Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование аналитической традицииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В ФИЛОСОФИИ ПРАВА Социально-исторические и теоретические предпосылки. Развитие за-падноевропейской философско-правовой мысли в первой половине XIX века происходило в условиях формирования философии позитивизма и процесса дифференциации политико-правовых знаний о закономерно-стях функционирования правовой действительности. Особенности ста-новления классического правового позитивизма в Великобритании (Дж. Остин) и других европейских странах в этот период обусловлены действием «внешних» и «внутренних» факторов. «Внешние» факторы появления позитивистской правовой традиции связаны с динамикой социально-исторического развития европейских государств. Это, преж-де всего, тенденции либерализации монархических режимов, роста по-литической значимости не только либеральных ценностей, но и «кон-ституционализма» как особого вида общественного устройства, связан-ного с вовлечением различных социальных групп в политические про-цессы 2. Поскольку подобные явления предполагали реформирование Либерализация монархических режимов в западноевропейских странах – закономерный этап конституционной эволюции европейских государств в эпоху промышленного переворота. Политико-правовой аспект данного про-цесса проявляется в становлении «Вестминстерской модели» государствен-ного строя Великобритании: расширение полномочий британского парла-мента в текущей политике, осуществление избирательных реформ 1832, 1867 и 1884 гг., муниципальной реформы 1835 г. и реформы местного управления 1888 г., реформы судебной системы 1873–76 и 1880 гг. Сходные процессы наблюдались в конституционном развитии Франции (ограничение монархической власти деятельностью представительных органов, попытки
государственных органов, совершенствование судебной системы и от-ражение соответствующих властных решений в нормах законодательст-ва, результатом становится рост потребностей юридической практики и спроса на квалифицированных специалистов в правовой сфере. Однако ко второй половине XIX века в философско-правовых учениях и юрис-пруденции по-прежнему преобладали идеи «естественного права», ап-риорные и рационалистические представления о человеке как политиче-ском существе, основанные, как правило, на доминирующей системе ценностей в конкретных государствах. В этом смысле внутренними факторами стали необходимость обособления юридической сферы в самостоятельную область научного знания и общественной практики, создания специальных юридических методов, которые могли хотя бы внешним образом обеспечить «автономию» правового мышления и юридического сообщества. Этим и обусловлена популярность позити-вистских воззрений на уровне практической деятельности. Кроме того, правовой позитивизм вводит правовое мышление в рамки эмпирических методов и приемов исследования, связанных с анализом многочислен-ных норм законодательства и их истолкования органами государствен-ной власти, обладающими правотворческими либо судебными полномо-чиями (в частности, Сенат в Российской империи). Поскольку юридиче-ский анализ изначально ориентирован на формально-логическое истол-кование правовой нормы, реальность права как социального феномена приобретала эмпирический и нормативный характер. Право интерпре-тировалось как совокупность правовых норм, предусмотренных дейст-вующим законодательством и содержащих властные предписания, ис-полнение которых обеспечивается мерами государственного принужде-ния. Так как задачей правоведа становилось лишь описание содержания нормативно-правовых актов, теоретическое осмысление реального про-цесса толкования и оценки правовых норм предполагало установление «догмы права», то есть подлинного содержания властного предписания. Вот почему позитивистский метод анализа правовых источников под влиянием философских концепций «первого позитивизма» и с учетом специфики положений законодательства стали именовать формально-догматическим методом. Этот метод является основным для теорий «аналитического» правового позитивизма (Дж. Остин) и к началу установления республиканской формы правления), Германии (ограничение широких полномочий императора в отношениях с канцлером и правительст-вом) и Российской империи (реформы Александра II). (Подробнее об этом см.: Медушевский А. А. Демократия и авторитаризм. Российский конститу-ционализм в сравнительной перспективе. М., 1998. С. 173–198; История буржуазного конституционализма XIX в. М., 1986. С. 26–27, 40–46 и др.) XX века «конкурирует» с идеями «социологического позитивизма» и попытками применения социологических методов к анализу реальных правовых отношений и функционированию правовых институтов («пра-вовой реализм» О. В. Холмса, Дж. Франка и К. Ллевеллина). Таким об-разом, ко второй половине XX века в философии права сосуществовали различные версии правового позитивизма и теорий «естественного пра-ва». В этот период под влиянием аналитической философии (логическо-го и лингвистического позитивизма) позитивистские воззрения подвер-гаются значительному усовершенствованию, что наиболее явно отраже-но в положениях «аналитической философии права» (в особенности, Г. Кельзен и Г. Харт). Многие философы права стремились дать общее определение фе-номену права, в котором учитывалось бы все многообразие конкретных правовых ситуаций и обозначены границы правовой сферы. Г. Харт от-мечает, что подобные устремления неизбежно приводили к абсолютиза-ции отдельных аспектов права, и, как следствие, к неясности и необос-нованности исходных теоретических и методологических представле-ний правоведов 3. Однако определение понятия права имело практиче-ские последствия, поскольку критерием истинности и «юридической справедливости» фактически считалось адекватное подведение правово-го факта под общее правило или описание его с помощью общих терми-нов. В неопозитивистских правовых теориях предпринимались попытки использования принципа верифицируемости правовых высказываний. Но фактически верификация в праве не предполагала подтверждение эмпирическими данными, а сводилась лишь к многократному сопостав-лению того или иного положения дел с нормами действующего законо-дательства. Правоприменение, однако, искажало установленное значе-ние правовой нормы, что внесло момент «неопределенности» в толко-вание и прояснение действительного функционирования и взаимодейст-вия «права» и «закона». Потребность в изучении повседневного «есте-ственного» языка права и юридической практики становится общепри-знанной 4. В этом смысле в неопозитивистской теории права Г. Харта изучение правового явления предполагает анализ не только структуры и регулирующего воздействия правовой нормы, но и специфики ее при-менения к реальному человеческому поведению. «Аналитическая юриспруденция» Дж. Остина и ее критики. «Ко-мандная» теория права английского правоведа Джона Остина является первой крупной доктриной правового позитивизма XIX века. Многие 3 См.: Hart H. L. A. Notes // Hart H. L. A. Concept of Law. P. 277. 4 См.: Hart H. L. A. Concept of Law. P. 279–280. сторонники позитивизма признавали, что модель правовой системы Дж. Остина, состоящая из трех параметров («суверен», «приказ», «санк-ция») позволяет четко выделить область правовых и моральных предпи-саний из сферы юриспруденции в целом. Согласно Дж. Остину, предметом исследования юриста должно быть «позитивное право», то есть «право, устанавливаемое политически господствующим для политически подчиненного»; «правила, предна-значенные для управления поведением одного разумного человека со стороны другого разумного человека, обладающего властью над пер-вым» 5. В этом смысле специфика правовой действительности состоит в наличии в политическом пространстве особого рода властных отноше-ний между политическими субъектом («сувереном») и подчиненными ему лицами. Соответственно, «каждая норма или правило представляет собой повеление (command)» 6. Такое повеление (приказ) отличается от иных желаний тем, что субъект повеления имеет возможность «произ-вести взыскание» или осуществить иное наказание в случае неисполне-ния его приказа. Отсутствие таких полномочий, по мнению Дж. Остина, превращает подобные властные предписания в нормы «положительной морали», то есть в социальные нормы, созданные частными лицами при реализации своих намерений или выражении мнений. В модели Дж. Остина приказы обладают статусом законов при наличии двух условий: (1) общий характер предписаний, то есть жела-ние «суверена», является обобщением множества событий политиче-ской сферы; (2) само предписание исходит от «суверена». Однако воз-никает вопрос: кто такой суверен и чем он отличается от других субъек-тов политики? 7 В понимании Дж. Остина в любом обществе существует «лицо» или «группа лиц», которые добиваются обычного повиновения со стороны большей части общества, но сами никому не подчинены. Таким образом, право является совокупностью принудительных прика-зов неподвластных закону правителей. Чем же суверен отличается от вооруженного разбойника, который регулярно грабит большую группу людей, привыкших к насилию? По-видимому, правовую систему невоз-можно свести к уголовно-правовым нормам, похожим на «приказы, подкрепленные угрозами», и «легальность» существования уголовно-
5 Остин Дж. Определение области юриспруденции // Антология мировой пра-. М., 1999. Т. 3. С. 400. исполнительной системы должна иметь иное содержание, чем в модели Дж. Остина 8. Властные предписания выражаются в языке с помощью импера-тивов в повелительном наклонении – «распоряжений», «требований», «советов». Важны не только отношения между императивом и описани-ем действий, но и контекст конкретной социальной ситуации. Ведь при обычном способе употребления повелительного наклонения (например, «если вы не имеете свидетельства о регистрации предпринимателем, то вы не можете заниматься бизнесом») говорящий лишь сообщает некую информацию с описанием возможных событий. В другом случае гово-рящий может выражать намерение заставить другого совершить недоб-ровольные действия, в том числе с угрозой санкций («если вы не имеете свидетельства о регистрации предпринимателем, то ваша деятельность является ‘теневой’ и уголовно наказуема») 9. Для императивной теории Остина характерны такие признаки, как монизм и редукционизм. «Монизм» состоит в том, что единствен-ными источниками права являются законы. При этом законы имеют единую форму – описание правовых обязанностей всех субъектов, кро-ме суверена. В этом смысле недостаток его теории очевиден при пере-ходе от монархического режима к «конституционализму» как режиму самоограничения власти, когда суверен уже по определению подчинен правовым нормам. Кроме того, Остин и его последователи используют нормативный язык и тем самым полагают, что анализ правовых выска-зываний о властных полномочиях, правах и обязанностях может осуще-ствляться без применения неюридических терминов («редукцио-низм») 10. Г. Харт и другие критики Остина убедительно показали огра-ниченность такого подхода. Ведь для разнообразных форм императивов и терминов, выражающих приказы, команды, просьбы, не существует общих слов, точно отражающих намерения говорящего. Даже обыден-ные выражения содержат в себе «контекст употребления» и иначе не могут быть адекватно осмыслены. В случае с вооруженным грабителем логично и естественно предположить, что он приказывает жертве отдать деньги, а жертва подчиняется. Но верно ли такое понимание «императи-ва» для, например, требования полицейского уплатить штраф за парков-ку автомобиля в неположенном месте? Дж. Остин считает, что верно, ибо само требование должностного лица с властными предписаниями задает «контекст» и сущность возникающих правовых отношений, спе- 8 Hart H. L. A. Positivism and separation of law and morals. P. 19. 9 См.: Hart H.L.A. Concept of Law. P. 280–281. www.plato.stanford.edu ]. цифику правовых действий. Г. Харт же отмечает, что это не так, ибо полицейский не похож на грабителя, он не присваивает себе властных полномочий, а наделен ими по закону. Кроме того, правила о штрафах законодательно закреплены, не базируются лишь на здравом смысле участников события и не функционируют в виде обычаев. Необходимо понимать, что правила бывают различных типов. Ведь в случае заклю-чения контракта, вступления в брак или составления завещания прину-дительных приказов нет, а есть лишь рекомендации и процедуры со-вершения действий, несоблюдение которых влечет не санкцию в стро-гом смысле слова, а лишь нежелательные последствия в виде «юридиче-ской недействительности» действий. Поэтому при рассмотрении уголовно-правовых норм, напоми-нающих приказы суверена у Дж. Остина, Г. Хартом проводится сравне-ние неопозитивистской модели с представлениями Дж. Остина. «Остин различает законы и отдельные команды и утверждает, что команда яв-ляется законом или правилом, если она, как правило, обязывает к дейст-виям или воздержанию по отношению к определенному классу дейст-вий» 11. Иными словами, если приказ обращен сувереном к отдельно взятому лицу по поводу определенного типа или класса совершаемых им действий, то он приобретает статус закона. Однако это неверно и в современной правовой системе относится лишь к ненормативным пра-вовым актам. Если Президент своим «распоряжением» назначает кон-кретное лицо на должность руководителя Администрации Президента, то этот правовой акт не является общеобязательным и касается только назначаемого на должность лица, то есть имеет локальное и временное действие. Общеобязательными здесь будут лишь «правила изменения» (называемые Хартом вторичными правилами), которые наделяют Пре-зидента полномочиями по вынесению подобных распоряжений и рас-пространяются на неограниченный круг граждан государства. Наиболее спорными являются представления Остина о суверене как законодателе. Он считает, что в демократическом обществе электо-рат конституирует суверенное образование и обладает суверенитетом, хотя в правовой системе Англии отсутствует институт прямой (непо-средственной) демократии. Об этом писал в начале XX века английский правовед, автор доктрины английского конституционализма как источ-ника права Альфред Дайси, указывая на дескриптивный принцип «суве-ренитета Парламента» как основу института представительной демокра-тии в Англии 12. Дж. Остин стремится включить в свою теорию сувере- нитета и этот принцип, утверждая, что Парламент включает в себя Ко-ролеву, Палату лордов и Палату общин, действующих совместно. Пар-ламентский суверенитет означает его «право создавать или не создавать любой закон и далее, что ни одно лицо или группа лиц не признается по праву Англии, обладающей правом отвергать или аннулировать законо-дательство Парламента», причем власть актов Парламента распростра-няется и на королевские доминионы 13. В данном случае представление Дж. Остина о «массе населения» (электорате) как суверене и законода-теле ведет к противоречию: приказам «массы населения» подчиняется само население, то есть население подчинено самому себе – проблема, знакомая теоретикам права еще со времен Ж.-Ж. Руссо 14. Другие авто-ры (Салмонд) критикуют Дж. Остина за игнорирование этического смысла правовых норм. При всех очевидных недостатках простая модель Дж. Остина, благодаря ясности и реалистичности, оказала и продолжает оказывать влияние на развитие философско-правовых учений, в том числе на нор-мативизм Г. Кельзена и неопозитивизм Г. Харта.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.156.226 (0.012 с.) |