Методика развития связной монологической речи у детей дошкол. возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика развития связной монологической речи у детей дошкол. возраста



Работа над развитием связной речи ребенка ведется поэтапно в каждой возрастной группе.

Монологическая речь – это речь одного лица, выражающего в более или менее развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т.д. Для обучения монологической речи детей дошкол. воз-раста обычно используются сл. виды занятий: рассказывание по картине, пересказ лит. произведений, составление описательных рассказов об игрушках, творческое рассказывание, составление рассказов из личного опыта, рассказывание по серии картинок.

Осн. приёмом обучения монологической речи на начальном этапе является приём совместного расска-зывания: воспитатель начинает предложение, ребёнок заканчивает. На сл. этапе ведущим приёмом обу-чения становится план, который даётся в естественно-разговорной форме. Перед тем, как выполнить осн. задание (составить описательный или повествовательный рассказ и т. д.), детям предлагаются игры и упражнения на развитие и обогащение словаря, на формирование грамматического строя речи.

В ср. и ст. возрасте (4-7 лет) детей обучают осн. видам монолога: пересказу и рассказу. Обучение рас-сказыванию проходит поэтапно, от простого к сложному, начинается с простого пересказа короткого текста и заканчивается творческим рассказом.

Обучение пересказу. Общие метод. приемы: - подготовка к восприятию текста; - первичное чтение текста педагогом; - беседа по вопросам; - составление плана пересказа; - повторное чтение текста педа-гогом; - пересказ. План бывает устным, картинным, картинно-словесным и символическим.

В мл. группе проводится подготовка к обучению пересказу. Задачи педагога на этом этапе: - научить детей воспринимать знакомый текст, читаемый или рассказываемый воспитателем; - подвести к воспро-изведению текста, но не воспроизводить.

В ср. группе при обучении пересказу решаются задачи: - научить детей воспринимать не только хоро-шо знакомый, но и впервые прочитанный текст; - научить детей передавать разговор действующих лиц; - научить последовательно пересказывать текст; - научить слушать пересказы др. детей и замечать в них несоответствие тексту.

Методика обучения пересказу детей 5-6 лет такова: 1. вводная беседа, настраивающая на восприятие произведения, чтение стихов, рассматривание иллюстраций по теме; 2. выразительное чтение текста воспитателем; 3. беседа по содержанию и форме текста, причем вопросы педагога д. б. хорошо продума-ны и направлены не только на понимание содержания текста и последовательности событий, но и на понимание черт х-ра героев, отношение к ним детей. 4. составление плана пересказа; 5. повторное чте-ние текста педагогом с установкой на запоминание; 6. пересказ текста детьми; 7. оценка детского пере-сказа.

Составление описательных рассказов и сравнительных описаний. В мл. группе осуществляется подготовка к обучению рассказу-описанию: - рассматривание игрушек; - тщательно продуманные во-просы воспитателя, отвечая на которые дети обращают внимание на внешний вид игрушки, её состав-ные части, материал, из которого она изготовлена, игровые действия с ней; воспитатель помогает детям отвечать на вопросы; - использование элементов фольклора, стихов, песенок, прибауток о данной иг-рушке, короткие рассказы или сказки о ней; - рассказ воспитателя об игрушке. Т. о., дети самостоятельно не рассказывают об игрушке, но готовятся к составлению описательного рассказа в более старшем воз-расте.

В ср. группе дети уже готовы к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов об игрушках. В ст. возрасте дети учатся составлять рассказы описания и сравнительные описания раз-личных предметов и живых объектов.

Описание проводится по плану. Методика обучения описанию детей 5-леток. 1. лексико-грамматические упражнения по теме занятия; 2. рассматривание объекта описания; 3. вопросы воспита-теля по внешнему виду объекта, его отличительные признаки, внешне и внутренне составляющее; во-просы о действиях с объектом, а также отношению рассказчика к нему; 4. составление воспитателем вместе с детьми подробного плана рассказа; 5. рассказ сильного ребенка; по плану и, по мере необходи-мости, по опорным вопросам педагога; 6. рассказы 4-5 детей об объекте; 7. оценка рассказов воспитате-лем, затем детьми. Рассказы – описания м. составлять «по цепочке», когда один ребенок начинает рас-сказ, а др. заканчивает. Объекты рассказов м. нарисовать, слепить, сделать аппликацию, сложить из ча-стей; м. включить в занятие элементы конструирования, театральной и игровой деятельности.

В 6-летнем возрасте методика обучения описанию та же. Существуют еще рассказы детей из личного опыта.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.006 с.)