Тесты
| Материал
| Инструкция
| Анализ симптомов (ошибок)
|
|
|
|
|
Праксис позы -кисти руки
| Тест на кинестетическую организацию предметных действий. Вытянуть вперед 2-й и 5-й пальцы (коза), 2-й и 3-й (ножницы), 2-й палец. Сделать кольцо из1-го и каждого следующего пальца
| По образцу - «делай как я"
По словесной инструкции - «вытяни 2-й и 5-й пальцы" и т.д.
| Первичные ошибки - не дифференцируются 1-й и 5-й пальцы, трудности при попытке сделать кольцо, поиски поз, перебор пальцев в поисках нужной позы, ухудшение выполнения проб с закрытыми глазами и др.-
|
| | | говорит о дисфункции кинестетического анализатора, теменных отделов мозга
|
| | | |
Динамический праксис
| Тест на динамическую организацию двигательного акта
1) Кулак - ребро-ладонь;
| По образцу: "Посмотри, как делаю я и повтори" По словесной инструкции:
| Первичные ошибки: а)персеверации;
б) трудности переключения с одного элемента на дру гой
в) замедленность выполнения действия
|
| | | |
| 2) Ладонь-кулак-ребро (повторить 2 раза, затем
ребро-ладонь- кулак
| "Сделай кулак-ребро-ладонь и
т.д. Слушай меня и делай так, как я говорю
| трудности запоминания программы
|
| 3) Последовательное касание стола 1-м, а затем 2-мпальцем
| 1-й палец, затем 2-й палец, теперь
| |
| | | |
| 2-м, а
| убери его; 1-й
| |
| затем 5-м
| палец- 5-й,
| |
| пальцем (1-2, 1-5)
| 1-й -2-й палец;
| |
| и т.д., и так
менять позы
| 1-й- 5-й..."
| |
| несколько раз
| | |
| | | |
| Графическая
проба "забор"
| Продолжай рисовать"забор", по образцу
не отрывая руки
| В графической пробе может инертно повторяться один из элементов. Трудности переключения с одного на
Другой.
Ошибки в этих двух тестах
|
| | | |
| | | говорят об инертности
|
| | | в двигательной сфере
и о заинтересованности
|
| | | в патологии задне- лобных отделов левого полушария
|
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Реципрокная координация
| Тест на динамическую организацию акта. Смена рук с одновременным сжиманием одной кисти в кулак и разжиманием кулака другой кисти
| «Делай как я». положить кисти рук ладонями вниз, попеременно сжимать в кулак одну руку, при этом разжимать другую, менять позы (кулак – ладонь); обязательно одновременное и плавное переключение
| Исследуется динамическая организация движений, но протекающая на более низком уровне строения мозга – это поражение мозолистого тела или парасагитальных отделов мозга.
|
Пространственный праксис
| Тест на пространственную и сомато-пространствен-ную организацию движений рук. Пробы Хэда Одноручные пробы: 1) кисть руки к подбородку, пальцами касаясь подбородка;
| По образцу «Делай как я»
| |
| 2) пальцами наружу. Двуручные пробы: кисть руки накладывается тыльной на тыльную сторону кисти другой руки;
| | |
| 3) к вертикально стоящей ладони одной руки приставить перпендикулярно ладонь другой руки, смена рук
| | Ошибки:
1) Замена правой руки на левую; 2) Ошибки пространственного расположения рук; 3) Путание левой и правой стороны и др. – связаны с дефектами движений рук в пространстве, с нарушением пространственного гнозиса: дисфункция теменно-затылочных отделов мозга
|
Конструктивный праксис
| Тест на исследование пространственного гнозиса, восприятия пространства. 1) копирование фигур, сделанных из палочек, спичек педагогом в том же пространственном расположении; 2) копирование геометрических рисунков пространственно ориентированных
| По образцу
| Ошибки пространственного характера: ребенок неправильно располагает палочки внутри фигуры, путая правое и левое, низ и верх, иногда не может воспроизвести всю фигуру. Это может говорить о недоразвитии затылочных и теменно-затылочных отделов мозга
|
Оральный праксис
| Артикулярный аппарат – губы, язык. 1) надуть щеки; 2) оскалить зубы; 3) поцокать языком 4) вытянуть губы в трубочку; 6) подудеть, посвистеть
| По образцу:
Те же или другие движения по речевой инструкции: «Надуй щеки» «Посвисти» и др.
| Элементы оральной апраксии встречаются при поражении нижних отделов сенсомоторной зоны и теменно-височных отделов, прилегающей к ней
|
Символический
праксис
| 1) Погрозить; 2) Попрощаться (рукой); 3) Сдуть пушинку с ладони; 5) Поаплодировать
| По образцу
| Исследуется непроизвольный семантический уровень действий, действий ритуальных. Исследуется подкорковый уровень двигательного анализатора
|