Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема III. «чистая теория права» (нормативизм) Г. КельзенаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
«Чистая теория права» (нормативизм) австрийского правоведа Ганса Кельзена также имеет методологическое значение для формирования аналитической традиции в современной философии права. Фактически у Г. Кельзена сформулированы исходные постулаты и аргументы в пользу признания феномена права и нормативного порядка системой опреде-ленных правил. Принципы юридического познания. Г. Кельзен синтезирует идеи философии неокантианства (Г. Коген), неопозитивизма и правового по-зитивизма XIX века, поэтому для его теории характерны такие принци-пы правового познания как дуализм «должного» и «сущего»; примене-ние «чистого» юридического метода, свободного от политико-идеологических и аксиологических влияний; «монизм» правовой теории за счет признания нормативного единства существующего правопоряд-ка; представление о государстве как персонификации правопорядка; логическая иерархия норм в правовой системе во главе с «основной нормой» в международном праве. Таким образом, монизм в теории
11 Hart H. L. A. Concept of Law. P. 282. 12 См.: Dicey A. V. Introduction to the Study of the Law of the Constitution. Indian 13 Dicey A. V. Introduction to the Study of the Law of the Constitution. P. XXXVI. 14 См.: Hart H. L. A. Positivism and separation of law and morals. P.20.
Г. Кельзена влечет за собой принцип единства юридического знания и принцип тождества государства и права. Учение о сущности права. «Чистота» правовых понятий и юриди-ческого метода обеспечивается, по мнению Г. Кельзена, тем, что право принадлежит сфере «должного», а значит, правовое мышление имеет дело лишь с долженствованием, выраженным в содержании правовой нормы 15. Правовое значение поведения как объективный смысл дейст-вий отличает их от природных явлений, подчиненных закону причинно-сти 16. Как отмечает Кельзен, «норма функционирует в качестве схемы истолкования». Соответственно, результат нормативного толкования – суждения, наделяющие правовым значением акты поведения. Чем же определяется содержание правовых норм? Долженствованием, которое создает нормативный порядок, но не только в значении «может», но и в смысле «имеет право». То есть правовая норма и предписывает и позво-ляет, может содержать как дозволения, так и запреты, что уже напоми-нает разграничение видов правовых норм. Юридические акты выража-ются через жесты, символы, устную речь, письменные документы. А долженствование придает юридическому акту смысл. И потому свя-зующим звеном между нормой (долженствованием) и бытием (актом воли) является «действие». Таким образом, формы правового бытия об-разуют «действующие» правовые нормы, а содержание правового бытия составляет поведение субъектов (действие, бездействие), которых нор-мы права наделяют правовым статусом и приписывают юридические свойства их действиям. В «чистой теории» право характеризуется нормативным порядком человеческого поведения и представляет собой систему правовых норм. Однако норма права может быть либо мысленным допущением, либо позитивно установленной нормой. В частности, мысленными допуще-ниями нормативного характера являются правовые аксиомы («никто не может быть судьей в собственном деле»), правовые презумпции, фик-ции и правовые принципы. См.: Чистое учение о праве Ганса Кельзена: Сб. пер. М., 1987. Вып. 1. С. 12; Kelsen H. Algemeine Staatslehre. Berlin: Springer, 1925. В теории Кельзена природе свойственна причинность, а общество – это по-рядок человеческого поведения, поэтому причинности в правовой сфере нет (См.: Kelsen H. Causality and Imputation // Ethics. 1950. Vol. 61. No. 1. P. 1). Тем самым объектом юриспруденции в отличие от естествознания становит-ся не реальность, а ценности, которые описываются действующими в обще-стве правовыми нормами (Kelsen H. Science and Politics // The American Political Science Review. 1951. Vol. 45. No. 3. P. 648). Долженствование в теории Г. Кельзена образует субъективный смысл акта воли. Если действие воспринимается субъективно как пра-вомерное только тем, кто его совершает (например, требования грабите-ля), объективно оно является неправомерным. Если же такое действие воспринимается субъективно как правомерное с точки зрения субъекта действия и других лиц (требование должностного лица), то оно может быть правомерным, если соответствует закону. Учение об иерархии правовых норм. В теории Г. Кельзена обосно-вывается концепция логической иерархии (ступеней) норм в правовой системе. При этом нормативное единство правопорядка достигается на основе субординации правовых норм. Что же обеспечивает субордина-цию? Вслед за Г. Когеном и его идеей «государства как формы права» Г. Кельзен считает, что государство не принадлежит эмпирической ре-альности, а соответствует определенному правопорядку, персонифици-руя его. То есть помимо субординации нормативное единство правопо-рядка обеспечивается предположением о существовании «основной нормы». «Основная норма» – это допущение, обосновывающее «объек-тивную действительность нормы, которая к чему-то обязывает». Но, в отличие от категорического императива И. Канта, у «основной нормы» отсутствует определенность, то есть неясно ее происхождение, природа, содержание и носитель. Данная норма – вершина и основа динамики правопорядка, а ее теоретико-познавательная функция превращает ее в философско-правовую категорию. Г. Кельзен рассматривает представ-ление о естественном правопорядке, в котором нормы «естественного права» логически восходят к единому принципу и нижестоящие нормы логически выводятся из вышестоящих. В то же время в позитивном пра-вопорядке содержание нижестоящих норм не заложено в содержании «основной нормы» и любая социальная норма может стать правовой, если введена с соблюдением процедур. Таким образом, динамика пра-вопорядка у Г. Кельзена – воспроизведение правом самого себя от об-щих норм к «индивидуальным нормам» в правоприменении (судебные решения). Учение о конституции. Политические взгляды Г. Кельзена осно-вываются на принципе отождествления государства и права. Государст-во как организация принуждения идентично правопорядку, но и само порождено правом. Кельзен приходит к выводу, что любое государство, в том числе авторитарное, является государством правовым, что проти-воречило доктринам либеральной демократии. Классифицируя государ-ства на демократические и недемократические, он выступает сторонни-ком парламентской демократии. Но понимание им демократии не сво- дится к принятию решений и утверждению законов большинством голо-сов. Демократия предполагает уважение к чужим взглядам и требует защиты интересов меньшинства. «Движущим принципом всякой демо-кратии в действительности служит не экономическая свобода либера-лизма, как иногда утверждали (ибо демократия может быть как либе-ральной, так и социалистической), а, скорее, духовная свобода». Таким образом, правовое государство характеризуется демократическим ре-жимом и конституционной моделью общественного устройства. Но Кельзен не абсолютизирует и не идеализирует возможности демократии. Парламент в лице политических партий представляет раз-личные общественные интересы. А столкновение интересов способству-ет заключению разного рода «сделок» между влиятельными политиче-скими группами. Поэтому роль демократии в обществе ограничена, по-скольку, по мнению Кельзена, в таких условиях нет возможности дос-тичь правильных и объективно обоснованных политических решений. Кроме того, общество периодически сталкивается с революциями. Революция – это любое изменение Конституции. А переворот в право-порядке (и в государстве, которое тождественно праву) определяет но-вые критерии легитимности власти и действующего законодательства. В данном случае Кельзен не выходит за рамки позитивистских пред-ставлений, понимая, что множество подобных «революций» может раз-рушить демократию, что и произошло в Германии (крах Веймарской республики и приход к власти нацистов, а после Второй мировой вой-ны – оккупация Германии американскими и советскими войсками). В теории Г. Кельзена проводится различие между формальной и материальной конституцией. Конституция – вершина национальной правовой системы, «и в материальном смысле слова – это собрание норм, которые регулируют создание законов». Отсюда следует, что ма-териальная Конституция определяет не только статус государственных органов и процедуры законотворчества, но также и содержание буду-щих законов через введение определенных запретов и дозволений. Со-ответственно, формальная Конституция – это письменный документ, «собрание правовых норм, которые могут быть изменены лишь в уста-новленном процессуальном порядке, цель которого состоит в том, что-бы затруднить изменение этих норм». Учение о международном праве. Одно из важнейших положений нормативизма Г. Кельзена – его идея первичности и приоритета между-народного права. Именно международное право содержит «основную норму», без которой не могут существовать национальные правовые системы. Оно определяет, что такое государство: необходимыми усло-виями для его существования являются «правопорядок», «эффектив- ность управления территорией» и «независимость общества от других обществ» 17. В этом смысле государства обладают относительным суве-ренитетом, они подчинены субъектам международного права (надна-циональным организациям) 18. Но возникает вопрос – какая норма международного права может быть «основной нормой»? Отдельные авторы предлагали считать такой нормой принцип регулирования международных отношений с помощью международных договоров. Однако не все международные обязательст-ва возникают из договоров, а у государств помимо этого признается су-дебный иммунитет. Кроме того, отмечалось, что из содержания ст. 38 Статута Международного суда ООН невозможно вывести даже пере-чень формальных источников международного права, поскольку они не являются общеобязательными для всех государств мира. Г. Кельзен ука-зывал, что международное право часто фиксирует факты «обычного поведения» государств в международных отношениях. Отсюда его вы-вод: «основной нормой» фактически является принцип эстоппель, по-ложение «государства должны вести себя так, как они обычно ведут себя», то есть из «сущего» выводится «должное», а система междуна-родного права оказывается бессильной противостоять агрессии крупных государств. 19 Критика нормативизма. Несмотря на обоснованную интерпрета-цию проблемы соотношения правовых норм и регулируемых ими пра-вовых отношений, построение онтологии правовой реальности в теории Кельзена сталкивается с множеством противоречий. Если существует взаимосвязь бытия (актов воли) и долженствования (правовых норм), то не соблюдается методологический принцип «чистоты» юридического метода и правовых понятий. Поскольку помимо «основной нормы» и иерархии «общих норм» Кельзен признает наличие «индивидуальных норм», не мыслимых вне социальной реальности, а значит, не соблюда-ется методологический принцип «монизма» философско-правовой теории. Возникают противоречия и в правоприменительной практике. Ведь дедуктивный вывод из «основной нормы» при принятии судебного См.: Kelsen H. Recognition in International law: Theoretical observations // The American Journal of International law. 1941. Vol. 35. No. 4. P. 607, 608. «Международное право налагает обязательства и предоставляет права госу- дарствам» (Kelsen H. Recognition in International Law: Theoretical observations. P. 606). Подробнее см.: Каламкарян Р. А. Эстоппель в международном праве. М.: Наука, 2001. решения ведет к тому, что судебное решение противоречит другим пра-вовым нормам. А индуктивный переход от конкретных обстоятельств судебного дела к «основной норме» влечет необходимость ее пересмот-ра из-за многообразия фактических ситуаций. Кроме того, «чистая тео-рия права» неполна, ибо не учитывает, в частности, «революции» в пра-вопорядке и возможность смены правовых систем, расхождение право-вой практики с нормами Конституции и соотношение норм Конститу-ции с «обычным правом», которое находится вне иерархии норм. Впоследствии будет показано, что «чистая теория права» Г. Кельзена не решает проблемы неопределенности, статичности и не-эффективности правовых норм, так как в его логической иерархии нор-мы не подлежат быстрому изменению в связи с изменчивой практикой. Неясно содержание многих норм, ничего не говорится о нормах, не за-висящих от поведения, а являющихся основанием для действий (осо-бенно в отношении должностных лиц). Однако «чистое учение о праве» Кельзена оказало влияние на аналитическую философию права.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 499; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.186.78 (0.009 с.) |