Исследования тактильного гнозиса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследования тактильного гнозиса



Нижнетеменной синдром возникает при поражении тех постцент­ральных областей коры, которые граничат с зонами представительства руки и лица в 1, 2, 3-м, а также в примыкающих к ним 39-м и 40-м полях. При этом происходит нарушение сложных форм тактильного гнозиса, известное под названием астереогноза, или тактильной пред­метной агнозии. Это нарушение способности воспринимать предметы на ощупь, невозможность интегрировать тактильные ощущения, по Нижнетеменной синдром, помимо гностических кожно-кинестетических нарушений, включает в себя еще две группы симптомов: а) речевые нарушения, связанные с расстройствами кинестетической ос­новы речи — речевые кинестезии, что приводит к появлению аффе­рентной моторной афазии и б) нарушения произвольных движений и действий, имеющие ту же основу — кине­стетические расстройства, что приводит к появлению кинестетичес­кой апраксии.

При поражении верхней теменной области коры мозга, примыкаю­щей к той части первичной сенсорной коры кожно-кинестетического анализатора, куда проецируется информация, поступающая от раз­ных частей тела, наблюдается другая клиническая картина. В этих слу­чаях чаще всего возникают симптомы нарушения «схемы тела» (или соматоагнозия), т.е. расстройство узнавания частей тела, их располо­жения по отношению друг к другу. Обычно больные плохо ориентиру­ются в одной (чаще левой) половине тела (гемисоматоагнозия), что сопровождает поражение правой теменной области мозга. Больные игнорируют левые конечности, иногда как бы «теряют» их. При этом часто возникают ложные соматические образы (соматопарагнозия) в виде ощущений «чужой» руки, увеличения, уменьшения частей тела (руки, головы), удвоения конечностей и т.п.

Таким образом, при поражении теменных отделов мозга существуют четкие латеральные особенности нарушений тактильных функций. Нижнетеменной и верхнетеменной синдромы поражения левого и пра­вого полушарий мозга различны. Предметная тактильная агнозия (астереогноз), пальцевая агнозия и соматоагнозия более грубо выражены при поражении правого полушария мозга, чем левого. Тактильная алексия чаще связана с левосторонним поражением теменной коры (у правшей).

Тактильный гнозис

Тесты Материал Инструкция Анализ симптомов (ошибок)
       
Тактильное ощупывание предмета с закрытыми глазами Ключ, часы, скрепка, монета и др. «Закрой глаза, я положу тебе в руку предмет. Ты сожми руку и назови его, или на раскрывая руки, найди этот предмет среди предметов, которые лежат на столе» Исследуется тактильный гнозис, узнавание предметов по кожно-кинестетическому ощущению. Ошибки опознания могут говорить о дисфункции зоны кожно-кинестетического анализатора, о дисфункции теменных отделов мозга.

Сомато-пространственный гнозис

Тесты Материал Инструкция Анализ симптомов (ошибок)
       
1. Показ частей сво­его тела   "Покажи свою правую руку, ногу, глаз, ухо". "Покажи глаз-нос, ухо-бровь, глаз-нос-ухо" Исследуется сохранность (нарушение) схемы тела, по­нимание правого и левого в пространственных ощущени­ях и ориентировке в про­странстве. т.е. Сомато-пространственное воспри­ятие. Нарушения в этих про­бах могут говорить о дис­функции теменных и теменно-затылочных отделов лево­го и правого полушария
2. Показ правой (и левой) рукой указанных педагогом предметов   "Покажи пра­вой рукой стул, левой рукой люстру. Возь­ми левой ру­кой карандаш, правой рукой лист бумаги" То же
3. Разделе­ние бумаги на левую и правую стороны   "Раздели ли­нией (карандашом) лист бумаги на 2 части - ле­вую и правую. Отметь пра­вую сторону красным кре­стиком, левую - синим То же
4. Рисова­ние отли­чающихся фигур на левой и пра­вой сторо­нах по пока­зу и по ре­чевой инст­рукции   Рисуй на пра­вой стороне круги, а на ле­вой треуголь­ники после то­го как я тебе: а) покажу круг или треуголь­ник; б) скажу "круг" или треугольник" То же
5. Дорисовывание у предметов (животных) недостаю­щих элемен­тов –справа или слева   "Дорисуй: - у собаки ле­вое ухо; у девочки правую руку; - у стола ле­вую ножку и т.д. То же
Называние пальцев своей руки, руки педагога и нарисо­ванной кисти руки. Узнавание пальцев кисти рук   Назови этот палец, теперь - этот" и т.д. Скажи, как называется этот палец у тебя, у меня..." Нарушение называния паль­цев может идти в синдроме амнестической афазии, а нарушение узнавания - в синдроме агнозии поражения теменно-затылочных отделов и левого, и правого полушария

Тема 5. Исследование произвольных движений (праксиса)

Цель: ознакомить студентов с основными методами исследования двигательной сферы

План

1. Нарушение произвольных движений и действий

2. Методы исследования нарушения произвольных движений и действий

Ход работы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 726; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.248 (0.004 с.)