Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государство как субъект управления↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Общественными процессами /. Предмет науки и учебной дисциплины. 2. Понятие «управление». Виды управления. 3. Государство как субъект управления общественными процессами. 4. Сущность государственного управления. 5. Особенности местного самоуправления Любая наука, как и учебная дисциплина, посредством которой эта наука изучается, имеет свой предмет — совокупность взаимосвязанных между собой явлений, отношений и процессов, познанием которых она занята. Соответственно предмету, наука, будучи отраслью знаний, вырабатывает свою систему категорий, понятий, терминов, а то и просто слов, на основе (и с помощью) которых она описывает исследуемые объекты. Поэтому предмет есть онтология (бытие, объективное существование) постигаемых явлений, отношений и процессов, а средства их познания и мыслительного воспроизводства представляют собой методологию и гносеологию (как изучать и как выверять знания) соответствующей науки. Государственное управление как обширное, сложнооргани-зованное общественное явление, в которое в качестве его части входит местное самоуправление, становится самостоятельной и очень важной отраслью научного знания. И в этом нет ничего странного, в том числе и от того, что само государство как форма общественной жизнедеятельности людей существует (по письменным и археологическим источникам), по меньшей мере, 6 тыс. лет. В разные периоды истории у него было разное предназначение. Но переход к индустриальному обществу, а затем (сегодня) к постиндустриальному (информационному) с его 14 Глава 1 массовыми (глобальными) коммуникациями, обменами, перемещениями людей и другими, всем известными проявлениями коренным образом изменил сущность государства, его место и роль в жизни общества, его цели и функции, организацию и технологии функционирования. Глубокое влияние на государство оказали (и оказывают) масштабы и закономерности рыночной экономики, интеграционные процессы в разных общественных сферах, технологическая революция, глобализация предпринимательства, свободное поведение людей и в то же время рост преступности, разгул терроризма, обострение экологической ситуации, оскудение природных ресурсов и многие иные условия и факторы как позитивного, так и негативного свойства. В целом проблемы, стоящие и перед мировым сообществом, и перед российским, усложнились, что усложняет и актуализирует государственное управление.
Говоря обобщенно, в XXI в. человечество и многонациональный народ России столкнутся с такими вызовами и жизненными обстоятельствами, будут испытывать такие трудности, которых не было в прошлом (дальней и ближней истории), которые потребуют для нашего самосохранения нового мышления, поведения, новых организационных связей, регулирующих механизмов и подходов в понимании и использовании социальных и интеллектуальных ресурсов. По этому поводу можно приводить много аргументов, доказательств и фактов. Но каждый думающий и информированный человек прекрасно понимает, что все происходящее объективно ведет к возвышению государственного управления — важнейшего источника сохранения и развития общества. Государственное управление как отрасль научного знания (синоним: теория государственного управления1) исследует процессы целеполагания, организации и регулирования жизнедеятельности общества в целом, осуществляемые государственной властью, принадлежащей народу. Оно имеет комплексный, в известной мере синтезный, характер, поскольку опирается на достижения многих общественных, естественных, точных и технических наук. Данная отрасль знаний не вторгается в названные ' См.: Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. М., 1997, а также книги других авторов под таким же или близким по смыслу названием. Предмет государственного и муниципального управления. Государство как субъект... 15 науки и не подменяет их, но из каждой из них берет определенные научные приобретения и использует в своих интересах. Ведь управлять приходится в обществе, где постоянно взаимодействуют человек (миллионы людей), общество (с системой своих связей) и природа (с множеством своих элементов). Когда мы говорим о государственном управлении, то подразумеваем, что оно и формируется, и реализуется в сложнейшей современной биосо-циотехносфере, где все взаимозависимо и взаимообусловлено. Особенно актуальны для теории государственного управления постулаты, положения и выводы истории, философии, экономики, политологии, психологии и других общественных наук, которые раскрывают сознание, поведение и деятельность людей, их коллективов и общностей в разных ситуациях частной и общественной (публичной) жизнедеятельности. Теснее всего государственное управление как отрасль научного знания связано с юридической наукой по той причине, что оно реализуется государством и с использованием возможностей правового регулирования. К сожалению, многие ученые до сих пор не осознали, что наличие большого сегмента наложения теории государственного управления и обшей и специальной теорий государства и права, скажем, конституционного, административного права и т.п., вовсе не означает поглощения государственного управления предметами юридической науки в целом или ее отдельных отраслей. Сегодня практически по всем направлениям научного познания формируются пограничные, межотраслевые, комплексные новые отрасли знания, которые на базе новой проблематики интегрируют результаты локальных исследований. Везде срабатывает синергетический подход.
Государственное управление — самостоятельная отрасль научного знания. Это осознано давно и во многих странах, в том числе в США, Китае, Европейском Союзе, даже входящих в СНГ — Украине, Беларуси, Казахстане и др. Рядоположенным с государственным управлением является местное самоуправление, которое у нас все чаше называется муниципальным управлением. Но муниципалитет (городское самоуправление) — это структура Великобритании; мэрия, префектура — Франции; магистратура — Германии, в которых в общем-то нет деревень и сел. В России традиционно было городское и земское управление (самоуправление). Во всей Европе действует Европейская хартия о местном самоуправлении 1985 г., к которой при- 16 Глава I соединилась Россия. В Конституции РФ 1993 г. употребляется исключительно понятие «местное самоуправление» (ст. 12, 15, 18, 24, 32, 33, 40, 46, 72 «н», 130—133), и только применительно к формам собственности (ст. 8), жилищным фондам (ст. 40), системам здравоохранения (ст. 41) и образовательным учреждениям (ст. 43), т.е. по отношению к управляемым объектам со стороны органов местного самоуправления, используется термин «муниципальное». В законодательстве этот термин применяется лишь в названиях территориальных и поселенческих образований. Поэтому, отдавая должное формальным канонам, в учебнике употребляется обобщенное понятие «государственное и муниципальное управление». При рассмотрении вопросов муниципального управления акцент делается на концепции местного самоуправления, которая по всем своим элементам и взаимосвязям (по историческому и международному опыту) непосредственно прилегает к государственному управлению и является его низовым и самым демократическим уровнем. Управление всегда связано с сознанием и деятельностью людей. Оно, можно сказать, есть «проводник», посредник между сознанием и деятельностью, но не одного человека, в котором действуют психофизиологические механизмы, а многих людей. Управление возникает тогда и там, где требуются коллективные усилия людей для ведения какого-либо общего дела или достижения актуатьной общей цели. Поэтому управление по своей природе является общественным институтом, столь же важным для жизни, как семья, производство, собственность, государство, право, мораль, религия и другие институты, исторически созданные людьми для обеспечения собственной жизнедеятельности.
Управление в обществе есть явление: общественно обусловленное, вызванное закономерностями и взаимосвязями формирования и развития общества, непременный атрибут любой коллективной (совместной) деятельности людей; Предмет государственного и муниципального управления. Государство как субъект... 17 находящееся во взаимодействии со всеми общественными отношениями, пронизывающее все их виды, координирующее и интегрирующее их в рамках целостной общественной системы, вскрывающее и разрешающее противоречия между ними и внутри них; организованное и развивающееся по внутренне (имманентно) присущим ему закономерностям и формам общесоциологического, конкретно-исторического и национально-психологического порядка; сложное, многоэлементное и многоаспектное, динамическое, эффективно осуществляющееся лишь при умелом, разумном использовании его силы и возможностей; всецело зависящее от сознания, воли, энергии и организованности людей, их коллективов, общества в целом. К этому следует добавить, что управление есть результат сознания и воли людей, оно бывает таким, к какому люди сами стремятся. По своему субстрату (составу) управление представляет собой интеллектуальный продукт и в этом отношении определяется образованием, профессионатьной подготовкой, научными знаниями, нравственностью и другими качествами, которыми владеют участники управленческих процессов. Управление детерминировано иерархической структурой общества, которая порождает власть (в широком социологическом смысле) в разных ее видах: политическая, государственная, экономическая, психологическая, информационная, духовная и т.д. Без власти и помимо власти невозможно управление, это касается любых форм самоуправления. Суть управления кратко выражается в нескольких обязательных проявлениях. Прежде всего управление олицетворяет собой реальное влияние на сознание, поведение и деятельность людей, подчиняющее их реализации намеченных целей. И как таковое (влияние) оно есть результат и деятельности (умственной и физической), и отношения (власти — подчинения), и информационного обмена (соединения субъектов и объектов управления), которые оно в определенном виде содержит в себе. Тем самым только термин «воздействие» наиболее адекватно раскрывает суть управления.
Но это управляющее, т.е. понуждающее к чему-то, а не управленческое, как часто пишется в литературе, воздействие, в отли- 18 Глава I чие от иных воздействий идеального и материального свойства, непременно содержит в себе три составных элемента: первый — целеполагание, т.е. установление задачи, задания, определение желаемого, необходимого, того, к чему стремимся, что надо делать. В целеполагании сосредоточена идеология управления: определенные потребности и интересы людей и пути, способы их возможного удовлетворения. Целеполагание в управлении имеет практический характер. Этим оно отличается от благих намерений, беспочвенных мечтаний и иных конструкций «вольного» ума. Здесь цель должна непременно реализовы-ваться; второй — организационный элемент, предполагающий, что достижение цели требует вовлечения в соответствующие процессы определенного количества людей и разного рода ресурсов, что обусловливает их адекватную организацию. В любом коллективном деле необходимо располагать людей в пространстве (территория, сооружения, привязка к орудиям и средствам труда и т.д.) и наделять их функциональными ролями, состоящими в выполнении должных видов и объемов деятельности; третий — регулирующий элемент, выражающийся в том, что в рамках определенной организации для достижения поставленных целей необходимо четко и конкретно регулировать: что, кто, как и когда обязаны делать. Для этого в любом производственном и управленческом процессах всегда актуальны нормы, нормативы, стимулы, санкции, ответственность и другие регуляторы, обеспечивающие реальное исполнение целей. Причем именно цели обусловливают организацию и регулирование, хотя существуют и известные обратные связи. Изменение целей изменяет организацию и регулирование, по крайней мере, их содержание и структуры. Данные зависимости влекут за собой далеко идущие теоретические и практические последствия. Таким образом можно утверждать, что управление как общественный институт (явление) представляет собой целеполагаю-щее (сознательное, преднамеренное, продуманное, спланированное) организующее и регулирующее воздействие на собственную, групповую, коллективную и общественную жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные структуры (государство, общественные объединения, партии, предприятия, учреждения, кооперативы, фирмы, ассоциации, союзы и т.п.). Предмет государственного и муниципального управления. Государство как субъект... 19 Из данного понятия «управление» логично следуют вопросы: кто, на кого и почему воздействует, т.е. кто выступает субъектом управления и кто воспринимает воздействия, им подчиняется и соответственно является объектом управления. Ответы здесь принципиальны, ибо выстраивают модель управления, которая должна применяться везде, в любых управленческих отношениях и процессах. Субъектом управления всегда выступает носитель власти, т.е. те люди и их структуры, которые обладают преимуществом над другими: физическим, родственным, материальным, интеллектуальным, юридическим (правовым статусом), социальным, информационным и т.д. В самоуправлении тоже доминирует общая воля (общее решение) над частной (единичной) волей. Вне власти невозможно действенное управляющее воздействие. Поговорить можно, но дела из этого не получится.
Объекты управления - это деятельность (активность) людей, их коллективов, объединений, общностей и т.д. по производству материальных и духовных продуктов и социальных условий жизни. Иными словами, на выходе (в объективном результате функционирования) управляемых объектов создаются потребительские ценности, которые удовлетворяют (или способны к этому) частные и общественные потребности, а также поддерживают инфраструктуру существования человека. Субъекты и объекты управления взаимосвязаны, взаимозависимы. Виды же управления классифицируются по субъектам управления, поскольку именно они формируют и реализуют управляющие воздействия — целеполагают, организуют и регулируют общественные процессы и отношения, сознание, поведение и деятельность людей. Можно выделить шесть видов управления. Государственное управление, осуществляемое государством i как объединением всех граждан и имеющее целью обеспечение [целостности, суверенитета, безопасности, упорядоченности и развития всего общества, а в нем обеспечение прав и свобод [каждого гражданина. Это — самый значимый, обширный и ис-[торически важный вид управления, от состояния которого зави-, сят и другие виды управления. Местное самоуправление реализует цели ведения дел по мес-1ту жительства. Его субъектом выступают жители населенных ■пунктов и административных территорий. По своей природе ■(формируется гражданами) и предназначению (удовлетворение 20 Глава I потребностей и интересов граждан) оно во многом совпадает с государственным управлением. Менеджмент, субъектом которого является собственник, заключается в ведении бизнеса, предпринимательства с целью получения дохода, прибыли, ренты для материально-финансового обеспечения своих потребностей. В условиях частной собственности и рыночной экономики — это весьма массовый вид управления. Он применяется и при управлении государственной и муниципальной собственностью, что необходимо иметь в виду при отличении его от государственного управления и местного самоуправления. Общественное управление, имеющее своими субъектами институциализированные (юридически оформленные) общественные объединения. Они управляют как внутри своих организаций, так и вне в соответствии с законодательством и в рамках уставных функций и полномочий. Это — весьма развитый вид управления. Групповая (коллективная) саморегуляция, субъектом которой выступает группа людей, свободно (по собственному усмотрению) самоуправляющая собственным общением и деятельностью. Данный вид управления встречается в семье, трудовом коллективе, в столовой, на транспорте, в торговле и т.д. и т.п. Все мы постоянно взаимодействуем друг с другом и в большинстве это как-то согласовываем. Целесообразное поведение или действие человека, где он сам является и субъектом — ставит себе жизненные цели, и объектом — добивается их практической реализации. От того, как этот вид самоуправления выражен в каждом человеке, опреде-ляюще зависит его судьба. Все упирается в разум, волю и совесть человека. Значит, этот вид управления составляет фундамент, основание для всех других видов управления. Если этот вид управления (самоуправления) находится на низком уровне, то другие мало что могут сделать по развитию общества и росту благополучия людей. Следует также учитывать, что все виды управления: подлежат конституционному и иному правовому регулированию, которое устанавливает жесткую взаимосвязь государственного управления с другими видами управления; взаимосвязаны между собой, дополняют, заменяют, усиливают или ослябляют Предмет государственного и муниципального управления. Государство как субъект... 21 все вместе призваны обеспечивать необходимый уровень управляемости всех явлений, отношений и процессов в обществе. В учебнике при рассмотрении проблем государственного и муниципального управления (в смысле местного самоуправления) всегда имеются в виду другие виды управления, их потенциал и действия, рациональность и эффективность. Все характеристики любого вида управления определяются его субъектом. Сущность последних как бы накладывается и воспроизводится в целеполагании, организации и регулировании. Поэтому для государственного и муниципального управления очень важно точно знать и понимать как общие (типовые), так и особенные (национальные) свойства государства. Между тем ситуация в России и с развитостью государства (его элементов и взаимосвязей), и с его научной интерпретацией до сих пор не удовлетворительна. Во-первых, все еще отождествляются государство и производные от него явления (однокорневые): государственная власть, государственный аппарат, государственное управление и государственная служба. Во-вторых, государство по традиции рассматривается лишь как орудие насилия, машина подавления, механизм господства, как сила, чуждая людям и стоящая над ними. В-третьих, государство постоянно противопоставляется обществу, свободе, разуму и в то же время к нему предъявляются все претензии по поводу состояния общественных процессов, а то и судеб отдельных людей. В-четвертых, исторически в России в разной форме и с разных позиций воспроизводятся идеи антигосударственности, что не способствует становлению рационального и эффективного государства. Логично, что такое положение с государством и вокруг государства негативно сказывается на государственном и муниципальном управлении. Прежде всего следует осознавать, что государство есть многомерное (сложное) явление, которое в сознании и жизни людей. 22 Глава 1 общества отражается разными гранями (аспектами, «красками») в зависимости от той его стороны, которая в какой-то момент связана с конкретным вопросом, отношением, процессом, событием, поведением, действием и т.д. Коротко говоря, сущность государства XXI в., которая адекватна требованиям эпохи, т.е. обеспечивает интересы, права и свободы своих граждан, можно выразить восьмью проявлениями и свойствами: форма общества, которая его структурирует, «обрамляет», сохраняет и укрепляет. Зависимости здесь глубоки, о чем свидетельствует история; территориальная организация людей, которая отграничивается от территорий других людей (народов) и на которую распространяется суверенитет и независимость их жизнедеятельности. Ресурсы территории — основа любого общества; юридическое объединение людей посредством института гражданства. Таким способом создаются условия и формы достижения равноправия людей. Из объединения граждан как раз и возникает государственная власть; способ определения и выражения общих для всех, «снятых», интегрированных потребностей, интересов и целей жизнедеятельности объединяемого им сообщества людей. Именно через государство представляется исторически значимый национальный интерес; структура и механизм формирования и осуществления в жизни всеобщей воли. Только и исключительно государство обладает легитимной (признаваемой внутри и вне ее) монополией на законодательствование и принуждение при его реализации; аппарат — совокупность людей (и соответствующих ресурсов), которые профессионально заняты обеспечением практического исполнения целей и функций государства; структура управления со стороны общества его делами, одна из форм общественного самоуправления. Необходимо тем самым различать управление государством (предмет политической науки) и государственное управление, в котором преимущество отдается правовому и организационному подходам; форма представления объединенного им сообщества людей в качестве целостности на мировой арене во взаимоотношениях с другими странами и народами, региональными и международными организациями. Предмет государственного и муниципального управлении. Государство как субъект... 23 Таким образом государство олицетворяет публичную и легитимную (нормативно выраженную) властную силу общества. Путем объединения людей по законам синергии оно порождает новую силу, которая выше суммы индивидуальных сил и способна гарантировать жизнь и свободу отдельных индивидуумов. А это уже новое качество общества, позволяющее ему успешнее и надежнее решать свои проблемы. Главное для мышления и практики: не отрывать государство от общества, не противопоставлять их друг другу, а рассматривать и совершенствовать взаимосвязанно, согласованно, дополняя и усиливая. Вместе с тем наряду с общими характерными чертами государства важно отчетливо знать из курсов общей теории государства и права и конституционного права его особенные проявления, которые в каждой стране имеют свою специфику. Напомним: по источнику и суверенному (т.е. самостоятельному, независимому и верховному) носителю властной силы со времен классификации древнегреческого философа и ученого Аристотеля (384-322 до н. э.) государства подразделяются на монархии, аристократии и демократии; по форме правления, т. е. организации общегосударственной (или высшей государственной) власти различают парламентские и президентские республики, имеются и смешанные формы: полупрезидентская республика и парламентская (конституционная) монархия; по форме государственного устройства, иными словами, по способу разделения государства на определенные части с соответствующим разделением власти по управлению ими, государства делятся на унитарные и федеративные (не путать с конфедерацией — союзом государств); по политическому режиму, представляющему собой содержание методов и приемов практической реализации государственной власти, обычно выделяют: деспотические (тоталитарные, автократические, авторитарные), либеральные (акцент на свободе человека), демократически-правовые (в которых общее (всеобщее), особенное и индивидуальное органически сочетаются). Данные проявления в своем единстве формируют конкретную структуру государства, которая, как правило, закрепляется в его конституции (основном, точнее, учредительном законе). Поэтому, когда идет сравнение разных государств, все эти нюансы надо знать и учитывать. 24 Глава I Свое практическое бытие (реальное осуществление) государство получает в обществе, которое его воспринимает и оценивает. Предназначение государства закрепляется в его функциях, посредством реализации которых оно и проявляет свою сущность. В современный период государству присущи следующие общественные функции, направленные на обеспечение целостности, суверенитета, безопасности, упорядоченности и развития общества, а в нем каждого человека. 1. Политическая функция, состоящая в том, чтобы в общест 2. Социальная функция, имеющая своими целями и содержа 3. Экономическая функция, выражающаяся в формировании 4. Международная (внешняя) функция, смысл которой со Все функции государства взаимообусловлены и получают свое выражение в государственной политике, провозглашенной и проводимой государством. Государственная политика представляет собой сложное явление, включающее в себя выбор целей стратегического развития, обоснования ресурсов и средств (методов) их достижения, определение функций, механизмов и структур, способных ее реализовывать, заинтересовывать и стимулировать активность человеческого потенциала, создание мониторинговых и адаптационных процедур анализа и оценки результатов продвижения в избранных направлениях и другие элементы, вызываемые ее содержанием и логикой. Государственная политика объективно диктует определенные идеалы, ценности, решения, поступки и действия, критерии и технологии их осуществления и оценки. Характерные и конкретные черты российского государства закреплены в Конституции РФ 1993 года. Надо изучать ее текст, Предмет государственного и муниципального управлении. Государство как субъект... 25 «дух и букву», видеть системность смысла, взаимосвязь между различными положениями и многое другое. Ведь созидаемое нами государство является первым в истории России демократическим и правовым государством. Вне опоры на конституцию нельзя понять и сущность государственного управления. В нашей общественной мысли и практике положение с пониманием и раскрытием сущности государственного управления намного хуже, чем сущности государства. Многие, хотя и с разными оговорками, все-таки признают, что государство необходимо и его надо совершенствовать. Но когда дело доходит до государственного управления, то сразу же в его адрес начинаются критика, отрицание, шельмование, самые унизительные эпитеты. Ряд «теоретиков» на волне преодоления (и справедливого!) самодержавно-вождистских стереотипов властвования и управления посчитал, что оно вообще не нужно (мол, в свободном обществе его внутренние силы сами все решат) и давай предлагать меры по его низведению на нет. Этим объясняется и тот факт, что в Конституции РФ 1993 г. даже не упомянут термин «государственное управление». Есть законодательная, исполнительная и судебная ветви государственной власти, но забыли определить, что же они в совокупности должны делать в обществе, каково их предназначение (миссия). Позже появились суждения о том, что государственные органы должны оказывать обществу услуги, разумеется, в случае обращения за услугой. Тем самым место и роль государственной власти опустили до какого-либо ателье или агентства. Из власти изымаются ее творческое, созидательное, организующее, интеллектуальное начала. И подобное имеет место в то время, когда во всех странах, независимо от их социально-экономической основы и политической ориентации, идет масштабная и последовательная работа по возвышению авторитета и совершенствованию государственного управления, без которого и помимо которого нельзя решить ни одной крупной современной проблемы. Поэтому очень важно понять сущность государственного управления, причем не абстрактную, внеисторическую, а именно 26 Глава I конкретную, которая актуальна в эпоху информационно-технологической революции и сложных интеграционных процессов на мировой арене. Государственная власть в демократическом варианте концентрированно (в исторических объеме и времени) выражает интересы и волю народов, объединенных в государство. Это — мощная сила, смысл и действие которой проявляются через государственное управление. Можно иметь много законов и не плохих, но не действующих; можно иметь органы исполнительной власти, которые к этим законам относятся формально, наделе обслуживая интересы богатых людей; можно постоянно обращаться в судебные органы, ожидать здесь справедливости и сопереживать, что соответствующие решения позже слабо исполняются, однако от всего этого не родится развитие, пока идеологией и политикой государственной власти не станет государственное управление, т.е. ее активное, целенаправленное, системно-организованное и практически регулирующее влияние на процессы, отношения и явления в обществе, на сознание, поведение и деятельность людей. Если по Конституции РФ «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (ст. 3), значит власть целостна в масштабах общества и на всей территории государства (ст. 4) и непосредственно соотносится с каждым гражданином государства (ст. 2). Тем самым именно предназначение, сила, организация, регулирующий потенциал государственной власти предопределяют все в государственном управлении. Оно ответственно за все происходящее в обществе (в других видах управления и в любых формах жизнедеятельности людей) и призвано, опираясь на власть, придавать всему оптимальный, рациональный и эффективный характер. А методы? Это зависит не только от государственных органов, но и от поведения участников разных общественных процессов, о чем у нас предпочитают умалчивать. Далее, в силу природы государства государственное управление распространяется на все общество, имеет в поле зрения все происходящее в нем. Государственное управление не входит во внутреннее содержание личной и коллективной жизнедеятельности людей, если последнее соответствует правовым нормам, неконфликтно, но оно не безразлично к внешним контурам множества структур жизнедеятельности людей. Наряду с информа- Предмет государственного и муниципального управления. Государство как субъект... 27 ционными и экономическими взаимосвязями государственное управление обязано посредством административных (властных) взаимосвязей обеспечивать целостность общества. Ибо только в целостном, упорядоченном обществе создается действительный простор для прав и свобод человека, его инициативы, предпринимательства, творчества, оптимального развития производительных сил страны. В нашей стране целостность как свойство и общества, и государства традиционно недооценивается, в результате чего доминируют локальность, противоречия и борьба между их огромным множеством. Нельзя упускать из виду, что государственное управление через многочисленные свои «датчики», «рецепторы» (государственные органы, должностные лица) объективно владеет наиболее комплексной, полной информацией о состоянии общества и его положении в мировом сообществе. Это позволяет ему не только иметь достоверную картину текущих событий, но и прогнозировать будущее, программировать и планировать свое функционирование (принимаемые решения и осуществляемые действия). А в информационную эпоху данное качество государственного управления исключительно актуально, что и предопределяет закономерности и формы построения государственного аппарата как профессионального субъекта государственного управления. Информационный потенциал государственного управления влияет и на его соотношение с субъектами других видов управления, которые обычно функционируют в рамках отдельных фрагментов информационного «поля», отвечающих их интересам. Поневоле практически всем субъектам управления и общественной жизнедеятельности приходится обращаться к информационным возможностям государственного управления при решении своих вопросов. Важно также учитывать, что, невзирая на знания и опыт отдельных руководителей и должностных лиц, государственное управление в целом обладает огромным интегральным интеллектуальным потенциалом. В нем фиксируются и в большинстве сосредотачиваются все открытия, изобретения, рационализации и иные инновации, оно финансирует научно-исследовательские работы, особенно по фундаментатьным направлениям поисков, воспринимает их и способствует их практическому использованию, определяет в пределах всей страны основные направления научно-технического и технологического разви- 28 Глава 1 тия. Поэтому государственное управление влияет на общество главным образом тем, какие и как оно применяет знания, опыт, научные достижения в процессах формирования и реализации своих управляющих воздействий. В жизни интеллект всегда связан с нравственностью, поскольку любые его результаты на что-то напр
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 621; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.44.46 (0.019 с.) |