Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура управленческой деятельности
/. Сущность и структура управленческой деятельности. 2. Формы и методы управленческой деятельности. 3. Управленческое решение как выражение управленческой деятельности Управленческая деятельность направлена на достижение определенного результата и связана с движением к какой-либо цели. «Деятельность есть целенаправленная активность»1, «это информационно направленная активность живых систем, возникающая на основе их отношения к среде с целью самоопределения»2. Следовательно, деятельность характеризуется не только целесообразностью, но и активностью, т. е. целесообразной активностью. Важнейшей специфической чертой управленческой деятельности является ее сознательный характер. Всякая производственная и общественная деятельность при любых обстоятельствах требует предварительного осознания результата труда как его цели, которая выступает некой моделью этого результата и определяет весь процесс труда. Поэтому сознание выступает одной из существенных характеристик деятельности. Управленческая деятельность как сложная динамическая система имеет свое внутреннее строение, или структуру. Различают разнообразные виды деятельности, отличающиеся друг от друга 1 См.: Соколов Э.В. Культура и личность. Л., 1972. С. 61. - См.: Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван, 1973. С. 13-15. Структура управленческой деятельности 341 многими особенностями и которые можно выделить по конкретным признакам: по форме, по способам осуществления, по эмоциональной направленности, по временной и пространственной характеристике и т.д. Если рассматривать деятельность как организацию непосредственного процесса ее протекания, то в ее структуру войдут определенные виды деятельности в качестве ее элементов, образуя эффективно функционирующую целостность. Деятельность является прежде всего предметной, т. е. она связана с воздействием на объект и представляет собой сложную совокупность интеллектуальной, оценочно-эмоциональной и практической деятельности. Все эти виды деятельности тесно взаимосвязаны и являются в определенной мере «необходимыми и достаточными» для их осуществления. Интеллектуальная деятельность воздействует на предмет, в результате которого человек получает знания, используемые в дальнейшей деятельности. Таким образом, создается модель будущего предмета, соответствующего потребностям, интересам и реальным запросам человека, и интеллектуальная деятельность участвует в формировании целей.
Для достижения поставленных целей необходимо не только познать предметы и явления окружающей действительности, но и оценить их сообразно своим стремлениям, потребностям и интересам. Это осуществляется в процессе оценочно-эмоциональной деятельности человека. Для такой оценки нужно иметь знания о внешнем предмете и его свойствах, а также информацию о самом субъекте, его желаниях, стремлениях, детерминируемых в конечном счете социальными потребностями и интересами. По существу процесс эмоциональной оценки состоит в сопоставлении информации о внешнем предмете и информации о социальном субъекте, его потребностях и интересах. Предметная деятельность не ограничивается духовным (интеллектуальным и эмоциональным) воздействием на объект, а продолжается в практическом преобразовании предмета, соответствующего потребностям и интересам людей. Особое место в системе деятельности принадлежит труду, т- е. такому активному процессу, который устремлен на достижение известной цели, подчиняет волю субъекта и определяет характер его действий. Следовательно, труд есть целесообразная 342 Глава 15 активность, характеризуемая в качестве деятельности1. Однако не всякая деятельность может быть названа трудом. Это — такая деятельность, которая обладает специфическими, только ей присущими свойствами, выступает относительно самостоятельным видом деятельности и связана с практической полезностью и необходимостью своего конечного результата для человека. Труд всегда направлен на производство практически полезных предметов, способных удовлетворить ту или иную индивидуальную или общественную практическую потребность людей. Таким образом, деятельность — специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру. Ее содержанием является целесообразное изменение и преобразование этого мира. Основной формой деятельности выступает труд, характеризуемый как особыми формами своей социальной организации, так и непосредственной направленностью на получение общественно значимого результата.
Основными составляющими всех типов управленческой деятельности являются цели и задачи, наличие рабочей силы, кооперация и специализация труда, средства производства, предметы труда, его содержание, условия, стимулирование участников и т.д. В процессе управленческой деятельности весь этот механизм приводится в действие. Осуществляется сознательное рациональное воздействие человека на трудовой процесс при целесообразном, экономичном расходовании человеческих сил, средств и предметов труда. Помимо этого, важнейшая задача управленческой деятельности — научно обоснованное решение вопросов, связанных с эффективным функционированием управляемого процесса. Следовательно, сущность управленческой деятельности сводится к системе организационно-экономических, правовых, технических мер, направленных на эффективное функционирование деятельности в субъектах управления и управляемых объектах, рациональное использование в них трудовых, финансовых и материальных ресурсов. Применительно к государственному органу управленческая деятельность — это система организационно-технических мер, направленных на организацию рационального функционирова- 1 См.: Демин М.В. К вопросу о соотношении понятий «деятельность», «активность», «поведение» // Вестник МГУ. Сер.: Философия. 1979. № 5. Структура управленческой деятельности 343 ния и эффективного использования общественного труда для наиболее полного и качественного выполнения целей и задач, стоящих перед государственными органами. При этом в процессе управленческой деятельности решаются задачи внутреннего характера — деятельность самого субъекта и внешнего — деятельность субъекта по управлению объектами управления. Фактически решение внутренних вопросов направлено на решение внешних. Управленческая деятельность включает относительно постоянные (орган, предприятие, его цели, задачи, функции) и переменные (сам процесс деятельности, формы, методы и т.д.) элементы. Многие из переменных элементов нередко приходится приспосабливать к новому содержанию управленческого процесса, который отличается разнообразием решаемых органом вопросов, а также тем, что каждый последующий управленческий процесс совершается в другом временном периоде, в других условиях и т.д. Если предположить, что в каждый последующий временной период совершенствуется технология труда, улучшаются его условия, повышается квалификация и навыки кадров и т.д., то по логике каждый последующий процесс управленческой деятельности должен протекать эффективнее и качественнее предыдущего. Но так бывает не всегда, поскольку может изменяться состав кадров, уровень подготовленности которых может быть ниже уровня предыдущих, или не всегда бывает доведена до соответствующего уровня новая производственная техника. Таким образом, каждый раз задача управленческой деятельности в основном остается прежней, но решается по-иному. Это нужно предвидеть и учитывать при осуществлении деятельности органов управления. Необходимо учитывать не только настоящее, но и прошлое и будущее, т.е. на основе настоящего готовится к будущему. В любой деятельности реализация цели достигается путем выделения более важных, более близких и более дальних задач.
Управленческая деятельность в государственном управлении - это воздействие на общественную жизнедеятельность со стороны государства через государственный аппарат управления, который сосредотачивает в себе всю управленческую информацию, влияет на сохранение и развитие общественной системы, оказывает прямое воздействие на общественные про-Нессы, сознание, поведение и деятельность людей. 344 Глава 15 В управленческой деятельности участвуют управление, труд, человек и природа, которые воздействуют друг на друга и взаимодействуют. Она является ведущей, направляющей среди всех остальных видов деятельности. В государственных и муниципальных органах управленческая деятельность значительно отличается от деятельности вообще и осуществляемой в сфере хозяйственного руководства, в частности. Деятельность здесь носит общий политический, государственный, общественный директивный характер, направлена на решение общегосударственных и местных, социально-экономических задач и воздействует на все стороны общественной жизнедеятельности. На уровне предприятий, организаций осуществляемая управленческая деятельность отражает конкретно-хозяйственное руководство предприятием, учреждением и т.д. Следовательно, управленческая деятельность — это вид сознательной человеческой деятельности, направленный на эффективное функционирование индивидуально или коллективно осуществляемых работ по выполнению тех или иных целей, задач, функций'. Государственная управленческая деятельность складывается в ходе разработки, принятия и реализации управленческих решений, когда формируются и реализуются социальные интересы, являющиеся предметом деятельности. При этом реализация общественных интересов возможна только при обладании властью, наличие которой определяет структуру, формы и методы управленческой деятельности. В любой системе управленческая деятельность ведет к поиску возможностей удовлетворения потребностей и интересов людей. Сущность управленческой деятельности состоит прежде всего в том, что она выражается во внешнем проявлении власти и осуществляется посредством воздействия на субъективную деятельность людей через их потребности и интересы, сознание и волю. Управленческая деятельность означает сознательное, целенаправленное стремление субъекта власти регулировать и направлять социальные процессы и явления на основе научного прогнозирования последствий управляющих воздействий.
1 См.: Атаев А.А. Управленческая деятельность: практика и резервы организации. М., 1988. С. 12-13. Структура управленческой деятельности 345 Управленческая деятельность характеризуется определенными чертами. Любой ее форме в той или иной мере присущи навыки, знания, без которых деятельность вообще невозможна и практически не обходится. Особое место здесь принадлежит навыкам (умениям), которые накапливаются опытом, приобретают определенную привычку субъекта. Что касается знаний в более широком понимании интеллектуальных, мыслительных процессов вообще, то они в деятельности всегда играют существенную роль. Особенно, если приходится сталкиваться со сложными видами работ, требующих высокого напряжения умственных способностей человека. В процессе осуществления управленческой деятельности ее субъекту в той или иной мере приходится решать новые задачи, которые либо возникают в самой деятельности и поэтому в определенной степени планируются заблаговременно, либо вызваны изменяющимися условиями труда и вследствие этого требуют непосредственных реакций. В любом случае эффективная деятельность предполагает инициативу и творчество со стороны субъекта. Важная особенность управленческой деятельности — ее мотивация. Поскольку она направлена на получение заранее определенного результата, мотивом этой деятельности выступает достижение предварительно запрограммированного результата. Получение сознательно намеченного, необходимого и практически полезного эффекта является побуждающим фактором и сознательным основанием деятельности. Деятельность по управлению в различных структурах имеет однотипный характер: это организация совместной работы коллектива по решению стоящих перед ним задач. Она состоит, главным образом, из согласования индивидуальных и выполнения общих функций, характерных для деятельности членов данного коллектива. Согласование придает четкость процессу тру-Да, обеспечивает завершение отдельных работ в установленное время в определенном месте и в определенной очередности. Таким образом, структура деятельности включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Целесообразный характер деятельности приводит к тому, что одним из главнейших ее условий и оснований является сознание, понимаемое в самом широком смысле как совокупность различных форм сования и как множество его внутренних регуляторов (потреб-
346 Глава 15 ностей, мотивов, установок, ценностей). Природа деятельности определяется сложным взаимодействием цели, средства и результата деятельности.
Основное содержание и сущность управленческой деятельности могут быть раскрыты только с учетом конкретной сферы его применения, анализа этой сферы. Так, деятельность сотрудников государственных органов, в отличие от предприятий, организаций, имеет специфическое содержание. Их трудовая деятельность состоит из множества разнохарактерных по содержанию операций. Это сбор и подготовка информации, составление справок, заключений и проектов решений, которые согласовываются с руководителем, а затем рассматриваются на заседаниях и т.д. Государственная управленческая деятельность несет на себе свойства связанности с государственной властью, системности, объективной универсальности и др. Одновременно она тождественна деятельности, выполняемой и в иных видах управления, поскольку отражает и организует внутреннюю жизненную активность и внешние проявления любого субъекта управления1. Система государственного управления сообразуется подсистемами целей и принципов осуществления государственно-властного воздействия на общественную жизнедеятельность. Данное воздействие выражается обычно в правовых формах. Оно включает организационные структуры государственного аппарата (госорганы), персонал государственных органов, совокупность реализуемых функций, комплекс используемых методов, средств и ресурсов, а также прямые и обратные взаимосвязи между субъектами и объектами управления, необходимые при этом информационные потоки, документооборот и т.п. Процесс государственного и муниципального управления представляет собой сознательную и целенаправленную деятельность, связанную с реализацией властных полномочий субъектами публичной власти и регламентируемую юридическими нормами, вследствие чего происходит непосредственная смена общественных состояний, событий, явлений. То есть в процессе управленческой деятельности выполняется определенная совокупность действий, приводящая к желаемой динамике управленческих результатов. В частности, реализуются принятые за- 1 См.: Атаманчук Г.В. Управление — фактор развития (Размышления об управленческой деятельности). М., 2002. Структура управленческой деятельности 347 коны и политика, провозглашаемая высшей публичной властью. Одним словом, осуществляется реализация целей и функций управления и выполняются управленческие решения и действия. Таким образом, управленческую деятельность можно определить как набор (совокупность) выработанных историческим опытом, научным познанием и талантом людей навыков, умений, способов, средств, целесообразных поступков и действий человека в сфере управления. Осуществление управленческих задач требует от участников управленческой деятельности обширных знаний и умения мыслить. Управление требует знания законов развития природы и общества, техники и технологии производства, экономики, организации, планирования, основ управленческой психологии в области права, социологии и информации. В процессе управленческой деятельности важны не только знания основ теории управления и специальные знания, но и умение анализировать конкретные ситуации и делать правильные выводы. Следовательно, чтобы управлять, необходимо овладеть системой знаний и уметь творчески ее применять. Знания и владение искусством управления способствуют правильному выбору цели деятельности и стратегии, ее достижению. Управленческая деятельность как любое самостоятельное явление имеет свое внутреннее содержание и формы проявления. К формам управленческой деятельности ученые юристы относят: 1) процессуальные (процедурные) формы; 2) формы ее внешнего проявления — издание актов управления, совершение иных юридически значимых и организационных действий; 3) нравственно - этические проявления, а также формы ее правового опосредования'. Среди форм управленческой деятельности называют такие: а) установление норм права; б) применение норм права; в) осу- См.: Аверьянов В.Б. Аппарат государственного управления: содержание Деятельности и организационные структуры. Киев. 1990. С. 9. 348 Глава 15 ществление организационных действий (оперативно-организаторская работа); г) осуществление материально-технических операций. В ряде классификаций выделяют две основные группы: правовые и организационные, и раскрывают их суть и особенности. Управление как целенаправленная деятельность определенных структур — субъектов управления образует управляющую подсистему. При этом каждый субъект управления в отдельности для выполнения возложенных на него функций должен быть соответствующим образом оформлен организационно. Управление как деятельность осуществляется в виде последовательно сменяющих друг друга и совершаемых в определенном порядке действий, т.е. протекает по определенной процедуре, которая тоже может рассматриваться в качестве форм по отношению к содержанию этой деятельности. Следовательно, существуют и процедурные (процессуальные) формы управления. Процесс как последовательная смена явлений или состояний в развитии какого-либо явления, как последовательность действий по достижению определенного результата присущ и государственному и муниципальному управлению. От правильности процедуры и ее соблюдения во многом зависят содержание принимаемых органами управления решений, совершение различных официальных действий. Органы государственного и муниципального управления решают многие важные вопросы, принимают меры принуждения к широкому кругу лиц. Поэтому процедурные формы управления обеспечивают взаимодействие звеньев аппарата управления. Любая управленческая деятельность представляет собой последовательность действий. По определенной процедуре осуществляется и нормотворческая деятельность органов управления. Особенности имеет также процесс подготовки, принятия и реализации решений. В управлении имеется множество процедур, приспособленных к решению разного рода вопросов. Государственное и муниципальное управление находит внешнее выражение в издании актов управления, в общественно-организационных действиях, в материально-технических операциях. Все это тоже формы, посредством которых реализуются функции государственного и муниципального управления и достигаются его цели. Следовательно, формы управленческой деятельности подразделяются на: юридические — издание актов Структура управленческой деятельности 349 управления; организационные — осуществление организующей деятельности путем разъяснения исполнителем значения тех или иных мероприятий и организации их поведения; материально-технические действия. Таким образом, под формами государственного и муниципального управления понимаются: 1) структурные формы; 2) процедурные формы; 3) формы как внешние проявления управленческой деятельности1. Все они направлены на обеспечение целей, решение задач и выполнение управленческих функций органами государственного и муниципального управления. Формы государственного и муниципального управления закрепляются в правовых нормах, т.е. регулируются и опосредуются правом, имеют правовую форму. Правовые формы управленческой деятельности непосредственно влекут за собой правовые последствия и осуществляются на основе полного юридического оформления. Правовые формы — это акты управления (законы, указы, постановления, приказы, инструкции и т.д.). Неправовыми формами являются организационные действия и материально-технические операции: проведение совещаний, обсуждения, проверки, разработка прогнозов программ, методических рекомендаций, пресс-конференции и др. Материально-технические операции связаны с делопроизводством (регистрация, оформление, размножение, рассылка документов) и обработкой информации (подсчеты, подготовка данных для обработки, различные измерения). Что касается внутреннего содержания управленческой деятельности, то здесь прежде всего следует иметь в виду такие ее элементы, как цели, задачи, функции и методы ее управления. Цели и задачи управленческой деятельности — сознательные (мыслительные) представления о направлениях и ожидаемых результатах деятельности. При этом в целях отражаются более Долговременные и значимые, нежели в задачах, характеристики Деятельности. Среди множества имеющихся в литературе определений понятия «функции управления» (как государственного, так и местного самоуправления) более обоснованными являются те, в См.: Формы государственного управления: Сборник статей / Отв. ред. Б.М. Лазарев. М, 1983. С. 7. 350 Глава 15 которых функции рассматриваются как составные специализированные части содержания управленческой деятельности, характеризующиеся определенной целевой самостоятельностью (автономностью) и качественной однородностью. При этом в государственном и муниципальном управлении функции его деятельности связаны с властными полномочиями, а соответственно, и с необходимостью их юридического оформления. Единство и соотносимость функций с другими элементами управленческой деятельности обеспечиваются посредством компетенции субъектов управления, т. е. целей, задач и функций, с одной стороны, и функций и методов — с другой. В частности, функции могут быть представлены в качестве конечного этапа реализации целей управленческой системы, за которым следует результат деятельности в том случае, когда функции опосредованы конкретными полномочиями. Любая функция управления эффективна при условии временной непрерывности (цикличности) управленческой деятельности — от подготовки и принятия управленческого решения через организацию его исполнения до контроля и оценки результатов исполнения. Одним словом, каждая функция последовательно проходит все стадии управленческой деятельности, приобретая различные процессуальные формы. При оценке потребностей управляемого объекта существующие функции управления подразделяются на взаимодействующие в управленческой деятельности группы. Все они характеризуют наиболее универсальные ее направления, которые в той или иной мере осуществляются в каждом управленческом звене. Функции, как элемент управленческой деятельности, присущи всем органам, распределены между ними по «вертикали» и «горизонтали» и определяют специапизацию управленческой деятельности. В научной литературе методы управленческой деятельности принято определять как способы (приемы) осуществления управляющего воздействия в отношениях субъектов и объектов управления. Существует устоявшаяся позиция по применению в государственном и муниципальном управлении общих групп методов убеждения и принуждения, а также прямого (административного) и косвенного (экономического) воздействия. Методы управленческой деятельности имеют различную классификацию и делятся на две основные группы: 1) методы Структура управленческой деятельности 351 функционирования органов государственной власти и местного самоуправления. Значительная часть методов этой группы характеризует правовую и организационную управленческую деятельность; 2) методы обеспечения реализации целей и функций государственного и муниципального управления. Виды и характер методов этих групп рассмотрены в юридической литературе. По содержанию они подразделяются на: а) морально-этические; б) социально-политические; в) экономические; г) административные. Метод — это прием или способ воздействия на управляемый объект, способствующий достижению управленческой цели. При этом воздействие на управляемый объект (членов коллектива) производится с помощью определенных стимулов, способствующих осуществлению эффективной деятельности. К примеру, для повышения производительности труда нужно создать благоприятные условия труда, технически оснастить процесс управленческой деятельности, т. е. использовать метод, прием, обеспечивающие повышение производительности труда. Однако этого недостаточно, необходимо еще применить конкретные рычаги воздействия, которые позволят повысить производительность труда. Таким методом воздействия является материальное стимулирование членов коллектива. Решение любой задачи на любом уровне управления требует применения различных методов и стимулов к труду. К числу таких методов можно отнести: экономические, организационно-распорядительные (административные), социально-психологические. В группу экономических методов включаются методы экономического стимулирования, образование и использование фондов экономического стимулирования для повышения эффективности труда на конкретном рабочем месте. Используются системы оплаты труда и материального поощрения сотрудников; применяются экономические меры воздействия за некачественное выполнение трудовых обязанностей. Основной целью административных методов являются правовое регулирование отношений административных воздействий, Укрепление законности, защита прав и законных интересов государственных и муниципальных органов и их сотрудников в соответствии с действующим законодательством. К административным методам управленческой деятельности относятся методы 352 Глава 15 регламентирования, нормирования, инструктирования, распорядительных воздействий, в том числе: отбор и продвижение, расстановка и аттестация кадров; разработка и применение положений о подразделениях и должностных лицах; приказы, указания и распоряжения администрации; инструктирование, контроль за исполнением и т.д. Административные методы управленческой деятельности опираются на отношения единоначалия, дисциплины и ответственности, решают те же задачи, что и экономические методы, только осуществляются в форме: организационного и административного (распорядительного)воздействия. Организационное воздействие включает: организационное регламентирование, нормирование и организационно-методическое инструктирование. Организационное регламентирование определяет то, чем должен заниматься руководитель, и представлено положениями о структурных подразделениях, устанавливающими задачи, функции, права, обязанности и ответственность подразделений и служб органов и их руководителей. На основе положений разрабатывается штатное расписание подразделений, организуется их деятельность, оцениваются результаты деятельности, принимаются решения о моральном и материальном стимулировании сотрудников подразделений. Организационно-методическое инструктирование осуществляется в форме различных инструкций и указаний, действующих в государственном и муниципальном органах. В актах организационно-методического инструктирования излагаются рекомендации для применения тех или иных средств управления, учитывается опыт работников аппарата управления. К актам организационно-методического инструктирования относятся: должностные инструкции, устанавливающие права и функциональные обязанности лиц административно-управленческого и технического персонала всех служб; методические указания (рекомендации), разрабатываемые относительно выполнения работ, связанных между собой и имеющих обшие целевые назначения; методические инструкции, которые определяют порядок, методы и формы работы для выполнения отдельной задачи (например, инструкции для разработки целевой программы, повышения эффективности управленческих решений); рабочие инструкции, определяющие последовательность Структура управленческой деятельности 353 действий управленческого процесса (например, рабочая инструкция о хранении внутренних документов). Названные акты организационного нормирования и организационно-методического инструктирования являются нормативными. Они издаются руководителем государственного или муниципального органа, а в случаях, предусмотренных законодательством, совместно или по согласованию с соответствующими общественными организациями и обязательны для подразделений, служб, должностных лиц и сотрудников, которым адресованы. Распорядительное воздействие выражается в форме приказа, распоряжения или указания, которые являются правовыми актами ненормативного характера. Они издаются с целью обеспечения соблюдения, исполнения и применения законодательства и других нормативных актов, а также придания юридической силы управленческим решениям. В группу социально-психологических методов управленческой деятельности включается: планирование социального развития коллектива; повышение творческой активности и инициативы членов коллектива; установление в коллективе благоприятного психологического климата; использование различных форм коллективного и индивидуального морального поощрения, сохранение и развитие традиций и обычаев; утверждение индивидуально-психологических особенностей членов коллектива в управлении; изучение и формирование мотивов трудовой деятельности членов коллектива и учет их в управлении. Для выявления социально-психологических факторов, влияющих на эффективность и качество управленческой деятельности, следует использовать методы анкетирования, специального инструктирования, наблюдения, опроса и др. Сущность управленческой деятельности и, в частности, процессов разработки, принятия и реализации управленческих решений состоит прежде всего в том, что она является внешним проявлением власти и осуществляется посредством воздействия На субъективную деятельность людей через их потребности и Й-75 354 Глава 15 интересы, сознание и волю. Поэтому объектом управленческого решения всегда является поведение людей. Управленческая деятельность выражает сознательное, целенаправленное стремление субъекта власти регулировать и направлять общественные процессы и явления на основе научного прогнозирования последствий управляющих воздействий. Основная задача управления социальными процессами — достижение возможного соответствия субъективной деятельности людей требованиям объективных законов, т. е. разработка и принятие решений, основанных на строгом учете объективных закономерностей общественного развития, объективных реальных возможностей, потребностей, интересов людей и т.п. Управленческое решение должно максимально выражать все существующие зависимости между необходимостью удовлетворения потребностей сторон управленческих отношений и возможностями их удовлетворения через целенаправленную совместную, основанную на разделении труда, деятельность. От правильности и глубины выражения социальных интересов в управленческих решениях зависят четкость работы, атмосфера творчества и дисциплинированность. Поэтому эффективность решений во многом определяется тем, насколько они адекватно учитывают интересы людей, на которых направлены. Управленческие решения, отражая общественные потребности и интересы, в свою очередь, способствуют их реализации, формируя установки поведения людей в сфере управленческих отношений, изменяя в той или иной степени их ценностную ориентацию. Главная особенность управленческой деятельности — обеспечение оптимальных условий для совместной, комбинированной деятельности людей. В системе государственного и муниципального управления решения выполняют следующие основные функции: целеориен-тирующая — указывает цели, задачи функционирования системы управления; организующая — определяет пути, способы, ресурсы, гарантирующие выполнение решения; регулирующая — устанавливает порядок согласованной деятельности системообразующих структурных элементов; стимулирующая — определяет такие условия, в которых максимально раскрываются и разрабатываются способности сотрудников при выполнении конкретных служебных задач. Структура управленческой деятельности 355 Любое управленческое решение возникает как реакция на необходимость удовлетворения каких-либо общественных (коллективных) и взаимозависимых от них индивидуальных потребностей людей. Эти потребности могут быть удовлетворены лишь посредством сознательной, целенаправленной совместной деятельности. К. необходимости принимать решение обычно приходят после осознания наличия проблемы, целесообразности действий. Следовательно, необходимость принятия решения всегда возникает при наличии цели, являющейся некой моделью осознания определенной социальной потребности и выражения желаемого состояния. Подготовка и принятие решения начинаются после того, когда имеются понимание цели и тщательный анализ проблемы. При этом должна быть видимая связь между целью управления, ситуацией и возникшей в связи с этим проблемой.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 801; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.46 (0.078 с.) |