Структура управленческой деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура управленческой деятельности



/. Сущность и структура управленческой деятельности.

2. Формы и методы управленческой деятельности. 3. Управленческое решение как выражение управленческой деятельности

Управленческая деятельность направлена на достижение оп­ределенного результата и связана с движением к какой-либо цели. «Деятельность есть целенаправленная активность»1, «это информационно направленная активность живых систем, воз­никающая на основе их отношения к среде с целью самоопреде­ления»2. Следовательно, деятельность характеризуется не толь­ко целесообразностью, но и активностью, т. е. целесообразной активностью.

Важнейшей специфической чертой управленческой деятель­ности является ее сознательный характер. Всякая производ­ственная и общественная деятельность при любых обстоятель­ствах требует предварительного осознания результата труда как его цели, которая выступает некой моделью этого результата и определяет весь процесс труда. Поэтому сознание выступает од­ной из существенных характеристик деятельности.

Управленческая деятельность как сложная динамическая сис­тема имеет свое внутреннее строение, или структуру. Различают разнообразные виды деятельности, отличающиеся друг от друга

1 См.: Соколов Э.В. Культура и личность. Л., 1972. С. 61.

- См.: Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ере­ван, 1973. С. 13-15.


Структура управленческой деятельности 341

многими особенностями и которые можно выделить по конк­ретным признакам: по форме, по способам осуществления, по эмоциональной направленности, по временной и простран­ственной характеристике и т.д. Если рассматривать деятельность как организацию непосредственного процесса ее протекания, то в ее структуру войдут определенные виды деятельности в качест­ве ее элементов, образуя эффективно функционирующую цело­стность.

Деятельность является прежде всего предметной, т. е. она свя­зана с воздействием на объект и представляет собой сложную совокупность интеллектуальной, оценочно-эмоциональной и практической деятельности. Все эти виды деятельности тесно взаимосвязаны и являются в определенной мере «необходимы­ми и достаточными» для их осуществления.

Интеллектуальная деятельность воздействует на предмет, в ре­зультате которого человек получает знания, используемые в даль­нейшей деятельности. Таким образом, создается модель буду­щего предмета, соответствующего потребностям, интересам и реальным запросам человека, и интеллектуальная деятельность участвует в формировании целей.

Для достижения поставленных целей необходимо не только познать предметы и явления окружающей действительности, но и оценить их сообразно своим стремлениям, потребностям и интересам. Это осуществляется в процессе оценочно-эмоцио­нальной деятельности человека. Для такой оценки нужно иметь знания о внешнем предмете и его свойствах, а также информа­цию о самом субъекте, его желаниях, стремлениях, детермини­руемых в конечном счете социальными потребностями и инте­ресами. По существу процесс эмоциональной оценки состоит в сопоставлении информации о внешнем предмете и информа­ции о социальном субъекте, его потребностях и интересах.

Предметная деятельность не ограничивается духовным (ин­теллектуальным и эмоциональным) воздействием на объект, а продолжается в практическом преобразовании предмета, соот­ветствующего потребностям и интересам людей.

Особое место в системе деятельности принадлежит труду, т- е. такому активному процессу, который устремлен на достиже­ние известной цели, подчиняет волю субъекта и определяет ха­рактер его действий. Следовательно, труд есть целесообразная


342 Глава 15

активность, характеризуемая в качестве деятельности1. Однако не всякая деятельность может быть названа трудом. Это — такая деятельность, которая обладает специфическими, только ей присущими свойствами, выступает относительно самостоятель­ным видом деятельности и связана с практической полезностью и необходимостью своего конечного результата для человека. Труд всегда направлен на производство практически полезных пред­метов, способных удовлетворить ту или иную индивидуальную или общественную практическую потребность людей. Таким образом, деятельность — специфически человеческая форма ак­тивного отношения к окружающему миру. Ее содержанием яв­ляется целесообразное изменение и преобразование этого мира. Основной формой деятельности выступает труд, характеризуе­мый как особыми формами своей социальной организации, так и непосредственной направленностью на получение общест­венно значимого результата.

Основными составляющими всех типов управленческой дея­тельности являются цели и задачи, наличие рабочей силы, коопе­рация и специализация труда, средства производства, предметы труда, его содержание, условия, стимулирование участников и т.д. В процессе управленческой деятельности весь этот механизм приводится в действие. Осуществляется сознательное рациональ­ное воздействие человека на трудовой процесс при целесообраз­ном, экономичном расходовании человеческих сил, средств и предметов труда. Помимо этого, важнейшая задача управленчес­кой деятельности — научно обоснованное решение вопросов, связанных с эффективным функционированием управляемого процесса.

Следовательно, сущность управленческой деятельности сво­дится к системе организационно-экономических, правовых, технических мер, направленных на эффективное функциони­рование деятельности в субъектах управления и управляемых объектах, рациональное использование в них трудовых, финан­совых и материальных ресурсов.

Применительно к государственному органу управленческая деятельность — это система организационно-технических мер, направленных на организацию рационального функционирова-

1 См.: Демин М.В. К вопросу о соотношении понятий «деятельность», «актив­ность», «поведение» // Вестник МГУ. Сер.: Философия. 1979. № 5.


Структура управленческой деятельности 343

ния и эффективного использования общественного труда для наиболее полного и качественного выполнения целей и задач, стоящих перед государственными органами. При этом в про­цессе управленческой деятельности решаются задачи внутрен­него характера — деятельность самого субъекта и внешнего — де­ятельность субъекта по управлению объектами управления. Фактически решение внутренних вопросов направлено на ре­шение внешних.

Управленческая деятельность включает относительно посто­янные (орган, предприятие, его цели, задачи, функции) и пере­менные (сам процесс деятельности, формы, методы и т.д.) эле­менты. Многие из переменных элементов нередко приходится приспосабливать к новому содержанию управленческого про­цесса, который отличается разнообразием решаемых органом вопросов, а также тем, что каждый последующий управленчес­кий процесс совершается в другом временном периоде, в других условиях и т.д. Если предположить, что в каждый последующий временной период совершенствуется технология труда, улучша­ются его условия, повышается квалификация и навыки кадров и т.д., то по логике каждый последующий процесс управленческой деятельности должен протекать эффективнее и качественнее предыдущего. Но так бывает не всегда, поскольку может изме­няться состав кадров, уровень подготовленности которых может быть ниже уровня предыдущих, или не всегда бывает доведена до соответствующего уровня новая производственная техника. Таким образом, каждый раз задача управленческой деятельности в основном остается прежней, но решается по-иному. Это нужно предвидеть и учитывать при осуществлении деятельности орга­нов управления. Необходимо учитывать не только настоящее, но и прошлое и будущее, т.е. на основе настоящего готовится к будущему. В любой деятельности реализация цели достигается путем выделения более важных, более близких и более дальних задач.

Управленческая деятельность в государственном управле­нии - это воздействие на общественную жизнедеятельность со стороны государства через государственный аппарат управле­ния, который сосредотачивает в себе всю управленческую ин­формацию, влияет на сохранение и развитие общественной системы, оказывает прямое воздействие на общественные про-Нессы, сознание, поведение и деятельность людей.


344 Глава 15

В управленческой деятельности участвуют управление, труд, человек и природа, которые воздействуют друг на друга и взаи­модействуют. Она является ведущей, направляющей среди всех остальных видов деятельности.

В государственных и муниципальных органах управленчес­кая деятельность значительно отличается от деятельности вооб­ще и осуществляемой в сфере хозяйственного руководства, в частности. Деятельность здесь носит общий политический, госу­дарственный, общественный директивный характер, направлена на решение общегосударственных и местных, социально-эконо­мических задач и воздействует на все стороны общественной жизнедеятельности.

На уровне предприятий, организаций осуществляемая управленческая деятельность отражает конкретно-хозяйствен­ное руководство предприятием, учреждением и т.д.

Следовательно, управленческая деятельность — это вид со­знательной человеческой деятельности, направленный на эф­фективное функционирование индивидуально или коллективно осуществляемых работ по выполнению тех или иных целей, за­дач, функций'.

Государственная управленческая деятельность складывается в ходе разработки, принятия и реализации управленческих ре­шений, когда формируются и реализуются социальные интере­сы, являющиеся предметом деятельности. При этом реализация общественных интересов возможна только при обладании властью, наличие которой определяет структуру, формы и мето­ды управленческой деятельности.

В любой системе управленческая деятельность ведет к поиску возможностей удовлетворения потребностей и интересов людей.

Сущность управленческой деятельности состоит прежде всего в том, что она выражается во внешнем проявлении власти и осу­ществляется посредством воздействия на субъективную дея­тельность людей через их потребности и интересы, сознание и волю. Управленческая деятельность означает сознательное, це­ленаправленное стремление субъекта власти регулировать и направлять социальные процессы и явления на основе научно­го прогнозирования последствий управляющих воздействий.

1 См.: Атаев А.А. Управленческая деятельность: практика и резервы организа­ции. М., 1988. С. 12-13.


Структура управленческой деятельности 345

Управленческая деятельность характеризуется определенны­ми чертами. Любой ее форме в той или иной мере присущи на­выки, знания, без которых деятельность вообще невозможна и практически не обходится. Особое место здесь принадлежит на­выкам (умениям), которые накапливаются опытом, приобрета­ют определенную привычку субъекта. Что касается знаний в бо­лее широком понимании интеллектуальных, мыслительных процессов вообще, то они в деятельности всегда играют сущест­венную роль. Особенно, если приходится сталкиваться со слож­ными видами работ, требующих высокого напряжения умствен­ных способностей человека.

В процессе осуществления управленческой деятельности ее субъекту в той или иной мере приходится решать новые задачи, которые либо возникают в самой деятельности и поэтому в оп­ределенной степени планируются заблаговременно, либо вы­званы изменяющимися условиями труда и вследствие этого тре­буют непосредственных реакций. В любом случае эффективная деятельность предполагает инициативу и творчество со стороны субъекта.

Важная особенность управленческой деятельности — ее мо­тивация. Поскольку она направлена на получение заранее опре­деленного результата, мотивом этой деятельности выступает достижение предварительно запрограммированного результата. Получение сознательно намеченного, необходимого и практи­чески полезного эффекта является побуждающим фактором и сознательным основанием деятельности.

Деятельность по управлению в различных структурах имеет однотипный характер: это организация совместной работы кол­лектива по решению стоящих перед ним задач. Она состоит, главным образом, из согласования индивидуальных и выполне­ния общих функций, характерных для деятельности членов дан­ного коллектива. Согласование придает четкость процессу тру-Да, обеспечивает завершение отдельных работ в установленное время в определенном месте и в определенной очередности.

Таким образом, структура деятельности включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Целесообразный характер деятельности приводит к тому, что одним из главней­ших ее условий и оснований является сознание, понимаемое в самом широком смысле как совокупность различных форм со­вания и как множество его внутренних регуляторов (потреб-


 

346 Глава 15

ностей, мотивов, установок, ценностей). Природа деятельности определяется сложным взаимодействием цели, средства и ре­зультата деятельности.

Основное содержание и сущность управленческой деятельнос­ти могут быть раскрыты только с учетом конкретной сферы его применения, анализа этой сферы. Так, деятельность сотрудников государственных органов, в отличие от предприятий, организа­ций, имеет специфическое содержание. Их трудовая деятельность состоит из множества разнохарактерных по содержанию опера­ций. Это сбор и подготовка информации, составление справок, заключений и проектов решений, которые согласовываются с ру­ководителем, а затем рассматриваются на заседаниях и т.д.

Государственная управленческая деятельность несет на себе свойства связанности с государственной властью, системности, объективной универсальности и др. Одновременно она тождест­венна деятельности, выполняемой и в иных видах управления, поскольку отражает и организует внутреннюю жизненную актив­ность и внешние проявления любого субъекта управления1.

Система государственного управления сообразуется подсис­темами целей и принципов осуществления государственно-властного воздействия на общественную жизнедеятельность. Данное воздействие выражается обычно в правовых формах. Оно включает организационные структуры государственного аппарата (госорганы), персонал государственных органов, сово­купность реализуемых функций, комплекс используемых мето­дов, средств и ресурсов, а также прямые и обратные взаимосвя­зи между субъектами и объектами управления, необходимые при этом информационные потоки, документооборот и т.п.

Процесс государственного и муниципального управления представляет собой сознательную и целенаправленную деятель­ность, связанную с реализацией властных полномочий субъек­тами публичной власти и регламентируемую юридическими нормами, вследствие чего происходит непосредственная смена общественных состояний, событий, явлений. То есть в процессе управленческой деятельности выполняется определенная сово­купность действий, приводящая к желаемой динамике управ­ленческих результатов. В частности, реализуются принятые за-

1 См.: Атаманчук Г.В. Управление — фактор развития (Размышления об управ­ленческой деятельности). М., 2002.


Структура управленческой деятельности 347

коны и политика, провозглашаемая высшей публичной властью. Одним словом, осуществляется реализация целей и функций управления и выполняются управленческие решения и действия.

Таким образом, управленческую деятельность можно опре­делить как набор (совокупность) выработанных историческим опытом, научным познанием и талантом людей навыков, уме­ний, способов, средств, целесообразных поступков и действий человека в сфере управления.

Осуществление управленческих задач требует от участников управленческой деятельности обширных знаний и умения мыс­лить. Управление требует знания законов развития природы и общества, техники и технологии производства, экономики, ор­ганизации, планирования, основ управленческой психологии в области права, социологии и информации. В процессе управ­ленческой деятельности важны не только знания основ теории управления и специальные знания, но и умение анализировать конкретные ситуации и делать правильные выводы. Следова­тельно, чтобы управлять, необходимо овладеть системой знаний и уметь творчески ее применять.

Знания и владение искусством управления способствуют правильному выбору цели деятельности и стратегии, ее дости­жению.

Управленческая деятельность как любое самостоятельное яв­ление имеет свое внутреннее содержание и формы проявления. К формам управленческой деятельности ученые юристы относят: 1) процессуальные (процедурные) формы; 2) формы ее внешнего проявления — издание актов управления, совершение иных юри­дически значимых и организационных действий; 3) нравствен­но - этические проявления, а также формы ее правового опо­средования'.

Среди форм управленческой деятельности называют такие: а) установление норм права; б) применение норм права; в) осу-

См.: Аверьянов В.Б. Аппарат государственного управления: содержание Деятельности и организационные структуры. Киев. 1990. С. 9.


348 Глава 15

ществление организационных действий (оперативно-организа­торская работа); г) осуществление материально-технических операций. В ряде классификаций выделяют две основные груп­пы: правовые и организационные, и раскрывают их суть и осо­бенности.

Управление как целенаправленная деятельность определен­ных структур — субъектов управления образует управляющую подсистему. При этом каждый субъект управления в отдельнос­ти для выполнения возложенных на него функций должен быть соответствующим образом оформлен организационно.

Управление как деятельность осуществляется в виде последо­вательно сменяющих друг друга и совершаемых в определенном порядке действий, т.е. протекает по определенной процедуре, ко­торая тоже может рассматриваться в качестве форм по отноше­нию к содержанию этой деятельности. Следовательно, сущест­вуют и процедурные (процессуальные) формы управления. Процесс как последовательная смена явлений или состояний в развитии какого-либо явления, как последовательность действий по дос­тижению определенного результата присущ и государственному и муниципальному управлению. От правильности процедуры и ее соблюдения во многом зависят содержание принимаемых ор­ганами управления решений, совершение различных офици­альных действий.

Органы государственного и муниципального управления ре­шают многие важные вопросы, принимают меры принуждения к широкому кругу лиц. Поэтому процедурные формы управления обеспечивают взаимодействие звеньев аппарата управления.

Любая управленческая деятельность представляет собой последовательность действий. По определенной процедуре осу­ществляется и нормотворческая деятельность органов управле­ния. Особенности имеет также процесс подготовки, принятия и реализации решений. В управлении имеется множество проце­дур, приспособленных к решению разного рода вопросов.

Государственное и муниципальное управление находит внешнее выражение в издании актов управления, в обществен­но-организационных действиях, в материально-технических операциях. Все это тоже формы, посредством которых реализу­ются функции государственного и муниципального управления и достигаются его цели. Следовательно, формы управленческой деятельности подразделяются на: юридические — издание актов


Структура управленческой деятельности 349

управления; организационные — осуществление организующей деятельности путем разъяснения исполнителем значения тех или иных мероприятий и организации их поведения; матери­ально-технические действия.

Таким образом, под формами государственного и муниципаль­ного управления понимаются: 1) структурные формы; 2) проце­дурные формы; 3) формы как внешние проявления управленчес­кой деятельности1. Все они направлены на обеспечение целей, решение задач и выполнение управленческих функций органами государственного и муниципального управления.

Формы государственного и муниципального управления закрепляются в правовых нормах, т.е. регулируются и опосреду­ются правом, имеют правовую форму.

Правовые формы управленческой деятельности непосред­ственно влекут за собой правовые последствия и осуществляют­ся на основе полного юридического оформления. Правовые формы — это акты управления (законы, указы, постановления, приказы, инструкции и т.д.).

Неправовыми формами являются организационные действия и материально-технические операции: проведение совещаний, обсуждения, проверки, разработка прогнозов программ, мето­дических рекомендаций, пресс-конференции и др. Материаль­но-технические операции связаны с делопроизводством (реги­страция, оформление, размножение, рассылка документов) и обработкой информации (подсчеты, подготовка данных для обработки, различные измерения).

Что касается внутреннего содержания управленческой дея­тельности, то здесь прежде всего следует иметь в виду такие ее элементы, как цели, задачи, функции и методы ее управления.

Цели и задачи управленческой деятельности — сознательные (мыслительные) представления о направлениях и ожидаемых результатах деятельности. При этом в целях отражаются более Долговременные и значимые, нежели в задачах, характеристики Деятельности.

Среди множества имеющихся в литературе определений по­нятия «функции управления» (как государственного, так и местного самоуправления) более обоснованными являются те, в

См.: Формы государственного управления: Сборник статей / Отв. ред. Б.М. Ла­зарев. М, 1983. С. 7.


350 Глава 15

которых функции рассматриваются как составные специализи­рованные части содержания управленческой деятельности, ха­рактеризующиеся определенной целевой самостоятельностью (автономностью) и качественной однородностью. При этом в государственном и муниципальном управлении функции его деятельности связаны с властными полномочиями, а соответ­ственно, и с необходимостью их юридического оформления. Единство и соотносимость функций с другими элементами уп­равленческой деятельности обеспечиваются посредством ком­петенции субъектов управления, т. е. целей, задач и функций, с одной стороны, и функций и методов — с другой.

В частности, функции могут быть представлены в качестве конечного этапа реализации целей управленческой системы, за которым следует результат деятельности в том случае, когда функции опосредованы конкретными полномочиями.

Любая функция управления эффективна при условии вре­менной непрерывности (цикличности) управленческой деятель­ности — от подготовки и принятия управленческого решения через организацию его исполнения до контроля и оценки ре­зультатов исполнения. Одним словом, каждая функция после­довательно проходит все стадии управленческой деятельности, приобретая различные процессуальные формы.

При оценке потребностей управляемого объекта существую­щие функции управления подразделяются на взаимодействую­щие в управленческой деятельности группы. Все они характери­зуют наиболее универсальные ее направления, которые в той или иной мере осуществляются в каждом управленческом звене. Функции, как элемент управленческой деятельности, присущи всем органам, распределены между ними по «вертикали» и «го­ризонтали» и определяют специапизацию управленческой дея­тельности.

В научной литературе методы управленческой деятельности принято определять как способы (приемы) осуществления управляющего воздействия в отношениях субъектов и объектов управления. Существует устоявшаяся позиция по применению в государственном и муниципальном управлении общих групп методов убеждения и принуждения, а также прямого (админи­стративного) и косвенного (экономического) воздействия.

Методы управленческой деятельности имеют различную классификацию и делятся на две основные группы: 1) методы


Структура управленческой деятельности 351

функционирования органов государственной власти и местного самоуправления. Значительная часть методов этой группы ха­рактеризует правовую и организационную управленческую дея­тельность; 2) методы обеспечения реализации целей и функций государственного и муниципального управления. Виды и харак­тер методов этих групп рассмотрены в юридической литературе. По содержанию они подразделяются на: а) морально-этичес­кие; б) социально-политические; в) экономические; г) админи­стративные.

Метод — это прием или способ воздействия на управляемый объект, способствующий достижению управленческой цели. При этом воздействие на управляемый объект (членов коллек­тива) производится с помощью определенных стимулов, способ­ствующих осуществлению эффективной деятельности. К при­меру, для повышения производительности труда нужно создать благоприятные условия труда, технически оснастить процесс управленческой деятельности, т. е. использовать метод, прием, обеспечивающие повышение производительности труда. Одна­ко этого недостаточно, необходимо еще применить конкретные рычаги воздействия, которые позволят повысить производи­тельность труда. Таким методом воздействия является матери­альное стимулирование членов коллектива.

Решение любой задачи на любом уровне управления требу­ет применения различных методов и стимулов к труду. К числу таких методов можно отнести: экономические, организацион­но-распорядительные (административные), социально-психо­логические.

В группу экономических методов включаются методы эко­номического стимулирования, образование и использование фондов экономического стимулирования для повышения эф­фективности труда на конкретном рабочем месте. Используются системы оплаты труда и материального поощрения сотрудников; применяются экономические меры воздействия за некачествен­ное выполнение трудовых обязанностей.

Основной целью административных методов являются право­вое регулирование отношений административных воздействий, Укрепление законности, защита прав и законных интересов госу­дарственных и муниципальных органов и их сотрудников в соот­ветствии с действующим законодательством. К административ­ным методам управленческой деятельности относятся методы


352 Глава 15

регламентирования, нормирования, инструктирования, распо­рядительных воздействий, в том числе: отбор и продвижение, расстановка и аттестация кадров; разработка и применение по­ложений о подразделениях и должностных лицах; приказы, ука­зания и распоряжения администрации; инструктирование, контроль за исполнением и т.д.

Административные методы управленческой деятельности опираются на отношения единоначалия, дисциплины и ответ­ственности, решают те же задачи, что и экономические методы, только осуществляются в форме: организационного и админи­стративного (распорядительного)воздействия.

Организационное воздействие включает: организационное регламентирование, нормирование и организационно-методи­ческое инструктирование. Организационное регламентирование определяет то, чем должен заниматься руководитель, и представ­лено положениями о структурных подразделениях, устанавлива­ющими задачи, функции, права, обязанности и ответственность подразделений и служб органов и их руководителей. На основе положений разрабатывается штатное расписание подразделе­ний, организуется их деятельность, оцениваются результаты де­ятельности, принимаются решения о моральном и материаль­ном стимулировании сотрудников подразделений.

Организационно-методическое инструктирование осущест­вляется в форме различных инструкций и указаний, действую­щих в государственном и муниципальном органах.

В актах организационно-методического инструктирования излагаются рекомендации для применения тех или иных средств управления, учитывается опыт работников аппарата управления.

К актам организационно-методического инструктирования относятся: должностные инструкции, устанавливающие права и функциональные обязанности лиц административно-управлен­ческого и технического персонала всех служб; методические указания (рекомендации), разрабатываемые относительно вы­полнения работ, связанных между собой и имеющих обшие це­левые назначения; методические инструкции, которые опреде­ляют порядок, методы и формы работы для выполнения отдель­ной задачи (например, инструкции для разработки целевой программы, повышения эффективности управленческих реше­ний); рабочие инструкции, определяющие последовательность


Структура управленческой деятельности 353

действий управленческого процесса (например, рабочая инструкция о хранении внутренних документов).

Названные акты организационного нормирования и органи­зационно-методического инструктирования являются норма­тивными. Они издаются руководителем государственного или муниципального органа, а в случаях, предусмотренных законо­дательством, совместно или по согласованию с соответствую­щими общественными организациями и обязательны для под­разделений, служб, должностных лиц и сотрудников, которым адресованы.

Распорядительное воздействие выражается в форме приказа, распоряжения или указания, которые являются правовыми ак­тами ненормативного характера. Они издаются с целью обеспе­чения соблюдения, исполнения и применения законодательства и других нормативных актов, а также придания юридической си­лы управленческим решениям.

В группу социально-психологических методов управленческой деятельности включается: планирование социального развития коллектива; повышение творческой активности и инициативы членов коллектива; установление в коллективе благоприятного психологического климата; использование различных форм коллективного и индивидуального морального поощрения, со­хранение и развитие традиций и обычаев; утверждение индиви­дуально-психологических особенностей членов коллектива в управлении; изучение и формирование мотивов трудовой дея­тельности членов коллектива и учет их в управлении.

Для выявления социально-психологических факторов, вли­яющих на эффективность и качество управленческой деятель­ности, следует использовать методы анкетирования, специаль­ного инструктирования, наблюдения, опроса и др.

Сущность управленческой деятельности и, в частности, про­цессов разработки, принятия и реализации управленческих ре­шений состоит прежде всего в том, что она является внешним проявлением власти и осуществляется посредством воздействия На субъективную деятельность людей через их потребности и

Й-75


354 Глава 15

интересы, сознание и волю. Поэтому объектом управленческо­го решения всегда является поведение людей.

Управленческая деятельность выражает сознательное, целе­направленное стремление субъекта власти регулировать и на­правлять общественные процессы и явления на основе научного прогнозирования последствий управляющих воздействий. Ос­новная задача управления социальными процессами — достиже­ние возможного соответствия субъективной деятельности людей требованиям объективных законов, т. е. разработка и принятие решений, основанных на строгом учете объективных закономер­ностей общественного развития, объективных реальных воз­можностей, потребностей, интересов людей и т.п.

Управленческое решение должно максимально выражать все существующие зависимости между необходимостью удовлетво­рения потребностей сторон управленческих отношений и воз­можностями их удовлетворения через целенаправленную сов­местную, основанную на разделении труда, деятельность.

От правильности и глубины выражения социальных интере­сов в управленческих решениях зависят четкость работы, ат­мосфера творчества и дисциплинированность. Поэтому эф­фективность решений во многом определяется тем, насколько они адекватно учитывают интересы людей, на которых направ­лены.

Управленческие решения, отражая общественные потреб­ности и интересы, в свою очередь, способствуют их реализации, формируя установки поведения людей в сфере управленческих отношений, изменяя в той или иной степени их ценностную ориентацию. Главная особенность управленческой деятельнос­ти — обеспечение оптимальных условий для совместной, комби­нированной деятельности людей.

В системе государственного и муниципального управления решения выполняют следующие основные функции: целеориен-тирующая — указывает цели, задачи функционирования системы управления; организующая — определяет пути, способы, ресурсы, гарантирующие выполнение решения; регулирующая — устанав­ливает порядок согласованной деятельности системообразую­щих структурных элементов; стимулирующая — определяет такие условия, в которых максимально раскрываются и разрабатыва­ются способности сотрудников при выполнении конкретных служебных задач.


Структура управленческой деятельности 355

Любое управленческое решение возникает как реакция на необходимость удовлетворения каких-либо общественных (коллективных) и взаимозависимых от них индивидуальных потребностей людей. Эти потребности могут быть удовлетворе­ны лишь посредством сознательной, целенаправленной совме­стной деятельности. К. необходимости принимать решение обычно приходят после осознания наличия проблемы, целесо­образности действий. Следовательно, необходимость принятия решения всегда возникает при наличии цели, являющейся не­кой моделью осознания определенной социальной потребности и выражения желаемого состояния. Подготовка и принятие ре­шения начинаются после того, когда имеются понимание цели и тщательный анализ проблемы. При этом должна быть види­мая связь между целью управления, ситуацией и возникшей в связи с этим проблемой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 801; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.46 (0.078 с.)