Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взгляды на управление государственным хозяйством в Древней Индии

Поиск

Характерной чертой исторического развития Индии и государственного устройства является рабство, возникшее в недрах первобытнообщинного строя, которое не могло развиться до античных форм. Фактическим тормозом была сельская община как форма экономической и социальной организации свободного населения. Необходимость коллективных усилий организованных '^асс людей при строительстве дамб и других ирригационных сооружений была одной из причин сохранения общины..

Другой основой общины, помимо коллективного владения, было непосредственное соединение земледелия с ремеслом, прекращение общины в целое. Государственные организации почти е вмешивались в дела общины, у нее была своя сельская адмистрация. Государственные повинности для общины в целом

127также тормозили распад общины. В свою очередь, прочность общины мешала широкому развитию рабовладельческих отношений хотя у общины были свои рабы для выполнения тяжелых, грязных работ. Некоторые ремесленники тоже являлись рабами. Тормозом распада общины и развития частной собственности была государ-ственная собственность на землю. Эта форма позволяла рабовладельческой знати с помощью государственного аппарата не только эксплуатировать, но и посредством налога грабить свободное население.

В Индии существовал феодальный строй с особенностями, присущими ряду государств Востока. В частности, царь являлся юридическим собственником земли, но практически ею распоряжалась община. Государственный строй характеризовался восточной деспотией, культом царя, очень часто возникали дворцовые интриги. При царе существовал совет — паришад — из представителей знати семей рабовладельческой аристократии. Паришад имел лишь совещательные функции. Царские чиновники управляли городами, провинциями и селами. Были оформлены сборники законов — наставлений и вед. При управлении страной царь опирался на огромный бюрократический аппарат, институт надзирателей, армию, которых необходимо было содержать за счет налогов и податей. Существовали военное и судебное ведомства, огромная постоянная армия, помогающая соблюдать законы данного строя.

Важнейшим руководством для управления государством в ТУ пору и последующие эпохи служили трактаты «Законы Ману» и «Артхашастра».

В трактате приводятся интересные мысли о системе управления персоналом. Вообще говоря, в работах мыслителей Древней Индии наиболее многочисленны те разделы и главы, где речь идет об администрации, чиновниках государственной службы, управленческих работниках. В них рассматриваются по существу все кадровые проблемы в комплексе, т. е. излагаются вопросы оценки потребности в кадрах управления, формулируются требования к управленческим кадрам, принципы подбора и расстановки кадров, цели, задачи и методы их подготовки к деятельности в системе управления, приводятся различные системы вознаграждения, характеристики разных стилей управления, вопросы делегирования полномочий.

Приведем несколько цитат из трактата «Законы Ману». «Надо назначить семь или восемь сановников, наследственных, знатоков шастр', храбрых, опытных в военном деле, родовитых, испытанных. Даже дело, которое легко исполнимо, с трудом исполнимо одним; тем более (сложно управлять), особенно без помощников, весьма процветающим царством.

Структура и краткое содержание «Артхашастры». Название «Артхашастры» переведено как «Наука политики», хотя в этимологическом смысле «Артхашастра» означает «Наука о выгоде». Произведение, приписываемое Каутилье, называется именно «Артхашастра».

Каутилья (Чанакья) — это не только большой ученый, но и человек, который сыграл определенную роль в создании, развитии и сохранении империи.

По мнению Каутильи, царь и те высокопоставленные лица, для которых составлялось руководство управления страной, должны были служить в равной мере 3 главным целям, или установкам в жизни человека: законности (или религии), пользе (или богатству) и любви (или наслаждениям). Предпочтение, отдаваемое той или другой цели, неизбежно нарушает их единство, гармонию.

Анализ текста трактата показывает, что в Древней Индии были известны принцип плановости и процедура планирования как функция государственного управления. Так в «Артхашастре» приводится система управления, в которой многие вопросы экономической, финансовой и хозяйственной жизни решаются на основе этого принципа и с использованием инструментария планирования. Планировалось очень многое: распределение отраслей производства по областям и провинциям, заселение новых областей, число и состав высших и низших чиновников в государственном аппарате, получение общих доходов и расходов, расходы на содержание государственного аппарата. И наконец: был разработан плановый инструмент для управления персоналом, точнее — первая в мире модель Табели о рангах.

По мнению Каутильи, царь должен быть деятельным человеком, ибо «когда царь деятелен, то за ним деятельны все слуги. Если царь бездеятелен, то вслед за ним бездеятельны и его слуги. Поэтому пусть царь проявляет свою деятельность».

Как это ни странно, может быть, звучит, но «царская должность» уже в те древние времена требовала от человека исключительных качеств. Все время правителя и днем, и ночью было расписано — это выполнение различных административных обязанностей, прием официальных и тайных рапортов, совещания с министрами, казначеями и военачальниками. Перерывы для отдыха, сна, приема пищи, увеселений и развлечений в гареме были также жестко огра-ничены строгим расписанием.

Всего в Табели о рангах было 17 рангов должностей каждый из которых, в свою очередь, содержал несколько должностей, равнозначимых для государства, судя по равным размерам вознаграждения.

Ранги Перечень должностей Жалованье, в панах

Состоящий при государе жрец-учитель; домашний жрец; военачальник; наследник-соправитель; мать государя; главная супруга 48000

Главные привратники; надзиратель терема; смотритель войск; сборщик податей; главный казначей 24000

Царевичи; их кормилицы; главные военачальники; надзиратели за деловой жизнью городов; заведующие мастерскими; члены круга советников; начальники охраны отдельных местностей и границ 12000

Глава объединений; начальник отдельных войсковых частей: конных, на слонах, на колесницах; представители исполнительной власти 8000

Начальники пехоты, конницы и войска, на слонах и колесницах; хранители ценных лесов и таких, в которых содержатся слоны 4000

Обучающие езде на колесницах; обучающие езде на слонах; военные врачи; укротители коней; строители; служители по разведению животных 2000

Предсказатели; истолкователи знамений; астрологи; чтецы пуран; возницы; певцы; служители домашнего жреца; все надзиратели 1000

Искусно обученные пехотинцы; штат счетоводов; штат писцов; мастера, изготавливающие музыкальные инструменты 500

Музыканты 250

Ремесленники, искусные мастера 120

Слуги, находящиеся при двуногих и четвероногих; их помощники; лица, ухаживающие за животными; сторожа при них; укротители животных 60

Находящиеся на службе у ариев; наездники; гонцы; рудокопы; учителя; ученые 500-1000 (по досто-инству)

Перечень должностей Гонец среднего качества; при расстоянии свыше 10 йоджан до 100 Жалованье, в панах 20

Возница царя 1000

Агенты (шпионы) под видом странствующих учеников, аскетов, домохозяев, купцов, монахов 1000

Сельские работники (прислужники); шпионы-подстрекатели; монахини-отравительницы 500

Агенты шпионов 250 (или в соот-ветствии с затрачен-ным трудом)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 718; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.214 (0.011 с.)