Естественное право и естественные права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Естественное право и естественные права



Требования к определению естественного права:

(1) Совокупность основных практических принципов, которые опреде-ляют основные формы человеческого процветания как благ полученных и реализованных.

(2) Совокупность основных методологических требований практической рациональности, которая разделяет ясное от неясного… и дает критерий разграничения между способами действий, которые морально правиль-ны или морально ошибочны.


 




ДЖОН РОЛЗ (1921–2002)

Семь основных благ

Жизнь. Термин «жизнь» здесь обозначает любой аспект витальности

(жизненности), который придает человеку хорошую форму для самооп-

ределения.

Знание. Ценность знания не может быть продемонстрирована, но и не

нуждается в демонстрации.

Игра. Это действие выполняется не для представления самого по себе, а

ради собственного наслаждения… Элемент игры входит в любую чело-

веческую деятельность.

Эстетический опыт. Реализация или понимание красоты во множестве

разных вещей.

Социальность (дружба). Сообщество – форма единого взаимодействия

людей.

Практическая рациональность. Основное благо, делающее нашу соб-

ственную разумность эффективной… в отношении проблем выбора дей-

ствий и стиля жизни и формирования собственного характера.

Религия – отношение к порядку космоса.

Общее благо

Совокупность условий, которые дают возможность членам общества

достигать для самих себя разумных ограничений или реализовывать

разумно для себя ценности, ради которых они имеют основание сотруд-

ничать с другими (позитивно или негативно) в обществе.

(Finnis J. Natural law and Natural rights. New York, 1980. P. 23, 65, 86–88,

155).

О естественном праве

Содержание любого позитивного права должно быть дедуцировано из моральных принципов любым, кто может осознать обстоятельства и их моральные следствия во всей их полноте… С этой точки зрения законо-датель должен наблюдать за правильным правом в смысле предписания, которое уникально истинно во всех обстоятельствах. (Finnis J. The Truth in Legal Positivism // The Autonomy of Law. Essays on Legal Positivism. Oxford, 1999. P. 197, 202).


 

Один из крупнейших современных
теоретиков либерализма, автор теории
справедливого общественного устройства
на принципах рыночной экономики.
Выпускник Принстонского университета
(бакалавриат – 1943, докторат – 1950),
участник второй мировой войны. Служил в
Новой Гвинее, на Филиппинах и в Японии.
Видел последствия бомбардировки

Хиросимы. После окончания войны преподавал в ведущих американских университетах, в 1952 г. учился в Оксфорде (Крайст Черч) в качестве стипендиата программы Фулбрайта, где увлекся теориями И. Берлина и Г. Харта. С 1964 г. и до конца своих дней – профессор Гарвардского университе-та. В 1971 г. был опубликован его главный труд «Теория справедливо-сти», задавший тон в политической философии США на многие годы. В 1993 г. опубликовал книгу «Политический либерализм», а в 1999 – «Право народов», в которой попытался очертить общие принципы, которые могли бы быть приняты как либеральными, так и нелибераль-ными обществами в процессе их взаимодействия. Основные публика-ции: «A Theory of Justice» (1971), «Political Liberalism» (1993), «The Law of Peoples» (1999), «Collected Papers» (1999), «Lectures on the His­tory of Moral Philosophy» (2000), «Justice as Fairness: A Restatement» (2001).

Теория справедливости

Справедливость — это первая добродетель общественных институтов, точно так же как истина — первая добродетель систем мысли. Теория, как бы она ни была элегантна и экономна, должна быть отвергнута или подвергнута ревизии, если она не истинна. Подобным же образом за-коны и институты, как бы они ни были эффективны и успешно устрое-ны, должны быть реформированы или ликвидированы, если они не-справедливы. Каждая личность обладает основанной на справедливо-сти неприкосновенностью, которая не может быть нарушена даже про-цветающим обществом. По этой причине справедливость не допускает, чтобы потеря свободы одними была оправдана б о льшими благами дру-гих. Непозволительно, чтобы лишения, вынужденно испытываемые меньшинством, перевешивались большей суммой преимуществ, кото-


 




рыми наслаждается большинство. Следовательно, в справедливом об-ществе должны быть установлены свободы граждан, а права, гаранти-руемые справедливостью, не должны быть предметом политического торга или же калькуляции политических интересов. Единственное, что позволяет нам неохотно принимать ошибочную теорию, — это отсут-ствие лучшей теории. Аналогично несправедливость терпима только тогда, когда необходимо избежать еще большей несправедливости. Будучи первыми добродетелями человеческой деятельности, истина и справедливость бескомпромиссны…

Моя цель состоит в представлении концепции справедливости, ко-торая обобщает до более высокого уровня абстракции знакомую тео-рию общественного договора. Ее мы находим, например, у Локка, Рус-со и Канта. Для того чтобы сделать это, мы не должны думать об ис-ходном контракте как о договоре в каком-то конкретном обществе, заключенном для установления какой-то конкретной формы правле-ния. Скорее основная идея здесь в том, что принципы справедливости для базисной структуры общества являются объектами исходного со-глашения. Это такие принципы, которые свободные и рациональные индивиды, преследующие свои интересы, в исходном положении ра-венства примут в качестве определяющих фундаментальные соглаше-ния по поводу своего объединения. Эти принципы должны регулиро-вать все остальные соглашения; они специфицируют виды социальной кооперации, которые могут возникнуть, и формы правления, которые могут быть установлены. Этот способ рассмотрения принципов спра-ведливости я буду называть справедливость как честность.

Таким образом, мы должны вообразить, что те, кто занят в соци-альной кооперации, вместе выбирают, в одном совместном действии, принципы, которые расписывают основные права и обязанности и оп-ределяют разделение социальных преимуществ. Люди должны решить заранее, как они будут регулировать свои притязания друг к другу и какова должна быть основная хартия их общества. Точно так же как каждая личность должна решить путем рациональных размышлений, что составляет благо, т. е. систему целей, рациональную для их пре-следования, так и группа людей должна решить раз и навсегда, что считать справедливым и несправедливым. Выбор, который должен был бы сделать рациональный человек в этой гипотетической ситуации равной свободы, в предположении, что проблема выбора имеет реше-ние, определяет принципы справедливости. (Дж. Ролз. Теория справедливости. Новосибирск, 1995. Гл. I, § 1,3).


Принципы справедливости

Первый принцип: каждый человек должен иметь равные права в отно-

шении наиболее обширной схемы равных основных свобод, совмести-

мых с подобными схемами свобод для других.

Второй принцип: социальные и экономические неравенства должны

быть устроены так, чтобы: (а) от них можно было бы разумно ожидать

преимуществ для всех и (б) доступ к положениям (positions) и должно-

стям был бы открыт всем.

(Дж. Ролз. Теория справедливости. Новосибирск, 1995. Гл. II, § 11).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.242.96.240 (0.007 с.)