Общая характеристика письма. Проблема аграфий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика письма. Проблема аграфий.



Письмо является сложным психическим процессом, кото­рый нельзя относить либо только к речи, либо к системным и произвольным процессам восприятия или к двигательной сфере. Оно является сложным системным и произвольным психическим процессом, включающим совместную работу и восприятия разной модальности, и предметных действий, и тонкую моторику, с одной стороны, и сформированность пове­дения (намерений, внимания и др.) — с другой. Известно, что генез письма и чтения отличается от генези­са устной речи, их мозговые основы также различны, поэтому нарушения или несформированность письма и чтения у детей младшего школьного возраста будут иметь механизмы нару­шения, формы протекания дефекта, степень тяжести, методы восстановления разные для устной и письменной речи. Письмо и письменная речь требуют для своего формиро­вания и развития абстракции; письмо, - писал Л.С. Выготский, - есть "алгебра речи, наиболее трудная и сложная форма наме­ренной и сознательной речевой деятельности1. Дефекты письменной речи у детей (или трудности ее формирования) поэтому и носят, сложный системный характер, их причины мо­гут лежать в сфере нарушения не столько элементарных пси­хических процессов моторики, графомоторных координации, изолированного нарушения перцепторных процессов (акус­тических, зрительных, кинестетических), сколько в сфере их взаимодействия, в сфере системных нарушений (несформированности) высших психических процессов, их взаи­модействия, нарушения поведения, нарушения абстрактных форм мышления. Тем не менее аграфию у детей нередко все еще рассматривают только как речевое нарушение и методические разработки также встречаются нередко только вер­бального характера.

Письмо и письменная речь играют значительную роль в развитии ВПФ и в целом — поведения. Ребенок научается в школе, в частности благодаря письменной речи и грамматике, осознанию своих действий, произвольному оперированию своими действиями и умениями. Поэтому, если обнаружатся дефекты в сфере произвольных действий, операций, то это может стать причиной трудностей формирования и письма.

В психологии были исследованы и сформулированы неко­торые психологические предпосылки формирования этого ви­да речевой деятельности, нарушение которых ведет к различ­ным формам нарушения письма или к трудностям его форми­рования у детей:

1. Сформированность (или сохранность) устной речи, про­извольного владения ею, способность к аналитико-синтетической речевой деятельности.

2. Сформированность (или сохранность) разных видов восприятия, ощущений и званий и их взаимодействия;

—зрительно-пространственного гнозиса;

— слухо-пространственного гнозиса;

— сомато-пространственных ощущений;

— знания и ощущения схемы числа;

— знания и ощущения «правого» и «левого».

3. Сформированность двигательной сферы тонких движе­ний, предметных действий (т.е. разных видов праксиса рук), их подвижности, переключаемости, устойчивости и др., является третьей предпосылкой.

4. Важнейшей предпосылкой является формирование У детей абстрактных способов деятельности, что возможно при постепенном переводе их от действий с конкретными предме­тами к действиям с абстракциями.

5. Важной является и Сформированность общего поведе­ния, регуляции, саморегуляции, контроля за действиями, на­мерений, мотивов поведения.

Этот краткий анализ показывает, насколько сложным яв­ляется строение письма и насколько разными по структуре и содержанию являются этапы его формирования. Все это ведет к тому, что письмо может быть несформировано или нарушено в разных звеньях и иметь разную топику поражения мозга, а следовательно, и разные методы его восстановления или формирования. Существуют 3 вида аграфий:

1. Речевые аграфии, идущие в синдроме различных форм афазии — моторная (афферентная и эфферентная) и сенсор­ная (поражения задне-лобных, нижне-теменных, верхне­височных зон мозга).

2. Неречевые аграфии (гностические) идут в синдроме на­рушения восприятия — зрительного, пространственного, опти­ко-пространственного (поражение теменно-затылочных и за­тылочных отделов мозга).

3. Аграфии, как нарушения (или несформированность) це­ленаправленного поведения, его организации и контроля, несформированности мотивов (дисфункция коры лобных зон ле­вого полушария мозга).

Методы исследования письма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.006 с.)