Методика развития связной диалогической речи у детей дошкол. возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика развития связной диалогической речи у детей дошкол. возраста



Особенности диалогической речи детей дошкол. возраста Диалогическая речь на протяжении до-школ. возраста претерпевает существенные изменения. В раннем детстве речь ребенка непоср-венно связана с его практ. деятельностью или ситуацией, в которой или по поводу которой происходит обще-ние. Переход к дошкол. возрасту заключается в существенном выполнении условий развития ребенка, и прежде всего в изменении его отношений к взрослым. Возникают новые задачи общения, появляется новая форма речи - сообщения. У дошкольников возникает необходимость договориться об общем за-мысле деятельности, распределении функций, контролем, за выполнением правил и т.д. На этой основе продолжает развиваться диалогическая речь, и возникают новые ее формы - указания, оценки, согласо-вание действий.

Чем старше дошкольники, тем выше уровень их инициативности в общении, тем чаще появление взрослого не остается незамеченным и используется ими для завязывания с ним контактов. Чем младше ребенок, тем больше его инициатива в общении со взрослым связана с активностью последнего.

Методика обучения диалогической речи детей дошкол. возраста. Осн. цель развития диалогической речи у дошкольников - научить их пользоваться диалогом как формой общения. Дети д. овладеть целым рядом умений, среди которых:

-умение активно вступать в контакт с собеседником, быстро реагировать на реплики, пользуясь раз-личными их видами;

-умение беседовать на различные темы, поддерживать разговор, не отвлекаться от нее, переспраши-вать, доказывать свою точку зрения, выражать свое отношение к предмету разговора;

-умение говорить спокойно, доброжелательным тоном; владение разнообразными формулами речево-го этикета;

-умение использовать мимику и жесты;

-умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.

Вышеназванными умениями ребенок овладевает, во-первых, повседневно общаясь со взрослыми и сверстниками, а во-вторых, в ходе спец. обучения способам ведения диалога. В ходе обучения м. ис-пользовать разнообразные методы.

-Разговор воспитателя с детьми. Воспитатель разговаривает с детьми по любому поводу, в разное время, коллективно и индивидуально. Для коллективных разговоров лучшим временем является про-гулка. Для индивидуальных больше подходят утренние и вечерние часы. Иногда разговоры возникают по инициативе ребенка, который подходит к воспитателю с каким-нибудь вопросом или сообщением. При проведении разговоров рекомендуется:

-с самого начала необходимо расположить к себе ребенка;

-начинать разговор м. только в том случае, если ребенок не знает, чем заняться. Если он увлечен инте-ресным для него делом, то разговор будет неуместен;

-разговор д. проходить в спокойной обстановке, а не на ходу;

-внимание к одному ребенку не д. отвлекать педагога от др. детей, надо видеть, чем они занимаются, во что играют;

-говорить надо так, чтобы у ребенка осталось удовлетворение от того, что его выслушали;

-необходимо знать, каковы интересы детей, их любимые занятия, что происходит у них в семье.

-Чтение лит. произведений. Чтение дает детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных вы-сказываний, но и правила очередности, усвоить разные виды интонации, помочь в развитии логики раз-говора.

-Словесные поручения. М. дать ребенку поручение сходить в соседнюю группу за книгой, показать но-вому ребенку игрушки, передать что-либо родителям и т.д. После выполнения надо узнать у ребенка, как он с ним справился. Для развития умения слушать чужую речь полезны также игры и поручения.

-Речевые ситуации, направленные на формирование навыков составления диалогов: на трансформа-цию содержания беседы в диалог; на составление диалога по речевой ситуации.

-Разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации).

Беседа как метод формирования диалогической речи. Беседа-это целенаправленный, заранее подго-товленный разговор воспитателя с детьми на определенную тему. В беседе развивается связность речи. В беседе педагог объединяет детей вокруг общих интересов, возбуждает их интерес друг к другу. Беседа будет пед. ценной, если, опираясь на имеющиеся знания и опыт детей, она пробудит активную работу мысли, возбудит интерес к дальнейшим наблюдениям и самостоятельным выводам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.35.62 (0.006 с.)