Конкурентоспособность регионов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конкурентоспособность регионов.



35. Факторы конкурентоспособности территории.(2 в одном=))

Основными источниками роста в экономике являются традиционные факторы производства: земля и природные ресурсы, капитал в виде новых инвестиций, труд в виде увеличения числа занятых в экономике, инновационные ресурсы и рост квалификации кадров. Все эти ресурсы возможно получить лишь прилагая значительные усилия. Однако они в принципе ограничены, и каждый регион России стремится и к первоочередному освоению и реализации новых природных богатств, и к привлечению инвестиций, инноваций и квалифицированных кадров. Поэтому важным мотивационным фактором развития становится межрегиональная конкуренция за ресурсы развития путем придания регионам привлекательных для потребителей свойств экономического и социального пространства. Соревновательность и состязательность каждого субъекта конкуренции приводит к увеличению его потенциала.

Направления конкуренции регионов:

ü сохранение имеющегося и привлечение нового населения, особенно в трудоспособном возрасте и высококвалифицированного;

ü привлечение мигрантов;

ü сохранение и развитие действующих предприятий, создание новых предприятий, имеющих перспективы увеличения сбыта своей продукции;

ü привлечение новых инвестиций в развитие действующих или создание новых предприятий в коммунальную инфраструктуру, в жилье и социальный комплекс;

ü увеличение торговой сети, объемов торговли;

ü развитие системы профессионального образования и здравоохранения как отраслей специализации;

ü организация и развитие информационных центров, сми, кино- и телестудий;

ü привлечение туристов всех типов;

ü проведение крупных культурных, политических, научных, спортивных и других мероприятий, на которые приезжает много людей и которые усиливают позитивный имидж региона, его городов;

ü размещение в регионе управленческих структур, как коммерческих, так и общественно-политических.

В рамках направлений конкуренции можно выделить группы потребителей, за которых стараются конкурировать регионы:

1. Капитал и финансовые ресурсы;

2. Предприятия

3. Люди (жители, туристы, квалифицированные мигранты)

4. Транзитные грузовые и пассажирские перевозки

5. Различного рода межрегиональные или международные мероприятия (праздники, соревнования, конференции)

6. Корпоративные, государственные и международные управленческие организации и правительства.

Получить больше потребителей, повысить востребованность регионов и городов власти всех уровней стараются путем создания у себя каких-либо привлекательных условий, определенное сочетание которых удовлетворит потребителя и он отдаст предпочтение тому или иному региону, или городу.

Сегодня все более востребованными становятся не универсальные факторы развития (земля, труд, энергия, сырье), а специфические и узконаправленные:

ü развитость структуры экономики, специализация и кооперация, наличие кластеров;

ü научный и инновационный потенциал, механизмы их поддержки;

ü транспортная и информационная инфраструктура;

ü потенциал спроса на товары и и услуги, внутренние и внешние потребители;

ü условия жизни в регионе;

ü эффективность управления, администрация, благожелательная к экономике, жителям, туристам;

ü культурно-исторический и туристический потенциал;

ü экологическая обстановка.

Все источники конкурентных преимуществ территории в совокупности представляют собой сложную динамическую систему, т.к. различные конкурентные преимущества оказывают весомое влияние на развитие территории лишь во взаимодействии друг с другом. Недоразвитость одного источника конкурентных преимуществ, например, эффективного управления, может свести к нулю все остальные позитивные моменты.

Конкурентный потенциал региона – совокупность конкурентных преимуществ и привлекательных характеристик данного региона, которые способствуют эффективному использованию имеющихся и привлечению внешних ресурсов и выделяют регион среди других субъектов конкуренции по его возможностям эффективного социально-экономического развития. По мере развития экономики и общества актуальные востребованные конкурентные свойства региона изменяются, поскольку запросы потребителей на каждом этапе развития общества также находятся в процессе изменения.

Согласно алгоритму и методике оценки конкурентоспособности регионов по Б.М. Гринчелю Б.М.:

Высокий конкурентный потенциал: Центральный и Северо-Западный федеральные округа, т.к. имеют высокие оценки по экономическому и инфраструктурному развитию, качеству жизни.

Повышенный уровень: Уральский федеральный округ, т.к. высокий уровень экономического развития, человеческого потенциала.

Средний уровень: Приволжский федеральный округ, т.к. сбалансированные показатели.

Пониженный потенциал: Южный (имеет низкое экономическое и инновационное развитие, низкое развитие инфраструктуры) и Дальневосточный федеральные округа (низкое инфраструктурное развитие).

Низкий потенциал конкурентоспособности: Сибирский (неразвитость инфраструктуры, качество жизни понидено) и Северо-Кавказскийфедеральные округа (низкое экономическое и инновационное развитие).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.004 с.)