Игра как метода изучения общего состояния психической деятельности ребенка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игра как метода изучения общего состояния психической деятельности ребенка.



Обследование детей дошкольного и младшего школьного возраста следует начинать с изучения состояния игровой дея­тельности, изучить сохранность или нарушение различных форм игры — предметной, сюжетной, ситуативной, интеллек­туальной и др., изучить природу несформированности или на­рушения этого вида деятельности. Это непосредственные за­дачи этой части обследования. Однако, изучая игровую дея­тельность, следует решать и ряд других специальных задач, используя игру в качестве метода изучения как общего состоя­ния психической деятельности ребенка — его умений и навы­ков, так и конкретных важнейших ВПФ. Умения и навыки:

— умения и навыки рисования (самостоятельного и ко­пирования);

— умение объяснить (толкование) собственных рисунков и заданных сюжетных картинок. Известно, что рисунок ребенка развивается под большим влиянием речи, и умения рисовать мо­гут указать и на состояние речи. Далее, рисунок — это начало письменной речи, из которого она в дальнейшем формируется, и наконец, рисунок исследует и сферу образов-представлений, процессы воображения, фантазии, абстракции;

— двигательные навыки — быстрота, точность, ловкость и др.;

— способность устанавливать и поддерживать контакт с | педагогом и с другими детьми (в групповых занятиях);

— способность поддерживать диалог;

— самостоятельные формы деятельности;

— способность к сотрудничеству.

Нетрудно заметить, что все эти умения и способности от-1ражают степень сохранности (или несформированности) дви­гательной сферы, сферу образов-представлений (рисование), эмоционально-волевую сферу личности (контакт, сотрудниче­ство, контроль за своими действиями, самостоятельная орга­низация и целенаправленность, речь).

Это составит основу представления о развитии (не ­развитии) тех или других сторон психической деятельности. Исследуются:

1. Предметные действия — тесты на все виды праксиса и особенно — динамического, позы и пространства.

2. Восприятие (разной модальности) и особенно — рече­вой слух, предметно-зрительное восприятие и тактильное вос­приятие предметов.

3. Память — общая (непосредственная и отсроченная), слухоречевая, предметно-зрительная.

4. Внимание — не исследуется специально, а о его со­стоянии делается вывод на основании предыдущих видов дея­тельности ребенка.

5. Речь — изучается педагогом в процессе всего обследо­вания, т.к. во всех тестах можно обнаружить состояние пони­мания речи (инструкций), диалогической речи, состава лексики и фразовой речи. Специально нужно исследовать фонемати­ческий слух, повторение, называние предметов и слов-действий, спонтанную речь (пересказ картинки, у старших детей — устное сочинение, текст — «расскажи, как провел лето» и др.).

6. Интеллект — простые тесты на аналогии, классифика­цию предметных картинок, классификацию (разложить по группам) всех предметов, которые лежат на столе (находятся в комнате).

7. Во время игры исследуется и ориентировка ребенка в месте и времени: какое сегодня число (месяц, год), а где ты сейчас находишься и т.д.

Нейропсихологический анализ поведения и личности ре­бенка, вхождения в игру, принятия им и выбора игры, интере­са в игровой ситуации, эмоционального отношения к игре и педагогу, процессуальной стороны игры и контакта с педаго­гом дают богатый материал о нарушении (несформиро-ванности) или сохранности личности, поведения, эмоций, об­щения, определенных форм речи — диалога, императивной речи («дай», «не так», «сделай по-другому», «твоя очередь» и т.д.), восприятия, памяти и др.

Это дает возможность исследовать непроизвольный уро­вень практически всех психических процессов. У исследовате­ля складывается общий психологический и дефектологический «портрет» ребенка. Обнаруживаются сильные и слабые сто­роны, сохранные и нарушенные психические процессы. Представление о психических процессах и их мозговых основах. Это может стать стартовой информацией, на основании кото­рой легко наметить стратегию дальнейшего нейропсихологического обследования, если окажется необходимым уточнить механизмы и структуру нарушения. Следует обратить внимание на следующие замечания к этой методике.

1. Предлагаемые здесь игры могут быть заменены теми, которые известны ребенку.

2. Хорошо бы дать новую (не знакомую ребенку) игру объяснить ее содержание и правила игры, начать самому пе­дагогу — это метод на исследование зоны ближайшего разви­тия.

3. Для детей более старшего возраста нужно брать другие игры и постепенно их усложнять.

4. Здесь дана подробная методика, ее можно сократить, если уже при выполнении первой (второй) игры обнаруживает сохранность; и наоборот, увеличить, если обнаруживаются дефекты — с целью исследования причины трудностей, возможностей «психологической врабатываемости» ребенка или, наоборот, тенденции к снижению трудоспособности.

Таким образом, в экспресс-методике в целом применяются следующие методы — игры, беседы, рисования, пения, чтения стихов, ритмики и все они включены в одну систему и подчи­няются одному центральному методу — методу игры и раз­ным процедурам его применения. Вся система позволяет по­следовать практически всю психическую деятельность ребен­ка, его ВПФ, зону ближайшего развития.

Варианты экспресс-методик, применяемые для исследования психической сферы и личности ребенка.

Исследование общего состояния психической сферы и личности ребенка

Экспресс – методика Вариант 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.005 с.)