Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И современный конституционализм
Специфика перехода от натурализма к реализму в трактовке философ-ско-правовой проблематики проявляется в концепции «конструктивной интерпретации» американского правоведа и философа Рональда Двор-кина, в которой представлена критика традиционных философских представлений о праве и справедливости, об аксиологических основани-ях конституционной модели общественного устройства. Кроме того, в публикациях Р. Дворкина представлены критические аргументы против политического утилитаризма, неопозитивизма в англо-американской юриспруденции и естественно-правовых концепций («натурализма») в философии права. Тем самым в его понимании конституционной док-трины преобладает идея активной роли судебной власти и «реалистиче-ская» интерпретация политико-правовой реальности 44. См.: Дворкин Р. Справедливость и права // Отеч. зап. 2003. № 2. С. 131–138. Аргументация Р. Дворкина основывается на его собственной трактовке основных положений правового неопозитивизма Г. Харта: (1) право – это совокупность норм, прямо или косвенно регули-рующих человеческое поведение путем запретов и дозволений; (2) юридические обязанности перед государством возникают в случае подведения фактической ситуации под действие правовых норм, то есть любому праву соответствует обязанность, но права и обязанно-сти не существуют вне правовых норм; (3) судейское усмотрение: если фактическая ситуация не урегули-рована предписаниями правовых норм, то судья действует по собствен-ному усмотрению, создавая более адекватные правовые нормы в судеб-ных прецедентах 45. Позиция Р. Дворкина направлена на опровержение указанных ут-верждений. Основание правовой системы составляют не нормы, а фун-даментальные правовые принципы и стратегии. Тем самым правовые стандарты поведения в обществе направлены на достижение определен-ных коллективных целей («стратегии») либо выражают моральные тре-бования равенства, справедливости, честности («принципы»). Кроме того, критериями разграничения «правовых принципов» и «правовых норм» являются: (1) Юридические последствия: при наличии условий и сформули-рованных исключений норма автоматически определяет правовое реше-ние; однако принцип не содержит условий применения и исключений, не распространяется на конкретные случаи и лишь склоняет должност-ные лица к принятию законных решений.
(2) Значение: при коллизии правовых норм учитывается их юри-дическая сила, при коллизии принципов дается оценка их значимости и важности 46. Однако на практике часто наблюдается смешение принципов, стратегий и норм. Например, в первой поправке к Конституции США указано, что Конгресс не должен издавать законы против свободы веро-исповедания или законы, ограничивающие свободу слова. Если это принцип, то ограничения свободы слова могут быть предусмотрены в Однако Р. Дворкин не учитывает, что помимо данных положений Г. Харт проводит различия между «первичными» и «вторичными» правилами, пра-вовым и неправовым принуждением, предлагая «правила признания» в каче-стве критерия действительности юридических норм. См: Dworkin R. Is law a system of rules? // Philosophy of Law / Ed. by R. Dworkin. Oxford, 1977. P. 38; см. также: Dworkin R. Judicial Discretion // Journal of Philosophy. 1963. Vol. 60. No. 21. P. 624–638. См.: Дворкин Р. О правах всерьез. М., 2004. С. 44–51. правовых нормах с обоснованием коллективной цели (обеспечение безопасности, защита нравственности). Тем самым действие принципов может фактически нарушать правовые нормы и наоборот. Например, нормы о приобретении по давности (например, приобретение права соб-ственности на найденную вещь, исходя из давности владения) могут противоречить принципу недопустимости извлечения выгоды из собст-венных неправомерных действий. В интерпретации Р. Дворкина в слу-чае судебного спора судья оценивает значимость различных принципов, а затем на основе правовых норм принимает решение, обосновывая его ссылками на принципы. Таким образом, из анализа судебной практики следует, что судейская деятельность не является процедурой толкования и применения общих правовых норм к конкретным случаям, а представ-ляет собой «конструктивную интерпретацию» судьей конкурирующих правовых принципов, которые не имеют иерархии и позволяют разре-шить спор с учетом моральных принципов. Однако отдельные авторы справедливо указывают на то, что признание Г. Хартом судейского ус-мотрения позволяет учитывать и роль правовых принципов в судебных решениях.
Вопрос о существовании юридических обязанностей вне норм рассматривается как проблема обоснования моральных прав граждан по отношению к государству. В либеральной конституционной доктрине возможны две позиции: политический скептицизм (граждане обладают только юридическими правами, предусмотренными Конституцией) и «разделение компетенции» (признание моральных прав у граждан отно-сится к ведению парламента, принимающего законы, а не судов). Р. Дворкин придерживается морального обоснования, отмечая, что «конституционная теория предполагает определенное решение сложных вопросов институционального устройства, а также вопросов философии политики и морали» 47. В этом смысле граждане обладают двумя видами моральных прав: (1) правом на равное обращение, то есть на равное рас-пределение возможностей, ресурсов и обязанностей; (2) правом на об-ращение как с равным (равная забота и уважение). И эти права имеют объективный статус, не связанный со спецификой национальных право-вых систем. Помимо критики правового неопозитивизма, Р. Дворкин неоднозначно оценивает и идею естественных прав, показывая пара-доксальность ситуации, когда наличие таких прав не связано с юриди-ческим признанием и процедурой доказывания. Аргументы против неопозитивистской концепции судейского ус-мотрения также опираются на идею фундаментальных правовых прин- ципов. У Г. Харта правовые нормы содержат «открытую материю» и частично неопределенны, что расширяет возможности судей решать по собственному усмотрению. Тем самым судья выходит за пределы пред-писаний законодательства. Чем же он руководствуется? Р. Дворкин предлагает модель «юридического Геракла» – судьи-философа, который принимает безошибочные и правильные решения. «Геракл» руководствуется правовой традицией, в которой воплощены фундаментальные ценности, а господствующая «политическая теория» позволяет ему осуществить «принципиальную интерпретацию» законов (принять единственно верное решение на основе правовых принципов). Тем самым у Р. Дворкина стирается грань между философией и полити-ко-правовой идеологией. Если Г. Харт считает, что процесс применения правил должен быть политически нейтральным, то Р. Дворкин фактиче-ски признает идеологическую обусловленность любого правового ре-шения. «Конструктивная интерпретация» законов возможна лишь на основе политически легитимной правовой традиции, в данном случае «американского неолиберализма» с активной ролью Верховного суда США в толковании Конституции и в реальной политике. Таким обра-зом, в концепции Р. Дворкина возрождается реалистический подход к проблеме правопонимания. Естественные (моральные) права на основе норм Конституции становятся юридическими правами, а их реальное обеспечение осуществляется судебной системой. ТЕМА VII. ПРАВОВОЙ РЕАЛИЗМ В интеллектуальной традиции США наиболее значимыми считаются два достижения – философия прагматизма (Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи) и правовой реализм. К истокам реалистического направления в философии права относятся не только отдельные философские кон-цепции прагматизма (инструментализм Джона Дьюи), но и концепции американской социологии, в которых основной задачей становится эм-пирическое исследование процессов правового регулирования социаль-ных отношений и функционирования политико-правовых институтов. Правовой реализм выражает последовательную критическую позицию в отношении юридического формализма, абстрактных теоретических кон-струкций, логики и дедуктивного мышления в праве. В развитии амери-канского правового реализма в XX в. выделяется три основных этапа: (1) классический правовой реализм; (2) критический правовой реализм; (3) «натуралистический» правовой реализм.
См.: Дворкин Р. О правах всерьез. М., 2004. С. 167. Классический правовой реализм. Реалистическое движение в аме-риканском правоведении предпринимает попытку преобразовать мето-дологию изучения права и государства, указывая на необходимость ана-лиза связей социологических, психологических и экономических факто-ров с юридически значимыми действиями. Основная функция реалисти-ческой философии и теории права – предсказание возможных действий органов, осуществляющих применение права. Основателем правового реализма в классической интерпретации является судья Верховного суда США Оливер Уэнделл Холмс (1841– 1935) 48. Он скептически оценивает правовую традицию США с момента создания Конституции, критикует идеи естественного права, правовую доктрину английского правоведа Уильяма Блэкстоуна (XVIII в.), юри-дический позитивизм и понятие «суверена» Дж. Остина. Отвергая пред-ставление о праве как идеальной сущности, в которой воплощены пра-вовые ценности и принципы, познаваемые логическими рассуждениями и абстрактными аргументами, Холмс считает, что только фактические действия суда составляют право как оно есть («сущее» в праве). По его словам, «жизнь права не подчинена логике, а соответствует опыту». Это значит, что первым требованием к юридической теории становится со-ответствие эмпирическим данным, то есть право прежде всего должно соответствовать реальным потребностям общества. Второе требование к юридической теории – разграничение права и морали. Порядок в обществе основан на том, что человек – смертное существо, поэтому нужно избегать моральных оценок в спорах о праве. Однако О. Холмс считает право внешним выражением моральной жизни людей, утверждая, что «мир управляется сегодня скорее Иммануилом Кантом, нежели Наполеоном Бонапартом». Деятельность О. Холмса в качестве судьи Верховного суда США имела практические следствия. До 1937 г. в практике Верховного суда США множество законов, в том числе законы «Нового курса» Ф. Руз-вельта, были признаны неконституционными в связи с превышением полномочий президентом США. О. Холмс скептически оценивал «Но-вый курс», но полагал, что признание недействительными законов, с которыми не соглашается судья, не является функцией судебной власти. Он выступал против активного противодействия Верховного суда госу-дарственному вмешательству в экономику в рамках реформ «Нового курса», обосновывая доктрину судебного самоограничения, которая стала общепризнанной в практике Верховного суда США после 1937 г.
Holmes O. W. The Common Law: Lectures. 1881 (рус. пер. см.: Российское право в Интернете. 2003. № 2, 3. 2004. № 4 [ www.rli.consultant.ru ]. Роско Паунд (1870–1964) синтезирует теоретические положения социологии и инструментального подхода к праву при создании «со-циологической юриспруденции». Деятельность юристов и законодате-лей должна оцениваться по степени соответствия поставленным целям, а не с позиции идеальных форм действующего права. Право – это «со-циальная инженерия», социальное взаимодействие правовых норм и практики. Р. Паунд полагал, что в сферу права следует включать режим ус-тановления отношений и человеческой активности (правовой порядок), правовые предписания (нормативный материал) и процесс отправления правосудия (деятельность суда и административных органов). В его конструкции правовой сферы возможно «правосудие без права» – пра-восудие без предусмотренных правовых норм, поскольку право высту-пает одним из элементов социальной среды, более приспособленным к жизни. Поэтому любая деятельность государственных органов в его концепции является фактически правовой. Но право как средство достижения социального порядка имеет специфическую цель – примирение и гармонизация противоположных интересов в обществе. Р. Паунд предлагает построить «табель интере-сов». Интерес может быть разным, но в любом цивилизованном общест-ве, согласно Р. Паунду, любой человек вправе полагать, что: (1) никто другой не совершит против него преднамеренной агрессии; (2) сущест-вует право пользования продуктами своего труда; (3) действует принцип добросовестного исполнения обязательств; (4) недопустимы поступки, связанные с повышенным риском для окружающих; (5) тот, кто может нанести вред, должен проявлять должную осторожность. Основной проблемой правоведения является то, что «право долж-но быть стабильным и в то же время оно не может стоять на месте». Ес-ли право – форма социального контроля, то должно ли оно воздейство-вать на врожденные свойства человека (хитрость, ловкость)? Р. Паунд отвечает, что нет, так как эти свойства отражаются в юридически зна-чимых действиях, в договорах и сделках. Он противопоставляет свободу и равенство: «Люди желают быть равными во всех отношениях. Но они же желают быть и свободными». Изменения условий общественной жизни ведут к тому, что пра-вопорядок должен постоянно пересматриваться и изменяться вплоть до изменения правовых принципов. Однако тезис Р. Паунда о «правосудии без права» фактически оправдывает принятие судебных решений интуи-тивно, без опоры на правовые нормы. Реалисты, таким образом, допус-кают отказ и от прецедента, и от закона как «застывших» форм права, неадекватных социальной действительности. Различие Р. Паундом
«права в книгах» и «права в действии» ведет к неблагоприятным по-следствиям, например, в международном частном праве, где реалисты настаивают, что до решения суда не существует никаких субъективных прав и правомочий (в том числе на основе норм иностранных законов и международного права). Джером Франк встает, по-видимому, в позицию радикального реализма в вопросе о нормативном статусе юридически значимых пра-вил. Он считает право неопределенным по содержанию, поскольку тво-рец права – это судья, который по собственному усмотрению устанав-ливает факты («из личных причуд» и желаний). Этим обусловлен инте-рес Дж. Франка к способам обнаружения фактов, имеющих значение для принятия судебного решения, оценке предположений, психологии свидетелей, к деятельности судов первой инстанции и практикующих юристов. Он поддерживает скептицизм в отношении существования юридических правил и их роли в принятии судебных решений. В концепции Карла Ллевеллина сфера поиска факторов, влияю-щих на вынесение судебного решения, расширяется. Он отстаивает те-зис, что право – это результат деятельности не только судей, но и долж-ностных лиц и различных государственных органов. Критический правовой реализм. Позиция крайнего реализма в ко-нечном итоге приводит к выводу о том, что адекватное понимание пра-вовой действительности возможно лишь при использовании методов социальных наук. В 60-е гг. XX в., ознаменованные жесткой критикой позитивистских и естественно-правовых представлений о праве, возни-кает целый ряд теорий, основанных на идеях «критического правового реализма», в том числе следующие: (1) Экономический анализ права (Ричард Познер). Этим автором используются основные постулаты экономической науки. Максимиза-ция прибыли и накопление богатства – это не только экономические, но и этические цели человеческой деятельности, что зафиксировано в ис-точниках «общего права». Иными словами, эффективность правового регулирования напрямую зависит от экономической эффективности су-дебных решений. Р. Познер ссылается на материалы судебной практики. Если Верховный суд США в своих решениях признает принцип свобо-ды договора абсолютным, значит, он исходит из экономической эффек-тивности соблюдения данного принципа в условиях рыночной экономи-ки. В «экономике права» наблюдается определенный возврат к форма-лизму в виде логических рассуждений и использования математических методов при анализе права. (2) Теория общественного выбора (Патрик Джеймс Бьюкенен). Общественный выбор – это коллективные последствия индивидуально- го выбора и решений. В условиях многообразия предпочтений людей с позиции экономической рациональности демократический принцип аб-солютного большинства часто не может удовлетворить интересы всех граждан. (3) Критические правовые исследования Роберта Унгера – это же-сткая критика либеральной юриспруденции. Либерализм с его идеями прав человека, нейтральности и процедурной справедливости – это идеологическое прикрытие решений власти и неравенства в обществе. Однако критикуется и марксизм, поскольку право содержит множество противоречий и не может определяться экономическими отношениями. Судьи формально следуют юридическим процедурам и субъективно полагают, что их решения соответствуют закону, чего на самом деле может и не быть. Единственный выход – создание модели «неуправляе-мой демократии» с радикальной критикой существующего обществен-ного строя и Конституции США. (4) Критика расизма. Появляются также специфические исследо-вания, в которых обсуждаются вопросы различий между человеческими расами («мы видим разный мир») и проблемы расовой дискриминации в правовом аспекте. «Натуралистический» правовой реализм. Признание ведущей ро-ли судебных и административных органов в формировании правового пространства в правовом реализме ставит под сомнение значимость правовых норм и нормативных предписаний. Эта позиция доведена до логического конца в концепции «натурализации юриспруденции» аме-риканского правоведа и философа Брайана Лейтера. Натурализация правоведения в реалистической интерпретации предполагает постановку и специфическое решение трех основных про-блем: (1) нормативного статуса правил; (2) объекта правового познания; (3) функции юридической теории 49. Проблема нормативного статуса правил связана с изменениями в области эмпирических оснований правоведения. Под влиянием правово-го позитивизма (И. Бентам, Дж. Остин) к концу XIX в. эмпирическим статусом в отраслевых юридических науках обладают лишь нормы по-зитивного права и юридическая практика. Из неопозитивистской трак-товки социальных отношений следует, что юридические правила не только предусматривают объективные основания поведения (действие, бездействие), но и содержат обоснование необходимости соблюдения правил. При этом субъективные предпочтения («внутренний аспект» Leiter B. American Legal Realism // Public Law and Legal Theory Research Papers. 2002. Vol. 042. P. 14.
правил у Г. Харта) влияют на характер юридической ответственности. Б. Лейтер указывает на противоречивость позиции неопозитивистов, которые фактически признают, что содержание любого юридически значимого правила вытекает из реальной практики его применения должностными лицами в процессе принятия решений. Сохраняют ли правовые правила нормативный статус? Реалисты не отвергают руководящей и направляющей роли правил при принятии решения, когда судья согласен с законом. Если же содержание правовой нормы требует истолкования и оценки, то правовая теория не может предусмотреть основания для такого согласия в судейском сообществе, а значит, отсутствует и обязательство соблюдать противоречивый закон. Тезис реалистов приобретает более радикальную форму: любое власт-ное предписание может стать правовым на основании решения судьи, в том числе вне предписаний законодательства. Следовательно, теория судебного решения должна быть описанием причинных связей между фактическими ситуациями и реальными судебными решениями без апелляции к нормативно-правовым основаниям. По мнению Б. Лейтера, натурализация юриспруденции как раз и предполагает признание того, что правовые основания (правила) не предопределяют решение спора и не дают стратегии обоснования юридических выводов. Нормативный статус сохраняется только в отношении понятия права, которое факти-чески используется в судебной практике. Однако аргументация реалистов и Б. Лейтера против «формализ-ма» в праве неверна. Функция юридических правил состоит в определе-нии правового статуса судей (наделение властными полномочиями кон-кретных социальных субъектов), ограничений судейской деятельности (регламентация судебных процедур, делопроизводства, способов дока-зывания и оценки доказательств) и в обеспечении единообразия норма-тивных предписаний (законы менее изменчивы в отличие от прецеден-тов, поскольку толкование противоречивых законов фиксируется в обя-зательных для судей «правовых позициях» Верховного суда). Субъек-тивность оценки доказательств не имеет существенного значения ввиду наличия множества инстанций и возможностей устранения «судебных ошибок». Таким образом, тезис реалистов о неопределенности права эмпирически не подтверждается. Отказ от нормативного статуса правил актуализирует проблему объекта правового познания, поскольку для реалистов «разговоры о правилах являются мифом, скрывающим истину, что право состоит из решений судов и их предсказаний» 50. Источником права и объектом научного познания в правовом реализме становятся лишь различные формы судебных решений (прецеденты, правовые позиции, акты толко-вания, разъяснения в правовой доктрине). Тем самым границы правовой реальности существенно расширяются, и в предмет натурализованной юриспруденции попадают вопросы психологии судей (Дж. Франк), мак-роэкономического расчета в судебных решениях (Р. Познер) и социаль-ного статуса судейского сообщества (Р. Паунд, К. Ллевеллин). Однако признание социальной обусловленности и вненормативного характера правовых явлений фактически способствует оформлению идеологиче-ских позиций реалистов, связанных с влиянием решений Верховного суда США на социально-экономическую политику американских прези-дентов в XX в. Характерным примером является их аргументация о не-обходимости соблюдения «норм коммерческой культуры», предусмот-ренных ст. 2 Универсального торгового кодекса США. В реалистической теории судебных решений не определяется ие-рархия источников права (законы, подзаконные акты, акты правоприме-нения) и невозможно установить, является ли судебное решение оши-бочным (фактически нет решений, противоречащих действующему за-кону). Б. Лейтер полагает, что его проект «натурализации юриспруден-ции» должен быть локализован в теории судебных решений. Это позво-ляет сохранить нормативность правил в иных сферах правовой реально-сти и противоречит первоначальным методологическим установкам правового реализма. Третья проблема касается функций юридической теории, которая в реалистической интерпретации направлена на предсказание реального поведения судей. В зависимости от соответствия действующему праву (прецедентам) решение истинно или ложно. Предсказание в правовой теории предполагает определение того, что является правом и служит основой принятия решения в конкретной ситуации, и возможного реше-ния спора. В этом смысле и не соответствующее прецеденту решение может считаться правовым, если позволяет предсказывать, что судьи будут в дальнейшем разрешать споры подобным образом. Таким обра-зом, для реалистов правовые утверждения эквивалентны предсказаниям решений судов в пределах их компетенции. В данном случае неадекватное представление об объекте право-вого познания способствует признанию правовыми и незаконных реше-ний (в том числе решений за пределами компетенции суда). Кроме того, 50 Green M. S. Legal Realism as Theory of Law // William and Mary Law Review 2005. Vol. 46 [ www.questia.com ]. реалисты игнорируют «правило Дэвида Юма» о недопустимости выве-дения «должного» из «сущего». Если право – совокупность судебных решений, то оно подлежит постоянному изменению и воспроизведению в новых решениях судов, что не позволяет осуществить предсказание. В правовой сфере имеют значение различные виды юридических пред-положений: «презумпции» позволяют предсказывать отдельные вариан-ты поведения (например, презумпция невиновности, презумпция добро-совестности контрагента в договоре), а «фикции» – моделировать воз-можные ситуации (организационно-правовые формы «юридических лиц»). Несмотря на широкую известность реалистической аргументации в теории права и «натуралистического» проекта Б. Лейтера, его реаль-ное применение фактически лишает юридическую науку предметной специфики и возможностей формирования эффективных методологиче-ских средств познания правовой реальности. Однако сохраняет значение социологический подход к анализу правоотношений, правовых институ-тов и социальных факторов, влияющих на функционирование правовой системы. Правовой реализм в европейских странах. Реалистические фило-софско-правовые концепции европейских мыслителей опираются на иные методологические основания. Феномен права рассматривается в качестве одной из важнейших сфер общественной жизни, в которой во-площаются реальные потребности и моральные представления граждан. Реалистические воззрения в немецкой философии права и юрис-пруденции сохраняют определенные черты немецкой философской тра-диции. Наиболее значительной в данном аспекте является концепция «свободного права» Евгения Эрлиха. Право представляет собой множество социальных явлений, не все из которых оказываются в поле зрения суда. Общество – совокупность различного рода союзов и объединений, в том числе семьи, торговых товариществ, общин, государств и т. д. Союз – исходное начало права. Поэтому все общественные отношения в концепции Е. Эрлиха являются правовыми отношениями, воплощаясь в различных источниках права. Однако помимо правовых норм и правоотношений в обществе сущест-вует мораль, оказывающая влияние на правовую сферу. Иными словами, правовое регулирование не всегда предполагает использование принуж-дения. Право возникает внутри союзов, воплощено в юридических фак-тах, которые и должен выявить судья. Реалистические концепции во Франции опираются на основные положения социологии Э. Дюркгейма и философии позитивизма О. Конта. Предметом социологии, согласно Э. Дюркгейму, является изучение «социальных фактов» (юридических, моральных и др.), при-чем основной социальный факт – солидарность. В этом смысле объек-тивны только коллективные представления. Французские правоведы и философы (Ж. Дави, А. Леви-Брюль, Ж. Гурвич) также полагали, что право выражает ценности общественно-го мнения, то есть то, что общество хотело бы в нем видеть. В представ-лениях и верованиях коллективного сознания «должное» и «сущее» едины. И потому судебная практика более объективна, нежели правовые нормы, поскольку в ней отражен коллективный опыт людей. Судья, по мнению реалистов, в большей степени руководствуется «общим мнени-ем», а не законом. А. Леви-Брюль указывает на то, что существует мно-жество легальных предписаний вне государственной власти, то есть го-сударство и право не связаны друг с другом. Характерна и идея Ж. Гур-вича о революции против юридического верховенства государства «внутри и вовне». Поэтому критерием правомерности человеческого поведения становится социальная солидарность, выраженная прежде всего в разделении труда и его правовом оформлении. Специфические взгляды присущи и одному из основателей «со-лидаризма», французскому правоведу Леону Дюги, который считал ре-альным только наблюдаемые явления (сознания индивидов). В этом смысле объективное право формируется спонтанно в социальных груп-пах и представляет собой совокупность социальных норм, осознанных большинством.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Аналитическая философия права остается доминирующим направлени-ем в современной философии права, несмотря на обоснованную критику ряда ее основополагающих концепций. Обсуждение аргументации оп-понентов, апелляция к юридическим конструкциям и судебной практи-ке, дискуссии о соотношении права и морали, обоснование специфиче-ской природы естественного права как права, существующего за преде-лами позитивных правовых систем, составляют основные черты анали-тической философско-правовой традиции. В настоящее время продуктивно работает целый ряд философов и теоретиков права. Критический анализ концепции «материального» ес-тественного права Дж. Финниса осуществляется в рамках «католиче-ских исследований» профессоров Рассела Хиттингера и Джозефа Котер-ски. Р. Хиттингер указывает на противоречия концепции Дж. Финниса, связанные с трактовкой понятия «самоочевидности». Каждый человек должен иметь определенный социальный опыт, прежде чем доброде-тель, моральные принципы и перечень основных благ станут для него очевидными. Дж. Котерски показывает, что отсутствие у Финниса яс-ных представлений о человеке делает его концепцию исторически не-обоснованной. Анализ содержания и критики неопозитивистской теории Г. Харта в настоящее время представлен работами Нила Маккормика (университет Эдинбурга, Шотландия) и Джозефа Рэза (Колумбийский университет). Ситуация в отечественной философии права примерно соответствует ситуации в философии вообще – она пожинает плоды векового застоя. Отсюда характерное для многих работ последних лет «механическое» применение западных философско-правовых концеп-ций к российской действительности. Для лучшего понимания контекста современной философии права нам следовало бы также обратиться к работам таких современных фило-софов, правоведов и социологов, как Мишель Фуко, Пьер Бурдье, Фрид-рих фон Хайек, Карл-Отто Апель, Юрген Хабермас, Поль Рикер, Элвин Тоффлер и др. Однако в рамках небольшого курса невозможно охватить всего. Мы надеемся, что полученные знания стимулируют интерес чита-теля к философии права и помогут в дальнейшем изучении этой интри-гующей области юриспруденции. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Учебные издания Бержель Ж.-Л. Общая теория права. М., 2000. Моисеев С. В. Философия права: Курс лекций. Новосибирск, 2003. Ллойд Д. Идея права. М., 2002. Шершеневич Г. Ф. История философии права. СПб., 2001 (репр. изд.: СПб., 1907). The Philosophy of Law / Ed. by R. M. Dworkin. Oxford, 1997.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.9.7 (0.059 с.) |