Нарушения мышления как активной психической деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нарушения мышления как активной психической деятельности.



При поражении левой височной области на фоне сенсорной или акустико-мнестической афазии интеллектуальные процессы не оста­ется интактными. Однако они страдают вовсе не в той мере, как это предполагали многие авторы, например П. Мари, ко­торый считал сенсорную афазию следствием первичных интеллекту­альных расстройств или первичной деменции. Несмотря на нарушение звукового образа слов, их семантическая, или «смысловая сфера», как правило, остается относительно сохранной, на что указывает, в част­ности, исследование Э.С.Бейн (1964), показавшей, что смысловые замены (вербальные парафазии), встречающиеся речи больного с сенсорной афазией, возникают по законам категориального мышле­ния. На это указывают и многие другие исследования, посвященные изучению абстрактного вербально-логического мышления при локаль­ных поражениях мозга. В этих работах показана сохранность непосредственного «схватывания» пространственных и логических от­ношений у таких больных. Особенно четко сохранность интеллекту­альной деятельности выступает у этой категории больных при иссле­довании «невербального», наглядно-образного интеллекта.

При поражении теменно-затылочных отделов мозга, когда страда­ет «синтез отдельных элементов в группы» (по выражению И.М.Сече­нова) и возникает целая совокупность дефектов, связанных с трудно­стями пространственного анализа и синтеза, интеллектуальная дея­тельность нарушается иным образом.

Поражение премоторных отделов левого полушария головного моз­га ведет к другим по характеру нарушениям интеллектуальной дея­тельности. Эти нарушения входят в состав премоторного синдрома, характеризующегося трудностями временной организации всех пси­хических процессов, включая и интеллектуальные. У данной катего­рии больных наблюдается не только распад «кинетических схем» дви­жений и трудности переключения с одного двигательного акта на другой, но и нарушения динамики мыслительного процесса. Нару­шается свернутый, автоматизированный характер интеллектуальных операций («умственных действий»), свойственный здоровому взрос­лому человеку. Эти нарушения входят в хорошо описанный синдром динамической афазии. Нарушения динамики интеллектуальной дея­тельности в виде замедленности процесса понимания рассказов, ба­сен, арифметических задач и т.д. проявляются у больных уже при их прослушивании. Этот симптом особенно отчетливо наблюдается при предъявлении длинных фраз со смысловыми инверсиями или кон­текстными трудностями. В качестве механизма, опосредующего эти дефекты понимания, выступают нарушения внутренней речи. Ины­ми словами, у этих больных не только нарушен процесс развертыва­ния речевого замысла, лежащий в основе динамической афазии, но и процесс «свертывания» речевых структур, необходимый для пони­мания смысла текста. ' Поражение лобных префронтальных отделов мозга сопровождается серьезными нарушениями интеллектуальных процессов, причем их клиническая феноменология очень разнообразна: от грубых интеллектуальных дефектов до почти бессимптомных случаев. Эта противоречи­вость клинических наблюдений объясняется, с одной стороны, дей­ствительным разнообразием «лобных» синдромов, что связано, по-видимому, и с индивидуальной изменчивостью функций лобных долей мозга, а с другой — недостаточной адекватностью использован­ных методик.

Нарушения мышления у больных с поражением лобных долей мозга связаны в первую очередь с распадом самой структуры интеллектуаль­ной (как и всякой другой) психической деятельности. Первая стадия интеллектуальной деятельности — формирование «ориентировочной основы действия» — у них либо полностью выпадает, либо резко со­кращается; больные не сопоставляют элементы задачи, не формулируют гипотезу, они импульсивно начинают выполнять случайные действия, не сличая их с исходными целями. Эти нарушения проявляются при выполнении как невербальных, так и вербально-логических задач.

Наглядно-образное мышление

Тесты Материал Инструкция Анализ симптомов (ошибок)  
         
1. Конструирование предметной деятельности Разрезанные части картинка, изображающие предметы Инструкция «глухая». «Сложи из этих частей предмет. Смотри внимательно» Исследуется сохранность предметно-образного мышления. Если образ-представление отсутствуют, то сложить предмет ребенок не сможет.
2. То же с опорой на словонаименование предмета Тот же материал, но могут быть другие предметы. По слову-наименованию (открытая инструкция). Сложи из этих частей стол Исследуется влияние речи на актуализацию предметного образа и на облегчение конструктивной деятельности.
3. Метод дифференцирования предметов Перед ребенком лежат разные части 2-3 предметов Без слова-наименования. «Сложи какой-нибудь один предмет или животное» Выбери нужные части. Исследуется дифференцированное восприятие образа. Ошибки во всех этих тестах говорят о дисфункции теменно-затылочных областей или зоны ТРО.
4. Понимание сюжетных картин Картинки: «Разбитое окно» «Последняя весна» Кто виноват? В чем смысл картинки? Исследуется понимание содержания и смысла сюжетных картинок путем выделения существенных признаков, эмоционального отношения к событиям. Ошибки понимания: - непонимание смысла и содержания; - непонимание морали могут быть связаны с дисфункцией лобных долей левого полушария
5. Понимание содержания серии сюжетных картин и нахождение последовательности картин в серии Серии сюжетных картин Если картинки разложить в нужном порядке, получится интересный рассказ. Разложи картинки в нужном порядке. Исследование процесса решения задачи. Следить за ходами, их изменением, анализировать: 1) Манипулирование картинками без смысла. 2) Осмысление – попытки найти место картинке 3. Поведение - активное, инертное, отвлекаемость, сосредоточенность. 4) Если серия выполнения с ошибками, но процесс решения был активным, творческим.

Вербально-логическое мышление

Тесты Материал Инструкция Анализ симптомов (ошибок) |
       
1.Пони­мание расска­зов: со­держа­ния, смысла, морали Рассказы: "Галка и го­луби", "Лев и мышь", "Муравьи и голубка" Внимательно послушай рас­сказ и скажи, в чем здесь де­ло, в чем смысл, чему учит этот рас­сказ. Повто­рить задание, обращая вни­мание ребенка на каждую фразу, смы­словую часть рассказа Непонимание смысла и мо­рали могут говорить о дис­функции лобных долей моз­га, о нарушении обобщенно­го мышления. Ошибки могут быть из-за нарушения внимания: Труд­ности могут возникать и из-за нарушения памяти. Привести тест, исключив запо­минание: дать ребенку прочитать рассказ по частям. 1 если в этих случаях будут правильные ответы, то это будет говорить о сохранности работы
      лобных долей мозга и о дисфункции средних височных отделов т.е. о нарушении запо­минания
2. Решение арифметических задач 1.Хозяйка тратит за 5 дней 15л молока. Сколько молока она тратит за неделю? 2. На забо­ре сидели птички. К ним приле­тело еще 5 птичек и стало их 12. Сколько птичек си­дело на за­боре сна­чала Повтори зада­чу. В чем во­прос задачи? Повтори во­прос задачи. Решай задачу вслух, расска­зывай, что ты будешь делать и почему  
  3. На столе лежали яб­локи; 5 из них съели и осталось 9 яблок "Я тебе дам задачу, а ты придумай к ней вопрос. Если ребенок не Придумал нужный во­прос, то ему предлагается на выбор не­сколько вопро­сов, какой из них подходит к этой задаче: а) Сколько яб­лок осталось? б) Сколько яб­лок привезли из магазина? Нарушения решения задач могут идти из-за дефектов понимания словесной части задачи, из-за нарушения арифметических счислительных операций. Это вто­ричное нарушение мышле­ния и оно возникает при по­ражении теменных и теменно-затылочных зон мозга. Но если ребенок понимает отдельные предложения, повторяет условие, но не понимает задачи, не пони­мает, в чем вопрос задачи и не может наметить схему-план решения, то этот де­фект первичный и связан с дисфункцией лобных отде­лов мозга. Особое внима­ние надо обратить на пони­мание вопроса задачи, уме­ние подобрать нужный ко­нечный вопрос. Нарушение понимания вопроса задачи говорит о дисфункции лоб­ных систем мозга
  Теплый - зимний большой-дорогой - низкий - слабый и др. 1) Придумай слово, проти­воположное по содержанию. Например, глупый умный. 2) Придумай самостоятель­но 2 пары про­тивоположных по значению слов (например, толсты – тонкий) Исследуются аналитические вербальные мыслительные процессы, процессы выбора по заданному признаку. Исследуется самостоятель­ное выделение признака
4. Выбор из альтернатив Написаны слова: Лошадь, жеребенок, корова, пастбище, молоко Найди среди слов, относящихся к корове, такое, которое подходило бы к ней так же, как жеребенок к лошади Исследуется понимание отношений, выделение признака и его перенос.
5. Классификация: а) по самостоятельно выделенным признакам б) по данным признакам Предметные картинки Разложи картинки на группы, назови их Раздели картинки на живые - неживые, что едят и что не едят и т.д. Исследуются процессы анализа и синтеза Исследуется уровень обобщения

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.0.53 (0.006 с.)