Методика формирования грамматического строя речи у детей дошкол. возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика формирования грамматического строя речи у детей дошкол. возраста



Грамматика - это наука о строе языка, о его законах, объединяющая словообразование, морфологию, синтаксис. Речь маленького ребенка с точки зрения грамматики аморфна (бесформенна). Морфологиче-ская и синтаксическая аморфность речи говорит о неопознанности им отношений и связей, существую-щих в жизни. Познанные связи грамматически оформляются и отражаются в речи.

Методы и приемы формирования грамматически правильной речи В начале уч. года педагог д. выяснить, в каких грамматических формах дети допускают ошибки.

Осн. ср-вом формирования грамматически правильной речи является обучение, которое проводится на спец. занятиях. Обучение грамматически правильной речи носит х-р упражнений и дидакт. игр с наглядным материалом или без него (в ст. группах). Рекомендуется организовывать с детьми игры и иг-ровые упражнения, в которых дети имели бы возм.сть научиться правильно склонять и спрягать слова, согласовывать их в роде, числе, падеже. Упражнений не д. б. много. Чтобы заинтересовать детей, м. в предлагаемые фразы включать имена присутствующих, придумать предложения о самих себе.

Заниматься грамматикой следует непродолжительно, т. к. материал сложен. Играм и упражнениям от-водится, как правило, 5-10 мин, т. о., они составляют лишь часть занятия по развитию речи. Для занятия выбирается только 1 задача (напр., закрепление правильной формы 3-го лица множественного числа глагола хотеть и т. д.). Узкое содержание позволит сконцентрировать внимание детей на нужном мате-риале. Наряду с трудной формой полезно использовать и более легкие, уже твердо усвоенные детьми. Одно и то же программное содержание повторяется на занятиях до полного исчезновения данной грам-матической ошибки в речи детей. Работа над какими-то 2я-3я формами м. б. программным содержанием занятий в течение месяца; занятия по различным частям речи чередуются.

Важную роль играют активные приемы обучения, предупреждающие появление ошибки, концентри-рующие внимание детей на правильной словоформе, словосочетании. На 1х занятиях ведущую роль иг-рает образец речи педагога. Особенно подчеркнуто произносится затрудняющая детей часть слова (ез-дит, ездим). В ст. группах уместно дать мотивировку уч. задания. В работе над правильной речью нахо-дит место и такой эффективный прием, как сравнение (сопоставляются окончания прилагательных раз-ных родов, окончания существительных и т. д.). Проводя упражнения на закрепление окончаний, на че-редование звуков, воспитатель д. подчеркнуто произносить исходную и образуемую формы: скакать - скачи; носки - носков, но чулки - чулок.

Методы и приемы формирования грамматически правильной речи: дидакт. игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок. Ведущими прие-мами обучения грамматическим навыкам м. назвать образец, объяснение, указание, сравнение, повторе-ние.

Мл. дошкольный возраст Занятия в мл. группах по большей части проводятся с игрушками. С целью понимания и правильного употребления предлогов с пространственным значением (в, на, за, около, под) м. использовать игру «Что изменилось?» (игрушки: стол, кукла). Метод. особенности проведения заня-тий с малышами заключаются в том, что трудные грамматические формы, сложные для детей, образует воспитатель. И лишь в тех случаях, когда изменить слово легко, м. предоставлять детям самостоятель-ность.

Ср. и ст. дошкольный возраст. В средней группе сюжеты игр те же, что и в мл.. Увеличивается кол-во игр. В качестве примера нескольких новых сюжетов м. использовать сл. игры: «Сочиняем рифмовки», «Где я был?», «Пиф считает», «Узнай по звуку» и др. На 5м году жизни детям предоставляется большая самостоятельность в образовании трудных грамматических форм. Однако образец остается при этом ве-дущим приемом обучения. Программное содержание и методика организации занятий также усложня-ются. В дидакт. играх и играх-драматизациях дается не 1, а несколько ситуаций. Повышаются требова-ния к детям.

Ст. дошкольников продолжают обучать тем формам, усвоение которых вызывает у них затруднения. На данном возрастном этапе ставятся задачи учить детей правильно изменять все слова, имеющиеся в их активном словаре, воспитывать у ребенка критическое отношение к грамматическим ошибкам в его собственной и чужой речи, потребность говорить правильно. В методике обучения снижается роль игр с игрушками, больше используются картинки, осуществляется переход к словесным приемам. По-прежнему используется образец грамматической формы. Образцом м. б. и речь самих детей.

Работа вне спец. занятий - это в осн. исправление ошибок детей. Внимание ребенка д. б. остановлено на правильной форме.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.119.241 (0.005 с.)