Если больной, правильно оценивая отдельные элементы объекта (или его изображения), не может понять его смысла в целом — это называется предметной агнозией', если он не различает человеческие лица (или фотографии) — лицевой агнозией; если он плохо ориентируется в пространственных признаках изображения — оптико-пространственной агнозией; если он, правильно копируя буквы, не может их читать — буквенной агнозией; если он различает цвета, но не знает, какие предметы окрашены в данный цвет, т.е. не может вспомнить цвет знакомых предметов — цветовой агнозией. Как самостоятельная форма выделяется и симультанная агнозия — такое нарушение зрительного гнозиса, когда больной может воспринимать только отдельные фрагменты изображения, причем этот дефект наблюдается и при сохранности полей зрения.
Тесты
| Материал
| Инструкция
| Анализ симптомов (ошибок)
|
|
|
|
|
1. Выбор картинки по слову, наименованию
| 1. Реальные предметы.
2. Предметные картинки
| «Найди, где тетрадь, где медведь и т.д.»
| Исследуется восприятие и узнавание предметов, организация восприятия словом (речь). Ошибки могут говорить о возможной дисфункции средне-височных отделов левого полушария
| |
2. Называние
| 3. Контурные изображения
4. перечеркнутые изображения
5. Конфликтные фигуры («кентавры»)
| «Что здесь нарисовано – назови»
«Назови»
| Если предыдущая проба на простое узнавание выполнена, то следует перейти к сенсибилизированной пробе; исследуется вычленение существенных признаков предмета
| |
3. Выбор из 3-х предметных картинок
| Корова, лошадь тигр
| «Найди такой же предмет»
(дается картинка, задача – узнать и выбрать такую же)
| Исследуется точность и дифференцированность восприятия предметов, их значение. Ошибки в выполнении возможны при дисфункции затылочных и лобных отделов мозга
| |
4. Выбор частей целого
| | «Найди элементы, из которых состоит это животное»
| Исследуется дифференцированное восприятие, вычленение существенных признаков, процесс сравнения, целостные образ-представление предмета – средне-височные отделы левого полушария, затылочные и лобные зоны мозга
| |
Опознание и выбор букв, цифр, геометрических фигур
| Буквы, цифры, геометрические фигуры
| Дается 1 буква (цифра, геометрическая фигура), задача – выбрать такую же из имеющихся трех. «Найди такую же среди этих трех букв»
| Исследуется сохранность (несохранность) перцепторного образа и образа-представления. Ошибки опознания предметов идут за счет дисфункции затылочных отделов, которая ведет к предметной агнозии. Однако эти же ошибки могут допускать дети с дисфункцией лобных систем мозга, так как у них отсутствует аналитическое поведение, которое есть у детей с первичной агнозией. Они не вычленяют существенных признаков объекта и делают заключение о предмете по одному случайному признаку
| |
Копирование фигур
| Геометрические фигуры, буквы, цифры.
Предметы - яблоко, огурец
| Срисуй то, что видишь. Старайся срисовать точно"
| Исследуется восприятие и воспроизведение символических и бытовых фигур, часто встречающихся предметов.
Исследуется сформированность (нарушения) зрительного восприятия и образов-представлений. Важно отметить, имеется ли разница в ошибках при выполнении 1-го и 2-го заданий (предметный и символический уровни)
| |
Рисование
по слову
| Предметы: яблоко, стол, девочка, мама, папа
| "Нарисуй яблоко. Постарайся нарисовать хорошо и точно
| Исследуется связь предметных образов со словом, зрительно-моторная и семантическая связи
| |
Дорисовывание до целого
| Недорисованные предметы, предметные картинки с недостающими элементами
| "Посмотри, узнаешь этот предмет? Дорисуй его". (Если ребенок не узнал, то надо назвать). "Это пальто, дорисуй его" и т.д.
| Исследуется сохранность конкретных предметных образов-представлений и образов-восприятий. Ошибки возможны при дисфункции или поражении затылочных отделов мозга или зоны ТРО
| |
Дорисовывание предметных изображений
| Рисунки предметов (стол без ножки, чайник без ручки и ДР.)
| "Это что такое? Дорисуй, чего здесь не хватает. Дорисуй этот предмет до целого"
| Исследуется сохранность («нарушение) пространственного восприятия предмета и образа предмета. Ошибки могут говорить о поражении (или дисфункции) теменных или теменно-затылочных зон
| |
Определение недостающих элементов
| Картинки с недостающими элементами
| "Скажи, чего здесь не хватает. Найди среди этих картинок"
| То же
| |
Дорисовывание до любого - предмета
| Различные геометрические и другие фигуры
| "Дорисуй до любого предмета. Представь себе его и рисуй все, сто хочешь. Постарайся нарисовать побольше предметов»
| Исследуется сохранность объема образов, их динамики, богатства, в целом – воображения. Нарушение этого вида деятельности возможно при дисфункции затылочных отделов мозга, зоны ТРО и лобных отделов мозга. Следует провести точный дифференцированный качественный анализ ошибок и поведения ребенка при выполнении этой пробы и только на этой основе ставить топической диагноз
| |
| | | | | |
2. Установка стрелок на часах по образцу
| Тот же
| "Поставь стрелки часов точно, как у меня"
(дается образец)
| Исследуется пространственное восприятие
| |
3.Установка заданного времени
| Тот же
| "Поставь стрелки на часах так, чтобы получилось"без 15 три", "25 седьмого" и т.д. (задача - восприятие по речи)
| Исследуется регуляция пространственного восприятия речью, связь речи с пространственным восприятием
| |
4. Узнавание и называние римских чисел
| Пространственно
ориентированные числа IX, XI, IV, VI
| "Узнай и скажи, какое это число" (предъявляется одно число)
| Ошибки в оценке пространственно-ориентированных цифр и букв - это тоже симптом нарушения или дисфункции теменно-затылочных отделов, как левого, так и правого полушария мозга
| |
|
5. Узнавание и название арабских чисел
| Пространственно-ориентированные арабские числа 6,9,66,99
| 1) "Назови эти числа" (предъявляется одна цифра или одно число). 2) "Покажи такое же число"
| То же
| |
|
6. Узнавание и называние букв
| Пространственно-ориентированные буквы. Ф-В, р-d, d-б, 3-Э
| "Назови эти буквы. Скажи, есть здесь неправильные буквы? Покажи и скажи, что в них неправильно"
| То же
| |