Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности и методика организации экологических воспитательных делСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Критерии сформированности экологической культуры личности: наличие представлений о взаимодействии в системе «человек-общество-природа», знание о природе родного края, экологических проблемах; участие в видах деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды; проявление ответственности за сохранение природного окружения; соблюдение норм экологически безопасного поведения.Проведение экологических воспитательных дел способствует выявлению простейших закономерностей жизни природных объектов. Внеклассное изучение природы включает в себя ряд мероприятий по охране природы: подкормка птиц зимой, изготовление и развешивание скворечников, уборка и озеленение школьного участка, сбор лекарственных растений и др. Проведение этих мероприятий связано с организацией наблюдений в природе, постановкой простейших опытов, изготовлением поделок из природного материала, участием в озеленении территории школы. Организация кружков и факультативов позволяет углубленно изучать природу, применять на практике экологические знания. Методика организации экологических викторин, конкурсов, праздников, экскурсий, рейдов и др. требует учета возрастных особенностей детей, связи с жизнью, реализации краеведческого принципа изучения и охраны природы, разнообразия форм организации активной природоохранной деятельности. Методические условия организации экологических дел: - ярко выраженная общественная польза;- личностная значимость труда, возможность реализовать в труде свои способности и интересы;- свобода выбора вида, содержания, средств труда;- создание ситуации успеха, взаимодействие со взрослыми;- элементы игры, эстетическая и эмоциональная насыщенность трудовой и природоохранной деятельности.
33. Методика организации коллективной трудовой деятельности Трудовое воспитание как компонент структуры содержания всестороннего развития личности. Задачи трудового воспитания: привитие любви к труду и уважения к людям труда, формирование трудовых навыков и умений, формирование навыков самообслуживания, культуры труда, соблюдения норм техники безопасности. Критерии воспитанности культуры труда: готовность к самостоятельной трудовой жизни; творческий подход к работе; умение организовать совместный труд, руководить и подчиняться общим интересам в коллективной деятельности; качественное и ответственное выполнение работы; навыки по технике безопасности труда. Система трудового воспитания в школе: учебный труд в процессе изучения школьных дисциплин, трудовое обучение, организация общественно полезной деятельности во внеклассной работе, производительный труд. Формы организации самообслуживания младших школьников: трудовые дела «Уют», «Хозяева класса», «Доброе дело», «Мамины помощники», «Я будущая хозяйка» и др. Общественно полезные дела - «Сюрприз малышам», «Чистый двор», «Война с королем Мусором», «Субботник», «Встречаем птиц» и др. Трудовые коллективные творческие дела: «Праздник труда», "Город мастеров", «Турнир умельцев», «Эстафета любимых занятий», «Ярмарка» и др. Технология организации групповой трудовой деятельности включает следующие компоненты:1) Мотивация. Предварительная беседа с учащимися о необходимости деятельности.2)Четкое осознание предметного результата групповой деятельности (что конкретно будет сделано). Учет возраста и техники безопасности.3) Выбор времени и места проведения работы. Они не должны меняться. Время подготовки и проведения не должны быть длительными.4)Подбор средств деятельности (их должно быть достаточное количество; удобны, безопасны).5) Определение конкретной роли каждому члену коллектива.6)Организационное оформление деятельности (участки, бригады, ответственные за качество, инструменты т.д.).7)Создание благоприятного эмоционального настроения (элементы игры, музыка, соревнование и т.п.).8) Обеспечение условий для сотрудничества учителя и учащихся.9)Обязательное завершение работы вовремя, подведение итогов.10) Оценка не только предметного результата деятельности (что конкретно сделано), но и воспитательного результата (для кого было сделано полезное дело, проявили ли учащиеся инициативу, творчество, взаимопомощь и т.п.). 34. Технология работы с группой в первоначальный период и предъявления пед-го требования I. Большое значение имеет первое впечатление от школы, класса, учителя, которое должно быть положительным. Первичные формы поведения, эмоции, переживания создают психологическую установку на группу, педагогов, деятельность, учебное заведение в целом.2. Устанавливается первичный порядок и удобство режимных моментов: четкость и разумность расписания занятий, определенность места занятий, удобство рабочего места, расположение и хранение личных вещей, одежды; ритуал приветствия, прощания; организация дежурства и т.п.3. Складывается характер межличностных отношений, культура общения (знакомство, обращение по имени, уважительный тон, культура речевого поведения в основных коммуникативных ситуациях: просьба, благодарность, извинение, предложение помощи и др.).4. Становление авторитета педагога, его педагогической позиции.5. Зарождаются традиции коллектива. Создается Кодекс класса.6. Классный руководитель начинает глубокое и всестороннее изучение воспитанников и их семей. Педагогическое требование – это предъявление школьникам культурных норм отношения к человеку, труду, познанию, прекрасному, обществу. Предъявление требования сочетает в себе и обязанность, и свободу выбора, и внутренне неприятия или даже протест. Задача педагога – превратить требование в свободно проявляемое отношение.Требование как метод воспитания применяется главным образом для организации жизнедеятельности детей в условиях недостаточно высокого уровня развития коллектива, несформированности навыков самоуправления. Педагогические условия эффективного использования требования:1.Требования должны быть понятны, обоснованы, доступны выполнению, не противоречить мнению большинства учащихся.2. Не следует выдвигать перед воспитанниками одновременно много требований.3. Тон предъявления требования должен быть достаточно твердым, решительным, побуждающим к действию.4. Форма предъявления требования – этичная, не допускающая унижения достоинства детей. Избегать тона нравоучения, угрозы, предупреждения, команды, приказа. 5.Предпочтение отдается позитивной форме предъявления требования (вместо требования «Не шумите» лучше сказать: «Сидите тихо»). Все «нельзя» можно свести к двум: а) нельзя посягать на другого человека, его достоинство, независимость, свободу, личную собственность; б) нельзя не совершенствовать самого себя, опускаться, терять истинно человеческие качества и достоинство.6.Необходимо сопровождать требование инструкцией, как его выполнять; предлагать конкретную положительную программу действий; ограничивая же какую-либо деятельность, предложить альтернативное поведение: «Так не пойдет, а вот так будет хорошо…».7. Требование должно быть доведено до логического конца, то есть выполнено.8.Придерживаться принципа единства подходов к воспитанникам со стороны учителей, воспитателей, родителей.9. Кроме прямого требования, использовать косвенные, культуросообразные формы: просьба, приглашение, намек, совет, рекомендация, пожелание, распоряжение, договор.
35. Технология создания морально-психологического климата в коллективе Морально-психологический климат – это устойчивая система отношений, влияющих на самочувствие личности, меру проявления личностного «Я» и определяющих направленность и характер деятельности группы. В зависимости от характера складывающихся в группе отношений можно говорить о благоприятном и неблагоприятном морально-психологическом климате. Характеристики Характеристики благоприятного климата неблагоприятного климата доброжелательность агрессивность защищенность незащищенность мобильность инертность работоспособность леность инициативность пассивность оптимизм пессимизм свобода «Я» зажатость Механизмом формирования благоприятного климата является привнесение ценности в жизнь группы и каждого отдельного ребенка: выявление реакции на происходящее; высказывание своего ценностного отношения; демонстрация и актуализация отношения через поступок, организацию деятельности, в результате чего отношение предстает перед членами группы в наглядно-образной форме. Важными средствами формирования благоприятного морально-психологического климата выступают спонтанно возникающие и специально создаваемые педагогом нравственные ситуации, приемы («Утренняя встреча», «Этическая минутка» и т.п.), ритуалы, традиции, минутки релаксации.На климат в коллективе значительно влияют следующие факторы: возрастные и индивидуальные особенности детей, предметно-пространственное окружение, организованность и порядок, содержание внеклассной деятельности, стиль и тон общения, пример взрослых, приоритет духовности и культуры. Понятие «климат» следует дифференцировать с понятием «атмосфера». Социально-психологическая атмосфера – преобладающее эмоциональное состояние коллектива, наблюдаемое в сравнительно небольшой отрезок времени. Из множества благоприятных атмосфер складывается морально-психологический климат. Можно выделить три канала положительного воздействия на атмосферу в классе:1.Аудиальный – воздействие словом, музыкой, звуками природы.2Визуальный – появление цветка, необычного предмета, образа, картины. Кинестетический – изменение условий,
36. Технология педагогической оценки Существует две разновидности педагогической оценки: открытая (прямая) и скрытая (косвенная).К открытой оценке чаще всего педагог прибегает, когда воспитанник полностью отдает себе отчет в содеянном. Как правило, открытая оценка выражается в форме положительного или отрицательного подкрепления, поощрения, наказания. Психологический смысл поощрения – переживание удовлетворения своим поведением, ситуации успеха, стремление и в дальнейшем заслужить поощрение. Виды поощрения:- похвала, одобрение; - благодарность – наедине, в присутствии коллектива, вербально или письменно (к примеру, благодарственное письмо родителям); - почетное звание; - особое доверие, ответственные полномочия; - подарок, награждение вымпелом, грамотой; - экскурсионная поездка;- организация праздника (вечера отдыха, чаепития). Требования к поощрению:- не использовать слишком часто к одним и тем же детям; - учитывать индивидуальные и возрастные особенности;- справедливость, соразмерность поступка, поддержка коллективом;- больше поощрять на инициативу, творчество, преодоление себя, меньше – за выполнение своих обязанностей;- нежелательно поощрение материальное (деньгами);- поощрение не должно быть предварительным условием выполнения какого-либо действия. Психологический смысл наказания – переживание чувства раскаяния, стыда, дискомфорта от потери контакта, стремление в дальнейшем не допускать нарушений. Виды наказаний: замечание (устное, письменное, наедине или в присутствии группы), предупреждение, выговор, лишение удовольствия, доверия, временная холодность в отношениях, пересадить на другую парту, поставить на некоторое время у парты. Требования к наказанию:- не использовать слишком часто к одним и тем же детям;-учитывать индивидуальные и возрастные особенности;- справедливость, соразмерность поступку, поддержка коллективом;- больше наказывать за преднамеренное нанесение ущерба другому человеку; меньше – за несдержанность, необдуманность, подражание;- нельзя наказывать трудом, лишением сна, пищи, физически;- наказание исчерпывает конфликт (с учеником, понесшим наказание, вновь устанавливаются доброжелательные отношения);-соблюдать педагогический такт;- преимущество парциальной оценки по сравнению с глобальной. В современных условиях возрастает роль скрытой оценки. Технологические приемы ее выражения: «Я-сообщение», т.е. оглашение вслух собственных переживаний и эмоционального состояния педагога:- Я очень расстроена…- Я разочарована (поражена, удивлена…)- Сегодня ты порадовал меня… «Ты-сообщение» – оглашение предполагаемого состояния ребенка в момент совершения действия:-Ты, наверное, очень разозлился и поэтому…?- Ты спешил и поэтому не успел…? Естественные последствия поступка – неизбежность обстоятельств, в которые ребенок сам себя поставил:обидел – извинись, разлил – вытри, насорил – убери… Возложение оценочных полномочий на самого воспитанника: - Как ты сам это оцениваешь?- Подумай: ты поступил правильно или нет? Оценка, отодвинутая во времени: - Я потрясена, поговорим завтра, когда я приду в себя…
37. Технология группового общения, диалоговые формы работы с уч-ся Под диалогом понимается не говорение нескольких детей, отвечающих на вопросы, рассказывающих и дополняющих недосказанное, а взаимопроникновение совпадающих или несовпадающих позиций, способствующее порождению и развитию общей мысли. Диалоговые формы (дискуссии, диспуты, дебаты и др.) направлены на формирование у учащихся умений высказывать и отстаивать свое мнение, приводить необходимые аргументы, уважать мнение других, культурно вести диалог и разрешать противоречия, говорить ясно, четко, кратко. Эти умения являются основой демократической культуры личности, важным условием организации школьного самоуправления, формирования здорового общественного мнения и благоприятного морального климата в коллективе школьников. Дискуссия – равноправное обсуждение педагогами и воспитанниками дел, проблем самого различного характера. Она возникает, когда перед людьми возник вопрос, на который каждый первоначально имеет свой ответ. В зависимости от формы организации дискуссии бывают:- «панельная» – предварительно проводится заседание экспертной группы, на котором несколько участников во главе с назначенным председателем обсуждают намеченную проблему, а затем они излагают свои позиции все аудитории;- «форумная» – в отличие от предыдущей экспертная группа вступает в обмен мнениями с аудиторией;- «круглый стол» – беседа на равных небольшой группы участников, расположенных по кругу;- «судебная» – дискуссия, имитирующая судебное разбирательство;- «симпозиум» – более формализованное обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории;- дискуссия в технике «аквариума» – после непродолжительного группового обмена мнениями по одному представителю от команды участвуют в публичной дискуссии, они располагаются в центре («аквариуме»), остальные наблюдают за дискуссией. Диспут.Цель диспута как формы воспитательной работы– учить воспитанников культуре общения, умению логично, доказательно отстаивать свою точку зрения; помочь ученикам в откровенном споре увидеть истинность той или иной позиции; формировать терпимость, уважение к собеседнику, готовность понять и принять иные взгляды. В отличие от дискуссии диспут всегда заранее готовиться. Слово «дебаты» в переводе с французского обозначает прения, обмен мнениями. В отличие от дискуссии, которая представляет собой спор, публичное обсуждение аудиторией какого-нибудь вопроса, дебаты не предполагают открытого столкновения участников, прямого спора, перерастающего иногда в полемику (стремление обязательно переубедить, победить оппонентов любыми способами и средствами). Сократовский диалог – это совместная попытка найти ответ на фундаментальный вопрос. Вопрос занимает центральную позицию в диалоге. Он относится к конкретному опыту одного или нескольких участников диалога, и детальное описание этого опыта доступно всем остальным. Систематическая рефлексия по поводу этого опыта сопровождается поиском суждений и идей, которые разделялись бы всеми членами группы.Цель диалога – согласие.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 708; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.29 (0.015 с.) |