Методы исследования зрительного гнозиса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы исследования зрительного гнозиса



Если больной, правильно оценивая отдельные элементы объекта (или его изображения), не может понять его смысла в целом — это называется предметной агнозией', если он не различает человеческие лица (или фотографии) — лицевой агнозией; если он плохо ориентиру­ется в пространственных признаках изображения — оптико-простран­ственной агнозией; если он, правильно копируя буквы, не может их читать — буквенной агнозией; если он различает цвета, но не знает, какие предметы окрашены в данный цвет, т.е. не может вспомнить цвет знакомых предметов — цветовой агнозией. Как самостоятельная форма выделяется и симультанная агнозия — такое нарушение зритель­ного гнозиса, когда больной может воспринимать только отдельные фрагменты изображения, причем этот дефект наблюдается и при со­хранности полей зрения.

Зрительный гнозис

(восприятие – образы – представления)

Тесты Материал Инструкция Анализ симптомов (ошибок)
       
1. Выбор картинки по слову, наименованию 1. Реальные предметы. 2. Предметные картинки «Найди, где тетрадь, где медведь и т.д.» Исследуется восприятие и узнавание предметов, организация восприятия словом (речь). Ошибки могут говорить о возможной дисфункции средне-височных отделов левого полушария  
2. Называние 3. Контурные изображения 4. перечеркнутые изображения 5. Конфликтные фигуры («кентавры») «Что здесь нарисовано – назови» «Назови» Если предыдущая проба на простое узнавание выполнена, то следует перейти к сенсибилизированной пробе; исследуется вычленение существенных признаков предмета  
3. Выбор из 3-х предметных картинок Корова, лошадь тигр «Найди такой же предмет» (дается картинка, задача – узнать и выбрать такую же) Исследуется точность и дифференцированность восприятия предметов, их значение. Ошибки в выполнении возможны при дисфункции затылочных и лобных отделов мозга  
4. Выбор частей целого   «Найди элементы, из которых состоит это животное» Исследуется дифференцированное восприятие, вычленение существенных признаков, процесс сравнения, целостные образ-представление предмета – средне-височные отделы левого полушария, затылочные и лобные зоны мозга  
Опознание и выбор букв, цифр, геометрических фигур Буквы, цифры, геометрические фигуры Дается 1 буква (цифра, геометрическая фигура), задача – выбрать такую же из имеющихся трех. «Найди такую же среди этих трех букв» Исследуется сохран­ность (несохранность) перцепторного образа и образа-представ­ления. Ошибки опознания предметов идут за счет дисфункции за­тылочных отделов, ко­торая ведет к пред­метной агнозии. Одна­ко эти же ошибки мо­гут допускать дети с дисфункцией лобных систем мозга, так как у них отсутству­ет аналитическое поведение, которое есть у детей с пер­вичной агнозией. Они не вычленяют суще­ственных признаков объекта и делают заключение о пред­мете по одному случайному признаку  
Копирова­ние фигур Геометрические фигуры, буквы, циф­ры. Предметы - яблоко, огу­рец Срисуй то, что видишь. Ста­райся срисо­вать точно" Исследуется восприятие и воспроизведе­ние символических и бытовых фигур, часто встречающихся пред­метов. Исследуется сформированность (наруше­ния) зрительного вос­приятия и образов-представлений. Важно отметить, имеется ли разница в ошибках при выполнении 1-го и 2-го заданий (предметный и символический уровни)  
Рисование по слову Предметы: яблоко, стол, девочка, ма­ма, папа "Нарисуй ябло­ко. Постарайся нарисовать хо­рошо и точно Исследуется связь предметных образов со словом, зрительно-моторная и семантическая связи  
Дорисовы­вание до целого Недорисован­ные предме­ты, предмет­ные картинки с недостаю­щими эле­ментами "Посмотри, уз­наешь этот предмет? До­рисуй его". (Если ребенок не узнал, то надо назвать). "Это пальто, дорисуй его" и т.д. Исследуется сохранность конкретных предметных образов-представлений и образов-восприятий. Ошибки возможны при дисфункции или поражении затылочных отделов мозга или зоны ТРО  
Дорисовывание пред­метных изо­бражений Рисунки предметов (стол без ножки, чайник без ручки и ДР.) "Это что такое? Дорисуй, чего здесь не хвата­ет. Дорисуй этот предмет до целого" Исследуется сохранность («нарушение) пространственного восприятия предмета и образа предмета. Ошибки могут гово­рить о поражении (или дисфункции) теменных или теменно-затылочных зон  
Определе­ние недос­тающих элементов Картинки с недостаю­щими эле­ментами "Скажи, чего здесь не хвата­ет. Найди сре­ди этих карти­нок" То же  
Дорисовывание до любого - предмета Различные геометричес­кие и другие фигуры "Дорисуй до любого пред­мета. Пред­ставь себе его и рисуй все, сто хочешь. Постарайся нарисовать побольше предметов» Исследуется сохран­ность объема образов, их динамики, богатст­ва, в целом – воображения. Нарушение этого вида деятельности возможно при дисфункции затылочных отделов мозга, зоны ТРО и лобных отделов мозга. Следует провести точный дифференцированный качественный анализ ошибок и поведения ребенка при выполнении этой пробы и только на этой основе ставить топической диагноз  
           

Зрительно – пространственный гнозис

Тесты Материал Инструкция Анализ симптомов (ошибок)  
         
1. Узна­вание вре­мени на схе­матичес­ких часах Нарисованные схематические часы без ци­ферблата "Скажи, сколько времени на этих часах" (задача - узна­вание) Ошибки в этих текстах говорят о нарушении в понимании пространст­венного расположения стрелок и связи их по­ложения со значением, т.е. с временем, о квазипространственном нарушении. Этот дефект указывает на дисфунк­цию теменно-затылочных отделов мозга (не только левого, но и пра­вого полушария)  
 

 

2. Установка стрелок на часах по образцу Тот же "Поставь стрелки часов точно, как у меня" (дается образец) Исследуется простран­ственное восприятие  
3.Уста­новка за­данного времени Тот же "Поставь стрелки на ча­сах так, чтобы получилось"без 15 три", "25 седьмого" и т.д. (задача - вос­приятие по речи) Исследуется регуляция пространственного вос­приятия речью, связь речи с пространствен­ным восприятием  
4. Узна­вание и называ­ние рим­ских чи­сел Пространственно ориентированные числа IX, XI, IV, VI "Узнай и скажи, какое это чис­ло" (предъявляет­ся одно число) Ошибки в оценке про­странственно-ориентиро­ванных цифр и букв - это тоже симптом нарушения или дисфункции теменно-затылочных отделов, как левого, так и правого по­лушария мозга  
 
5. Узна­вание и название арабских чисел Пространст­венно-ориен­тированные арабские чис­ла 6,9,66,99 1) "Назови эти числа" (предъявляется одна цифра или одно число). 2) "Покажи та­кое же число" То же  
 
6. Узна­вание и называ­ние букв Пространст­венно-ориен­тированные буквы. Ф-В, р-d, d-б, 3-Э "Назови эти бук­вы. Скажи, есть здесь непра­вильные буквы? Покажи и скажи, что в них непра­вильно" То же  

Цветовой гнозис



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 1259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.83.97 (0.004 с.)