На примере приведенного ниже кейса и личного опыта рассмотрите корпоративный праздник как символическое действие, направленное на совершенствование культуры.

«Это праздник какой-то»

 

 

Корпоративные праздники в компании «Гамма косметик» считают не только способом расслабиться, но и сплотить коллектив. Сотрудники думают по-другому и совместных посиделок избегают.

Проблема

«Гамма косметик» входит в состав компании «Единая Европа-холдинг» и специализируется на контрактном производстве декоративной косметики. За пять с половиной лет работы объемы выпуска выросли в 4,5 раза - до 1 млн единиц продукции в месяц, а заказы размещать стали такие крупные игроки российского рынка, как концерн «Калина», «Косметика элеганс» и CL Parfum.

«Мы хотим решать новые амбициозные задачи, а для этого нужна крепкая команда,- говорит руководитель коммерческого блока „Гамма косметик" Ольга Кокорина.- Есть такие способы сплочения команды, как тим-билдинг и веревочные тренинги, и периодически мы к ним прибегаем. Но всем известно, что не менее действенные способы разрядить обстановку и почувствовать себя некой общностью - совместное празднование важных или просто приятных событий». Однако такой элемент культуры, как корпоративные праздники (воспринимать их как инструмент командообразования в «Гамма косметик» стали полгода назад), в компании пока не приживается.

Наши против своих

Вопрос, стоит ли собираться вместе для коллективного времяпровождения, раньше решался методом общественного голосования. Если сотрудники размышляли настолько долго, что вопрос отпадал сам собой, трагедии в этом руководство не видело.

Поводом пересмотреть свой подход стал переезд офиса в апреле прошлого года из Москвы в Подольск, где был запущен новый производственный комплекс с собственной лабораторией. В связи с расширением штата пришлось набирать новых работников. В итоге 40% составили москвичи и 60% - жители Подольска.

«Молодой и не сработавшийся коллектив - само по себе сложное явление, однако в дополнение к этому в нем наметилось и определенное размежевание. Мы объясняли, что ставки, мотивационные схемы для всех одинаковые. Тем не менее, некоторые убеждены, что москвичи находятся в более комфортных условиях»,- говорит Ольга Кокорина.

Новый 2006 год менеджерам «Гамма косметик» предложили встречать со всеми остальными сотрудниками «Единой Европы-холдинг». В отделе персонала посчитали, что это станет хорошей возможностью снять напряжение. Опросов больше не устраивали: сотрудников заранее предупредили о празднике и разослали пригласительные билеты. Однако около половины людей на корпоративный Новый год так и не поехали. Тогда подумали, что причина в чисто технической недоработке - не был организован трансфер из Москвы в Подольск. Однако позже появился не один повод убедиться: многие по каким-то причинам не стремятся отмечать праздники в кругу коллег.

Как-нибудь без вас

Второй звоночек прозвенел 23 февраля. После небольшого празднования в офисе руководство предложило мужчинам продолжить праздник в ресторане. Однако многие отказались, сообщив, что внимания и подарков вполне достаточно.

Похожая ситуация сложилась 8 марта. Совместный поход в ресторан признали хорошей идеей, но попросили перенести на неделю. Потом оказалось, что и через неделю времени на него не нашлось.

«В официальных и приватных беседах мы пытались выяснить, почему так происходит,- говорит Ольга Кокорина.- И ни разу не услышали аргументы вроде „мне с коллегами неинтересно", „я в такой компании отдыхать не смогу". Значит, непреодолимых противоречий внутри коллектива нет. Тогда мы попытались понять, в чем же мы сами могли допустить ошибку».

Всего в компании «Гамма косметик» работает 120 человек, однако на корпоративные праздники до сих пор приглашалась только треть коллектива - управленческий состав. При этом компания берет на себя только 40-60% расходов, остальное должны собрать сами сотрудники. Праздник за свой счет - не лучший стимул расслабиться, поэтому начало лета было решено отметить по-другому: арендовать боулинг-клуб, организовать трансфер и полностью оплатить все расходы. На этот раз явка превысила 80%.

В отделе персонала рассказывают, что многие потом назвали совместный досуг «без галстука» не только приятным, но и полезным. Например, в повседневной работе менеджеры производственных служб не пересекаются с маркетологами или финансистами. А тут появилась возможность познакомиться и в неформальной обстановке задать вопросы, по каким законам живет другое направление.

Весна и начало лета - довольно горячее время для «Гамма косметик»: объем заказов вырастает в пять раз и любой производственный сбой или несогласованность критичны. «В этом году первые месяцы пикового периода мы преодолели с меньшим количеством сбоев,- отмечает Ольга Кокорина.- Я не склонна думать, что одна встреча устранила многие проблемы, но, тем не менее, свои действия отделы теперь координируют быстрее и проще. Мы увидели, что появилось желание подстраховать друг друга, а не увязать в формальных процедурах: готовить документы о накладках в работе другого подразделения».

Технология отдыха

Игра в боулинг - неплохая разрядка, однако в «Гамма косметик» хотят, чтобы корпоративные вечеринки и впредь помогали решать разнообразные бизнес-задачи: повышали лояльность персонала, давали представление о достижениях компании и новых целях.

Форсировать поиски решения заставляет то, что скоро «Гамма косметик» собирается праздновать шестилетие своей работы. Это хороший повод собраться, подвести итоги и обозначить цели на будущее. Первый вопрос: справедливо ли то, что о них узнает только руководящий состав?

«Помимо этого думаем о том, как празднование лучше организовать. Традиционный банкет, который предваряет послание руководства, а завершает раздача подарков - не очень интересный вариант,- говорит Ольга Кокорина.- Но что может стать „правильной" альтернативой?»

Прочитав литературу, повествующую об опыте других компаний, отдел персонала нашел множество оригинальных идей. Причем многие из них основывались на вовлечении в процесс самих сотрудников. Так, например, одна из интересных идей - постановка своими силами спектакля. Корпоративный театр - популярный на Западе инструмент - позволяет не только сплотить людей во время репетиций, но и выявить их личные качества, проявиться которым часто не позволяет служебный регламент. Были и более экзотические идеи, скажем, поход в стриптиз-клуб. «Мы изучили уже достаточное количество интересных и оригинальных решений, однако остановиться на чем-то конкретном пока не можем»,- признает Ольга Кокорина.

Поначалу в отделе персонала решили разработать концепцию праздника самостоятельно, однако появились опасения, что нехватка опыта может лишь создать новые проблемы. Например, акцент на формирование личных связей может привести к формированию «кланов сообщников». При возникновении проблемы они будут ее просто замалчивать, чтобы «не сдавать своих».

В компании рассмотрели также и вариант приглашения профессионального подрядчика - агентства, специализирующегося на организации корпоративных праздников. Но провели мониторинг рынка и выяснили, что воплощение «чужих» идей обойдется примерно в $4 тыс., а польза от этого далеко не очевидна: большинство агентств предлагают довольно банальные сценарии, никак не учитывающие задачи, которые компания хотела бы решить.

Понимание того, что совместный отдых - необходимая вещь, в «Гамма косметик» есть, но что придумать, чтобы корпоративные праздники стали не формальной процедурой, а интересным событием? Как найти правильный баланс между организацией отдыха и решением бизнес-задач?

Этот вопрос был вынесен на обсуждение в рамках совместного проекта «Секрета фирмы» и сообщества менеджеров и профессионалов E-xecutive.ru «Банк идей». Мы получили 33 решения, из которых члены жюри выделили пять лучших. Вот как они объясняют свои предпочтения.

Журнал «Секрет Фирмы» №32 (167), СЕНТЯБРЬ 2006 г.
Текст: Елена Провоторова



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.198 (0.011 с.)