Основные принципы нейропсихологического диагностического обследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные принципы нейропсихологического диагностического обследования



Эффективность обучения детей с проблемами психики и с аномальным развитием зависит от многих факторов, но прежде всего от раннего выявления дефектов. Собствен­ная практика работы автора с этим контингентом детей, а также литературные данные (А.Р. Лурия, Р.Е. Левина, Л.Г. Смирнова, В.И. Лубовский, К.С. Лебединская, В.В. Ле­бединский, И.Ф. Марковская, О.Н. Усанова, М.И. Мастюкова, Г.И. Жаренкова и др.) указывают на ту огромную роль, часто неучитываемую, которую играет правильно и свое­временно проведенное диагностическое обследование со­стояния высших психических функций (ВПФ) у детей. Это первое. Второе — необходимо профессиональное обследо­вание, которое требует исследования всей психической сферы и всех форм деятельности ребенка, а не отдельных тех или других психических процессов. Третье — обследо­вание должно быть системным, при котором ВПФ не иссле­дуются изолированно от других, а анализируются их связи с другими ВПФ. И, наконец, обследование ребенка должно заканчиваться не простым описанием трудностей, возни­кающих у него при формировании навыков и усвоении уме­ний и знаний, а вычленением механизма и причины этих трудностей и дефектов, на основании которых только и мо­жет быть поставлен топический и дифференцированный диагноз. Это и является задачей диагностического обсле­дования детей.

Требования к условиям проведения обследования

Важным является процедура проведения обследова­ния, которая также может стать диагностичной для высо­копрофессионального специалиста. Обстановка должна быть спокойной, доброжелательной, отсутствие шума и посторонних людей, общение легкое, голос негромкий. Ес­ли ребенок не сразу выполнил тест, повторить его, дать инструкцию другими словами, если опять не получается — дать образец выполнения.

При обследовании обязательны 2—3 перерыва для ак­тивного или пассивного отдыха. При активном отдыхе воз­можны: а) движения, двигательные упражнения под музы­ку; б) рисование; в) сюжетная игра. Пассивный отдых — ребенку говорят "отдохни", и надо проследить за его отды­хом (незаметно).

Если у обследующего возникает гипотеза о нарушении нейродинамического компонента в протекании ВПФ у ре­бенка, тогда, наоборот, в процедуру обследования вклю­чаются (а не исключаются) помехи. Например, увеличение темпа подачи текста, увеличение объема материала, включение помех акустических (шум) и зрительных (увеличение материала и предметов в поле зрения ребен­ка) и т.д. Во всех других случаях все помехи должны быть исключены, в том числе должно быть исключено присутст­вие посторонних людей (в т.ч. родителей), посторонние разговоры (по телефону) и др.

Выдвигается ряд требований и к процедуре проведе­ния обследования:

1. Создание интереса у ребенка к обследованию и ма­териалу. (Отсутствие интереса может привести к непра­вильным выводам о возможностях ребенка).

2. Создание атмосферы сотрудничества и контакта с ребенком.

3. Создание нормальной речевой среды: исключается излишняя речь исследующего, исследование должно идти на фоне "немногословия" педагога.

4. Этапы нейропсихологического диагностиче­ского обследования

1) анализ истории болезни и особенностей анамнеза; жало­бы больного; обобщенная характеристика результатов клиниче­ского (неврологического, отоневрологического, офтальмологи­ческого, электроэнцефалографического, рентгенографического) ангиографического, компьютерно-томографического-и др.) об­следования пациента; анализ характера операционного вмеша­тельства и резюме клинического заключения;

2) беседа с пациентом: установление контакта, уточнение данных анамнеза и сведений о профессии, образовательном уровне; выяснение жалоб больного (головные болии их локализа­ция, психосенсорные расстройства, наличие эпиприступов, дви­гательных, сенсорных) речевых, мнестических, интеллектуаль­ных и др. расстройств, состояние трудоспособности); оценка по­нимания пациентом изменений в психической деятельности, от­ношения к заболеванию); эмоционального фона, ориентировки во времени и месте нахождения; данные о левшестве и наличии левшества в семье;

3) планирование нейропсихологического обследования по результа­там предыдущих этапов;

4) исследование состояния высших психических функций и правила регистрации симптомов и их нарушений;

5) дифференцированная оценка и психологическая квалификация выявленных нарушений; характеристика поведения пациента в процессе обследования и (отношения и своей несостоятель­ности при выполнении заданий; возможности и способы коррек­ции ошибок;

6) выявление нарушенного нейропсихологического фактора (фак­торов) и характеристика синдрома с вычленением первичных и вторичных расстройств, дефицитарных и сохранных звеньев в структуре психической деятельности;

7) составление нейропсихологического заключения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.102.90 (0.004 с.)