Нарушения внимания при локальных поражениях мозга. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нарушения внимания при локальных поражениях мозга.



А.Р.Лурия дает определение внима­ния — как фактора, способствующего селективности протекания любых психических процессов, как познавательных, так и аффектив­но-волевых. Из подобного понимания внимания следует, что суще­ствует несколько форм внимания, соответственно тем процессам, в которых оно реализуется. К этим формам относятся: а) сенсорное внимание (зрительное, слуховое, тактильное и др.); б) двигательное внимание, проявляющееся в моторных процессах, в их осознании и регуляции; в) эмоциональное внимание, привлекаемое эмоциональ­но-значимыми стимулами; следует отметить особые закономернос­ти протекания этой формы внимания, ее тесную связь с памятью, с процессом запечатления информации (процессами импритинга);

г) интеллектуальное внимание, которое проявляется в интеллек­туальной деятельности (внимание к предмету обдумывания, к ин­теллектуальным операциям, с помощью которых реализуется сам процесс мышления).

Указанные четыре формы внимания изучены в разной степени. Сенсорное внимание — одна из наиболее подробно изученных форм; все основные закономерности внимания были получены при изуче­нии именно этой формы. Сравнительно хорошо изучено и двигатель­ное внимание — его роль в регуляции движений и действий, навыков, автоматизированных актов. Однако эмоциональная и особенно интел­лектуальная формы внимания изучены существенно меньше. Нейропсихологическое исследование разных форм нарушений внима­ния может дать важные сведения для выявления как общих законо­мерностей, свойственных всем формам внимания, так и специфических, характерных только для той или иной формы.

Как известно, существуют два самостоятельных уровня внимания:

непроизвольный и произвольный. Л.С.Выготский обозначает их как пер­вичное и вторичное, считая, что первичное, непроизвольное внима­ние — то, с которым ребенок рождается; вторичное, произвольное внимание формируется по мере становления всех других психических функций и является прежде всего социально опосредованным типом внимания

Однако нейропсихологические исследования последних лет дока­зали, что эта точка зрения несправедлива и что существуют два само­стоятельных типа нарушений внимания.

Первый тип нарушений внимания можно обозначить как модально-неспецифические. Эти нарушения внимания распространяются на лю­бые его формы и уровни. Больной не может сосредоточиться на сти­мулах любой модальности (зрительных, слуховых, тактильных и др.), нарушения внимания проявляются в любой психической деятельности. Подобного рода нарушения внимания характерны для больных с по­ражениями неспецифических срединных структур мозга разных уровней.

Модально-неспецифические нарушения внимания при общем их сходстве, состоящем в отсутствии модальной специфичности стиму­лов — объектов внимания, обнаруживают определенные различия при поражении разных уровней неспецифической системы мозга.

Очень важно исследовать произвольный и непроизволь­ный процесс внимания ребенка, способность к концентрации и переключению, к распределению внимания. Внимание — важ­нейший психический процесс, тесно связанный с общей и на­правленной активностью, с намерениями, с мотивацией. Ника­кой психический процесс не может получить полноценного формирования без сформированного процесса внимания.

Многие практические работники недооценивают роли несформированности процесса внимания в формировании дебильности. Л.С. Выготский писал, что направленное внима­ние играет огромную роль для процессов абстракции. Невоз­можность формирования понятий "... заключена у дебилов... из-за несформированности внимания, потому что у них недо­развиты высшие формы произвольного внимания"1. Поэтому к исследованию произвольного внимания надо подойти со всей серьезностью и квалифицированно проанализировать все ошибки, т.к. это важно для постановки диагноза и последую­щей восстановительной работы.

Внимание у детей становится относительно устойчивым только к 4—5 годам. Шестилетние дети могут играть в течение одного часа. Для детей дошкольного возраста характерно лишь непроизвольное внимание. Слабо развито у них и рас­пределение внимания. У школьников первых 2—3 классов объем внимания в 2—3 раза меньше, чем у взрослых. Полное внимание на уроке они могут сохранять не более 12—15 ми­нут. Все это необходимо учитывать при обследовании ребен­ка и делать частые перерывы в обследовании, в которых дать ребенку подвигаться, побегать, поиграть и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.212.87.137 (0.077 с.)