Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Определение экономического развития, индекс развития человека ООН.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Экономическое развитие — структурная перестройка экономики в соответствии с потребностями технологического и социального прогресса. Основным показателем экономического развития страны в России считается увеличение показателей ВВП или ВНП на душу населения, свидетельствующее: § о росте эффективности использования производственных ресурсов страны § о росте среднего благосостояния ее граждан. В других странах подсчёт ВВП является второстепенным после подсчёта активов страны. Показатель ВВП был разработан после Первой мировой войны как следствие развала колониального мироустройства и необходимости дальнейшего взаимодействия с бывшими колониальными странами. ВВП отражает текущую ситуацию страны с точки зрения целесообразности направления инвестиций в её экономику, тогда же как подсчёт активов и их динамики отражает реальное экономическое состояние страны и темпы её развития или упадка. Экономическое развитие общества представляет собой многоплановый процесс, охватывающий экономический рост, структурные сдвиги в экономике, совершенствование условий и качества жизни населения. Известны различные модели экономического развития (модель Германии, США, Китая, стран Юго-Восточной Азии, России, Японии и других стран). Но при всем их многообразии и национальных особенностях существуют общие закономерности и параметры, характеризующие этот процесс. По уровню экономического развития различают развитые страны: (США, Япония, Германия, Франция, Великобритания и др.); развивающиеся (Китай, Бразилия, Индия, Мексика, Турция и др.), в том числе наименее развитые (в основном государства Тропической Африки), а также страны с переходной экономикой (бывшие советские республики, страны Центральной и Восточной Европы, Китай, Вьетнам, Монголия), большинство из которых занимают как бы промежуточное положение между развитыми и развивающимися странами. В целом экономическое развитие общества — противоречивый и трудноизмеряемый процесс, который не может происходить прямолинейно, по восходящей линии. Само развитие характеризуется неравномерностью, включая периоды роста и спада, количественные и качественные изменения в экономике, положительные и отрицательные тенденции. Это наглядно проявилось в 90-х гг. в России, когда прогрессивные реформы по трансформации экономической системы сопровождались сокращением производства и резкой дифференциацией доходов населения. Вероятно, экономическое развитие должно рассматриваться за средне- и долгосрочные периоды, а также в рамках отдельной страны или мирового сообщества в целом. Неравномерность экономического развития отдельных стран и регионов мира особенно проявилась во второй половине XX века, когда наиболее динамично развивающимся регионом стала Азия. Так, больших успехов в экономическом развитии достигли такие страны, как Япония, а затем Китай и новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии. Во многом благодаря им темпы роста ВВП в развивающихся странах за этот период (с 1950 года по настоящее время) почти вдвое превзошли соответствующий показатель развитых стран, в результате чего доля последних в мировой экономике сократилась с 63% до 52,7%, а доля развивающихся стран выросла с 21,7% до 31,4%. Большие изменения произошли в экономическом развитии стран с переходной экономикой. Разнообразие исторических и географических условий существования и развития различных стран, сочетание материальных и финансовых ресурсов, которыми они располагают, не позволяют оценить уровень их экономического развития каким-то одним показателем. Для этого существует целая система показателей, среди которых выделяются, прежде всего, следующие: общий объем реального ВВП ВВП/ВНП на душу населения отраслевая структура экономики производство основных видов продукции на душу населения уровень и качество жизни населения показатели экономической эффективности. Если объем реального ВВП характеризует главным образом экономический потенциал страны, то производство ВВП и ВНП на душу населения является ведущим показателем уровня экономического развития. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) — интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов. Индекс публикуется в рамках Программы развития ООН в отчётах о развитии человеческого потенциала и был разработан в 1990 г. группой экономистов во главе с пакистанцем Махбубом-уль-Хаком. Однако концептуальная структура индекса была создана благодаря работе Амартии Сена. Индекc публикуется ООН в ежегодном отчёте о развитии человеческого потенциала с 1990 года. При подсчёте ИРЧП учитываются 3 вида показателей: 1) Ожидаемая продолжительность жизни — оценивает долголетие. 2) Уровень грамотности населения страны (среднее количество лет, потраченных на обучение) и ожидаемая продолжительность обучения. 3) Уровень жизни, оценённый через ВНД на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США. Разработана и научно обоснована обобщенная система показателей, характеризующая количественные и качественные характеристики социально-экономической дифференциации социального развития, включающая: · коэффициент дифференциации индекса развития человеческого потенциала, характеризующий степень различия в социально-экономическом развитии анализируемых стран, регионов внутри страны, социальных групп; · коэффициент дифференциации индекса здоровья (долголетия), показывающий, насколько состояние здоровья в одной стране, регионе лучше, чем в другом; · коэффициент дифференциации индекса образования. Такой показатель определяет степень превышения уровня образования населения в одной стране (регионе или другом объекте исследования) над уровнем образования (грамотности) населения другой страны; · коэффициент дифференциации индекса дохода, определяющий степень экономической дифференциации анализируемых стран или регионов; · коэффициент дифференциации индекса смертности, как показатель различий в состоянии здоровья сравниваемых стран или регионов; · коэффициент дифференциации уровня профессионального образования, отражающий различия в степени охвата обучением второй и третьей ступени образования в исследуемых странах или регионах. В 2010 году семейство индикаторов, которые измеряют ИРЧП, было расширено, а сам Индекс подвергся существенной корректировке. В дополнение к используемому ИРЧП, который является сводным показателем, опирающимся на среднестрановые статистические данные и не учитывающим внутреннего неравенства, были введены три новых индикатора: Индекс человеческого развития, скорректированный с учетом социально-экономического неравенства (ИЧРН), Индекс гендерного неравенства (ИГН) и Индекс многомерной бедности (ИМБ). В зависимости от значения ИРЧП страны принято классифицировать по уровню развития: очень высокий (42 страны), высокий (43 страны), средний (42 страны) и низкий (42 страны) уровень. Россия сегодня занимает 66 место в списке из 187 стран с показателем 0,755, таким образом входя в группу стран с высоким ИРЧП. Россия входит в регион — Восточная Европа и Центральная Азия, в котором находится 31 страна, располагаясь на 17 месте в данной группе. Лидером группы является Словения — 0,884 (21 место в мире), замыкает группу Таджикистан. Однако, следует учитывать, что индекс составляется с отставанием в два года, поэтому цифры, опубликованные ООН 2 ноября 2011 года относятся к 2009 году и ранее. 52. Причины необходимости государственного регулирования экономики. Несовершенство рынка (монополия, общественные блага, асимметричность информации, неравенство доходов). Предпринимательская деятельность и экономика страны в значительной степени зависят от государственной политики. Своими действиями государство может существенно затормозить или ускорить эти процессы. Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распре-деление дохода, не гарантирует право на труд, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои населения. Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы. Рыночная экономика не решает и многие другие актуальные проблемы. И обо всем этом должно позаботиться государство. Прерогативой государства является и обеспечение надлежащего порядка в стране и ее национальной безопасности, что, в свою очередь, является основой для развития предпринимательства и экономики. Таким образом, экономика в любой стране не может нормально развиваться, если государство не обеспечило соответствующие условия для этого. Затянувшийся экономический кризис в нашей стране, характеризующийся спадом производства, инфляцией, социальной напряженностью в обществе и совпавший по времени с переходом на рыночную экономику, во многом обусловлен слабым, а порой и некомпетентным вмешательством государства в происходящие эко-номические процессы, тем самым государство не выполняет важ-нейшие свои функции, которые на него возлагаются. На государство возлагаются следующие основные функции. 1) Создание правовой основы. Без правовой основы экономика, да и общество в целом не могут нормально развиваться. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие право собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, обеспечивающие качество продукции и т. д. При помощи правовой основы государство обеспечивает законные «правила игры», регулирующие отношения между субъектами предпринимательской деятельности. 2) Обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности. Государство должно обеспечить права и безопасность каждого гражданина, общества в целом и всех субъектов рыночной экономики. Если государство должным образом не выполняет эту функцию, то в стране создаются условия для развития криминальной обстановки: уголовной преступности, мафии, коррупции, взяточничества и других негативных явлений, что пагубно влияет на предпринимательскую деятельность и экономику в целом. 3) Стабилизация экономики. Под стабилизацией понимается устойчивое развитие экономики, т. е. когда достигаются и поддерживаются на оптимальном уровне основные макроэкономические показатели: объем и национальный доход, уровень инфляции и безработицы, дефицит бюджета и др. Для обеспечения стабилизации государство обязано использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и методы путем проведения соответствующей фискальной, финансово-кредитной, научно-технической и инвестиционной политики. Если государство не будет добиваться стабилизации экономики, то это самым существенным образом и в негативном плане может повлиять на предпринимательскую деятельность, экономику страны в целом, социальную обстановку и другие процессы. Так, например, если государство не будет бороться с инфляцией, то она вообще может парализовать экономику страны. Инфляция вызывает следующие последствия: 1) снижение конкурентоспособности национальных товаров, что приводит к дефициту платежного баланса, упадку промышленного производства, росту безработицы; 2) отток денег из страны, особенно иностранной валюты, что может положить начало валютной спекуляции; 3) девальвация валюты, что, в свою очередь, приводит к повышению цен на импортные товары и усиливает тем самым общий рост цен; 4) обесценение сбережений граждан; 5) снижение инвестиционной активности и др. Даже из одного этого перечня можно сделать вывод о важности вмешательства государства для стабилизации и подъема экономики страны. · Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий. Государство обязано проводить активную социальную политику, суть которой заключается в обеспечении гарантии всем работающим минимума заработной платы, пенсии по старости и инвалидности, пособий по безработице, различных видов помощи малоимущим, а также в осуществлении индексации фиксированных доходов в связи с инфляцией и др. Проводя эту политику, государство тем самым обеспечивает минимальный прожиточный уровень для всех граждан своей страны и не допускает социальной напряженности в обществе. · Защита конкуренции. В рыночной экономике конкуренция является одним из основных регулирующих инструментов. Она является основой прогресса во всех сферах экономики, заставляя производителей товаров и услуг внедрять все новое и передовое, улучшать качество продукции и снижать издержки на ее производство. Поэтому государство всей своей мощью должно стоять на защите конку-ренции. При конкуренции покупатели — это хозяева; рынок —их агент, а предприятие — их слуга. В условиях монополии ситуация резко изменяется, покупатель вместо хозяина превращается в слугу. Для России проблема создания конкурентной среды и ее защиты является важной на современном этапе. Это связано с тем, что среда для настоящей конкуренции в нашей стране еще не создана, так как экономика в значительной степени является монополизированной и криминальной. Выход из создавшегося положения очевиден. Демонополизация экономики — ликвидация теневой экономики — создание конкурентной среды — защита конкуренции. И первую скрипку в решении и этой единой задачи должно сыграть государство. · Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т. е. правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и т. д. Для выполнения этих и других функций государство должно использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и ресурсы. Рынок предполагает использование механизма государственного регулирования для решения различных проблем.
Несовершенства ("провалы") рынка смягчаются созданием соответствующих институциональных структур, участием государства в распределении ресурсов, решении проблем, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными инструментами.
Общественные блага – это блага которые обладают двумя характеристиками: несоперничество и неисключаемость из потребления (оно для всех) – это дорожная разметка, уличное освещение, знаки, маяки, национальная оборона и др. их производство – важнейшая функция государства. Рыночный механизм не может их создавать. Монополизация экономики – из – за нее негативные последствия: дефицит благ, завышение цен, средние издержки не достигают минимума, убытки. Задача государства – борьба с монополизацией, так как рынок не может самостоятельно решить эту проблему. Асимметричность информации - ситуация когда отдельные участники рынка имеют доступ к важной информации, которого не имеют остальные заинтересованные лица. Здесь же неопределенность – недостаток информации о вероятности наступления будущих событий. Государство сглаживает асимметрию путем контроля за качеством товаров и услуг, распространения нужных для потребителя сведений и препятствуя ложной рекламе. Неравенство доходов – это не провал рынка, так как соответствует требованиям рынка и эффективности по Парето, но большое неравенство считается несправедливым (ведет к социальной нестабильности) – должно быть распределение и перераспределение благ. Этим занимается государство, - перераспределяет национальный доход и осуществляет социальную политику поддержания наименее обеспеченных членов общества.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 521; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.014 с.) |