Общая характеристика чтения. АлексИя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика чтения. АлексИя.



Чтение является сложным психическим процессом, ко­торый имеет связь как с речью, так и с разными формами вос­приятия (акустическое, зрительное, оптико-пространственное, пространственное). Чтение в настоящее время рассматривается в психологии как целенаправленная деятельность, которая обес­печивает человека знаниями, воссоздает опыт, стимулирует раз­витие интеллектуальной деятельности, влияет на поведение, организовывает его, может и изменять, совершенствовать лич­ность. Психологическое содержание чтения — это прежде всего процесс смыслового восприятия и понимания письменной речи. В реализации процесса чтения принимают участие такие ВПФ, как внимание, память, мышление.

А. Р. Лурия писал, что чтение является не только процес­сом декодирования письменного сообщения, но оно и перево­дит зрительно-графические символы (буквы) в звуки и в арти­куляции, т.е. в устную речь — импрессивную и экспрессивную.

Психологическая структура чтения включает по крайней мере пять взаимодействующих звеньев: 1) звуко-буквенный анализ и синтез; 2) смысловые догадки; 3) удержание инфор­мации; 4) понимание; 5) процесс контроля — сличения возни­кающих при чтении гипотез с написанными словами.

Вся эта деятельность чтения может протекать лишь при наличии мотивов, потребностей, при соответствующей органи­зации поведения. Сложность строения чтения ведет к тому, что у детей с аномальным развитием и здоровых детей чтение будет испытывать трудности по разным причинам, в зависимо­сти от того, какое звено (или звенья) в структуре чтения нару­шено или не сформировано. Поскольку чтение относится и к речевым процессам, и к процессам восприятия, и к процессам целенаправленного поведения, то и формы алексии будут разные, и факторы, лежащие в их основе — тоже разные.

Известны 2 формы оптической алексии: 1) оптическая и 2) оптико-мнестическая. При первой форме чтение наруша­ется из-за дефектов зрительного восприятия букв и их сочета­ний, особенно это касается букв, похожих по своей конфигура­ции (к-с, д-б и др.). В основе лежит нарушение образа буквы. Здесь есть два вида оптической алексии — литеральная, когда не узнаются отдельные буквы, и симультанная, когда отдель­ные буквы узнаются, а слитное их восприятие и прочтение — нарушено. При оптико-мнестической алексии в основе лежат Дефекты называния букв, но нарушено их называние из-за дефектов речевой организации восприятия буквы. Эти формы алексии идут в синдроме оптической и оптико-простран­ственной агнозии.

Речевые формы алексии — эфферентно-моторная, афферентно-моторная, сенсорная — протекают в синдроме соответст­вующих форм афазии. Механизмы нарушения те же, что и у афа­зии: 1) нарушение кинетической организации речи: нарушается плавность чтения, соединения букв в слоги, слогов — в слово, возникают персеверации; 2) в случае афферентно-моторной алексии в основе лежат дефекты кинестезии, у детей не сформи­рованы соответствующие букве и звуку артикулемы; 3) при сен­сорной алексии — нарушение речевого слуха, и прежде всего фонематического, ведет к нарушению чтения, и здесь часто воз­никает угадывающее чтение. Угадывающее чтение возникает и при поражении лобных систем мозга, ответственных за организа­цию, регуляцию поведения, за целенаправленность действий. Анализ ошибок может показать, в каких случаях угадывающее чтение сенсорного происхождения, а в каком — результат несформированности целенаправленной деятельности.

Исследование чтения.

Тесты Материал Инструкция Анализ симптомов (ошибок)
       
1.Идеограммное чтение Имя, фамилия, город, в кото­ром живет, имена близких людей 1) Прочитай все слова по одному; 2) Найди среди этих слов такое же (дается слово для чтения – имя, название города) Идеограммное чтение чаще всего сохранно, оно не аналитическое. нарушение чтения этих слов говорит о грубом поражении мозга: в за­висимости от ошибок и синдрома это может быть поражение височных, либо теменно-затылочных отделов
2. Чтение букв разного шрифта Буквы: печатные, прописные, рукописные, стилизованные Прочитай эти буквы, назови их Исследование оптического восприятия букв. Ошибки могут говорить о дисфункции затылочных или теменно-затылочных зон
3. Чтение слов: простых сложных Лес, дом, мак, зерно, дорога Индустрия, мороженое, полковник Прочитай эти слова Исследование чтения на уровне слов. Нарушение чтения отдельных букв иногда компенсируется при чтении слов, предложений
4. Чтение: - предложений; - текста Простые и сложные предложения. Короткий частотный текст. Прочитай эти слова Исследуются ошибки: литеральные и вербальные парафазии, персеверации, которые могут указывать на механизмы нарушения и топику поражения мозга.
5. Чтение про себя Слова, предложения, тексты Прочти про себя и найди соответствующую картинку При нарушении чтения вслух нередко сохраняется чтение-узнавание про себя. Сохранность внутреннего чтения говорит о не аналитическом, а целостном чтении, часто угадывающем. Такое чтение возможно при дисфункции нижне-теменных и верхне-височных зон коры левого полушария

Тема 11. Исследование счета

Цель: ознакомить студентов с методами исследования процесса счета

План

1. Число и счет как объективные характеристики всех предметов окружающего мира

2. Методы исследования счета.

Ход занятия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.32 (0.007 с.)