Тема 12. Исследование памяти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 12. Исследование памяти



Цель: обучить студентов методам исследования памяти

План

1. Нарушение памяти, проблема амнезий.

2. Методы исследования:

а) общей памяти;

б) слухоречевой памяти;

в) зрительно-предметной памяти.

Ход памяти

Нарушение памяти, проблема амнезий.

Гипомнезия или ослабление памяти, может иметь различное про­исхождение. Она может быть связана с возрастными изменениями или быть врожденной, или появиться как следствие какого-либо мозгово­го заболевания (склероза мозговых сосудов и др.). Такие больные, как правило, характеризуются ослаблением всех видов памяти.

Как самостоятельные нарушения памяти описаны парамнезии (ложные узнавания) — особые состояния, когда человек испытывает ощущение «знакоместа» при встрече с незнакомыми объекта­ми. Это обманы памяти, связанные с изменениями состояния со­знания, хорошо известны в психиатрии и описаны как состояния дежа вю.

Одной из аномалий памяти является гипермнезия— обострение па­мяти, резкое увеличение объема и прочности запоминания материала по сравнению со средними нормальными показателями. Известны слу­чае врожденных гипермнезий. Один из них описан А.Р.Лурия в «Ма­ленькой книжке о большой памяти» (1968), где рассказывается о че­ловеке с исключительной механической памятью, основанной на тес­ном взаимодействии разных видов ощущений (синестезиях). Возможны гипермнезий и при локальных поражениях мозга, например, при гипофизарных очагах, воздействующих на срединные структуры мозга.

Особый тип аномалий памяти составляют амнезии (значительное снижение или отсутствие памяти). Среди разного рода амнезий самос­тоятельную группу составляют амнезии (или нарушения памяти), воз­никающие при локальных поражениях мозга.

Выделяют два основных типа нарушений памяти, а также осо­бый тип нарушений, который можно обозначить как нарушение мнес­тической деятельности (или псевдоамнезия).

К первому типу относятся модально-неспецифические нарушения памяти. Это целая группа патологических явлений, не однородных по своему характеру, для которых общим является плохое запечатление информации любой модальности. Модально-неспецифические нару­шения памяти возникают при поражении разных уровней срединных специфических структур мозга. К модально-неспецифическим нарушениям памяти приводит и поражение лцмбической системы (лимбической коры, гиппокампа, миндалины и др.). К ним относятся описанные в литературе случаи нарушений памяти, которые обозначаются как корсаковский синдром. У больных с корсаковским синдромом практически отсутствует па­мять на текущие события. Они по несколько раз здороваются с вра­чом, хотя он только что был в палате, не могут вспомнить, что они делали несколько минут назад, и т.п. Это грубый распад памяти на текущие события. В то же время у этих больных сравнительно хорошо сохраняются следы долговременной памяти, т.е. памяти на далекое прошлое. Такие больные сохраняют и профессиональные знания. Они помнят, например, что с ними было во время войны, когда и где они учились и т.п. В развернутой форме этот синдром возникает при пора­жении гиппокампальных структур обоих полушарий. Однако даже од­ностороннего поражения области гиппокампа достаточно, чтобы воз­никла картина выраженных нарушений кратковременной памяти. Осо­бую форму корсаковского синдрома составляют нарушения памяти в сочетании с нарушениями сознания, что нередко встречается при пси­хических заболеваниях.

Методы исследования

Методы исследования общей памяти

Тесты Материал Инструкция Анализ симптомов (ошибок)
       
Воспроизведение События дня Прошлые события «Расскажи, что ты сегодня делал?» «А что лето (зимой) делал, где был?» Исследуется процесс воспроизведения (актуализация прошлого) и процесс запоминания и воспроизведения Этот вид памяти нарушается при дисфункции глубинных структур мозга или при снижении корковой активности

Методы исследования слухо-речевой памяти

Тесты Материал Инструкция Анализ симптомов (ошибок)
       
1. Повторение отдельных слов Повторение серии слов Слова: дом, стол, игла Серии слов: стол, звон, лес, шкаф По словесной инструкции: «Повторяй за мной слова: дом, стол, игла. Повтори еще раз те же слова». «Повтори: стол, звон. Еще раз» Исследуются; 1) Объем запоминания; 2) Прочность запомина­ния
2. Запо­минание групп слов 1-я группа слов: круг, земля, стол 2-я группа слов: день, со­бака, дерево Теперь запом­ни и повтори эти слова. Еще раз повтори. А теперь скажи, какие слова были первыми, а какие - вторыми Исследуются; 1) Объем запоминания; 2) Прочность запомина­ния; 3) Ретро-и проактивное торможение, которое возникает при пораже­нии средних отделов ви­сочной зоны мозга
3.Запо­минание двух смысло­вых ря­дов 1. Собака ла­ет. 2. Дом горит Запомни и повтори. Скажи первое пред­ложение, а ка­кое 2-е? Исследуются ошибки воспроизведения: если не воспроизводятся(или воспроизводятся с тру­дом) 1-е предложение (или предыдущие сло­ва), а последующие вос­производятся хорошо, то стоит думать о возник­новении ретроактивного торможения, которое возникает при пораже­нии средних отделов ко­ры левой височной зоны мозга
4. Запоминание и повторение фраз: а) непосредственное запоминание; б) отсроченное после пустой паузы; в) после паузы, заполненной беседой. а) «Дети взяли корзинки и пошли в лес». Б) «Сегодня в школу пришел новый учитель по истории» (пауза) В) «Я сделал уроки, помогла маме вымыть посуду, а потом пошла в кино» А) «Повтори предложение и запомни его» Б) «Повтори предложение и запомни» После паузы. «Скажи, какие ты запомнил предложения?» В) «Повтори и запомни предложение» Затем -пауза, заполненная беседой. После беседы (з0 секунд) «Скажи, какие ты запомнил предложения?» Нарушение непосредственного запоминания может говорить о дефектах следовой деятельности и о дисфункции глубинных структур мозга. При отсроченном воспроизведении после интерференции – ошибки запоминания связаны с тормозимость следов последующей информацией, а не с самой следовой деятельностью.
5. Запоминание пар фраз: - непосредственное - отсроченное 1. На ветке сидит красивый дятел. 2. Высоко в небе сокол летит красивой стрелой. Повтори и запомни 1-е предложение. Еще раз повтори. Повтори и запомни 2-е предложение. Еще раз повто­ри. Скажи 1-е предложение. Скажи 2-е предложение При запоминании предложений возможны: А) контаминации; Б) замена одного предложения другим; В) воспроизведение предложений, которые были не в этой пробе в предыдущей; г) отказ от работы. Все эти ошибки говорят о слабости следовой деятельности, о влиянии на них последующей информации, приводя­щей к невозможности актуализации предыду­щих предложений или к контаминациям и т.д. Все это происходит из-за дисфункции височных отделов мозга
6. Кривая памяти. Запоми­нание 10 слов 10 слов: дом, стол, кот, ночь, окно, игла, пи­рог, звон, крест, коло­дец. В зависимости от возраста можно брать для за­учивания 5-7 слов. Серия слов повторя­ется 5 раз. За­писываются все слова, по­рядок их вос­произведения и побочные слова (ассоциации) Послушай вни­мательно все слова. Повтори все слова, ко­торые запом­нил Исследуется процесс, динамика запоминания и воспроизведения, объ­ем, прочность, точность воспроизведения, тен­денции к росту или сни­жению количества оши­бок. Разные ошибки го­ворят о разной топике поражения мозга

Зрительно-предметная память



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.126.53 (0.007 с.)