Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Инструменты региональной экономической политики.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Многообразие инструментов регулирования регионального развития можно объединить в две группы: - средства макроэкономической политики; - средства микроэкономической политики. Из средств макроэкономического регулирования можно выделить три набора инструментов реализации целей государственной политики (рис. 1). Рис. 1. Набор инструментов макроэкономического регулирования Первый блок (общегосударственный) включает общенациональные инструменты макроэкономического регулирования, которые объединяют методы прямого государственного воздействия через государственный сектор экономики, а также методы косвенного государственного регулирования (единая денежно-кредитная политика, единая налогово-бюджетная политика, единая политика доходов). Второй блок (региональный) включает приведение в действие региональных факторов макроэкономического равновесия. Они представляют собой действия, способствующие функциональной и территориальной интеграции национальной экономики. Третий блок (вариативный) - это специфические инструменты регионального воздействия на экономику, учитывающие региональные особенности экономического развития конкретной территории. Это дифференцированный набор мероприятий региональных органов власти, способствующих достижению макроэкономического равновесия. Средства микроэкономической политики определяются в зависимости от выбора: Целью микроэкономической политики является воздействие на локационные решения фирм и домашних хозяйств, т. е. стимулирование труда и капитала к перемещению в те регионы, которые субъекты региональной политики считают наиболее предпочтительными. Микроэкономические инструменты используются для прямого влияния на предложение товаров на локальных рынках. Координация Центра и регионов в выборе инструментария макроэкономического регулирования. Прежде всего центральные органы власти в соответствии со стратегической целью осуществляют косвенное государственное регулирование посредством денежно-кредитной и налогово-бюджетной систем. Проведение денежно-кредитного регулирования является безусловной прерогативой Центрального банка. Он через основные рычаги (учетную ставку, норму обязательного резервирования, систему открытого рынка, валютный курс) определяет господствующее направление монетарной политики: денежно-кредитную экспансию или денежно-кредитную рестрикцию. Под влиянием этого на финансовом рынке формируются оптовые процентные ставки: ставка рефинансирования, процентные ставки рынков ГКО, МБК, а затем и розничные процентные ставки. Регионы влияют на проведение монетарной политики косвенно, посредством стимулирования развития системы кредитных учреждений. Это, в свою очередь, определяет поведение региональных коммерческих банков (фактическая норма резервирования), а также экономическое поведение населения в денежном секторе (степень предпочтения наличности депозитам). В отличие от денежно-кредитной налогово-бюджетная политика является рычагом совместной деятельности федеральных и региональных органов власти. Поэтому целесообразна региональная дифференциация налоговой политики и политики расходов. В связи с этим необходима наибольшая координация Центра и регионов в проведении фискального регулирования. В условиях бюджетного федерализма это предполагает концептуальное решение ряда проблем, а именно: - по каким принципам целесообразно разделить расходы между Центром и регионом; - по каким критериям необходимо осуществить перераспределение средств между бюджетами разных уровней.
Регионы имеют также рычаги селективного воздействия на территориальную экономику, а через нее - на макроэкономическое состояние национальной экономики. К ним прежде всего относятся: - антимонопольная политика по отношению к предприятиям-монополистам, сосредоточенным на данной территории; - стимулирование внутреннего регионального развития в результате прямого регулирования через государственный сектор, содействия малому предпринимательству, поощрения сектора услуг, создания специальных зон; - методы стимулирования занятости и привлечения капитала; Эти методы активно влияют на динамику реального сектора национальной экономики, воздействуя на уровень совокупного спроса и совокупного предложения, а также на состояние рынка труда, а через них - на макроэкономическое равновесие в целом. Инструменты долгосрочного регулирования. В долгосрочном периоде объем производства в стране определяется производственными возможностями экономики, т. е. зависит от факторов производства (труда и капитала), а также используемой технологии. Субъекты государственного регулирования обладают большим набором методов, с помощью которых можно расширить производственные возможности экономики. К ним относятся: - увеличение запаса капитала, главным образом путем стимулирования частных и государственных сбережений; - повышение образовательного уровня рабочей силы; - активизация внедрения достижений научно-технического прогресса и передовой технологии, которые приводят к более эффективному использованию труда и капитала; - структурная политика, в ходе которой идет формирование отраслевой структуры экономики в соответствии с экономическими потребностями и возможностями научно-технического прогресса. Различные властные структуры имеют возможность сообразно полномочиям участвовать в долгосрочном регулировании. Динамика объема национальных сбережений в экономике в значительной мере зависит от факторов, многие из которых определяются макроэкономическими условиями - это уверенность населения и фирм в будущем, инфляционные ожидания населения, степень надежности финансовых рынков, способность финансовых рынков эффективно превращать сбережения в инвестиции и пр. Напротив, структурная политика более локализована территориально вследствие значительного пространственного рассредоточения труда и капитала. Поэтому разработка и внедрение новой техники и технологии, повышение образовательного уровня и переквалификация рабочей силы - это задачи, решение которых перенесено на региональный уровень.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 831; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.242.7 (0.027 с.) |