Классификация регионов по уровню экономического развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация регионов по уровню экономического развития.



Проблемные регионы.

 

(Из лекций и учебника)

 

Это территория, которая самостоятельно не может решать свои социально-экономические проблемы или реализовывать свой высокий потенциал, т.е. требует активной поддержки со стороны государства.

 

Основными качественными признаками проблемных регионов являются:

• особаякризисность проявления той или иной крупной проблемы,

создающая угрозу социально-экономическому положению в стране, политической

стабильности, экологическому равновесию;

• наличие ресурсного потенциала (производственного, научно-технического,

трудового, природного), использование которого особенно важно

для национальной экономики;

• особое значение геополитического и геоэкономического положения

региона для стратегических интересов страны;

• недостаток у региона собственных финансовых ресурсов для решения

проблем общенационального и мирового значения.

 

К проблемным регионам могут относиться не только субъекты федерации

в целом, но и отдельные их части, сопредельные части нескольких субъектов

федерации и даже территории, вмещающие несколько субъектов федерации

(например, зона Крайнего Севера, зона ликвидации последствий катастрофы

на Чернобыльской АЭС, озеро Байкал и прилегающая территория и т.п.).

Число выделяемых проблемных регионов должно быть не очень велико, иначе

усилия государства по их поддержке окажутся размытыми и малоэффективными.

При рассмотрении различных типологий российских регионов (параграф

 

3.4) выделялось несколько типов проблемных регионов. Целесообразно

различать два основных подхода к проблемному районированию.

Первый подход — это оценка регионов по степени остроты (кризисности)

важнейших проблем на основе системы индикаторов.

К кризисным регионам правомерно относить территории, подвергшиеся

разрушительному воздействию природных или техногенных катастроф, регионы

широкомасштабных общественно-политических конфликтов, вызывающих

разрушение накопленного экономического потенциала и значительные размеры

вынужденной эмиграции населения, регионы, в которых глубина экономического

кризиса может вызвать необратимые социальные и политические

деформации. Исследование СОПСа по оценке ситуации в субъектах федерации

по 40 индикаторам, сведенным в девять блоков (см. параграф 3.3), позволило

выделить примерно 15 кризисных и, кроме того, 20 явно неблагополучных

регионов.

 

В настоящее время на территории России выделяются четыре кризисных

пояса: Центральный, Южный, Уральский, Восточный.

Наиболее крупный из них — Центральный, охватывающий части Северо-

Западного, Центрального, Волго-Вятского, Центрально-Черноземного и

Поволжского экономических районов. В этом поясе расположено 17 субъектов

Российской Федерации, находящихся в кризисном и предкризисном состоянии

6.1. Общие черты и особенности типов проблемных регионов

по спаду производства; 13 — с неблагополучной экологической обстановкой;

19 — с высоким уровнем депопуляции населения; 14 — с быстро растущей

безработицей; 7 — кризисных по уровню бедности и 19 — характеризующихся

сложной финансовой ситуацией.

Южный кризисный пояс состоит из сопредельных регионов Северного

Кавказа и южной части Поволжья. В этом поясе в большинстве регионов

произошел сильный спад производства, не утихают межэтнические конфликты,

увеличивается безработица (7 регионов), падает уровень жизни (12

регионов), ухудшается финансовое положение (12 регионов). Здесь сосредоточивается

большое количество беженцев и вынужденных переселенцев как

из республик самого Северного Кавказа (из Чечни, Ингушетии), так и из

республик бывшего СССР.

Третьим кризисным поясом является Уральский, куда входят 4 субъекта

Российской Федерации с глубоким спадом производства; 5 регионов находятся

в кризисном или предкризисном состоянии по техногенной нагрузке; 3 —

по угрозе безработицы; 5 — по уровню бедности и 2 — по неудовлетворительному

финансовому положению. Этот кризисный пояс представляет существенную

угрозу национальной безопасности России, поскольку на его территории

концентрируются базовые отрасли промышленности, крупный оборонный

потенциал, атомная промышленность.

Происходит образование Восточного (точнее Южно-Сибирско-Дальне-

восточного) кризисного пояса, включающего республики Алтай, Тыва, Бурятия;

Алтайский край, Читинскую и Амурскую области.

Вне рассмотренных кризисных поясов находятся также отдельные

кризисные очаги на Крайнем Севере, для которых характерны экологические

катаклизмы, потери контактов с Большой Землей, обезлюдивание.

Кризисные регионы представляют прямую угрозу безопасности страны.

Диагностика экономической безопасности проведена Институтом экономики

Уральского отделения РАН по десяти "сферам жизнедеятельности": 1) производственный

потенциал, 2) занятость, 3) уровень жизни, 4) правопорядок,

5) научно-технический потенциал, 6) экология, 7) демографическая ситуация,

8) бюджет и финансы, 9) энергообеспечение, 10) продовольственное обеспечение.

 

По каждой сфере определяются уровни кризисности (в баллах): 0 —

непревышение предкризисного уровня; 1 — превышение предкризисного

уровня, но ниже уровня кризисной ситуации; 2 — уровень кризиса по данной

группе территорий значительно ниже, чем по другой группе кризисных

территорий; 3 — наиболее высокий уровень по группе кризисных территорий.

Примеры наиболее кризисных регионов по падению производства, занятости,

уровню жизни, демографической ситуации приводились в гл. 5. Согласно

 

проведенному обследованию, наиболее тяжелая криминогенная обстановка

сложилась в Сахалинской области, наибольшие потери научно-технического

потенциала (отток более 2/3 научных кадров) произошел в Псковской,

Смоленской, Брянской областях. Каждый субъект федерации получил свою

сводную оценку (сумму баллов).

Среди экономических районов как наиболее кризисная оценивается

ситуация в Восточной Сибири (особенно по уровню жизни, правопорядку,

состоянию научно-технического потенциала, финансовому положению).

Далее следуют четыре экономических района: Северный, Северо-Западный,

Северо-Кавказский, Дальневосточный. Но и каждый из остальных экономических

районов имеет кризисное состояние хотя бы по трем компонентам,

за исключением Западной Сибири (одна компонента). Внутри каждого

экономического района различия очень велики.

По типологии СОПСа основные угрозы экономической безопасности

локализуются в трех группах субъектов федерации. Это 7 острокризисных

регионов (Псковская и Ивановская области, республики Мордовия,

Калмыкия, Дагестан, Ингушетия, Чечня), 17 кризисных регионов (входят

в 9 экономических районов) и 21 потенциально кризисный регион (входит в

8 экономических районов).

Диагностика за ряд последних лет позволяет утверждать, что тенденция

к улучшению обстановки не прослеживается. Ареал экономического бедствия

в России расширяется.

Второй подход к проблемному районированию ориентирован на

политику целенаправленного оздоровления регионов. В основе этого подхода

лежит типологизация по основополагающим проблемам. Пример такой типо-

логизации рассматривался в параграфе 3.4 (см. табл. 3.14).

Экономический ландшафт России перенасыщен регионами, в которых

наиболее острыми являются экономические, демографические, этнические,

геополитические или же другие проблемы и их сочетания. С точки зрения

региональной экономической политики главными типами проблемных регионов

являются: отсталые (слаборазвитые) и депрессивные, а также приграничные

(см. параграфы 6.2—6.4). Особую проблемную зону, охватывающую регионы,

неоднородные по социально-экономическому положению, но имеющие ряд

общих острых забот, образуют территории российского Севера (см. параграф

6.5).

Среди качественных признаков проблемных регионов есть и такой,

как наличие ресурсного потенциала, имеющего особое значение для национальной

экономики. Регионы, обладающие исключительными, но не используемыми

(или не полностью используемыми) возможностями, в принципе могут стать полюсами роста или регионами-локомотивами. Те из них, которые в лучшей

степени приспособились к рыночным условиям, вполне способны продолжать

свое развитие без специальной государственной поддержки. Иное дело —

малозаселенные и малоосвоенные регионы, обладающие богатыми природными

ресурсами, но не имеющие собственных финансовых возможностей для их

освоения. Например, регион Нижнего Приангарья, где сосредоточены месторождения

полиметаллов, золота, нефти и других полезных ископаемых, гидроресурсы,

большие запасы древесины. Такие регионы правомерно рассматривать как

проблемные, а эффективной формой их государственной поддержки являются

федеральные целевые программы регионального развития (см. гл. 8).

Другая разновидность проблемных регионов авангардного типа — это

свободные экономические зоны (СЭЗ). Целесообразность их создания обусловлена

конкурентными преимуществами некоторых компактных территорий (приморское

или приграничное положение, хорошие транспортные выходы в глубь

страны, возможности развития экспортных производств и т.д.). Эти возможности

могут быть реализованы в достаточно короткий срок только при участии

государства посредством введения особо благоприятного экономического

законодательства, крупных инвестиций в инфраструктуру и т.д. В России этот

вид проблемных регионов пока не получил значительного развития в отличие от

] ряда стран (например, Китая). В наибольшей степени формирование СЭЗ

продвинулось в Находке (Приморский край) и в Калининградской области (СЭЗ

"Янтарь").

Проблемные регионы испытывают социально-экономическое влияние

более крупных территориальных образований, частями которых они являются.

Для лучшего понимания проблем, например, депрессивной Ивановской

области с большой концентрацией незагруженных текстильных фабрик и

машиностроительных заводов важно знать ситуацию во всем Центральном

экономическом районе. Для объективной оценки путей вывода из кризисной

ситуации, например, Ингушетии, безусловно, необходимо понимать ситуацию

в соседних республиках и во всем Северо-Кавказском экономическом районе.

Поэтому при изучении данной главы полезно обращаться к монографиям и

учебникам, в которых содержится систематическая характеристика экономических

районов.

 

 

Классификация СЭЗ

Комплексные СЭЗ создают с установлением льготного режима хозяйствования на территориях отдельных административных образований. К ним относят:

· Особые экономические зоны

· Территории особого режима

· Специальные экономические зоны

· Зоны свободного предпринимательства

Сервисные зоны – территории, обладающие льготными режимами предпринимательской деятельности для организаций и фирм, которые оказывают страховые, финансово-экономические и другие услуги:

· Туристические услуги

· Банковские и страховые услуги

· Офшорные

Промышленно-производственные экономические зоны — это СЭЗ 2-го поколения, которые появились в результате преобразования торговых зон после того, как туда стали ввозить помимо товаров еще и капитал:

· Экспортно-импортозамещающие

· Экспортно-производственные

· Импортозамещающие

· Промышленные парки

· Научно-промышленные парки

Технико-внедренческие экономические зоны относят к зонам 3-го поколения (1970-1980-е гг.). Они концентрируют иностранные и национальные исследовательские организации, которые используют единую систему налоговых льгот:

· Инновационные центры

· Технопарки

· Технополисы

Торговые зоны — самая простая форма СЭЗ, которые появились в 17-18 вв. Торговые зоны работают в большинстве стран, но большая их часть располагается в индустриальных странах:

· Торгово-производственные

· Свободные порты

· Бондовые склады

· Свободные таможенные

Цели образования СЭЗ:

· создание производства и поставка на внутренний рынок импортзаменяющих товаров, отличающихся высоким качеством;

· освоение нового опыта работы, организации и управления персоналом, подготовка кадров, отработка различных моделей систем управления экономикой, освоение функционирования отдельных хозяйственных субъектов в среде рынка;

· активизация быстрого роста экспортного потенциала экономической зоны;

· мотивация экономического развития регионов, окружающих территорию свободной экономической зоны с использованием иностранных капиталов.

Создание приемлемых условий делает СЭЗ важным фактором в экономическом развитии страны, который помогает ускорить включение национальной экономики в мировые хозяйственные связи, а также простимулировать развитие экономики страны в целом. Фактически СЭЗ выступают в качестве полюсов экономического роста. Это активный инструмент управления внешними экономическими связями на уровне региональной политики и государственном уровне.

Типы СЭЗ с точки зрения функциональности:

· оффшорные зоны, в которых на специально выделенных территориях организовываются льготные налоговые, валютные, регистрационные и банковские условия для нерезидентов страны;

· комплексные производственные зоны, которые создаются, прежде всего, на экспортное производство товаров массового потребления, не требующих материалоемких затрат;

· технополисы и технологические парки, которые создаются с ориентацией на разработку и освоение инновационных технологий;

· внешнеторговые зоны, где возможно сочетание беспошлинной торговли и развития транспортных, складских услуг и экспортное производство.

Также СЭЗ могут характеризоваться применением на своей территории беспошлинной таможенной территории.

Причины образования СЭЗ

СЭЗ создаются в промышленно развитых странах в регионах с экономической депрессией с целью оживления среднего и мелкого бизнеса и выравнивания таким образом межрегиональных различий. Предприятия таких регионов получают максимально возможные налоговые льготы. СЭЗ – инструмент региональной политики, который используется в тех районах стран, где требуется повышение экономического уровня, а также уровня социального развития.

При выборе региона для формирования свободной экономической зоны используют такие критерии, как уровень доходов населения региона и уровень безработицы.

Развивающиеся страны, в отличие от промышленно развитых, делают главный акцент прежде всего на достижение более высокого уровня индустриализации: модернизацию промышленности, привлечение иностранных капиталов, повышение квалификации работников, внедрение новых технологий.

Причины формирования СЭЗ на территории РФ:

· необходимость образования высококвалифицированных рабочих мест;

· создание и дальнейшее развитие различных отраслей промышленности, в том числе и высокотехнологичных, а также сферы услуг;

· мотивация регионов страны к экономическому и социальному развитию;

· привлечение капиталов российских и зарубежных компаний.

Принятый федеральный закон предусмотрел формирование на территории нашей страны СЭЗ 2-х видов: особых технико-внедренческих зон и промышленно-производственных зон. Также закон предусматривает ведение на территориях СЭЗ лишь таких типов деятельности, которые обговорены законом и предусмотрены постановлением Правительства РФ.

Федеральный закон четко формулирует основные условия налогообложения ОЭЗ, основной из которых гласит о предоставлении максимальных налоговых льгот.

Все участники зон экспортного производства получают значительные льготы относительно федерального налога, которые за счет местных налогов могут дополняться субъектами Федерации:

· освобождение участников от НДС услуг по транспортировке товара;

· освобождение участников со дня регистрации на срок 5 лет от налога на прибыль;

· снижение для участников зоны налога на добавленную стоимость на 50% на продукцию собственного производства, которая реализуются на территории;

· уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму прибыли, которая вложена в инвестиции, по окончании срока 5 лет.

Надо понимать, что организация и создание необходимой инфраструктуры СЭЗ не может быть произведена без вложений серьезных денежных средств из бюджета.

Региональная политика ЕС

(из учебника Основы региональной экономики - Гранберг А.Г. (Часть 2).pdf стр 398)

Образование и развитие Европейского союза (ЕС) является одним из наиболее важных достижений интеграционных процессов в XX в. Созданное в соответствии с Римским договором 1957 г. Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) вначале объединило шесть стран (Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция). В 1973 г. к ЕЭС присоединились Великобритания, Дания, Ирландия, в 1981 г. — Греция, в 1986 г. — Испания, Португалия. В 1990 г. территория ЕЭС расширилась за счет восточных земель объединенной Германии, а в 1992 г. число членов сообщества возросло до 15 в результате вхождения в него Австрии, Швеции, Финляндии.

Расширение ЕЭС (с 1993 г. — Европейский союз) сопровождалось увеличением регионального многообразия и неоднородности экономического пространства.

В настоящее время страны ЕС по уровню экономического развития условно делятся натри группы: 1) "богатый" Север (Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Германия, Великобритания, Франция, Австрия, Швеция, северная Италия);

2) менее развитый Юг (Португалия, Испания, Греция, южная Италия) и

3) особая периферия (Ирландия, Финляндия).

Максимальная разница между странами по величине ВВП на душу населения — 2,6 раза (Люксембург и Греция).

Максимальная разница между регионами ЕС по величине ВРП на душу населения составляет примерно 4,5 раза, различие между 10 наиболее развитыми и 10 наименее развитыми регионами по этому же индикатору — 3,1, а различие между 25 наиболее развитыми и 25 наименее развитыми — 2,5 раза.

Важным свидетельством эффективности функционирования экономического пространства ЕС является постепенное подтягивание отставших регионов к среднему уровню.

Экономическое пространство ЕС, хотя и существенно неоднородно, является по-настоящему общим благодаря единым инфраструктурным системам, свободному перемещению людей, товаров, услуг и капиталов, единой валюте (евро), согласованию национальных экономических политик и наднациональному управлению по значительному числу государственных функций. Современная объединенная Европа представляет собой мощный экономический комплекс, сочетающий достаточно высокий уровень самообеспечения (особенно — по продовольствию, в меньшей степени — по минеральным ресурсам) и высокий экспортный потенциал (особенно по высокотехнологичной, наукоемкой про­дукции).

Однако практика ЕС показывает, что механизм рыночной конкуренции в рамках ЕС может не только улучшать, но и ухудшать положение отдельных регионов. От интеграции в условиях общего рынка в большей степени выигрывают регионы, занимающие выгодное географическое положение, имеющие современную инфраструктуру, благоприятную экологическую ситуацию, обладающие другими преимуществами для сосредоточения общеевропейских инновационных, управленческих, финансовых, информационных, научно-образовательных, сервисных (культурных, рекреационных, туристических и др.) функций.

Для противоположной группы регионов экономическая интеграция создает ряд угроз: отток капитала, квалифицированных кадров и молодежи, потеря конкурентоспособности некоторых производств, уже не защищаемых национальными протекционистскими мерами. Известно, с какими большими трудностями в течение уже длительного времени осуществляются попытки подтягивания наиболее отставших регионов (например, в Италии, Греции).

Поэтому для уменьшения межрегиональных социально-экономических контрастов и увеличения эффективности межрегиональной интеграции в масштабах ЕС необходима наднациональная региональная политика, дополняющая и усиливающая региональную политику государств — членов ЕС.

 


[1]Братишко Н. П. ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ // Практические аспекты современного менеджмента: сб. ст. по матер. IIIA междунар. науч.-практ. конф. № 3А. – Новосибирск: СибАК, 2010.

Проблемные регионы.

 

(Из лекций и учебника)

 

Это территория, которая самостоятельно не может решать свои социально-экономические проблемы или реализовывать свой высокий потенциал, т.е. требует активной поддержки со стороны государства.

 

Основными качественными признаками проблемных регионов являются:

• особаякризисность проявления той или иной крупной проблемы,

создающая угрозу социально-экономическому положению в стране, политической

стабильности, экологическому равновесию;

• наличие ресурсного потенциала (производственного, научно-технического,

трудового, природного), использование которого особенно важно

для национальной экономики;

• особое значение геополитического и геоэкономического положения

региона для стратегических интересов страны;

• недостаток у региона собственных финансовых ресурсов для решения

проблем общенационального и мирового значения.

 

К проблемным регионам могут относиться не только субъекты федерации

в целом, но и отдельные их части, сопредельные части нескольких субъектов

федерации и даже территории, вмещающие несколько субъектов федерации

(например, зона Крайнего Севера, зона ликвидации последствий катастрофы

на Чернобыльской АЭС, озеро Байкал и прилегающая территория и т.п.).

Число выделяемых проблемных регионов должно быть не очень велико, иначе

усилия государства по их поддержке окажутся размытыми и малоэффективными.

При рассмотрении различных типологий российских регионов (параграф

 

3.4) выделялось несколько типов проблемных регионов. Целесообразно

различать два основных подхода к проблемному районированию.

Первый подход — это оценка регионов по степени остроты (кризисности)

важнейших проблем на основе системы индикаторов.

К кризисным регионам правомерно относить территории, подвергшиеся

разрушительному воздействию природных или техногенных катастроф, регионы

широкомасштабных общественно-политических конфликтов, вызывающих

разрушение накопленного экономического потенциала и значительные размеры

вынужденной эмиграции населения, регионы, в которых глубина экономического

кризиса может вызвать необратимые социальные и политические

деформации. Исследование СОПСа по оценке ситуации в субъектах федерации

по 40 индикаторам, сведенным в девять блоков (см. параграф 3.3), позволило

выделить примерно 15 кризисных и, кроме того, 20 явно неблагополучных

регионов.

 

В настоящее время на территории России выделяются четыре кризисных

пояса: Центральный, Южный, Уральский, Восточный.

Наиболее крупный из них — Центральный, охватывающий части Северо-

Западного, Центрального, Волго-Вятского, Центрально-Черноземного и

Поволжского экономических районов. В этом поясе расположено 17 субъектов

Российской Федерации, находящихся в кризисном и предкризисном состоянии

6.1. Общие черты и особенности типов проблемных регионов

по спаду производства; 13 — с неблагополучной экологической обстановкой;

19 — с высоким уровнем депопуляции населения; 14 — с быстро растущей

безработицей; 7 — кризисных по уровню бедности и 19 — характеризующихся

сложной финансовой ситуацией.

Южный кризисный пояс состоит из сопредельных регионов Северного

Кавказа и южной части Поволжья. В этом поясе в большинстве регионов

произошел сильный спад производства, не утихают межэтнические конфликты,

увеличивается безработица (7 регионов), падает уровень жизни (12

регионов), ухудшается финансовое положение (12 регионов). Здесь сосредоточивается

большое количество беженцев и вынужденных переселенцев как

из республик самого Северного Кавказа (из Чечни, Ингушетии), так и из

республик бывшего СССР.

Третьим кризисным поясом является Уральский, куда входят 4 субъекта

Российской Федерации с глубоким спадом производства; 5 регионов находятся

в кризисном или предкризисном состоянии по техногенной нагрузке; 3 —

по угрозе безработицы; 5 — по уровню бедности и 2 — по неудовлетворительному

финансовому положению. Этот кризисный пояс представляет существенную

угрозу национальной безопасности России, поскольку на его территории

концентрируются базовые отрасли промышленности, крупный оборонный

потенциал, атомная промышленность.

Происходит образование Восточного (точнее Южно-Сибирско-Дальне-

восточного) кризисного пояса, включающего республики Алтай, Тыва, Бурятия;

Алтайский край, Читинскую и Амурскую области.

Вне рассмотренных кризисных поясов находятся также отдельные

кризисные очаги на Крайнем Севере, для которых характерны экологические

катаклизмы, потери контактов с Большой Землей, обезлюдивание.

Кризисные регионы представляют прямую угрозу безопасности страны.

Диагностика экономической безопасности проведена Институтом экономики

Уральского отделения РАН по десяти "сферам жизнедеятельности": 1) производственный

потенциал, 2) занятость, 3) уровень жизни, 4) правопорядок,

5) научно-технический потенциал, 6) экология, 7) демографическая ситуация,

8) бюджет и финансы, 9) энергообеспечение, 10) продовольственное обеспечение.

 

По каждой сфере определяются уровни кризисности (в баллах): 0 —

непревышение предкризисного уровня; 1 — превышение предкризисного

уровня, но ниже уровня кризисной ситуации; 2 — уровень кризиса по данной

группе территорий значительно ниже, чем по другой группе кризисных

территорий; 3 — наиболее высокий уровень по группе кризисных территорий.

Примеры наиболее кризисных регионов по падению производства, занятости,

уровню жизни, демографической ситуации приводились в гл. 5. Согласно

 

проведенному обследованию, наиболее тяжелая криминогенная обстановка

сложилась в Сахалинской области, наибольшие потери научно-технического

потенциала (отток более 2/3 научных кадров) произошел в Псковской,

Смоленской, Брянской областях. Каждый субъект федерации получил свою

сводную оценку (сумму баллов).

Среди экономических районов как наиболее кризисная оценивается

ситуация в Восточной Сибири (особенно по уровню жизни, правопорядку,

состоянию научно-технического потенциала, финансовому положению).

Далее следуют четыре экономических района: Северный, Северо-Западный,

Северо-Кавказский, Дальневосточный. Но и каждый из остальных экономических

районов имеет кризисное состояние хотя бы по трем компонентам,

за исключением Западной Сибири (одна компонента). Внутри каждого

экономического района различия очень велики.

По типологии СОПСа основные угрозы экономической безопасности

локализуются в трех группах субъектов федерации. Это 7 острокризисных

регионов (Псковская и Ивановская области, республики Мордовия,

Калмыкия, Дагестан, Ингушетия, Чечня), 17 кризисных регионов (входят

в 9 экономических районов) и 21 потенциально кризисный регион (входит в

8 экономических районов).

Диагностика за ряд последних лет позволяет утверждать, что тенденция

к улучшению обстановки не прослеживается. Ареал экономического бедствия

в России расширяется.

Второй подход к проблемному районированию ориентирован на

политику целенаправленного оздоровления регионов. В основе этого подхода

лежит типологизация по основополагающим проблемам. Пример такой типо-

логизации рассматривался в параграфе 3.4 (см. табл. 3.14).

Экономический ландшафт России перенасыщен регионами, в которых

наиболее острыми являются экономические, демографические, этнические,

геополитические или же другие проблемы и их сочетания. С точки зрения

региональной экономической политики главными типами проблемных регионов

являются: отсталые (слаборазвитые) и депрессивные, а также приграничные

(см. параграфы 6.2—6.4). Особую проблемную зону, охватывающую регионы,

неоднородные по социально-экономическому положению, но имеющие ряд

общих острых забот, образуют территории российского Севера (см. параграф

6.5).

Среди качественных признаков проблемных регионов есть и такой,

как наличие ресурсного потенциала, имеющего особое значение для национальной

экономики. Регионы, обладающие исключительными, но не используемыми

(или не полностью используемыми) возможностями, в принципе могут стать полюсами роста или регионами-локомотивами. Те из них, которые в лучшей

степени приспособились к рыночным условиям, вполне способны продолжать

свое развитие без специальной государственной поддержки. Иное дело —

малозаселенные и малоосвоенные регионы, обладающие богатыми природными

ресурсами, но не имеющие собственных финансовых возможностей для их

освоения. Например, регион Нижнего Приангарья, где сосредоточены месторождения

полиметаллов, золота, нефти и других полезных ископаемых, гидроресурсы,

большие запасы древесины. Такие регионы правомерно рассматривать как

проблемные, а эффективной формой их государственной поддержки являются

федеральные целевые программы регионального развития (см. гл. 8).

Другая разновидность проблемных регионов авангардного типа — это

свободные экономические зоны (СЭЗ). Целесообразность их создания обусловлена

конкурентными преимуществами некоторых компактных территорий (приморское

или приграничное положение, хорошие транспортные выходы в глубь

страны, возможности развития экспортных производств и т.д.). Эти возможности

могут быть реализованы в достаточно короткий срок только при участии

государства посредством введения особо благоприятного экономического

законодательства, крупных инвестиций в инфраструктуру и т.д. В России этот

вид проблемных регионов пока не получил значительного развития в отличие от

] ряда стран (например, Китая). В наибольшей степени формирование СЭЗ

продвинулось в Находке (Приморский край) и в Калининградской области (СЭЗ

"Янтарь").

Проблемные регионы испытывают социально-экономическое влияние

более крупных территориальных образований, частями которых они являются.

Для лучшего понимания проблем, например, депрессивной Ивановской

области с большой концентрацией незагруженных текстильных фабрик и

машиностроительных заводов важно знать ситуацию во всем Центральном

экономическом районе. Для объективной оценки путей вывода из кризисной

ситуации, например, Ингушетии, безусловно, необходимо понимать ситуацию

в соседних республиках и во всем Северо-Кавказском экономическом районе.

Поэтому при изучении данной главы полезно обращаться к монографиям и

учебникам, в которых содержится систематическая характеристика экономических

районов.

 

 

Классификация регионов по уровню экономического развития.

 

(из лекций)

1)Благополучные регионы-доноры

С ухудшением уровня соц-эконом развития

С сохранением уровня соц-эконом развития

С улучшением уровня соц-эконом развития

уровня соц-эконом развития

2)Отсталые регионы

С ухудшением уровня соц-эконом развития

С сохранением уровня соц-эконом развития

С улучшением уровня соц-эконом развития

 

Классификация проблемных регионов

1)Отсталые (Северный Кавказ, Тыва, Архангельская область)

2)Депрессивные – потеряли былое экономическое значение

3)Кризисные – территории, на которых произошли природные или техногенные катастрофы

4)Приграничные–особое политическое положение

5)Региональные точки роста –особые экономически зоны + территории опережающего развития

6)Малозаселенные/малоосвоенные тер-рии обладающие большим количеством запасов ресурсов

7)Зоны севера-северные регионы

 

 

В экономической науке существуют и другие подходы к классификации регионов. Так, например, в индустриально развитых странах Запада принято выделять:

1. депрессивные регионы, демонстрировавшие в прошлом относительно высокие темпы развития;

2. стагнирующие регионы, отличающиеся крайне низкими или «нулевыми» темпами развития;

3. пионерные регионы или регионы нового освоения;

4. микрорегионы или первичные экономические регионы;

5. экономические регионы первого порядка (или генеральные), образующие схемы регионального макроделения страны;

6. программные (плановые) регионы – регионы, на которых распространяются целевые программы развития и контуры которого не совпадают по территории с регионами данной сетки;

7. уникальные регионы, связанные с реализацией крупных строек (проектные регионы) или характеризующиеся крайне низким уровнем развития (проблемные регионы).

В современной России в связи с продолжающимся кризисом особое значение получают проблемные регионы. Среди них обычно выделяют:

- Слаборазвитые: Северный Кавказ, Марий Эл, Алтай, Тува, Псковская и Астраханская области.

- Депрессивные: Северо-запад, Центральный, Поволжский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский

- Приграничные: Калининградская область, Приморский край, Северный Кавказ.

- Экологически опасные: Мурманская область, Поволжье, Урал, Кузбас, побережье Каспийского моря.

 

http://www.bibliotekar.ru/economicheskaya-teoriya/72.htm

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 1610; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.172.68 (0.236 с.)