Политика поддержки «точек роста». Регионы-локомотивы роста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политика поддержки «точек роста». Регионы-локомотивы роста



Точка роста- рынок, сектор, регион, в котором есть потенциал развития.

эффективная экономическая политика связана с поддержкой или искусственным формированием точек или полюсов роста, которые способны превратиться в локомотив развития всей экономики в целом.

 

Формирование полюсов экономического роста происходит в центрах и ареалах экономического пространства, где размещаются предприятия динамично развивающихся отраслей, производящие новые товары и услуги. Именно такие территории становятся полюсами притяжения факторов производства, что приводит к концентрации предприятий, возникновению и росту промышленных центров

 

Наши неудачные примеры

Проведение Саммита АТЭС во Владивостоке и Олимпиады в Сочи, безусловно, рассматривались властями и как формирование точек роста, если не для всей экономики в целом, то, по крайней мере, для тех регионов, в которых эти мегапроекты реализовывались. Так, например, предполагалось, что строительство объектов для саммита АТЭС подхлестнёт развитие цементной промышленности Дальнего Востока. Действительно, в регионе произошла определенная модернизация производства цемента и стройматериалов (ДФОбзор, 2013). Однако новых мощностей по производству цемента на Дальнем Востоке построено не было, а значительная часть резко возросшего спроса была удовлетворена за счёт Китая.


Учитывая пространственные особенности России, идея превращения отдельных регионов и территорий в точки экономического роста является актуальной. Достаточно долго в качестве механизма подобного превращения использовались особые экономические зоны (ОЭЗ): промышленно-производственные, технико-внедренческие, портовые и туристско-рекреационные. Согласно действующим нормам, особая экономическая зона — это ограниченная территория с особым юридическим статусом и льготными экономическими условиями для национальных или иностранных предпринимателей. Главная цель создания ОЭЗ — привлечение прямых иностранных инвестиций, передовых технологий производства товаров и услуг. Предполагалось, что ОЭЗ позволят решить задачи: создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала; развитие экспортной базы; формирование базы импортозамещения; внедрение передовых методов менеджмента и организации труда.
В соответствии с Федеральным законом № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах» на территории Российской Федерации на 1 октября 2013 года было создано 27 ОЭЗ: из низ 6 - промышленно-производственного типа (Республики Татарстан, Липецкая, Самарская, Свердловская, Псковская, Калужской области; 5 - техниковнедренческого типа (города Томск, Санкт-Петербург, Зеленоград, Дубна, Республика Татарстан); 13 - туристско-рекреационного типа в Республиках Алтай и Бурятия, Алтайском крае и Приморском крае (остров Русский), в Иркутской области, а также на 8 территориях, входящих в Северо-Кавказский туристический кластер; 3 - портового типа в Хабаровском крае, Мурманской и Ульяновской области (на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный»).

Недостаточная эффективность ОЭЗ породила поиски новых форм использования территорий в качестве точек роста. С 30 марта 2015 г. вступил в силу Федеральный закон № 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-
экономического развития в Российской Федерации". Согласно данному закону в Восточной Сибири (включая Красноярский край и Хакасию) и на Дальнем Востоке могут создаваться зоны с особым статусом территорий опережающего развития (ТОР). Предполагается, что резиденты этих зон получат пятилетние налоговые каникулы; льготную ставку страховых взносов; упрощенные процедуры подключения к электросетям, прохождения таможни, получения разрешения на строительство. Возведение сопутствующей инфраструктуры будет вестись за счёт Фонда развития Дальнего Востока. Между тем сомнения в эффективности этих новых зон остаются, поскольку, по сути, ТОР мало чем отличаются от ОЭЗ. Возможно, последуют дальнейшие уточнения, но пока единственная существенная разница между ОЭЗ и ТОР — это срок функционирования: в первом случае — 20 лет, а во втором — 12 лет.

 

Программа полюсов может включать в себя несколько обязательных действий (шагов):

1. Выделение существующих или потенциальных полюсов инновационного развития посредством проведения тендеров и организация их коммуникационной поддержки.

2. Поощрение (с помощью финансовых и иных рычагов) объединения предприятий в полюсы ("сети") с целью оптимизации издержек: совместная политика закупок, общее оборудование, исследовательские лаборатории.

3. Инвестирование в кадры, организация системы совместного для групп предприятий управления человеческими ресурсами: как в плане поиска сотрудников (объединение работодателей в союзы, составление планов найма), так и в плане их обучения.

4. Укрепление связей между производством, с одной стороны, и наукой и образованием - с другой. Предприятия, входящие в состав полюсов наряду с исследовательскими лабораториями и иными «инновационнообразующими» структурами, могут рассчитывать на финансовую поддержку региона.

5. Стимулирование создания и развития инновационных предприятий внутри полюсов. Внутреннее закостенение полюсу противопоказано.

6. Обеспечение связи полюса с внешним миром за счет эффективных транспортных коммуникаций и высокоскоростных средств связи.

7. Продвижение концепции полюсов на федеральном и международном уровне. Тем самым и финансирование их можно вывести на более высокий уровень.

8. Тесное сотрудничество с местными властями и специалистами, бизнес-сообществом региона.

Полюса инновационного развития формируются на конкурсной основе посредством создания новых производств или развития уже существующих. Инициатива может исходить от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и заинтересованных хозяйствующих субъектов. Внедрение дорожных карт инновационного полюса в субъектах РФ позволит сформировать систему мониторинга полюсов инновационного развития субъектов РФ.

 

 

(Типология на основе Концепции стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации»)

1. «Регионы – локомотивы роста». Регион можно считать «локомотивом» (мировые городаСПб, Москва и центры федерального значенияКраснодарский край, Московская обл., Ленинградская обл., Свердловская обл., респ. Татарстан), если он удовлетворяет следующим условиям:

· регион осуществляет весомый вклад в прирост ВВП страны;

· регион имеет высокий научно-технический потенциал;

· в регионе (городской агломерации) сформирована стратегическая инициатива, имеющая значение для всей страны;

· в перспективе 10-12 лет регион может стать центром развития для соседних территорий.

 

(2. «Опорные регионы», 3. Депрессивные, 4. Особые (Ингушетия, Чеченская респ.))

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.211.2 (0.018 с.)