Государственный бюджет и его функции, доходы и расходы бюджета, внутренний и внешний государственный долг.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный бюджет и его функции, доходы и расходы бюджета, внутренний и внешний государственный долг.



Под бюджетом можно понимать денежную сумку государства и её содержимое. Государственный бюджет можно рассматривать с двух позиций: как экономическую категорию и как финансовый план.

Как экономическая категория бюджет представляет собой денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетных средств.

Как финансовый план государственный бюджет состоит из доходов и расходов. Являясь основным финансовым планом государства, он даёт органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает объёмы необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения ВВП, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

Государственный бюджет выполняет следующие функции: распределительную; стимулирующую; социальную; контрольную.

1. Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных денежных средств по уровням государственной и территориальной власти. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей и регионов.

2. Регулируя финансово-экономические отношения, государство усиливает или сдерживает темпы роста производства, ускоряет или ослабляет рост капиталов и частных сбережений, изменяет структуру спроса и потребления. В этом проявляется стимулирующая функция бюджета.

3. Социальная функция бюджета состоит в аккумуляции средств в бюджете и использовании их на осуществление социальных программ, направленных на развитие здравоохранения, культуры, образования, поддержку малоимущих.

4. Контрольная функция бюджета предполагает возможность и обязательность государственного контроля над поступлением и использованием бюджетных средств.

Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные и одновременно происходящие стадии:

· образование доходов бюджета;

· использование бюджетных средств (расходы бюджета).

Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозвратном порядке в распоряжение органов государственной власти Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Доходы бюджета носят налоговый и неналоговый характер. Источником налоговых доходов являются вновь созданная стоимость, доходы, полученные в результате распределения (прибыль, заработная плата, ссудный процент, рента, дивиденды и т.д.), а также накопления.

Неналоговые доходы образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо путём перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы. Неналоговые доходы включают: доходы от продажи государственной и муниципальной собственности; доходы от внешнеэкономической деятельности; доходы от реализации государственных запасов.

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Расходы государственного бюджета включают следующие основные группы: на национальную оборону, на развитие экономики, социально-культурные нужды, содержание государственного аппарата управления, на обслуживание государственного долга.

Государственный бюджет - это главное звено финансовой системы и один из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование. Он даёт политической власти реальную возможность воздействовать на эко-номику, на ход общественного воспроизводства. Именно посредством бюджета государство стимулирует развитие приоритетных отраслей экономики, регулирует объём совокупного спроса и тем самым влияет на краткосрочные колебания экономической конъюнктуры.

Бюджетный механизм служит важным инструментом долгосрочной структурной политики. Он используется для проведения крупных структурных сдвигов, более быстрого развития наукоёмких производств, осуществления перспективных научно-технических программ в национальном хозяйстве, подъёма отстающих в экономическом отношении регионов.

В современном мире бюджет превратился в мощный регулятор макроэкономики. Ныне в западных странах через бюджет перераспределяется от 1/3 до 1/2 ВВП. Возросшая регулирующая роль бюджета даёт основание рассматривать его в качестве финансового плана, который служит средством экономической стабильности.

Внешний долг - это государственный долг иностранным фирмам, организациям, гражданам. Этот долг ложится на экономику страны более тяжким бременем, так как выплаты должны производиться в определенный срок с процентами и, как правило, в твердой валюте, если товары неконкурентоспособны. Кроме того, кредитор, как правило, ставит определенные условия, после выполнения, которых и предоставляются кредиты. Например, кредиты МВФ в 1990-е гг. предоставлялись России с условием, что правительство будет сокращать дефицит государственного бюджета, не считаясь с тем, какие опасные последствия для экономики России может иметь такая жесткая финансовая политика.

Внутренний долг - это долг государства своим фирмам, гражданам, организациям. Он приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны, поскольку покупателями государственных ценных бумаг обычно являются лица с высокими доходами. В США, например, 1/3 процентного дохода по государственным займам получают 5 % американцев с наивысшими доходами.

Рост государственного долга - одно из наиболее опасных последствий бюджетного дефицита. Чтобы покрывать дефицит бюджета, правительство прибегает к кредитам и займам недостающих средств через размещение государственных ценных бумаг (векселей и облигаций и т. д.) внутри страны и за рубежом.

Накопленные таким образом заемные средства образуют государственный долг. Различают внешний и внутренний государственный долг.

Рост государственного долга влечет за собой негативные экономические последствия:

1. Существование внешнего долга предполагает передачу части созданного национального дохода за рубеж при его обслуживании (выплате процентов и сумм основного долга). Рост внешнего долга снижает международный авторитет страны и может привести к дефолту (отказу государства платить по своим долгам).

2. Выплата процентов по государственному долгу приводит к усилению неравенства доходов и росту темпов инфляции. Можно, конечно, выплачивать проценты держателям облигаций и за счет увеличения налогов, но это, в свою очередь, снижает объемы инвестиций. Выпуская займы, государство берет с кредитного рынка значительные денежные суммы, что ведет к удорожанию кредита для частного бизнеса. Это тормозит развитие экономики.

3. Рост государственного долга усиливает неуверенность домохозяйств и бизнеса в перспективах экономического и социального развития.

В ситуациях, когда дефицит государственного бюджета и государственный долг приобретают особо крупные размеры, правительство вынуждено выбирать на определенный период времени первый концептуальный подход к проблеме бюджетного дефицита, что подразумевает под собой следующие мероприятия:

· рост налоговых поступлений;

· всемерное сокращение государственных расходов: на оборону, государственное управление, сокращение дотаций из бюджета, свертывание социальных программ.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.253.100 (0.007 с.)