Особенности и методика организации экологических воспитательных дел 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности и методика организации экологических воспитательных дел



Критерии сформированности экологической культуры личности: наличие представлений о взаимодействии в системе «человек-общество-природа», знание о природе родного края, экологических проблемах; участие в видах деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды; проявление ответственности за сохранение природного окружения; соблюдение норм экологически безопасного поведения.Проведение экологических воспитательных дел способствует выявлению простейших закономерностей жизни природных объектов. Внеклассное изучение природы включает в себя ряд мероприятий по охране природы: подкормка птиц зимой, изготовление и развешивание скворечников, уборка и озеленение школьного участка, сбор лекарственных растений и др. Проведение этих мероприятий связано с организацией наблюдений в природе, постановкой простейших опытов, изготовлением поделок из природного материала, участием в озеленении территории школы. Организация кружков и факультативов позволяет углубленно изучать природу, применять на практике экологические знания. Методика организации экологических викторин, конкурсов, праздников, экскурсий, рейдов и др. требует учета возрастных особенностей детей, связи с жизнью, реализации краеведческого принципа изучения и охраны природы, разнообразия форм организации активной природоохранной деятельности. Методические условия организации экологических дел: - ярко выраженная общественная польза;- личностная значимость труда, возможность реализовать в труде свои способности и интересы;- свобода выбора вида, содержания, средств труда;- создание ситуации успеха, взаимодействие со взрослыми;- элементы игры, эстетическая и эмоциональная насыщенность трудовой и природоохранной деятельности.

 

33. Методика организации коллективной трудовой деятельности Трудовое воспитание как компонент структуры содержания всестороннего развития личности. Задачи трудового воспитания: привитие любви к труду и уважения к людям труда, формирование трудовых навыков и умений, формирование навыков самообслуживания, культуры труда, соблюдения норм техники безопасности.

Критерии воспитанности культуры труда: готовность к самостоятельной трудовой жизни; творческий подход к работе; умение организовать совместный труд, руководить и подчиняться общим интересам в коллективной деятельности; качественное и ответственное выполнение работы; навыки по технике безопасности труда.

Система трудового воспитания в школе: учебный труд в процессе изучения школьных дисциплин, трудовое обучение, организация общественно полезной деятельности во внеклассной работе, производительный труд. Формы организации самообслуживания младших школьников: трудовые дела «Уют», «Хозяева класса», «Доброе дело», «Мамины помощники», «Я будущая хозяйка» и др. Общественно полезные дела - «Сюрприз малышам», «Чистый двор», «Война с королем Мусором», «Субботник», «Встречаем птиц» и др. Трудовые коллективные творческие дела: «Праздник труда», "Город мастеров", «Турнир умельцев», «Эстафета любимых занятий», «Ярмарка» и др. Технология организации групповой трудовой деятельности включает следующие компоненты:1) Мотивация. Предварительная беседа с учащимися о необходимости деятельности.2)Четкое осознание предметного результата групповой деятельности (что конкретно будет сделано). Учет возраста и техники безопасности.3) Выбор времени и места проведения работы. Они не должны меняться. Время подготовки и проведения не должны быть длительными.4)Подбор средств деятельности (их должно быть достаточное количество; удобны, безопасны).5) Определение конкретной роли каждому члену коллектива.6)Организационное оформление деятельности (участки, бригады, ответственные за качество, инструменты т.д.).7)Создание благоприятного эмоционального настроения (элементы игры, музыка, соревнование и т.п.).8) Обеспечение условий для сотрудничества учителя и учащихся.9)Обязательное завершение работы вовремя, подведение итогов.10) Оценка не только предметного результата деятельности (что конкретно сделано), но и воспитательного результата (для кого было сделано полезное дело, проявили ли учащиеся инициативу, творчество, взаимопомощь и т.п.).

34. Технология работы с группой в первоначальный период и предъявления пед-го требования I. Большое значение имеет первое впечатление от школы, класса, учителя, которое должно быть положительным. Первичные формы поведения, эмоции, переживания создают психологическую установку на группу, педагогов, деятельность, учебное заведение в целом.2. Устанавливается первичный порядок и удобство режимных моментов: четкость и разумность расписания занятий, определенность места занятий, удобство рабочего места, расположение и хранение личных вещей, одежды; ритуал приветствия, прощания; организация дежурства и т.п.3. Складывается характер межличностных отношений, культура общения (знакомство, обращение по имени, уважительный тон, культура речевого поведения в основных коммуникативных ситуациях: просьба, благодарность, извинение, предложение помощи и др.).4. Становление авторитета педагога, его педагогической позиции.5. Зарождаются традиции коллектива. Создается Кодекс класса.6. Классный руководитель начинает глубокое и всестороннее изучение воспитанников и их семей. Педагогическое требование – это предъявление школьникам культурных норм отношения к человеку, труду, познанию, прекрасному, обществу. Предъявление требования сочетает в себе и обязанность, и свободу выбора, и внутренне неприятия или даже протест. Задача педагога – превратить требование в свободно проявляемое отношение.Требование как метод воспитания применяется главным образом для организации жизнедеятельности детей в условиях недостаточно высокого уровня развития коллектива, несформированности навыков самоуправления. Педагогические условия эффективного использования требования:1.Требования должны быть понятны, обоснованы, доступны выполнению, не противоречить мнению большинства учащихся.2. Не следует выдвигать перед воспитанниками одновременно много требований.3. Тон предъявления требования должен быть достаточно твердым, решительным, побуждающим к действию.4. Форма предъявления требования – этичная, не допускающая унижения достоинства детей. Избегать тона нравоучения, угрозы, предупреждения, команды, приказа. 5.Предпочтение отдается позитивной форме предъявления требования (вместо требования «Не шумите» лучше сказать: «Сидите тихо»). Все «нельзя» можно свести к двум: а) нельзя посягать на другого человека, его достоинство, независимость, свободу, личную собственность; б) нельзя не совершенствовать самого себя, опускаться, терять истинно человеческие качества и достоинство.6.Необходимо сопровождать требование инструкцией, как его выполнять; предлагать конкретную положительную программу действий; ограничивая же какую-либо деятельность, предложить альтернативное поведение: «Так не пойдет, а вот так будет хорошо…».7. Требование должно быть доведено до логического конца, то есть выполнено.8.Придерживаться принципа единства подходов к воспитанникам со стороны учителей, воспитателей, родителей.9. Кроме прямого требования, использовать косвенные, культуросообразные формы: просьба, приглашение, намек, совет, рекомендация, пожелание, распоряжение, договор.

 

 

35. Технология создания морально-психологического климата в коллективе Морально-психологический климат – это устойчивая система отношений, влияющих на самочувствие личности, меру проявления личностного «Я» и определяющих направленность и характер деятельности группы. В зависимости от характера складывающихся в группе отношений можно говорить о благоприятном и неблагоприятном морально-психологическом климате.

Характеристики Характеристики

благоприятного климата неблагоприятного климата

доброжелательность агрессивность

защищенность незащищенность

мобильность инертность

работоспособность леность

инициативность пассивность

оптимизм пессимизм

свобода «Я» зажатость

Механизмом формирования благоприятного климата является привнесение ценности в жизнь группы и каждого отдельного ребенка: выявление реакции на происходящее; высказывание своего ценностного отношения; демонстрация и актуализация отношения через поступок, организацию деятельности, в результате чего отношение предстает перед членами группы в наглядно-образной форме. Важными средствами формирования благоприятного морально-психологического климата выступают спонтанно возникающие и специально создаваемые педагогом нравственные ситуации, приемы («Утренняя встреча», «Этическая минутка» и т.п.), ритуалы, традиции, минутки релаксации.На климат в коллективе значительно влияют следующие факторы: возрастные и индивидуальные особенности детей, предметно-пространственное окружение, организованность и порядок, содержание внеклассной деятельности, стиль и тон общения, пример взрослых, приоритет духовности и культуры. Понятие «климат» следует дифференцировать с понятием «атмосфера». Социально-психологическая атмосфера – преобладающее эмоциональное состояние коллектива, наблюдаемое в сравнительно небольшой отрезок времени. Из множества благоприятных атмосфер складывается морально-психологический климат. Можно выделить три канала положительного воздействия на атмосферу в классе:1.Аудиальный – воздействие словом, музыкой, звуками природы.2Визуальный – появление цветка, необычного предмета, образа, картины. Кинестетический – изменение условий,

 

36. Технология педагогической оценки Существует две разновидности педагогической оценки: открытая (прямая) и скрытая (косвенная).К открытой оценке чаще всего педагог прибегает, когда воспитанник полностью отдает себе отчет в содеянном. Как правило, открытая оценка выражается в форме положительного или отрицательного подкрепления, поощрения, наказания.

Психологический смысл поощрения – переживание удовлетворения своим поведением, ситуации успеха, стремление и в дальнейшем заслужить поощрение.

Виды поощрения:- похвала, одобрение; - благодарность – наедине, в присутствии коллектива, вербально или письменно (к примеру, благодарственное письмо родителям); - почетное звание; - особое доверие, ответственные полномочия; - подарок, награждение вымпелом, грамотой; - экскурсионная поездка;- организация праздника (вечера отдыха, чаепития).

Требования к поощрению:- не использовать слишком часто к одним и тем же детям;

- учитывать индивидуальные и возрастные особенности;- справедливость, соразмерность поступка, поддержка коллективом;- больше поощрять на инициативу, творчество, преодоление себя, меньше – за выполнение своих обязанностей;- нежелательно поощрение материальное (деньгами);- поощрение не должно быть предварительным условием выполнения какого-либо действия.

Психологический смысл наказания – переживание чувства раскаяния, стыда, дискомфорта от потери контакта, стремление в дальнейшем не допускать нарушений.

Виды наказаний: замечание (устное, письменное, наедине или в присутствии группы), предупреждение, выговор, лишение удовольствия, доверия, временная холодность в отношениях, пересадить на другую парту, поставить на некоторое время у парты.

Требования к наказанию:- не использовать слишком часто к одним и тем же детям;-учитывать индивидуальные и возрастные особенности;- справедливость, соразмерность поступку, поддержка коллективом;- больше наказывать за преднамеренное нанесение ущерба другому человеку; меньше – за несдержанность, необдуманность, подражание;- нельзя наказывать трудом, лишением сна, пищи, физически;- наказание исчерпывает конфликт (с учеником, понесшим наказание, вновь устанавливаются доброжелательные отношения);-соблюдать педагогический такт;- преимущество парциальной оценки по сравнению с глобальной.

В современных условиях возрастает роль скрытой оценки. Технологические приемы ее выражения: «Я-сообщение», т.е. оглашение вслух собственных переживаний и эмоционального состояния педагога:- Я очень расстроена…- Я разочарована (поражена, удивлена…)- Сегодня ты порадовал меня… «Ты-сообщение» – оглашение предполагаемого состояния ребенка в момент совершения действия:-Ты, наверное, очень разозлился и поэтому…?- Ты спешил и поэтому не успел…? Естественные последствия поступка – неизбежность обстоятельств, в которые ребенок сам себя поставил:обидел – извинись, разлил – вытри, насорил – убери…

Возложение оценочных полномочий на самого воспитанника: - Как ты сам это оцениваешь?- Подумай: ты поступил правильно или нет?

Оценка, отодвинутая во времени: - Я потрясена, поговорим завтра, когда я приду в себя…

 

37. Технология группового общения, диалоговые формы работы с уч-ся Под диалогом понимается не говорение нескольких детей, отвечающих на вопросы, рассказывающих и дополняющих недосказанное, а взаимопроникновение совпадающих или несовпадающих позиций, способствующее порождению и развитию общей мысли. Диалоговые формы (дискуссии, диспуты, дебаты и др.) направлены на формирование у учащихся умений высказывать и отстаивать свое мнение, приводить необходимые аргументы, уважать мнение других, культурно вести диалог и разрешать противоречия, говорить ясно, четко, кратко. Эти умения являются основой демократической культуры личности, важным условием организации школьного самоуправления, формирования здорового общественного мнения и благоприятного морального климата в коллективе школьников. Дискуссия – равноправное обсуждение педагогами и воспитанниками дел, проблем самого различного характера. Она возникает, когда перед людьми возник вопрос, на который каждый первоначально имеет свой ответ. В зависимости от формы организации дискуссии бывают:- «панельная» – предварительно проводится заседание экспертной группы, на котором несколько участников во главе с назначенным председателем обсуждают намеченную проблему, а затем они излагают свои позиции все аудитории;- «форумная» – в отличие от предыдущей экспертная группа вступает в обмен мнениями с аудиторией;- «круглый стол» – беседа на равных небольшой группы участников, расположенных по кругу;- «судебная» – дискуссия, имитирующая судебное разбирательство;- «симпозиум» – более формализованное обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории;- дискуссия в технике «аквариума» – после непродолжительного группового обмена мнениями по одному представителю от команды участвуют в публичной дискуссии, они располагаются в центре («аквариуме»), остальные наблюдают за дискуссией. Диспут.Цель диспута как формы воспитательной работы– учить воспитанников культуре общения, умению логично, доказательно отстаивать свою точку зрения; помочь ученикам в откровенном споре увидеть истинность той или иной позиции; формировать терпимость, уважение к собеседнику, готовность понять и принять иные взгляды. В отличие от дискуссии диспут всегда заранее готовиться. Слово «дебаты» в переводе с французского обозначает прения, обмен мнениями. В отличие от дискуссии, которая представляет собой спор, публичное обсуждение аудиторией какого-нибудь вопроса, дебаты не предполагают открытого столкновения участников, прямого спора, перерастающего иногда в полемику (стремление обязательно переубедить, победить оппонентов любыми способами и средствами). Сократовский диалог – это совместная попытка найти ответ на фундаментальный вопрос. Вопрос занимает центральную позицию в диалоге. Он относится к конкретному опыту одного или нескольких участников диалога, и детальное описание этого опыта доступно всем остальным. Систематическая рефлексия по поводу этого опыта сопровождается поиском суждений и идей, которые разделялись бы всеми членами группы.Цель диалога – согласие.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 669; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.02 с.)