Государственного и муниципального 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственного и муниципального



Управления. Информационные качества

Управленческих решений

/. Понятие и актуализация информации как феномена. 2. Содержание и проблемы информационного обеспечения

государственного и муниципального управления.

3. Информационные качества управленческих решений.

4. Совершенствование информационной системы государственного и

муниципального управления

В современном мире информация как особый феномен обре­ла чрезвычайно важное значение и все возрастающую ценность. XXI в. заявил об информации в контексте глобализации как од­ном из главнейшем управленческом приоритете. Актуальность информационного обеспечения также определяется потребнос­тями развития управленческих процессов, необходимостью укрепления государственности и преодоления кризиса государ­ственного управления в условиях изменения приоритетных со­циально-экономических и геополитических факторов, развития законодательного обеспечения информационных отношений в обществе и оптимизации информационного обеспечения в сфе­ре государственного и муниципального управления. В одном из посланий Президента РФ Федеральному Собранию было сказа­но, что мы не имеем права «проспать» и разворачивающуюся в мире информационную революцию.

Под информацией понимаются сведения, полученные в ре­зультате анализа или обработки данных, представляющих собой сигналы, из которых она извлекается. С точки зрения классичес­кой теории информации понятие «информация» характеризует­ся через меру уменьшения неопределенности знания о каком-либо событии. Это научное понятие было дано в 50-е гг. XX в. в трудах К.Шеннона и Н.Винера по теории информации в связи с


 


Информационное обеспечение государственного и муниципального управления 385


развитием нового научного направления — кибернетики. Пер­воначально теория информации возникла как количественная математическая теория.

Понятие «информация» в последние десятилетия стало од­ним из самых употребляемых и встречается практически во всех областях знания. Идет непрерывный процесс его переосмысле­ния (углубления и расширения). Если сначала под информацией понимались сведения, передаваемые людьми устным, письмен­ным или иным способом, то к концу XX в. информация стала рассматриваться как универсальная субстанция, пронизывающая все сферы человеческой деятельности, служащая проводником знаний и мнений, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, утверждения стереотипов мышления и поведе­ния. Именно такое определение дает ЮНЕСКО.

С развитием производства и ускорением темпов развития об­щества информация приобрела свойства товара и стала объек­том рыночных отношений, значимость которых потребовала их правовой регламентации.

Многие ученые до сих пор используют термин «информа­ция» только в рамках технических областей научного знания. Однако такое представление о сути данного понятия не выража­ет его комплексного понимания. В процессе обмена сообщени­ями и новостями основное внимание должно уделяться не толь­ко количественному анализу передаваемого сообщения, но и его содержанию. Информация, содержащаяся в понятийной форме, совсем не та, которая изучается в математических, ста­тистических и других теориях.

Термин «информация» уже более 50 лет на практике высту­пает одной из центр&тьных и наиболее общих категорий. Кроме того, математические методы теории информации используются в физике, химии, географии, геологии и ряде других наук о не­живой природе. Информационные идеи применяются в биоло­гии, где предполагается, что само появление жизни было связа­но с преобразованием генетической информации, в психологии, Физиологии высшей нервной деятельности, педагогике. Особое место понятие «информация» заняло в длинном ряду социаль­ных наук — теории управления, экономике, политике и др.

Превращение информации в знание, как ее высшей формы, в Фактор, определяющий прогресс общества, его экономический Р°ст, движение по интенсивному пути являются существенной


386 Глава 17

закономерностью. Информация, информационные ресурсы ■ технологии все в большей степени используются как ресурс раз­вития государства, государственного и муниципального управ­ления, фактор национальной безопасности. Но еще более важно то, что в процессе информатизации общества глубоко транс­формируется и активизируется интеллектуальный потенциал социосферы, позволяющий говорить еще об одной закономер­ности информатизации — интеллектуализации общества. В ре­зультате совокупное общественное сознание не просто повыша­ется, а приобретает как бы новое качество — опережение бытия сознанием. Данное обстоятельство раскрывает социально-фи­лософский аспект информатизации и именно здесь скрыты по­тенциально огромные возможности для социальной мотивации людей, оптимизации государственного и муниципального управления на основе социальной приоритетности, эффектив­ного использования информационных ресурсов и технологий.

Это особенно актуально для России, где по существу наруше­на неразрывность информационного пространства. В частности, не обеспечиваются в полном объеме сохранность, эффективное использование и развитие информационных ресурсов в единой системе органов государственной власти, не удовлетворяются в должной мере информационные потребности органов управле­ния на федеральном, субъектном и местном уровнях; не реали­зуются в полном объеме права граждан на информацию, закреп­ленные в Конституции; недостаточен уровень взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов госуда­рственной власти субъектов Федерации по обеспечению прав и свобод граждан в области информационной деятельности, до­ступа к информации, медленно совершенствуются нормативно-правовая база, регулирующая отношения в области этого взаи­модействия; сохраняются угрозы безопасности информацион­ных ресурсов, информационных систем как на федеральном, так и на региональном уровнях. Растет количество новых видов правонарушений в информационной сфере; недостаточное внимание уделяется созданию должностных организационных структур и нормативно-правовой базы для формирования, укрепления и развития эффективной государственной полити­ки в сфере информации.

Информация способна: привнести в жизнедеятельность го­сударства новые знания, опыт, подходы, а в функционирование


Информационное обеспечение государственного и муниципального управления 387

органов управления различного уровня — новые технологии разработки, принятия и реализации управленческих решений; наполнить государственное и муниципальное управление объ­ективно необходимым содержанием и придать ему желаемые, целесообразные формы; максимально приблизить управление к потребностям общества.

Рассматривая вопрос о роли и месте информационных отно­шений, следует иметь в виду, что они составляют крупнейший блок общественных отношений и с точки зрения правового ре­гулирования представляют собой сложную многоаспектную за­дачу, поскольку затрагивают различные предметные отрасли и отрасли права, отличаются многосубъективностью и динамиз­мом в своем развитии, имеют объективную тенденцию по мере их развития к увеличению объектов правового регулирования. Поэтому проблемы информационного обслуживания государ­ственного и муниципального управления должны рассматри­ваться в неразрывной связи с вопросами правового регулирова­ния информационных отношений.

Информационное обеспечение государственного и муници­пального управления, несомненно, должно предусматривать со­ответствующий интегрированный массив информации (объем) о прошлом, настоящем и прогнозируемом будущем. Эта инфор­мация должна отслеживать все относящиеся к проблеме собы­тия, факты, статистические, аналитические и иные материалы. Таким образом, информационная система обеспечения управ­ленческой деятельности в целом, государственного и муници­пального управления, в частности, должна быть ориентирована на пользователя, т. е. информация, которую она (система) обра­батывает, должна служить потребностям тех пользователей, ко­торые ее получают. При проектировании информационной сис­темы нужно иметь в виду, что информационные потребности различны и зависят от их уровня в иерархии и функциональных обязанностей.

Рассмотрим три основных приоритета управленческой дея­тельности: а) стратегическое планирование, предусматриваю-

25*


388 Глава 17

щее процесс принятия решений применительно к основным це­лям организации и их последующего достижения с использова­нием при этом соответствующих информационных ресурсов-

б) управленческий контроль — процесс, посредством которого
руководители обеспечивают получение ресурсов и их эффектив­
ное использование для достижения общих целей организации;

в) оперативный контроль — процесс обеспечения эффективного
и квалифицированного выполнения конкретных задач.

Эти виды управленческой деятельности примерно соответ­ствуют обязанностям руководителей высшего, среднего и низ­шего звена. Система информационного обеспечения государ­ственного и муниципального управления должна обеспечивать соответствующей информацией каждую из вышеперечислен­ных категорий.

Теоретически процесс проектирования информационной системы в этом направлении состоит из пяти этапов.

1. Анализ системы принятия решений. Процесс начинается с
определения всех типов решений, для принятия которых требу­
ется информация. Должны быть максимально учтены потреб­
ности каждого уровня функциональной среды.

2. Анализ информационных требований определяется типом
информации, требуемой для принятия каждого решения.

3. Агрегирование решений. Если бы для принятия каждого ре­
шения требовалась специальная информационная система, то
она была бы слишком громоздкой, сложной. Решения, для при­
нятия которых требуется одна и та же или значительно перекры­
вающая информация, должны быть сгруппированы, интегриро­
ваны в одну задачу управления. Это, несомненно, будет способ­
ствовать уменьшению количества информации, необходимой
управленцу для его работы и, вероятно, облегчит ее понимание.
То есть информационная система обеспечения управленческой
деятельности должна быть скоординирована и интегрирована с
организационной структурой. Учет опыта необходимых реше­
ний, принятых одним управленцем или группой, значительным
образом оптимизирует сам процесс создания информационной
управленческой системы.

4. Проектирование процесса обработки информации пред­
усматривает разработку системы для сбора, хранения, передачи
и модификации информации с последующим использованием
новейших технологий в этом направлении.


Информационное обеспечение государственного и муниципального управления 389

5. Данный этап завершает процесс создания и воплощения системы, который служит для оценки получаемой информации и позволяет распознавать и корректировать неточности, по­грешности, ошибки. Помимо этого, необходимо иметь возмож­ность модифицировать систему в соответствии с ситуациями, чтобы она была гибкой и мобильной.

Информационное обеспечение государственного и муници­пального управления должно позволять вводить, обрабатывать, хранить, получать необходимую информацию в зависимости от конкретно принимаемого управленческого решения. При этом, естественно, необходим тщательный отбор из всей информаци­онной совокупности только тех сведений, которые в нужный момент и в нужном объеме требуются для более эффективного управления и нуждаются в постоянном совершенствовании всей системы информационного обеспечения на основе совре­менных информационных технологий, включающих прежде всего заданную последовательность операции анализа, сбора, ввода, передачи, хранения, упорядочения, поиска, обработки, преобразования и распределения информации, производимых в автоматизированной информационной системе на основе ис­пользования потенциала и ресурсов программно-аппаратных средств вычислительной техники, хранения и выдачи инфор­мации.

Справедливости ради надо констатировать, что на сегодня в субъектах Федерации объективная потребность в актуальной, целевой и достоверной информации, к сожалению, далека до должного удовлетворения. На уровне муниципального управле­ния весьма недостаточен уровень компьютеризации местных органов, использующих нередко недостаточно высокую техно­логию, устаревшие методы и навыки работы с информацией.

Немаловажной проблемой в государственном и муниципаль­ном управлении является обеспечение полноты, достоверности и качества поступающей с мест информацией. Низкое качество прежде всего учетно-регистрационной работы на местном муни­ципальном уровне отражается на полноте, достоверности и свое­временности подготовки, необходимой для управленческой де­ятельности информации.

Под информационным обеспечением следует понимать опреде­ленную (целенаправленную) деятельность по разработке, орга­низации функционирования и совершенствованию информаци-


390 Глава 17

онных систем, направленную на организацию обеспечения субъ­екта совокупностью сведений в виде систематизированной ин­формации, необходимой ему как субъекту управления для осуще­ствления возложенных на него задач и функций управления.

Вопросы информационного обеспечения государственного и муниципального управления занимают особое место в систе­ме управления, поскольку любое поспешное или неверное управленческое решение, принимаемое при недостатке инфор­мации, особенно в нештатных, экстремальных ситуациях, мо­жет привести к нежелательным последствиям.

Информационное обеспечение государственного и муници­пального управления должно зиждеться на основе прежде всего стратегической государственной политики, отражающей обще­национальные интересы страны, обеспечивающей ее развитие и международную безопасность.

Информационная система государственного и муниципаль­ного управления предполагает в качестве предпосылки концеп­туальное, философское осмысление и согласование идеалов, ценностей и целей, важных для общества и каждого человека. Это — идеалы, ценности и цели, которые должны стать критери­ями для последовательного анализа и оценки информации, для введения ее в информационные процессы, использования их в виде ориентиров образовательных и воспитательных приоритетов. В любой информации содержатся прежде всего управленческие моменты — целеполагание, организация и регулирование.

Информационная система государственного и муниципаль­ного управления должна в себе содержать мобилизующее и оп­тимизирующее начала.

В основную содержательную часть информационной систе­мы входят:

социальные, нравственные ценности, которые являются сутью государственного и муниципального управления;

информация о производственных, материально-техничес­ких, социальных, технологических параметрах объектов управ­ления;


 

Информационное обеспечение государственного и муниципального управления 391

законодательные, нормативно-правовые акты, документа­ция, регулирующие деятельность органов власти государствен­ного и муниципального управления;

данные о нормах, нормативах, стимулах, которые регулиру­ют производственную, материальную, духовную, культурную и иную сферу, имеющую потребительский характер деятельности управляемых объектов;

сведения о содержании подготовки и квалификационном росте персонала государственных органов и органов местного самоуправления (информация, характеризующая человеческий потенциал субъекта государственного и муниципального управ­ления).

Информационная система государственного управления должна содержать в себе идеологию и мораль общества по поводу ресурсов, источников, средств и других феноменов, которые на­дежно обеспечивают и гарантируют целостность, суверенитет, безопасность, упорядоченность и развитие России. Тогда будет очевидным определение ценности, актуальности и созидатель­ной силы, правового регулирования многообразных информа­ционных процессов, особенностей профессиональной подго­товки и переподготовки управленцев различных уровней.

Новый век, новейшие технологии становятся все более усложненными, поскольку они напрямую связаны с нравствен­ным и интеллектуальным совершенствованием человека-управ­ленца.

Современная Россия, ее внутреннее и внешнее взаимодей­ствия требуют более эффективных, гибких подходов в отноше­нии управленческих задач в практике государственного и муни­ципального управления. На этапе стратегического планирова­ния необходимо провести анализ имеющихся ресурсов, выявив их сильные и слабые стороны, другие особенности, имеющие непосредственное отношение к этому важнейшему этапу.

Достоверная информация, переработанная и освоенная на современной научно-технологической основе, является осново­полагающим принципом управления на всех его этапах, а имен­но: на этапах постановки целей, оценки проблемной ситуации, принятия соответствующих управленческих решений, для орга­низации, регулирования" и совершенствования управляющей системы в целом. Субъекты государственного и муниципально-Го Управления также должны быть информированы о результа-


392 Глава 17

тах выполнения принятых решений, т. е. должна оперативно срабатывать обратная связь.

Информация может классифицироваться по следующим составляющим (направлениям):

сферам человеческого бытия (социальная, политическая, экономическая, духовная);

источникам поступления (внутренняя и внешняя);

материальным носителям (бумажная, электронная, электри­ческая);

формату носителей (средства массовой информации);

радио, телевидение, книги, газеты, журналы;

периодам использования (условно, постоянная);

справочная, нормативная и переменная (оперативные све­дения);

видам основных функций управления (прогнозная, органи­зационная, контрольно-учебная, регулятивная);

характеру представления (количественная и качественная).

Большое значение для информации имеет ее смысловое со­держание. Поэтому уровень требований к ней всегда должен быть высоким:

достоверность — формирование на основе объективных дан­ных;

полнота — отражение в полной мере управляемых процес­сов;

оперативность — поступление в сроки, достаточные для при­нятия взвешенного, своевременного решения;

экономичность затрат при сборе информации, максимально возможная сохранность, наибольшее агрегирование (сжатие) при передаче на более высокий уровень управления.

Для осуществления управленческих функций, как никогда раньше, необходима научная информация. Ее характер зависит от специфики объекта управления, от задач, которые перед ним поставлены. Комплексная информация освещает состояние сфер жизни: социально-политической, экономической, семей-но-бытовой, духовно-нравственной и др.


Информационное обеспечение государственного и муниципального управления 393

Информация, используемая в государственном и муници­пальном управлении, представляет собой сложную совокуп­ность, взаимодействие различных информационных потоков, в частности, исходную информацию, необходимую для выработ­ки и принятия соответствующих управленческих решений; са­ми решения или управленческие команды, предопределяющие организацию управляющих и управляемых систем; регулирую-шую информацию, представленную различного рода нормати­вами, законами, параметрами, инструкциями и т. д.; оператив­ную информацию, поступающую в процессе функционирования системы и характеризующую ее состояние; внешнюю информа­цию, поступающую от других систем, коммуникационно (функ­ционально или структурно) связанную с данной системой; контрольно-учебную информацию, характеризующую течение и результаты работы системы. Отобрать из многообразия ин­формации необходимые данные, имеющие для управления су­щественное значение, — удел профессионалов.

Особо важное значение имеет циркуляция информации между объектом и субъектом управления, включающая в себя два типа потоков: а) прямая информация, циркулирующая по каналам прямой связи от субъекта к объекту; б) обратная инфор­мация, циркулирующая по каналам обратной связи от объекта к субъекту. Соответствующая организация прямой информации обеспечивает своевременное и качественное поступление к объ­екту различного ее рода, в том числе: исходных, корригирую­щих, контролирующих команд со стороны субъекта, а обратной информации — поступление к субъекту данных о состоянии объекта и достижении или недостижении поставленной перед ним цели, задачи.

Течение информационных потоков оптимально, если при минимуме первичной объективной информации достигается максимум полезной для управления информации, в результате чего обеспечивается эффективное функционирование системы.

Разработка системы мер, расширяющих возможности эффек­тивного использования информации, — это весьма существенное Условие позитивного результата в государственном и муници­пальном управлении. Среди данных подходов первостепенное значение имеют: тщательная подготовка субъекта управления к восприятию и оценке информации; выработка умения оценить ее социальную значимость, выбирать из потока информации наи-


394 Глава 17

более значимую и необходимую для данной конкретной ситуа­ции, поскольку такая информация весьма ценна для эффектив­ного управления. Безусловно, в ее анализе и обрисовке видная роль принадлежит современным техническим средствам. Поэтому компьютерная техника как средство переработки масштабной информации открывает принципиально новые возможности для оперативной обработки колоссальных объемов информации, позволяющих достаточно глубоко и полно вскрывать тенденции и закономерности развития государственного и муниципального управления и последовательно решать управленческие задачи.

Изменения в содержании, организации и технике управления под влиянием информационных технологий происходят по мно­гим направлениям, в частности, меняются организация и тех­ника информационного обеспечения руководителя, техника хранения и обработки информации, не допускаются неполная информация, дублирование, а также информация, рассчитан­ная на другие уровни управления. Большое значение приобрета­ет массовое внедрение персон&ньных компьютеров как состав­ных частей информационной системы, связанных с сетью банков данных.

Далее, осуществляется определенная автоматизация управ­ленческих функций руководителя. Возросло количество эффек­тивно функционирующих систем, охватывающих производ­ственно-хозяйственную деятельность, организационно-техноло­гические процессы. Усовершенствовались системы контроля, в том числе такие, которые дают возможность обнаружить откло­нения от запланированного уровня и обеспечивают нахождение вероятных причин возникновения таких отклонений.

Эффективность управленческой информации является ос­новополагающим показателем как информационных качеств управленческих решений, так и качества информационного обеспечения государственного и муниципального управления в целом.

Как показывает практ^$р, использования информационных систем в органах государственной службы, априорно разрабо­танные постановки задач, которые должны реализовываться этими системами, не всегда точно отражают реальные требова­ния пользователей.

Это вызвано прежде всего тем, что пользователь объективно не может представить свою перспективную информационную


Информационное обеспечение государственного и муниципального управления 395

потребность. Особенно это характерно для задач поддержки и принятия решений и аналитических исследований (управлен­ческих задач).

Информационное обеспечение государственного и муници­пального управления включает в себя процесс постановки, оп­ределения и формулирования основных целей, а также анализа и прогноза непредвиденной ранее ситуации. Для реализации активно включается пользователь, субъект управления. С целью оптимизации данного процесса в целом крайне важно обеспе­чивать оперативную поэтапную интеграцию идей, фактов, опы­та для осуществления некоторой подчас нечетко заданной или сформулированной цели.

В значительной степени на процесс решения управленчес­кой задачи в таком случае влияют интуиция руководителя, ана­литика, эксперта, специалиста. Низкая эффективность исполь­зования информационных систем и в России, и за рубежом обусловливается недостаточным уровнем исследований управ­ленческого поведения пользователей, что определяет слабость разрабатываемых информационных систем с точки зрения их эффективности в решении именно управленческих задач.

В странах с высоким уровнем информационно-технологи­ческого развития вопросами исследования психологических ас­пектов поведения пользователей информационных систем за­нимаются десятки институтов. Когнитология, микрокогнито-логия, рефлексивная психология, инженерия знаний являются необходимыми атрибутами создания должных условий в этом направлении. Но в системе информационного обеспечения го­сударственного и муниципального управления нередко из-за ог­раниченных возможностей переработки информации появляет­ся стремление к упрощению моделей, что приводит к увеличению специализации в вопросах управления и увеличению подразде­лений и органов управления на каждом уровне. Координация принимаемых решений при этом ухудшается.

Анализ положения дел в этом направлении показал, что спе­цифика информационного обеспечения определяется прежде всего:

стремлением подчинить процесс разработки информацион­ной системы жесткой плановой дисциплине, которая не всегда считается с объективными реалиями и возможностями;


396 Глава 17

предельной закрытостью результатов научных исследова­ний, дефицитом финансовых средств и межведомственными организационными барьерами;

низким технологическим уровнем поддержки процессов адаптации возможностей создаваемых информационных сис­тем к постоянно изменяющимся потребностям их пользовате­лей.

Информационное обеспечение государственного и муници­пального управления основывается прежде всего на многоаспе­ктной, многогранной, всесторонней управленческой информа­ции, которая должна систематически собираться, анализировать­ся и использоваться с учетом особенностей уровня и специфики субъекта управления, для каждого из которых должны быть раз­работаны новые или адаптированы существующие подобные системы, алгоритмы, формы, способы и методы применения управленческой информации.

Например, на федеральном уровне министерства и ведомства финансово-экономического блока используют управленческую информацию на этапе разработки и применения документов в этой сфере и в большей мере при формировании нормативно-правовой базы. На уровне «силовых» министерств и ведомств как федерального, так и регионального уровня управленческая информация в большей мере используется при введении в действие подведомственных структур. На уровне министерств, агентств и служб социальной направленности в большей мере она выстраивает вертикаль прохождения социальных решений на всех уровнях государственного управления. На региональном уровне управленческая информация в большей мере ориенти­рована на взаимодействие информационных потоков по верти­кали вверх с федеральными органами и по вертикали вниз - с муниципальными органами управления.

Управленческая информация больше всего ориентирована на взаимодействие информационных потоков с системообразую­щими организациями, а не.на границы существующих моделей органов государственного и муниципального управления. В та­кой системе управленческая информация носит характер более мягкого воздействия на объект хозяйственного управления, от­сутствует жесткий диктат, при этом она выполняет роль обобще­ния и информирования. Управленческая информация государ­ственной системы, таким образом, охватывает и уровень муни-


Информационное обеспечение государственного и муниципального управления 397

цппального управления, и становятся системообразующей для цельного механизма государственного и муниципального уп­равления.

Одним словом, особенность управленческой информации заключается в том, что она пронизывает все звенья муници-п&тьного управления и образует коммуникационную вертикаль управленческой системы. Система обратной связи от муници-п&чьных и региональных управленческих органов, замыкая ин­формационную систему государственных органов власти на ре­гиональном уровне, довершает единую модель управления, хотя муниципальная система самоуправления де-юре относится к органам государственного управления.

Управленческая информация в системе государственного управления, пронизывая его федеральный, региональный и мест­ный уровни, становится цементирующим фактором, фактически по функциональным свойствам достраивающим вертикальный уровень государственного управления, как бы опосредованно распространяя его и на муниципальный уровень управления. То есть система управления, включая ее информационную состав­ляющую в государстве, в своем алгоритме становится государ­ственно-муниципальной, функционирующей в едином меха­низме.

Применительно к особенностям информационного обеспе­чения муниципального управления необходимо отметить, что чаще всего, не всегда помня, субъективно подобранная инфор­мация, поступающая к руководству, тем не менее, играет глав­ную роль в соответствующем управлении.

Поэтому управленческая информация должна быть резуль­татом селективного подхода к ее сбору и интегрирования всей источниковой базы, согласования методов сбора.

Следует также отметить, что используемые на региональном Уровне информационные социальные технологии практически не учитывают эмерджментные свойства управляемого объекта и субъектов управления. Синергетический эффект и возможности самоорганизации управляемого объекта при отсутствии строй­ной системы государственного регионального управления и ее обеспечения качественной и современной информацией стано­вятся одним из основных факторов, реально влияющих на про­вес управления. Синергетические саморегулируемые свойства Информационно-управленческой системы субъектов Федерации


398 Глава 17

выступают в качестве интегрирующего фактора для региональ­но-муниципальной информационно-управляющей системы.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем состоит основное содержание специфики информа­
ционного обеспечения государственного и муниципального
управления?

2. Что включает в себя интегрированный объем информаци­
онных отношений?

3. Каковы особенности теоретического процесса проектиро­
вания информационной системы?

4. Сущность информационных качеств управленческих ре­
шений.

5. Основные приоритеты оптимизации информационного
обеспечения государственного управления в современных усло­
виях.

Рекомендуемая литература

Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. М., 2004.

Копылов В.А. Информационное право. М., 2003.

Энциклопедия управленческих знаний. Современное соци­альное управление. М., 2000.

© Корченов В.В.


Глава 18

Стиль государственного и муниципального управления. Единство правовых институтов

и человеческого поведения. Способы преодоления бюрократизма

/. Стиль государственного и муниципального управления: юридическое

содержание понятия.

2. Основные элементы и черты демократического стиля. 3. Разновидности стиля государственного и муниципального управления.

4. Совершенствование стиля. 5. Сущность бюрократизма и способы борьбы с ним

Становление демократии предъявляет особые требования к стилю' государственного и муниципального управления как к реально используемой системе социально эффективных и пос­тоянно развивающихся способов, средств и методов повседнев­ного функционирования должностных лиц и в целом органов государственного управления и местного самоуправления, ос­нованную на соответствующих принципах и обеспечивающую рациональное и демократическое ведение управленческих дел».

Стиль (от грсч. stylos, лат. stilus) буквально означает «палочка для письма на навощенных досках». В качестве исторически складывающейся категории, отме­чал известный немецкий философ XX в Х.Г.Гадамер (р. 1990), стиль изначально "мел нормативное содержание. В традиции античной риторики со стилем сопря­галось представление о способе говорить и писать, т.е. об ораторском стиле, лите­ратурной манере. Затем понятие «стиль» появилось, по-видимому, во француз­ской юриспруденции, где оно означало такое судебное производство, которое удов­летворяет определенным юридическим требованиям. С XVI в. данное понятие ши-Роко применялось в сфере искусства и художественного творчества: под стилем подразумевалось «не чисто индивидуальное выражение, а всегда нечто прочное, °6ъективное, связывающее индивидуальную форму выражения». В качестве нор­мативной категории стиль стал употребляться и в области политики: «образ Действий тоже может иметь стиль» // Гадамер Х.Г. Истина. М, 1988. С. 567—570.


400 Глава IS

Принято считать, что через стиль управление проявляет себя и как наука, и как искусство. Именно через стиль реализуется динамическое взаимодействие социальных, материальных и идеальных элементов управления с живым, полноправным страстным человеческим субстратом управляющей и управляе­мой систем. Через стиль преломляется многогранность государ­ственного и муниципального управления как сложнейшего сис­темно-комплексного образования с его функционально значи­мыми целеполагающими, организующими и регулирующими свойствами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.160.156 (0.08 с.)