Тема 6, 7, 8. Исследование речи и речевых процессов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6, 7, 8. Исследование речи и речевых процессов



Цель: ознакомить студентов с методами исследования речи как высшей психической функции

План

1. Проблема афазий

2. Исследование речи и речевых процессов:

а) методы исследования экспрессивной речи;

б) методы исследования импрессивной речи;

в) исследование возможности понимания логико-грамматических конструкций.

Ход работы

Проблема афазий

Речь представляет собой очень сложную психичес­кую деятельность, подразделяющуюся на различные виды и формы. Речь — специфически человеческая психическая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка. Согласно общим психологическим представлениям, речь, как и все высшие пси­хические функции человека, является продуктом длительного куль­турно-исторического развития. Формируясь у ребенка по мере овладе­ния языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных пси­хических процессов.

Экспрессивная речь — или процесс высказывания с помощью язы­ка — начинается с замысла (программы высказывания), затем прохо­дит стадию внутренней речи, обладающей свернутым характером, и, наконец, переходит в стадию развернутого внешнего речевого выска­зывания (в виде устной речи или письма).

Импрессивная речь— или процесс понимания речевого высказыва­ния (устного или письменного) — начинается с восприятия речевого сообщения (слухового или зрительного), затем проходит стадию де­кодирования сообщения (т.е. выделения информативных моментов) и, наконец, завершается формированием во внутренней речи общей

смысловой схемы сообщения, ее соотнесением со смысловыми се­мантическими структурами и включением в определенный смысловой контекст (собственно пониманием)

С точки зрения лингвистики в речи могут быть выделены следую­щие единицы:

а) фонемы (смыслоразличительные звуки речи);

б) лексемы (слова или фразеологические словосочетания, обозна­чающие отдельные предметы или явления);

в) семантические единицы (обобщения в виде системы слов, обо­значающие понятия);

г) предложения (сочетания слов, обозначающие определенную мысль);

д) высказывания (законченные сообщения).

Лингвистический анализ применим как к импрессивной, так и к экспрессивной, внешней речи.

Внутренняя речь имеет иное психологическое строение, характе­ризуясь большей свернутостью, предикативностью и недоступностью для прямого наблюдения.

В целом можно выделить четыре самостоятельные формы речевой деятельности, две из которых относятся к экспрессивной речи, а имен­но: устная и письменная речь, а две — к импрессивной: понимание уст­ной речи и понимание письменной речи (чтение). Каждая из перечислен­ных форм речевой деятельности включает несколько речевых функ­ций. Так, устная речь может быть активной (монологическая или диалогическая речь) или повторной; называние (объектов, действий и т.п.) тоже можно выделить в самостоятельную речевую функцию. Письменная речь может быть самостоятельной или под диктовку — и тогда это разные речевые функции, имеющие различное психологи­ческое строение.

Таким образом, речевая система — это целая совокупность речевых функций, объединенных в единое целое.

В соответствии с классификацией А.Р.Лурия, базирующейся на теории системной динамической локализации высших психических функций, существует 7 форм афазий; каждая из них связана с наруше­нием одного из факторов, на котором основана речевая система, и наблю­дается при определенной локализации патологического процесса. Все афа­зии можно разделить на два класса, а именно: речевые нарушения, связанные с выпадением (нарушением) афферентных звеньев рече­вой функциональной системы и афазии, возникающие вследствие поражения ее эфферентных звеньев.

При выпадении афферентных звеньев речевой функциональной системы возникают следующие формы афазий (у правшей).

Сенсорная афазия связана с поражением задней трети височной извилины левого полушария. В ее основе лежит нарушение фонемати­ческого слуха, т.е. способности различать звуковой состав слов.

Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средних отделов коры левой височной области, расположенных вне ядерной зоны слухового анализатора. Это верхние отделы 21-го и частично 37-го полей, которые А.Р.Лурия относит к зоне ТРО. Акустико-мнестическая афазия как самостоятельная форма афазии впервые опи­сана А.Р.Лурия. Раньше она обозначалась как амнестическая афазия. Некоторые авторы продолжают употреблять это название. При акустико-мнестической афазии фонематический слух остает­ся сохранным, больной правильно воспринимает звуки родного язы­ка, понимает обращенную к нему устную речь. Однако он не способен запомнить даже сравнительно небольшой речевой материал вследствие грубого нарушения слухоречевой памяти.

Оптико-мнестическая афазия возникает при поражении задне-ниж-них отделов височной области (у правшей). К ним относятся нижние отделы 21-го и 37-го полей на конвекситальной поверхности полу­шария и задне-нижние отделы 20-го поля на конвекситальной и ба-зальной поверхностях мозга. В классической неврологии эта форма афазий носит название номинативной амнестической афазии (или оп­тической амнезии). Это довольно хорошо описанная форма речевых расстройств, при которой больные не способны правильно называть Предметы. В основе этой формы афазий лежит слабость зрительных представлений — зрительных образов слов.

В исследованиях А.Р.Лурия и его сотрудников установлено, что в этих случаях распа­дается преимущественно зрительно-мнестическое звено речевой системы, связи между зрительными образами слов и их наименованиями.

Афферентная моторная афазия связана с выпадением (ослаблени­ем) кинестетического афферентного звена речевой системы.

Эта форма афазий возникает при поражении нижних отделов те­менной области мозга (у правшей), а именно 40-го поля, примыка­ющего к 22-му и 42-му полям, или задней оперкулярной области коры. Нарушается кинестетическая речевая афферентация, то есть возможность появления четких ощущений, поступающих от артикуляционного аппарата в кору больших полушарий во время речевого акта.

Семантическая афазия возникает при поражении зоны ТРО )— области коры, находящейся на границе височ­ных, теменных и затылочных отделов мозга — 37-го и частично 39-го полей слева.

Определяя основной дефект, характерный для больных с семанти­ческой афазией, А.Р.Лурия отмечал, что у них страдает симультанный анализ и синтез, или возможность оценки пространственных и «ква­зипространственных» отношений. Данный фактор также можно отне­сти к афферентным, но он, безусловно, имеет более сложную приро­ду, чем все предыдущие, и связан с целым комплексом афферентаций, опосредующих у человека пространственные (гностические) и «квазипространственные» (интеллектуальные) функции.

Другую группу составляют афазии, связанные с нарушением эф­ферентных звеньев речевой системы.

Моторная эфферентная афазия возникает при поражении нижних отделов коры премоторной области (передней оперкулярной зоны) — 44-го и частично 45-го полей. Это зона Брока, названная так по имени ученого, впервые описавшего в 1861 г. нарушения речевой моторики у больного с поражением данной области мозга. В литературе эта форма афазий нередко называется афазией Брока.

При полном разрушении зоны Брока больные не могут произнес­ти почти ни одного слова. При попытке что-либо сказать они произ­носят нечленораздельные звуки. В то же время они в определенной степени понимают обращенную к ним речь (и отдельные слова, и целые фразы). Часто в устной речи таких больных остается одно слово (или сочетание слов). Этот словесный стереотип «застрева­ет» и становится заменой всех других слов. Больные произносят его с разной интонацией и таким образом пытаются выразить свою мысль.

При менее грубых поражениях этой зоны моторная эфферентная афазия протекает иначе. В таких случаях звуковой анализ слов и воз­можность артикулировать различные звуки речи сохранны, нет и чет­ко выраженной оральной апраксии.

Динамическая афазия связана с поражением областей, расположен­ных вблизи от зоны Брока. Это 9, 10, 46-е поля премоторной области коры, непосредственно примыкающие к зоне Брока кпереди и сверху. Поражение этих средне- и заднелобных (премоторных) отделов коры конвекситальной поверхности левого полушария (у прав­шей) приводит к речевой адинамии. Впервые этот дефект речи был описан К.Кляйстом в 1934 г. под названием «дефекта речевой ини­циативы».

Речь таких больных очень бедна. Самостоятельно они почти не выс­казываются. На вопросы отвечают односложно, часто повторяя отдельные слова вопроса. В то же время у этих больных нет нарушений рече­вой моторики, понимание устной речи также достаточно сохранно.

Основой этой формы афазий являются нарушения сукцессивной орга­низации речевого высказывания. У больных страдает способность дать развернутое речевое высказывание (устное или письменное).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.26.20 (0.011 с.)