Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сравнение с другими странами⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
/. Социальная эффективность управления: понятие, критерии, показатели. 2. Уровни социальной эффективности государственного управления. 3. Социальная эффективность местного самоуправления. 4. Оценка эффективности управления и общественные институты ее применения. 5. Сравнительно-социологический и исторический анализ социальной эффективности управления В течение своей истории люди научились измерять очень многое: пространство, время, объемы, массы, полезность продуктов природы и собственного труда, затраты производства, прочность и качество изделий, знания и уровень своей подготовки и т.д. и т.п. Но нельзя сказать, что они умеют, хотя бы удовлетворительно, измерять актуальность и результативность управления, причем всех видов, а в них государственного и муниципального, от которых в обществе и судьбе отдельного человека зависят весьма большой объем отношений, явлений, процессов, событий и состояний. Это кажется странным, но остается объективным фактом, иначе люди по-другому бы относились к своим руководителям (большим и малым), да и ко всем тем, кто находится в субъектах управления: интересовались бы их делами, спрашивали бы о способах их ведения, требовали ответственности за последствия. Между тем, как было показано в учебнике, управление — явление измеряемое. Да, сложно измеряемое, поскольку оно по затратам интеллектуально, информативно, психологично и т.Д- Измерение эффективности государственного и муниципа.\ъного управления 435 Задача науки и практики — найти и ввести в жизнь такие критерии, показатели и процедуры анализа и оценки управленческих процессов, посредством использования которых такое измерение было бы достоверным, своевременным и полезным в развитии общества. Для измерения любых явлений, отношений и процессов всегда нужны критерии и показатели (их меры). Критерии представляют собой стороны, грани, состав явлений, отношений и процессов, которые отражают и характеризуют их качества, свойства и особенности, отличающие их друг от друга. К примеру: рост и вес человека, его кровяное давление и пульс. Имеются критерии высоты, длины, широты, объема, прочности и т.д. Показатели — есть мера данных качеств, свойств, параметров с принятой и понятной для людей градацией. Для веса: грамм, килограмм, тонна; для длины — сантиметр, метр, километр. Думаю понятно, о чем идет речь.
Поскольку в управлении используются интеллектуальные и физические усилия людей, а также большие материально-финансовые, правовые, организационные и другие ресурсы, то, очевидно, и здесь должны быть критерии и показатели, по которым бы оно измерялось и оценивалось. Нельзя что-то делать и не знать, что из этого получится, даст ли оно пользу, удовлетворяющую потребности общества, его коллективов и отдельных лиц. В данном контексте следует вспомнить первые темы учебника, в которых раскрывалось понятие «управление». Если считается (очень широко принятое), что управление есть деятельность, значит надо измерять эту деятельность: по времени пребывания в кабинетах, по количеству принятых и изданных «бумаг», числу проведенных оргмероприятий и иным элементам управленческой деятельности. Если управление — отношение, тогда в поле зрения должны находиться вертикальные взаимосвязи (их прочность), исполнительность подчиненных, их дисциплинированность и т.п. Но если управление является целеполагающим, организующим и регулирующим (управляющим) воздействием на общественные процессы, сознание, поведение и деятельность людей (как прошло красной нитью через учебник), то в центре анализа встают вопросы о том, как управление повлияло, изменило, преобразовало, активизировало, обновило и прочее управляемые объекты. Другими словами, акцент переносится на организа- 436 Глава 20 цию и функционирование управляемых объектов, а уже от них, по принципу обратной связи, на то, что и как делал или делает субъект управления. Управление — общественный институт (социальное явление), формируемый и реализуемый людьми в рамках субъективного фактора, но порождающий объективные результаты в виде состояния и развития общества. Логично, что и критериями, по которым его можно измерять и оценивать, выступают разные грани, стороны, аспекты общественных процессов, сознания, поведения и деятельности людей. Это — не наличие производственных фондов, промышленного и сельскохозяйственного потенциала, не масса добываемых ресурсов, не объем знаний в библиотеках, дискетах либо умах отдельных людей, не количество сооружений, музеев или храмов и т.д. и т.п., а именно отношение людей ко всему этому, использование всего этого в целях собственного благополучия, обеспечения целостности, суверенитета, безопасности, упорядоченности и развития своего общества и государства. Так, в принципе, должны измеряться все виды управления, ибо в них мало смысла, если кто-то обогащается за счет разрушения людей и природы.
Но в государственном и муниципальном управлении названные критерии приобретают особый характер. Это управление институциональное (осуществляется через строго определенные структуры и в правовых формах), привязано к территории жизнедеятельности людей, комплексно и имеет исторический масштаб своего существования. Образно говоря: поколения приходят и уходят, а оно обязано в любых условиях обеспечивать сохранение и воспроизводство жизни. А тем самым для него все важно: и воздух, и вода, и земля, и здоровье людей, и инфраструктура поселений, и коммуникации, и образование, и все иное, без чего население страны и отдельных ее территорий с соответствующими материальными и духовными ресурсами, просто не может состояться и развиваться. Для измерения и оценки государственного и муниципального управления нужны, поэтому, критерии социальной эффективности, т. е. такие грани, стороны, аспекты жизнедеятельности людей, которые показывают, как функционирует система взаимодействий «человек — техника — технологии — производство — обращение — потребление — общество — природа» и какую она приносит пользу (вклад) для последующего исторического раз- Измерение эффективности государственного и муниципального управления 437 вития. Здесь преодолеваются эгоизм и горизонт отдельного человека и утверждается благо всех (нас самих и наших наследников). По замыслу социальная эффективность признана характеризовать содержание и общественные результаты человеческого сознания, поведения и деятельности, наши знания, опыт и реальные возможности по рационализации общественных взаимосвязей и структур. Мы все вместе через социальную эффективность должны видеть, понимать и измерять то, как природный ресурс, произведенный продукт (материальный и духовный), знания и информация, идеи и ценности служат людям (обществу), что они приносят им в течение жизненного цикла их создания и потребления. В таком случае мы действительно становимся культурными (цивилизованными) людьми, так как осознанием свое место в системе «человек — общество — природа» и, исходя из этого, оптимизируем свое сознание, поведение и деятельность. Следует отметить, что наука и практика (как национальная, так и мировая) выработали и реально используют немало критериев (и по каждому из них показателей), по которым можно измерять социальную эффективность государственного и муниципального управления в нашей стране. Так довольно легко прослеживаются такие критерии: уровень производительности труда, соотносимый с мировыми параметрами по его соответствующим видам; темпы и масштабы прироста национального богатства, исчисляемые по методике ООН;
уровень благосостояния жизни людей в расчете надушу населения и с разбивкой доходов различных категорий, а также в сравнении со стандартами развитых стран; упорядоченность, безопасность и надежность общественных отношений, их воспроизводство с нарастающим позитивным результатом. Существует методика Всемирного банка (стандартные индикаторы, критерии, показатели), по которой определяется развитие разных стран и их сравнение между собой: 1. Картина мира: основные экономические показатели, каче 2. Население: народонаселение и трудовые ресурсы; бед 438 Глава 20 3. Окружающая среда: землепользование и сельскохозяй 4. Экономика: динамика экономического роста; структура 5. Государство и рынок: финансирование в частном секторе; 6. Глобальные связи: международная торговля; финансовая Естественно, что все это развёрстывается по территориям и свидетельствует об их жизнеспособности. Кроме того, в каждой стране имеются дополнительные (свои) критерии, которые связаны с их природоклиматическими условиями, национальной спецификой и иными особенностями, в том числе и с характером потребностей людей. Необходимо также принимать во внимание, что, несмотря на связанность, между государственным управлением и местным самоуправлением существует различие, определяемое как масштабами и структурой жизнедеятельности на определенной территории (общее, особенное, единичное), так и отношением людей к функционированию самих органов государственного и муниципального управления. В связи с этим три уровня социальной эффективности государственного управления рассматриваются в качестве типичных (общих), а отдельно описана социальная эффективность местного самоуправления. Социальную эффективность государственного управления (в этих рамках и местного самоуправления) можно разделить на три уровня.
Общая социальная эффективность государственного управления, характеризующая результаты функционирования систе- 1 См.: На пороге 21 века // Доклад о мировом развитии 1999—2000 гг. М, 2000. С. 209-255. Измерение эффективности государственного и муниципального управления 439 мы государственного управления, т. е. всех его органов и их управляемых объектов; она выражается в состоянии общества, его отдельных частей и конкретных в них людей. Специальная социальная эффективность государственного управления, раскрывающая качество организации и формирования субъекта (системы) органов государственной власти и местного самоуправления. Конкретная социальная эффективность государственного управления, показывающая управленческую результативность деятельности отдельных государственных и муниципальных органов и их должностных лиц. Критериями общей социальной эффективности для страны в целом, ее составных частей (субъектов федерации), муниципальных образований выступают производственные, социально-экономические и духовно-культурные процессы на соответствующей территории: их состояние, развитость, рациональность и производительность с точки зрения удовлетворения потребностей населения. Важнейшим служит качество производительных сил (в их трех ипостасях), ибо только на их основе можно выстраивать благополучие людей. Однако у нас сложилось почему-то немало субъектов Федерации и муниципальных образований, жизнедеятельность которых находится на дотации. Вроде, с одной стороны, есть работоспособные люди, земля, вода, определенный производственный потенциал и т.д., а с другой, аппарат управления — президенты, губернаторы, главы администраций с большим числом своих подчиненных, которые не могут наладить хотя бы «самокормление». Обычно ссылаются на нехватку ресурсов, тогда как стоило бы сначала внимательно разобраться с тем, а что же происходит на своей территории. Нередко ресурсы вывозятся, разбазариваются, что является прямым упущением управления, зато руководители таких территорий все выбивают и выбивают себе всякие льготы, субсидии и иные формы безвозмездной помощи. На любой самой маленькой территории осуществляется весь комплекс жизнедеятельности, и надо всегда знать и измерять, как он себя воспроизводит, и что для этого делает управление. До сих пор главными источниками жизнедеятельности такого комплекса рассматривались природные ресурсы, теперь наступает время перехода на интеллектуальные (и, добавлю, нравственные) ресурсы. В этом направлении и должны сегодня смещаться кри- 440 Глава 20 терпи общей социальной эффективности государственного управления (а в его рамках и местного самоуправления). Критериями специальной социальной эффективности государственного управления являются различные проявления организации и функционирования системы органов государственной власти и местного самоуправления. Их — немало, поскольку субъект государственного управления исключительно сложен, многогранен, и в нем каждый элемент и взаимосвязь представляют собой интерес для анализа и оценки. Выделим пять наиболее значимых критериев, измерение по которым способно показывать качество субъекта государственного и муниципального управления.
Прежде всего, это целеориентированность (иными словами, целесообразность, целевая обоснованность) организации и функционирования государственно-управляющей системы, ее крупных подсистем и других организационных структур, которая определяется через степень соответствия их управляющих воздействий целям, объективно исходящим из их положения и роли в обществе. Реально проявляющаяся, ощутимая, воспринимаемая и оцениваемая обществом через соответствующие результаты цель функционирования государственно-управляющей системы или ее отдельных частей имеет принципиальное значение при анализе и оценке поведения и действий субъекта государственного управления. Причем речь идет не только и не столько о целях, зафиксированных в правовых статусах управляющих структур, других политических документах либо законодательных актах, сколько о целях, которые практически реализуются в жизни. Целеориентированность организации и функционирования управляющих систем (подсистем) определяются путем изучения и оценки их организационной, нормативной и другой деятельности с точки зрения соответствия ее целевой направленности, установленной для них. Таким способом можно не только познавать смысл активности любой структуры государственного и муниципального управления, но и избегать дублирования, параллелизма, а также тех положений, при которых какие-нибудь участки общественной жизнедеятельности остаются вне необходимых управляющих воздействий. Ко второму критерию относятся затраты времени на решение управленческих вопросов и осуществление управленческих Измерение эффективности государственного и муниципального управления 441 действий. Это время, которое тратится на внутреннюю управленческую деятельность, т.е. на обработку и прохождение управленческой информации от «входа» до «выхода» в государственно-управляющей системе в целом (в аппарате управления), соответствующих подсистемах и организационных структурах. Исторически давно выведен закон экономии времени, характеризующий очень многое в жизни людей и созданного ими общества. Ведь чем меньше затраты времени на выполнение единицы;той или иной работы, тем выше ее производительность. А для этого, что вполне понятно, должны быть введены в соответствующий процесс работы знания, опыт, организация, дисциплина, стимулы, санкции и другие социальные элементы. Экономия времени есть слагаемое многих условий и факторов, и во всем мире идет постоянный поиск путей движения в данном направлении. Учитывая иерархический характер (многоуровневость) государственного и муниципального управления, его широкую горизонтальную специализацию, актуальность комплексного подхода с его стороны к общественным процессам и другие особенности, параметры затрат времени на собственно управленческую жизнедеятельность самого его субъекта имеют для общества исключительное значение. Дело в том, что любое управленческое решение свою актуальность и рациональность сохраняет лишь в течение весьма короткого времени, до тех пор, пока оно соответствует «схваченным» условиям и факторам, так сказать, моменту дня. Такое решение, тем более принятое на высшем или центральном уровнях, необходимо как можно быстрее «пропустить» и дифференцировать по соответствующей иерархии и довести до исполнителей, в том числе находящихся в управляемых объектах. Здесь задержка или промедление с движением управленческой информации каждый день уменьшают значение управленческого решения, сужают его потенциал, постепенно низводят на нет его цели и ресурсы. Сложность, динамизм и переменчивость общественной жизнедеятельности усиливают значимость затрат времени на решения и действия органов государственной власти и местного самоуправления, требуют сохранения, уплотнения, решительной экономии времени. В государственном аппарате должны быть установлены жесткие нормативы затрат времени на выработку и прохождение любой управленческой информации, 442 Глава 20 основанные на современных технических средствах и строго соблюдаемые. В качестве третьего критерия специальной социальной эффективности государственного управления следует назвать стиль функционирования государственно-управляющей системы, ее подсистем и других организационных структур. Речь идет не о нормативно установленных правовых, организационных формах, а также методах осуществления соответствующей компетенции тех или иных органов, а о реальной практике управленческого поведения конкретных органов и их должностных лиц. Эффективность всегда измеряется по действительности, а не по тому, что должно быть или вменено кому-то в обязанность. Можно иметь много прекрасно описанных обязанностей, в том числе в конституциях и иных нормативных правовых актах, но не исполнять их либо исполнять не лучшим образом. На стиль, как уже отмечалось, влияют возможности личности (государственных деятелей, руководителей, государственных служащих и т.д.). Одновременно он зависит от уровня организации и функционирования соответствующей управляющей структуры. Тем самым понять и оценить стиль формирования отдельной структуры, не говоря уже конкретного управленца, можно не путем «снятия» индивидуального или группового психологического портрета, а только на основе всего многообразия фактов, действующих в данной системе (подсистеме) управления и влияющих на конкретный стиль исполнения государственных должностей. Здесь особенно актуален комплексный подход, который и способствует раскрытию эффективности государственного управления по данному критерию. Четвертый критерий отражает сложность организации субъекта государственного и муниципального управления, его подсистем и звеньев. На первый взгляд (и многим) кажется, что сложность не имеет непосредственного отношения к социально-экономическим и функционально-организационным характеристикам управления. Но это большое заблуждение, ибо сложность той или иной организационной структуры непосредственно влияет на ее внутреннюю жизнедеятельность (реализацию внутренних функций) и формирование управляющих воздействий (осуществление внешних функций). Важное общественное значение принадлежит пятому критерию, отражающему общие (совокупные) — экономические, соии-
Измерение эффективности государственного и муниципального управления 443 альные, технические, кадровые и другие — издержки на содержание и обеспечение функционирования государственно-управля-юшей системы, ее подсистем и иных организационных структур. При их анализе и оценке следует учитывать взаимозависимость между стоимостью управления и социальными результатами деятельности управляемых объектов, затраты на протяженность коммуникаций, объективное усложнение управленческих проблем и иные моменты, определяющие управленческие издержки. Сюда логично входят расходы на содержание персонала управления, командировочные расходы, расходы на оргтехнику и компьютеры и т.д., которые тоже надо соотносить с реальным влиянием соответствующих управляющих воздействий на общественное развитие. В последние годы, в связи с упорядочением бюджетного процесса, управленческие расходы стали фиксироваться в бюджетах, но они слабо контролируются, и к тому же остались лазейки для их внебюджетного финансирования. Здесь еще предстоит работа. Среди критериев конкретной социальной эффективности государственного управления (деятельности органов государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц) можно выделить: 1. Степень соответствия направлений, содержания и резуль 2. Законность решений и действий органов государственной 444 Глава 20 3. Реальность, действительность влияния управленческих ре 4. Содержание управленческих актов (решений, поступков, 5. Демократизм управленческой деятельности, состоящий в 6. Обеспечение в решениях и действиях органов и их должно 7. Правдивость и актуальность управленческой информации, 8. Нравственность влияния управленческой деятельности, Разумеется, в каждом уровне социальной эффективности государственного управления можно выделить и другие критерии для ее измерения. Тем более, что такие критерии зависят от специфики управляемых объектов (явлений, отношений, процессов), качественные параметры которых своеобразны. Но хотя бы использование названных критериев на практике, причем систематически и с приданием публичности полученным результатам (показателям), сослужило бы хорошую пользу для общества, способствовало росту эффективности государственного и муниципального управления. Местное самоуправление по своим проявлениям во многом связано с государственным управлением, им определяется и регулируется, реализует его решения и т.д. Логично, что его социальная эффективность может и должна измеряться по тем же критериям, что и у государственного управления. Любое муниципальное образование (местное сообщество) также представляет собой управленческую систему, в которой действуют субъ- Измерение эффективности государственного и муниципального управления 445 ект управления (органы местного самоуправления), управляемые объекты (местная жизнедеятельность людей, привязанная ( к поселениям либо административным территориям), взаимодействующие между собой (прямые и обратные связи). По структуре такая система аналогична любой государственной управленческой системе (в субъекте Федерации, в государстве в целом), и в ней вполне обнаруживаются критерии общей, специальной и конкретной социальной эффективности управления. В то же время местное самоуправление имеет ряд самобытных свойств, которые также подлежат измерению и оценке. Главное свойство местного самоуправления выражается в его праве и возможности непосредственно вовлекать жителей (население) муниципальных образований в ведение местных дел, в организацию и совершенствование своей социальной инфраструктуры, в развитие и повышение благополучия всех, проживающих на их территории. По удельному весу (или проценту) реального участия жителей в облагораживании своих домов (квартир), в обустройстве и сохранности подъездов, прилегающих скверов, улиц и кварталов, в выборах и работе органов местного самоуправления (представительных и исполнительных), в организации детских и школьных площадок, в поддержании общественного порядка и в других направлениях можно судить о том, как местное самоуправление реализует свою сущность. С данных проявлений оно фактически и начинается, ибо распределение дополнительных ресурсов есть скорее дело того, кто эти ресурсы выделяет. Последствия иерархической структуры общества с противоречиями, порождаемыми этим, наиболее глубоко и масштабно отражаются в жизнедеятельности муниципальных образований. Именно здесь человек чаше всего остается со своей бедой и идет за помощью в органы местного самоуправления. Инвалиды и сироты, бездомные и беспризорные, престарелые и больные и иные обездоленные граждане ищут поддержки и защиты в пределах своего местожительства. Гражданин со своими проблема-Ми и власть со своими возможностями встречаются больше и Чаще всего на уровне местного самоуправления. Поэтому для Последнего очень актуален такой критерий социальной эффективности, как милосердие, не только внимание к человеку, но и Реальное решение вопросов, негативно повлиявших на его 446 Глава 20 жизнь. Речь идет не о пресловутом патернализме, опеке, «корм-лении» бездельников, а о таком отношении к людям, в результате которого они бы сами становились на «ноги» и обеспечивали собственное существование. Как показывает вековой зарубежный опыт, социальная стратификация существует во всех странах и везде она усиливается вследствие не только причин социально-экономических, но и демографических, которые весьма неблагоприятны. Милосердие есть длительная перспектива организации и функционирования местного самоуправления. Почти все население страны проживает на территории муниципальных образований. На их территориях находятся структуры всех форм собственности и видов производств, вплоть до объектов обороны со своим персоналом. Последние пользуются всеми элементами социальной инфраструктуры, которые находятся на этой территории и часто в ведении органов местного самоуправления. Следует заметить, что элементы социальной инфраструктуры не взаимозаменяемы, поскольку каждый из них выполняет строго определенную функцию обслуживания: школа, поликлиника, магазин, дом быта, спортзал, коммунальное хозяйство, пассажирский автотранспорт, нотариус, газета, радио, телевидение и т.д. и т.п. Для удовлетворения реальных жизненных потребностей человеку нужно все — от родильного дома через многообразие обеспечивающих структур до кладбища. Тем самым важнейшим критерием измерения социальной эффективности местного самоуправления является комплексность состояния и развития структур социальной инфраструктуры на территории муниципального образования. Причем, такая комплексность не означает, что все элементы социальной инфраструктуры должны принадлежать к муниципальной собственности. Они могут быть разных форм собственности, главное, чтобы они наличествовали и удовлетворяли потребности жителей муниципальных образований. Однако нередко данный критерий не принимается должным образом во внимание ни при создании муниципальных образований, ни при определении их материально-финансовой основы, ни при их финансировании со стороны федерального и субъектных бюджетов. Вследствие этого довольно значительная их часть получилась ущербной в смысле комплексности элемеН- Измерение эффективности государственного и муниципального управления 447 тов социальной инфраструктуры на соответствующей территории. Отсюда и немалый поток жалоб граждан на слабое обеспечение их социальных потребностей. Здесь имеется много проблем, которые следует проанализировать и оценить и которые являются предметом для программирования и планирования развития муниципальных образований. Особо хотелось бы акцентировать внимание на таком критерии, приобретающем все большее общественное значение, как уровень соблюдения норм социального общежития и правопорядка. Он наиболее проявляется в муниципальных образованиях, в которых люди обычно знают друг друга, соседствуют, сообща пользуются элементами социальной инфраструктуры. Они болезненно реагируют на аморальные проступки, бескультурье, гражданско-правовые, административные и уголовные правонарушения, да и просто на извращения русского и иных национальных языков, на поругания религиозных обычаев, этнических традиций. Жаль, что такой критерий как-то ушел из поля зрения, и взамен его появились вседозволенность, разгул наркомании и пьянства, преступность. И это в то время, когда отражаемые этим критерием стороны жизни выступают основным фактором преодоления трудностей и выхода на устойчивый путь развития. В последние годы, при отрицании прошлого, в массовом потреблении получил распространение ложный стереотип — свобода, мол, сама сформирует достойного человека, надо только не мешать этому. Под его влиянием уже почти не ставится вопрос о том, какие актуальны для людей идеалы, ценности и цели, кто является их носителем и субъектом утверждения, как они могут поддерживаться, приобретать авторитет, входить в сознание и поведение людей. Совсем забыто, что человек с рождения нуждается в воспитании, а воспитывает его все, что окружает, т.е. реальная жизнедеятельность семьи, дома, улицы, социальной инфраструктуры по месту жительства. К сожалению, сегодня нет общественных структур, озабоченных состоянием нравственности, культуры поведения, профилактикой правонарушений. В таких условиях именно органы местного самоуправления призваны взять в свои руки дело формирования в городах и де-Ревнях (поселках) нужной людям нравственно-психологической обстановки, стать борцами за утверждение норм социального общежития и правомерного поведения. Больше заниматься 448 Глава 20 этим некому. Состояние данных процессов, динамика и направления их развития должны стать, может быть, самыми основными критериями анализа и оценки развития местного самоуправления. Множество событий и происшествий, которые имеют место в России и на планете вообще, свидетельствуют о нарастании кризиса в отношениях человека и общества, с одной стороны, и природы, с другой. Загрязнение рек и водоемов, вырубка лесов и насаждений, уменьшение гумуса в почве, опустынивание многих плодородных площадей, ухудшение качества воды, воздуха, продуктов растениеводства и многое другое происходят по вине людей, их коллективов и при попустительстве органов государственной власти и местного самоуправления. Часто подобные негативные процессы с далеко идущими последствиями возникают вследствие прямых решений властных структур, живущих порой «одним днем». Большинство муниципальных образований непосредственно взаимодействуют с природой: либо ее берегут, либо разрушают. Следовательно, одним из критериев измерения их социальной эффективности должен быть критерий экологический, показывающий, что жители делают для сохранения и воспроизводства природы. Результаты государственного и муниципального управления наглядно видны в экономике и благосостоянии людей, в социальной и духовной сферах, в общественной безопасности (правопорядке), в международном сотрудничестве и в других сторонах жизни. Все общество в целом и каждый человек в отдельности имеют свое мнение относительно рациональности и эффективности соответствующего управления. Однако подобное субъективное отношение людей к управлению не заменяет специальной, т.е. квалифицированной и общественно значимой оценки качества государственного и муниципального управления или их отдельных проявлений в тот или иной исторический момент. Оценка есть обоснованный (по соответствующим критериям и показателям) акт определения проделанной работы (изготов- Измерение эффективности государственного и муниципального управления 449 ленного продукта) с точки зрения полезности и соответствия принятым образцам (стандартам, параметрам и т.д.). Главное — познать степень реального удовлетворения общественных запросов g государственно-правовом целеполагании, организации и регулировании.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.79.88 (0.071 с.) |